СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы по использованию русских народных сказок в формировании исследовательского поведения у детей с ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагоги и дети группы с ТНР «Ромашка»  МБДОУ детский сад № 147  работают  над долгосрочным проектом «Приобщение детей с нарушениями речи к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками и сказками».  Убеждены, что в процессе ознакомления с русскими народными сказками, используя собственную активность ребёнка, направленную на постижение особенностей объектов природного, предметного мира, связей между явлениями, объектами, их систематизацию и упорядочение, то есть через познавательно-исследовательскую деятельность у дошкольников с ОНР сформируется устойчивый интерес к русской народной культуре. Педагоги и дети группы с ТНР «Ромашка»  МБДОУ детский сад № 147  работают  над долгосрочным проектом «Приобщение детей с нарушениями речи к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками и сказками».  Убеждены, что в процессе ознакомления с русскими народными сказками, используя собственную активность ребёнка, направленную на постижение особенностей объектов природного, предметного мира, связей между явлениями, объектами, их систематизацию и упорядочение, то есть через познавательно-исследовательскую деятельность у дошкольников с ОНР сформируется устойчивый интерес к русской народной культуре. Педагоги и дети группы с ТНР «Ромашка»  МБДОУ детский сад № 147  работают  над долгосрочным проектом «Приобщение детей с нарушениями речи к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками и сказками».  Убеждены, что в процессе ознакомления с русскими народными сказками, используя собственную активность ребёнка, направленную на постижение особенностей объектов природного, предметного мира, связей между явлениями, объектами, их систематизацию и упорядочение, то есть через познавательно-исследовательскую деятельность у дошкольников с ОНР сформируется устойчивый интерес к русской народной культуре. Педагоги и дети группы с ТНР «Ромашка»  МБДОУ детский сад № 147  работают  над долгосрочным проектом «Приобщение детей с нарушениями речи к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками и сказками».  Убеждены, что в процессе ознакомления с русскими народными сказками, используя собственную активность ребёнка, направленную на постижение особенностей объектов природного, предметного мира, связей между явлениями, объектами, их систематизацию и упорядочение, то есть через познавательно-исследовательскую деятельность у дошкольников с ОНР сформируется устойчивый интерес к русской народной культуре.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы по использованию русских народных сказок в формировании исследовательского поведения у детей с ТНР»

Тема: Из опыта работы по использованию русских народных сказок в формировании исследовательского поведения у детей с ТНР

Сафронова О.Н.- учитель-логопед МБДОУ города Иркутска детский сад № 147

Черных Е.В.- воспитатель МБДОУ города Иркутска детский сад № 147

Педагоги и дети группы с ТНР «Ромашка» МБДОУ детский сад № 147 работают над долгосрочным проектом «Приобщение детей с нарушениями речи к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками и сказками». Убеждены, что в процессе ознакомления с русскими народными сказками, используя собственную активность ребёнка, направленную на постижение особенностей объектов природного, предметного мира, связей между явлениями, объектами, их систематизацию и упорядочение, то есть через познавательно-исследовательскую деятельность у дошкольников с ОНР сформируется устойчивый интерес к русской народной культуре.

Русские народные календарные праздники уникальное историческое явление, включающее в себя народное искусство (фольклор) и нематериальное культурное наследие. Русские народные сказки один из основных жанров фольклорной прозы. Виды народных сказок очень разнообразны и имеют как в народной среде, так и в научном обороте различные названия: о животных, волшебные, новеллистические, легендарные, пародии и дразнилки, детские. Русские народные сказки, как и календарные народные праздники, носят характер сезонности, на них лежит печать старинного быта, обычаев, порядков.

Задачи, которые мы стремимся решить:

1. Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года, используя фольклорные формы: русские народные сказки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, заклички и др.

2. Формировать представления о традициях календарных народных праздников, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодные явления, поведение птиц и животных, насекомых, изменения в растительном мире.

3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

4. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.

Познавательно-исследовательская деятельность детей с участием персонажей знакомых и любимых сказок позволяет сделать этот процесс ознакомления с окружающим в историческом направлении занимательным и интересным. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, а в более старшем возрасте, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования. Произведение подбираем с таким содержанием, на основе которого можно развернуть детское исследование. И соблюдаем ряд требований: интересный сюжет; соответствие возрасту детей; наличие динамики, загадки, недосказанности; включение в исследование. Педагог сначала рассказывает ту часть сказки, которая вводит детей в определенную ситуацию. Затем рассказывание произведения прерывается, и взрослый помогает детям выдвинуть цель «Чем можем помочь и как?», гипотезы (их может быть несколько). Затем следует выбор гипотез для практической проверки, для чего организуется специальная обстановка. Обсуждается полученный результат, реальная возможность применить его в данной ситуации. В своей работе мы стараемся подходить к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу рекомендации авторов ТРИЗ (Г.Альтшуллер, М.Шустерман и др.), то есть учим детей оригинально, по-своему, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, экспериментировать со сказочными материалами и делать выводы и т.д. Далее, педагог рассказывает сказку до конца. Приведем следующие примеры:

Время года/народный праздник

Название сказки

Приёмы совместной познавательно-исследовательской деятельности ребёнка и педагога

Осень/

Покров

Русская народная сказка «Колосок»

Нравственный урок: Труд кормит, а лень портит.

Воспитание добрых чувств: За что вы хотели бы похвалить петушка?

Сказка и математика: Превратим сказку в задачку.

