СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы преподавателя - организатора ОБЖ : "Подготовка учащихся к олимпиадам по основам безопасности жизнедеятельности"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы преподавателя - организатора ОБЖ : "Подготовка учащихся к олимпиадам по основам безопасности жизнедеятельности"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Сосновка

Бековского района Пензенской области













Выступление

(районное методическое объединение организаторов – преподавателей ОБЖ)

Из опыта работы преподавателя – организатора ОБЖ

МБОУ СОШ с. Сосновка Бековского района Пензенской области

Маркина А.А.

« Подготовка учащихся к олимпиадам по основам

безопасности жизнедеятельности»





















2018г.

Мало знать, надо и применять.

Мало очень хотеть, надо и делать!

А. Кларк

У каждого учителя в процессе работы возникает множество вопросов. Как пробудить у школьника интерес к его предмету? Как воспитать у подрастающего поколения умение работать самостоятельно? Главная задача современной школы – не просто дать ученикам определённую систему знаний, а научить детей самостоятельно добывать знания, используя для этого все имеющиеся возможности. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады. Цель олимпиад – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в олимпиадах имеет целый ряд привлекательных

моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:

1. Дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей

школы;

2. Создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению

предмета;

3.Некоторые олимпиады проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ,

предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную

форму тестирования;

4.По итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут

ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям:

по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и

сравнить его с лучшим;

5. Каждый участник имеет возможность получить диплом призера или

победителя, сертификат для школьного портфолио, которые могут

послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не

воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся

работа быстро затухает.

1. Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная сначала учебного года;

2. Курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;

3. Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;

4. использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);

5. Уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;

Из большого разнообразия форм работы при подготовке к олимпиадам, предлагаю только такие, какие использую в своей практике. Практика работы преподавателя-организатора ОБЖ МБОУ СОШ с. Сосновка убеждает в том, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности – создание проблемных ситуаций, введение игровых моментов благотворно влияют на учеников. Главный стимул учиться – неизвестность. Неизвестность – это мотивировка движения. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.

1. Главное при подготовке к олимпиаде, заинтересовать ребят этим соревнованием, включить элементы подготовки в уроки, во внеурочную и внеклассную работу. Олимпиадные задачи, как правило отличаются повышенным уровнем сложности. Они нужнее не столько для того, чтобы проконтролировать знания, сколько проверить их умение логически мыслить, делать собственные заключения и прогнозы.

Организуя олимпиады по ОБЖ, главное внимание учитель должен уделить подготовки к ним. Лучше начать эту работу с ребятами шестых классов. Такой выбор представляется мне обоснованным, так как это тот возраст, когда склонности и способности к предмету начинают достаточно ярко проявляться. Шестиклассников интересует всё загадочное, неведомое, труднообъяснимое. В этом возрасте они способны уже к самостоятельному поиску. Вот, поэтому, обычно серьёзных успехов достигают те ребята, которые начали тренироваться ещё при изучении ОБЖ.

2. Победителем олимпиады может стать только школьник хорошо ориентированный в предмете.

3. Для успеха на олимпиаде необходимы и некоторые специальные типы одарённости. Всем одарённым детям свойственна потребность в знаниях. Главная задача родителей и учителей – вовремя заметить проявление талантливости у детей, заметить «искорку любознательности», создать условия для их развития.

4. Чтобы ответить на вопросы, возникшие у ребят в ходе подготовки к олимпиаде, рекомендую коллегам проводить консультации, конференции, выставки книг, которые рекомендуется прочесть.

Большой интерес у учащихся всех классов вызывают беседы, сопровождающиеся показом презентаций, экскурсии. Чтобы работа ладилась, очень важно продумать план подготовки к олимпиаде. В него включить перечень мероприятий, которые нужно спланировать и выполнить.5. Старшеклассники, проводящие под руководством учителя внеклассное мероприятие, составляют и «жюри» конкурса. Один из них читает вопросы, второй внимательно следит за тем, кому первому предоставить слово, третий фиксирует отвечающих и правильные ответы.

6. Такая совместная работа, имеет ряд явных преимуществ: экономия времени, развитие коммуникативных и организаторских навыков, возрастание объёма материала усваиваемого учащимися и глубина понимания.

7. Обычно приходят ребята 6 – 7 классов на конкурсы попробовать свои силы, просто так – на разведку. Для привлечения таких ребят недостаточно интересного содержания вопросов и задач, необходимо сопровождать вопрос рисунком или схемой, требующим наблюдательности и сообразительности. А вот, привлекательность вопросов для старшеклассников должна обеспечиваться содержательной стороной. Для подготовки к олимпиадам полезны и викторины. В различные викторины, кроме устных вопросов, можно включить и письменные.

8. По окончании мероприятия, совместно обсуждается и отмечается, что было удачно, а что надо исправить к следующему разу.

9. Сегодня, даже трудно представить работу без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и неурочные мероприятия, осуществлять подготовку учащихся к олимпиадам. Использование информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у многих учащихся, часто переходящий в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам и разделам.

10. Продуктивнее при подготовке к олимпиадам и творческие задачи. Для их решения необходимы умения логически мыслить, способность к интуитивному решению проблемы как высшего проявления логического мышления. Поэтому, для развития кругозора, мышления и памяти важно решать олимпиадные задачи прошлых лет.

11. Всем известно, что наша профессия учителя является одним из наиболее творческих видов деятельности. Предмет творчества педагога – воспитание и образование уникальной и неповторимой человеческой личности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой. Учитель постоянно находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения.

12. Всё изложенное мною, не является для меня один раз и навсегда данным рецептом, и всё же успехи моих учеников вселяют в меня оптимизм.