«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра»
Джон Дьюи
В своей статье я хотела бы рассмотреть вопросы, связанные с проектной деятельностью младших школьников, как одним из условий успешной реализации ФГОС второго поколения.
Находясь в постоянном поиске, я остановилась на новой педагогической технологии проектной деятельности. Почему выбор пал именно на эту технологию?
Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный, но интересный и увлекательный процесс. Ведь метод проектов в образовании не случайно приобрел большую популярность. Изучив опыт работы педагогов в журналах «Начальная школа», «Начальная школа Плюс до и после», ряд педагогических трудов, во мне росло убеждение, что эта идея должна найти воплощение в моей педагогической работе. На самом деле участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Кроме того, младшие школьники в процессе реализации проекта получают большую творческую тренировку, что очень важно.
Полученный опыт позволяет предположить, что при правильной организации учебного процесса проектная деятельность весьма успешна и приносит желаемые результаты. В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблему, гипотезу, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическую и практическую части, заключения и выводы, подведение итогов над проектом. В случае соблюдения данных условий качественные продукты проектной деятельности появляются на свет!
Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:
Учёт интересов детей (ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу, если личностной включённости нет, нет и проекта).
Учение через деятельность (проектная работа предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации).
Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
Сотрудничество участников педагогического процесса (здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учеником, но между родителями и учениками, и самими учениками).
Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы. Оформление и защита проекта.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения данной технологией. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. В начале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Проекты в УМК «Школа России» представлены в программе после большого раздела. Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
В 1-м классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребенку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
В 1 классе я учу выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать: индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально.
На основе первого опыта ученикам предлагается заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме: «Мое любимое число», «Моя любимая буква», «Моя малая родина», «Мой класс и моя школа», «Лук – зелёный друг». При изучении темы «Алфавит» предлагаю ребятам несложные, но очень интересные творческие задания: (сделай буквы из различных материалов; напиши любой букве рисуночное письмо). По предмету «Окружающий мир» по теме «Домашние любимцы и комнатные растения» ребята рассказывают о своих домашних питомцах, комнатных цветах, используя фотографии из личного альбома, а так же оформляют выставку рисунков и аппликаций.
Во 2-м классе, кроме творческих проектов, появляются проекты информационные. На этом этапе работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал. Нетрадиционные уроки литературного чтения – уроки творчества, уроки-сказки, уроки-утренники позволяют каждому ребенку проявить свои читательские, актерские способности. Объединившись в группы, дети самостоятельно составляют план, договариваются, распределяют обязанности, создают групповые проекты «Покормите птиц зимой». Каждое решение уникально, выразительно. Работая в группах, дети понимают, что коллективно они могут создавать замечательные газеты, сказки, книги, инсценировки и т.д. Как нельзя лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции.
Один из проектов во втором классе, который предполагает исследовательскую работу, проводился по теме «Растения». В домашних условиях ребята ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц. По технологии ребята также выполняли учебные проекты: «Сказка из пластилина», "В мире животных». Поиск ответов на эти и многие другие вопросы приводит учащихся к выдвижению своих гипотез, учит искать источники информации, проводить несложные опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Работая же в группе, дети не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод. В реализации проекта помогают план, памятка, таблица, т. е. опора, по которой будет работать ученик.
В 3-4-м классах мы встречаемся с практико-ориентированными проектами. К таким проектам можно отнести проекты по темам «Изучай и знай природу своего края» и «Сохраним чистоту рек и озер своего края», куда, кроме традиционных заданий, включены исследования, результаты которых вполне могут быть применены на практике. Так, в работе по теме «Изучай и знай природу своего края» была поставлена проблема: как погода зависит от ветра? Учащимся было предложено в течение месяца провести наблюдения и сделать вывод о том, какие ветры являются преобладающими в нашем крае и как они влияют на погоду. По результатам наблюдений были сформулированы выводы и выдвинуты предложения, как можно использовать эти выводы в жизни. Таким же образом построена подготовка к проекту по проблеме загрязнения водоемов. И, может быть, решения этой экологической проблемы носят в большинстве своем достаточно фантастический характер, как знать – возможно, это основа для будущего величайшего открытия.
Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждает их личностный рост. Совместная проектная деятельность является успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы, делает детей и взрослых равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения, а также создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: “Я сам!”, “Я смог!”, “Я знаю!".
Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников, создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развивает творческие способности. Результат всегда можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Работая с детьми над творческим проектом, я обязательно учитываю рациональность применения этого метода для данного ученика, соотношу с его индивидуальными способностями. Применение этой технологии придает учащимся уверенность в своих силах, обеспечивает успех в практическом применении своих знаний. В результате проектной деятельности решаются многие вопросы по учебно-познавательной направленности и развивается экологическое образование учащихся. При выполнении проектных работ учащиеся вовлекаются в коллективную деятельность; эта работа сближает учеников, помогает открыть мир и себя в этом мире, воспитывает будущего специалиста.
Свою статью я хотела бы завершить словами выдающего немецкого философа и драматурга Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, размышляйте, и хотя и криво, да сами!»