СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИТОГОВЫЙ УРОК по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» 11 кл

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИТОГОВЫЙ  УРОК

 

по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

11 кл

 

 

Просмотр содержимого документа
«ИТОГОВЫЙ УРОК по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» 11 кл»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ТЛЯДАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"









ИТОГОВЫЙ УРОК


по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

11 кл







Урок подготовила

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Тлядальская СОШ»

Магомедова Гульмира Шамсудиновна

дАТА ПРОВЕДЕНИЯ-20 17 г





По роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Тема: Анализ последней главы романа «Тихий Дон» (XVIII гл.)

Цель: - обобщить пройденный материал;

- формирование осмысления основной идеи романа;

- формирование умения анализа эпизода;

- формирование истинных ценностей в жизни.

Метод: аналитическая беседа.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману,

интерактивная доска

Оформление доски: [записи на доске появляются в процессе урока]

  1. эпиграфы записываются в конце урока.

  2. рисунок – схема чертится в четыре приёма.

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям.

Л.Н.Толстой

Родительский дом – начало начал

М.Рябинин



Итоговый рисунок



ДОМ

Л

Ю

Б

О

В

Ь


С

Е

М

Ь

Я


Григорий Мелехов

О тец – Пантелей Прокофьевич

М ать – Ильинична

Б рат – Петро

С естра – Дуняша

Н евестка – Дарья

Ж ена – Наталья

Сын – Мишутка

Д очь – Полюшка

Л юбимая – Аксинья

ДОМ









ТРУД





ХОД УРОКА



  1. Организационный момент.

 Вступительное слово учителя.

Мы заканчиваем изучение романа-эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон» и сегодня закроем последнюю страницу книги.

На протяжении нескольких уроков пытались разобраться в сложном (объемном) содержании романа;

понять авторскую версию событий;

очертить круг проблем, поставленных автором; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов.

Читая последнюю главу романа, мы еще раз перелистаем страницы великой книги, попытаемся определить основную идею романа и попытаемся понять, что же хотел сказать М.Шолохов читателям 20-х годов ХХ столетия и нам, читателям ХХI века.

 Вопрос: какие исторические события отражены в романе «Тихий Дон»?

Ответы учащихся.

 Читаем последнюю главу романа.

  1. Чтение XVIII главы романа «Тихий Дон».

[Читает учитель. На каждой парте роман «Тихий Дон»]

  1. Беседа по прочитанной главе.

  1. С чего начинается описание главы?

  2. Какое настроение передает описание пейзажа?

  3. При помощи каких художественных средств создается настроение? Какой цвет преобладает в описании пейзажа?

  4. Основной мотив пейзажа? [Жизнь и смерть. Ведущий мотив – смерть.]

  5. Почему такой пейзаж? О чем он говорит? Какое событие произошло в предыдущей главе?

[6 лет шла война, которая принесла разрушение, гибель; Григорий похоронил Аксинью. «Мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, уже случилось»]



Слово учителя. В начале главы Шолохов, рисуя пейзаж, проводит аналогию между состоянием человека и картиной природы. Этот наиважнейший принцип изображения человека и природы в произведениях называется психологическим параллелизмом. Человек и природа выступают как самостоятельные, но равновеликие силы.

Шолохов очень часто использует этот приём, который помогает глубже, полнее понять состояние героя.

  1. Что изменилось в жизни Григория?

[«Он лишился всего, что было дорого его сердцу»]

  1. Что является тому виной?

[Смерть Аксиньи. Война – “безжалостная смерть»]

  1. Почему Григорий не сразу пошёл домой? Где оказался?

  2. Чем занимался? Чем глушил тоску?

  3. Почему не ушёл с Чумаковым?

  4. Почему не дождался амнистии?

[Весна. Надо пахать, сеять. Трудиться. Земля «зовёт»]

  1. Почему выбрасывает винтовку, патроны. Почему пересчитал патроны? Почему вытирает руки?

  2. Что осталось у Григория?

[Зачитываем последние строки романа]

Что ещё держало Григория на земле?

  1. А кто был у Григория? Что было важно для него в жизни?

[Учащиеся вспоминают начало романа.

Появляется первая запись на доске.

Используется офисное Приложение ms Word.

