Итоговое тестирование по биологии
10 класс, профильный уровень
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень организации | Пример |
Клеточный | Строение цианобактерий |
| Нуклеиновые кислоты, белки клетки |
Сколько половых хромосом содержится в сперматозоиде у человека? В ответ запишите только соответствующее число.
Какой процент нуклеотидов с цитозином содержит ДНК, если доля её адениновых нуклеотидов составляет 10% от общего числа. В ответ запишите только соответствующее число.
Каково соотношение генотипов у потомства, полученного от скрещивания особей с генотипами Аа х Аа?
Укажите номер, обозначающий на схеме стадию клеточного цикла, во время которой происходит расхождение хроматид к полюсам?
Установите соответствие между процессами и стадиями клеточного цикла, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ
А) формирование веретена деления
Б) расположение хромосом по экватору клетки
В) движение хромосом к полюсам
Г) деление центромер хромосом
Д) компактизация хромосом
Е) формирование ядерной оболочки
СТАДИИ КЛЕТОЧНОГО
ЦИКЛА
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение одного из органоидов клетки. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Наружная мембрана.
2. Мембрана тилакоида.
3. Зёрна крахмала.
4. Строма.
5. Матрикс.
6. Кристы.
Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Преобразование солнечной энергии в энергию АТФ.
2. Возбуждение светом электронов хлорофилла.
3. Фиксация углекислого газа.
4. Образование крахмала.
5. Использование энергии АТФ для синтеза глюкозы.
Запишите названия частей животной клетки, указанных на схеме. В ответе укажите номер части и её название, схему клетки перерисовывать не нужно.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к характеристикам молекул белков?
1. Выполняют только ферментативную функцию.
2. Некоторые способны к ренатурации.
3. Состоят из нуклеотидов.
4. Могут иметь форму α-спирали.
5. Обладают в составе пептидными связями.
6. Существуют в форме мономеров.
11. Известно, что ген имеет кодирующую и не кодирующую белок части. Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь смысловая, нижняя — транскрибируемая):
5’-ЦГАТГАЦГТТАТЦЦТАТЦТАТ-3’
3’-ГЦТАЦТГЦААТАГГАТАГАТА-5’.
Определите последовательность белка, кодируемую данным фрагментом, если первая аминокислота в полипептиде -мет. Укажите последовательность иРНК, определите, с какого нуклеотида начнётся синтез белка. Обоснуйте последовательность своих действий. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
12. В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения кареглазого ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих признаков не сцеплены. Голубые глаза и леворукость — аутосомные рецессивные признаки. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
КЛЮЧИ
Молекулярный
1
40
112
3
123314
156
21354
1. пищеварительная вакуоль
2. цитоскелет ИЛИ микротрубочки ИЛИ микрофиламенты
3. мембрана
4. шероховатая ЭПС или гранулярная ЭПС
5. гладкая ЭПС
6. лизосома
7. комплекс Гольджи
8. рибосома
9. митохондрия
10. хроматин ИЛИ хромосома
11. ядро ИЛИ ядерный сок ИЛИ ядерный матрикс
12. ядрышко
10. 245
11. мет – тре- лей- сер- тир-лей
12.
В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения кареглазого ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих признаков не сцеплены. Голубые глаза и леворукость — аутосомные рецессивные признаки. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Пояснение.
Схема решения задачи.
1. В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой.
А — карие глаза, a — голубые глаза.
B — праворукость, b — леворукость.
Голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой получает гамету b от отца, следовательно, её генотип ааBb.
Кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой получает гамету аb от матери и его генотип ♂ АаВb.
2. Р ♀ ааBb х ♂ АаВb
G ♀аB ♂АВ
♀ аb ♂Аb
♂ аB
♂ аb
F1
АаВВ — карие глаза праворукость.
2 АаВb — карие глаза праворукость.
ааВВ — голубые глаза праворукость.
2 ааВb — голубые глаза праворукость.
2Ааbb — карие глаза леворукость.
aabb — голубые глаза леворукость.
Вероятность рождения кареглазого ребенка-левши 1/8 (12,5%).
3. Закон независимого наследования признаков.