ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 10 КЛАСС.
1 вариант
Часть А.
А 1. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
тканевый 2) биосферный 3) клеточный 4) Популяционно-видовой
А 2. Укажите одно из положений клеточной теории
1) соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом
2) гаметы состоят из одной клетки
3) клетка прокариот содержит кольцевую ДНК
4) клетка ‑ наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов
А3. Мономерами жиров являются
1) аминокислоты 2) моносахариды 3) глицерин 4) нуклеотиды
А 4. Фаза деления клетки, в которой хромосомы выстраиваются по экватору:
1) метафаза 2) профаза 3) анафаза 4) телофаза
А5. Организмы, клетки которых имеют обособленное ядро - это
Вирусы 2)прокариоты 3)эукариоты 4)бактерии
А 6. У растений, полученных путем вегетативного размножения,
1)повышается адаптация к новым условиям 2)набор генов идентичен родительскому
3)проявляется комбинативная изменчивость 4)появляется много новых признаков
А 7. Сколько хромосом будет содержаться в клетках кожи четвертого поколения обезьян, если у самца в этих клетках 48 хромосом:
48 2) 96 3)44 4) 24
А8. Носителями наследственной информации в клетке являются
1)хлоропласты 2) хромосомы 3) митохондрии 4) рибосомы
А 9. Конъюгация и кроссинговер в клетках животных происходит:
1)В процессе митоза 2)При партеногенезе 3)При почковании 4)При гаметогенезе
А10. В ходе пластического обмена происходит
1) окисление глюкозы 2) окисление липидов 3) синтез неорганических веществ
4) синтез органических веществ
А11. В процессе энергетического обмена в клетке идет
1) образование органических веществ 2) расходование АТФ 3) синтез неорганических веществ
4) расщепление органических веществ
А12. Сколько нуклеотидов находится на участке гена, в котором закодирована первичная структура молекулы белка, содержащего 130 аминокислот:
65 2) 130 3) 260 4) 390
А13. Универсальным источником энергии в клетке являются молекулы
1) ДНК 2) глюкоза 3) АТФ 4) жирных кислот
А14. Индивидуальное развитие организмов начинается при половом размножении с:
1) отделения части клеток организма, их дальнейшего роста и развития
2) момента образования почки на теле родительского организма
3) момента образования споры и её прорастания
4)момента образования зиготы и до смерти
А15. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином содержится в этой молекуле?
1) 20% 2) 10% 3) 40% 4) 90%
Часть 2. В задании В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6.
В 1. Какие структуры характерны только растительной клетки?
1) клеточная стенка из хитина
2) клеточная стенка из целлюлозы
3) эндоплазматическая сеть
4) вакуоли с клеточным соком
5) митохондрии
6) лейкопласты и хлоропласты
В 2. Цитоплазма в клетке выполняет функции:
внутренней среды, в которой расположены органоиды
синтеза глюкозы
взаимосвязи процессов обмена веществ
окисления органических веществ до неорганических
осуществления связи между органоидами клетки
синтеза молекул АТФ
В3. Постройте последовательность реакций трансляции:
А) Присоединение аминокислоты к тРНК
Б) Окончание синтеза белка
В) Соединение кодона с антикодоном
Г) Начало синтеза полипептидной цепи на рибосоме
Д) Удлинение полипептидной цепи
Е) Присоединение иРНК к рибосоме
Часть 3.
С1.Растения в течение жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните.
С4. Фрагмент нуклеотидной цепи ДНК имеет последовательность А-А-Г-Т-Г-А-Ц. Определите длину цепи, нуклеотидную последовательность второй цепи и общее число водородных связей, которые образуются между двумя цепями. Объясните полученные результаты.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 10 КЛАСС.
2 вариант
Часть А.
А1. Строение и функции органоидов клетки изучает наука:
селекция 2)цитология 3) генетика 4)систематика
А2. Немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых, сформулировали
1) закон зародышевого сходства 2) хромосомную теорию наследственности
3) клеточную теорию 4) закон гомологических рядов
А3. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза этого белка?
300 2) 600 3) 900 4) 1500
А4. Значение митоза состоит в увеличении числа:
1)хромосом в половых клетках 2)молекул ДНК в дочерних клетках 3)хромосом в соматических клетках
4) клеток с набором хромосом, равным материнской клетке
А5. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?
Вирусы 2)Бактерии 3)Лишайники 4)грибы
А6. Коньюгация и обмен участками гомологичных хромосом происходит в
1) профазе 1 мейоза 2) профазе митоза
3) метафазе 2 мейоза 4) профазе 2 мейоза
А7. У детей развивается рахит при недостатке:
марганца и железа 2)кальция и фосфора 3) меди и цинка 4)Серы и азота
А8. Появление у потомков признаков, отличных от родительских, происходит в результате:
Бесполого размножения 2)Партеногенеза 3)Почкования 4)Полового размножения
А9. Хлоропласты имеются в клетках
корня капусты 2) гриба-трутовика 3) листа красного перца
4) древесины стебля липы
А10. Чем отличается растительная клетка от животной клетки?
1) комплексом Гольджи 2) вакуолями с клеточным соком 3) митохондриями
4) эндоплазматической сетью
А11. Рибонуклеиновые кислоты(РНК) в клетке участвуют в
1) регуляции обмена веществ 2) образовании углеводов 3) хранении наследственной информации
4) биосинтезе белка
А12. В основе бесполого размножения животных лежит процесс
1) мейоза 2) митоза 3) гаметогенеза 4) оплодотворения
А13. Автотрофные организмы в качестве источника углерода используют
1) глюкозу 2) крахмал 3) глицерин 4) углекислый газ
А14. В основе образования двух хроматид в одной хромосоме лежит процесс
1) сборки белка 2) синтез РНК 3) трансляция 4) самоудвоение ДНК
А15. На каком этапе энергетического обмена синтезируются 2 молекулы АТФ
1) гликолиза 2) подготовительного 3) кислородного 4) поступления веществ в клетку
Часть 2. В заданиях В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6.
В1. Какие общие свойства характерны для митохондрий и пластид?
не делятся в течение жизни клетки
имеют собственный генетический материал
являются одномембранными
содержат ферменты
имеют двойную мембрану
участвуют в синтезе АТФ
В2.Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых характерны эти особенности.
| ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ | | ОРГАНИЗМЫ |
А) | Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ | 1) | автотрофы |
Б) | использование энергии, заключенной в пище для синтеза АТФ | 2) | гетеротрофы |
В) | использование только готовых органических веществ | | |
Г) | синтез органических веществ из неорганических | | |
Д) | выделение кислорода в процессе обмена веществ | | |
В3 Установите правильную последовательность этапов эмбрионального развития:
А) дробление Б) органогенез В) гаструляция Г) бластула
Д) оплодотворение
Часть 3.
С1. В небольших помещениях с обилием комнатных растений ночью концентрация кислорода уменьшается. Объясните почему.
С2. Фрагмент и-РНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: А-У-А-Ц-Ц-Ц-У-Г-У-А-Г-Ц. Определите последовательность нуклеотидов на кодирующей цепи ДНК, число кодонов и-РНК и число молекул т-РНК, участвующих в биосинтезе данного полипептида.