Один из учеников производит запись на доске]



С

Е

М

Ь

Я


Григорий Мелехов

Отец – Пантелей Прокофьевич

Мать – Ильинична

Брат – Петро

Сестра – Дуняша

Невестка – Дарья

Жена – Наталья

Сын - Мишутка

Дочь – Полюшка

Любимая - Аксинья













Была большая семья!











  1. Чем занимались Мелеховы?

[Учащиеся вспоминают эпизоды из романа]

С

Е

М

Ь

Я

Г ригорий Мелехов

Отец – Пантелей Прокофьевич

Мать – Ильинична

Брат – Петро

Сестра – Дуняша

Невестка – Дарья

Жена – Наталья

Сын - Мишутка

Дочь – Полюшка

Любимая - Аксинья


Е



ТРУД

[Появляются новая линия и слово «труд»]

Мелеховы трудились!

  1. Как они относились к труду, жизни, друг к другу?

Л

Ю

Б

О

В

Ь

С

Е

М

Ь

Я

Григорий Мелехов

Отец – Пантелей Прокофьевич

Мать – Ильинична

Брат – Петро

Сестра – Дуняша

Невестка – Дарья

Жена – Наталья

Сын - Мишутка

Дочь – Полюшка

Любимая - Аксинья







Т Р У Д

[Добавляются еще одна линия и слово “любовь»]

Любили труд, жизнь, друг друга

  1. Так что же было у Григория?

Обобщим! Внимательно посмотрим на рисунок.

Что у нас получилось?





Д О М



Л

Ю

Б

О

В

Ь

С

Е

М

Ь

Я

Григорий Мелехов

О тец – Пантелей Прокофьевич

М ать – Ильинична

Б рат – Петро

Сестра – Дуняша

Н евестка – Дарья

Ж ена – Наталья

С ын - Мишутка

Д очь – Полюшка

Л юбимая - Аксинья








ТРУД

[Дорисовывается крыша дома]


Семья, труд, любовь – Дом! У Григория был Дом.

  1. Что стало с семьей, домом?

[Вычеркиваются все, кого потерял Григорий.

Используется прием Word – зачеркивание строки]

 Остались только Дуняша (сестра) и Мишутка (сын). Дом почти разорён, но он есть!

  1. Что значит для Григория дом?

[Отчий дом на родной земле – все начала и все концы]

 Григорию есть куда идти.

А кому из литературных героев некуда идти? У кого нет дома?

- учащиеся приводят примеры.

Варианты ответов

 Некуда идти героям романа Ф.И.Достоевского «Преступление и наказание». Ни у кого нет дома.

«А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно ж, чтоб всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти!»

(Мармеладов)

 Некуда идти героине пьесы А.Островского «Гроза» - Катерине (нет любви!)

 Некуда идти герою романа Н.С.Тургенева «Отцы и дети» - Евгению Базарову (отрицает дом, любовь, семью) –

 Нет дома и некуда идти героям пьесы М.Горького «На дне».

 Обломов разрушает свой дом, не бережёт его.

 Герои произведений М.Булгакова мечтают о своем доме.

  1. А кто из героев обретает счастье в семье? Бережёт свой дом.

 Герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

[учащиеся вспоминают последние главы романа «Война и мир»]

  1. Учащимся предлагается самим определить тему эпиграфа урока. Учитель зачитывает несколько высказываний на выбранную тему, а затем записывает на доске.

Слово учителя.



Вывод. Для Шолохова и его героя являются главными в жизни – дом, семья, труд, любовь. И ничего важнее этого нет! Потому что дом – это начало начал. Именно в семье учатся заботиться друг о друге, трудиться, любить, понимать. Дом – это крепость, защита, спасение.

Куда мы спешим, когда возвращаемся из дальних странствий? Домой!

Когда все рушится вокруг (предают друзья, на работе неудачи, в стране разруха), что спасает? Дом!

Кто тебя простит, что бы ты ни сделал? Семья!

Кто тебя утешит и поддержит в горе и в беде? Семья!

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное -

Домой так и тянет меня.

А.Барто



  1. Домашнее задание.

Составить компьютерные презентации:

1 группа – «Тема дома и бездомья в русской литературе»

2 группа – «Человек в огне гражданской войны»

3 группа – «Пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания о труде, любви, семье, доме.»