Итоговое занятие
по развитию речи
(средняя группа)
«Путешествие на ферму»
Воспитатель: Гнездилова И.Л.
2022 г.
Цель: Закреплять и обобщать знания, полученные в течении года по развитию речи.
Задачи:
Совершенствовать фонематический слух и слуховое внимание;
Формировать умение подбирать слова, подходящие по смыслу;
Формировать умение согласовывать существительные с предлогом;
Формировать умение образовывать ласковые слова (с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
Продолжать учить составлять рассказ, используя опорные картинки;
Развивать правильную, чёткую речь;
Совершенствовать диалоговую речь (учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их);
Учить внимательно слушать;
Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе;
Обогащать словарный запас;
Предварительная работа: Дидактические игры «Кто где живёт? (домашние животные)», «Чей детёныш?», беседы о домашних животных, какую пользу они приносят человеку.
Словарная работа: Домашние животные, ферма, фермер, корова – телёнок, овца – ягнёнок, коза – козлёнок, кролик – крольчонок, свинья – поросёнок, собака – щенок, кошка – котёнок, гнедая, сторожевая, рогатый, хрюкает, ржёт, лает, мычит, блеет, конюшня, сарай, коровник, будка, свинарник, порода колли.
Материалы и оборудования к занятию: Видеопроектор, флешка, подбор картинок к игре «Чья тень?», «Чей детёныш?», картинка на проекторе «Ферма», картинки домашних животных, картинки на каждого ребенка для игры «Где мой детеныш?», стулья по количеству детей, стол.
Ход НОД:
Дети входят в группу под музыку и строятся в круг.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите сколько у нас гостей, давайте с ними познакомимся (Дети здороваются).
Вос-ль: А сейчас закончите предложения там, где это нужно,
Скажите громко, вместе, дружно!
- Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему (Привет!)
- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой (Привет!)
- При встрече через много лет вы крикнете друзьям (Привет!)
- И улыбнутся вам в ответ от слова доброго (Привет!)
- И вы запомните совет: дарите всем друзьям (Привет!)
- Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы (Привет!)
Воспитатель обращает внимание детей на коробку.
Вос-ль: Ребята, давайте откроем коробку и посмотрим, что в ней.
В коробке - картинки от игры «Чья тень?» с домашними животными.
Вос-ль: Ребята, отгадайте, чья это тень? Если отгадаете правильно, то на экране появится картинка. (Петух, корова, кошка, собака, коза, свинья)
Вос-ль: Правильно. А как можно их назвать, одним словом? (Домашние животные)
Вос-ль: Где живут домашние животные? (В деревне, в доме)
Вос-ль: Одни домашние животные могут жить в квартире вместе с нами, как например, собака, кошка. Другие домашние животные живут в деревне, на ферме и заботится о них фермер. Я предлагаю, нам отправится в гости на ферму. На каком транспорте поедем? (На машине)
Вос-ль: Тогда заводим моторы и отправляемся в путь.
(Дети под музыку делают круг по группе и подъезжают к экрану, садятся на стулья)
Вос-ль: Вот мы и приехали на ферму (На экране изображение фермы). Нас встречает фермер. А Ксюша подготовила стихотворение для фермера.
Ксюша В.: Мы приехали на ферму
Посмотреть, кто там живет.
Кто как служит человеку.
Кто что ест, и кто как пьет.
Вос-ль: А теперь посмотрите на животных, которые живут на ферме и скажите, какие они. Какая собака? (Пушистая, серая, лохматая, злая, сторожевая)
Вос-ль: А как можно ее ласково назвать? (Собачка)
Вос-ль: А какая свинья? (Грязная, розовая, ленивая)
Вос-ль: А как можно ее ласково назвать? (Свинка)
Вос-ль: А Какой баран? (Кудрявый, рогатый, белый)
Вос-ль: А как можно ее ласково назвать? (Барашек)
Вос-ль: Какой кролик? (Быстрый, пушистый, ласковый)
Вос-ль: Какая лошадь? (Быстрая, большая, гнедая, сильная, выносливая)
Вос-ль: А как можно ее ласково назвать? (Лошадка)
Вос-ль: Молодцы, ребята! Кто сможет рассказать, какую пользу приносят домашние животные человеку?
Воспитатель даёт возможность высказаться 2-3 детям. Предлагает другим детям дополнить рассказ. По необходимости сам уточняет.
Вос-ль: Вот видите, какую большую пользу приносит каждое животное человеку. А как же фермер заботиться о животных? (Кормит и поит их, убирает за ними, если заболеют – лечит)
Вос-ль: Ещё фермер каждому животному сделал свой домик. Посмотрите, где живёт собака? (В будке)
Вос-ль: Где живёт лошадь? (В конюшне)
Вос-ль: Где живёт свинья? (В свинарнике)
Вос-ль: Где живёт коза? (В сарае)
Вос-ль: Где живёт корова? (В коровнике)
Физминутка
И утята и котята и козлята и щенки
Собрались все на зарядку, чтобы силу обрести.
Головой кивает утка – повтори и ты малютка.
Кошка вертит головой, но и мы не отстаем с тобой.
Козлик ноги разминает, на носочках он шагает,
А потом утятки, ходят все на пятках.
Бегает собака на окрепших лапах.
То за мухой повернется, то обратно развернется.
И утёнок, и козленок, и котенок, и щенок
Тянут-тянут свои лапки, тянут-тянут в потолок.
А потом на плечи скок и обратно в потолок.
Вот теперь попрыгаем, ножками подрыгаем,
А потом мы отдохнем носом глубоко вдохнем!
Игра «Один – много»
Вос-ль: У человека корова может быть одна, а на ферме может быть много кого? (Коров). Лошадь у человека одна, а на ферме много кого? (Лошадей) и т. д.
Вос-ль: Молодцы. Вот и вечер наступает. Животные хотят кушать и подают голос своему хозяину – фермеру, чтобы он их поскорее покормил. Что будут делать собаки? (Лаять)
Вос-ль: Что будут делать свиньи? (Хрюкать)
Вос-ль: Что будут делать козы? (Блеять)
Вос-ль: Что будут делать коровы? (Мычать)
Вос-ль: Что будут делать лошади? (Ржать)
Вос-ль: Сейчас фермер всех животных будет в их дома загонять, кормить. Да вот беда, детёныши непослушные разбрелись по двору и фермеру тяжело их каждого к своей маме отправить. Поможем ему? (Да)
Дети делятся на две команды, одной команде раздаются карточки со взрослыми животными, другой - детёнышами.
Вос-ль: Теперь по очереди дети с карточкой мамы зовут детёныша, например, корова зовёт «Где мой телёнок?», а ребёнок с карточкой телёнка подходит и отвечает «Мама – корова, я здесь твой телёнок».
Дети проигрывают игру, воспитатель по мере необходимости помогает.
Вос-ль: Молодцы, помогли фермеру. Пора нам обратно в детский сад отправляться. До свидания. (До свидания)
Вос-ль: Заводим моторы. Дети делают круг по группе и садятся на стулья, поставленные полукругом.
Вос-ль: Ребята, понравилось вам на ферме? (Да)
Вос-ль: Тогда я предлагаю вам послушать скороговорки про домашних животных и научиться их говорить быстро и чётко.
- У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
- Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли, но щенок породы колли убежал от Поли в поле.
Дети проговаривают хором, подгруппами (мальчики, девочки), индивидуально.