Речевая зарядка:

  • Этимология слов: «лентяй», «намолоть»

  • На каких героев из других сказок похож петушок?

  • Подходят ли имена мышатам?

  • Какое слово лишнее: мышата, петушок, колосок, репка, пироги?

  • Подходят ли к сказке пословицы: «Кто не работает, тот не ест», «Пашню пашут, руками не машут»?

Сказка и экология:

Откуда хлеб приходит к нам?

  • Проследим историю пшеничного колоска

  • Развитие мышления и воображения:

  • Ведь плохо, что Круть и Верть остались голодными. Изменим ситуацию и продолжим сказку.

Сказка развивает руки:

С помощью пантомимы покажите действия петушка и мышей


Зима/Рождество

Русская народная сказка «Морозко»

Нравственный урок:

Мир не без добрых людей

Сказка и математика:

Превратим сказку в задачку

Речевая зарядка:

  • Вспомните другие сказки о зиме

  • Составьте похожие слова от слова «Морозко»

  • Как понимать выражение «Какова работа, такова и награда»?

  • На чьей стороне была хозяйская собачка? Почему?

  • Пошлём письмо Морозко. О чём оно будет?

  • Подходит ли к сказке пословица «Добро век не забудется»?

Сказка и экология:

Завалило хозяйкину дочь снегом. А дальше что происходит?

Развитие мышления и воображения:

Жалко нам и хозяйку, и её дочь, несмотря на то, что они жестокие и злые. Может быть, изменим конец сказки?

Сказка развивает руки:

Методом волшебного рисунка изобразите Морозко и девушку.

Весна/Пасха,

Масленица

Русская народная сказка «Снегурочка»

Нравственный урок:

Не хлебом единым жив человек

Воспитание добрых чувств:

Чем мне нравится Снегурочка? Угадайте!

Сказка и математика:

Составим загадку про Снегурочку, но с числами…

Речевая зарядка:

  • Какими другими именами можно назвать Снегурочку?

  • Как понимать выражения: «Работа у Снегурочки спорится»,»Град, точно жемчуг перекатный»?

  • Почему Снегурочка весной запечалилась?- покажите такое выражение лица.

  • Подходит ли к сказке пословица «Было и быльём поросло»?

Сказка и экология:

Что такое эхо? Почему оно есть в лесу, а в квартире его нет?

Провести опыты со снегом и льдом и обсудить их свойства(белый/бесцветный, прозрачный/непрозрачный, сыпучий/хрупкий). Замечаем с детьми, как воздействует температура на снег и лед.


Развитие мышления и воображения:

  • Давайте превратим Снегурочку с помощью волшебной палочки в…

  • Чем похожи и чем отличаются Снегурочка и Дед Мороз?

Сказка развивает руки:

Методом пальцевой живописи изобразим Снегурочку



Лето/Троица

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Нравственный урок:

Что посеешь, то и пожнёшь

Воспитание добрых чувств:

Почему же мне в этой сказке никто особо не нравится?

Сказка и математика:

Превратим сказку в задачку с числами или считалку.

Речевая зарядка:

  • Как по-другому назвать сказку?

  • Объясните слово «скалочка»

  • Какая лиса? Какие мужики? (подбор определений)

  • Частицу «не» поставим перед каждым словом «лисичка»-кто же мог быть на её месте?

  • Подходит ли к сказке фразеологизм и пословицы: «Поделом ей, поделом»; «Как аукнется, так и откликнется», «Не копай другому яму, сам в неё попадёшь»?

Сказка и экология:

  • Почему хвост ответил: «А я всё тебе мешал бежать»?

  • Почему собака не дружит с лисой?

Развитие воображения и мышления:

  • Коллаж из сказок:

-шла лиса с курочкой, а навстречу ей волк, а затем они встретили кота в сапогах…

  • Сочиним новые начало и конец сказки, а середину оставим прежней.

Сказка развивает руки:

Изобразите с помощью открыток и дорисовки эпизод «Собака треплет лису…»

Можно использовать не только сказки, но и другую художественную литературу: стихи, загадки в стихах о природе, о погоде, о природных явлениях, загадки о воде в природе, загадки про небо, звёзды и луну. Познавательно-исследовательская деятельность детей с участием персонажей знакомых и любимых сказок позволяет сделать знакомство с произведениями художественной литературы занимательным и интересным. Любая сказка (народная или авторская) обучает и воспитывает. Ребенок не пассивный объект воздействия - он активно вмешивается в ход событий, буквально внешне и внутренне содействует одним действующим лицам и противодействует другим. Осуществляя эту своеобразную деятельность, ребенок мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его успехам и неудачам, вместе с героем он стремится достигнуть определенных целей. Художественная литература помогает детям получить базовые знания о явлениях, которые происходят в живой и неживой природе.

Быстро и заинтересованно познавать мир в дошкольном возрасте помогает художественная литература. Она же является эффективным средством интеллектуального и речевого развития, служит базовой основой познавательно-исследовательской деятельности, побуждает ребёнка к активности. Сказки русского народа сочетают воспитательный и образовательный потенциал и являются педагогическим средством.

Литература:

1. «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников» Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013.

3. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. Серия «Библиотека программ «От рождения до школы»» МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012.

4. https://pandia.ru/text/81/507/60431.php

5.https://aripk.ru/media/userfiles/Календарь_Фольклорных_дат_и_праздников.pdf

6. Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой», Харьков, «ФОЛИО», 1997