Из опыта работы с детьми ОВЗ учителя коррекционного класса МКОУ Межевская СОШ Плакса Александра Николаевича
С детьми ОВЗ я работаю пятый год.
В своей работе руководствуюсь нормативными документами:
1. Федеральный Закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
3. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 29/2065-п от 10 апреля 2002 года «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования, утверждённую приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312;
6. Региональный базисный учебный план для образовательных организаций(классов), реализующих адаптированные образовательные программы для детей с умственной отсталостью;
7. Адаптированная образовательная программа образовательного учреждения (с дополнениями);
8. Концепция социальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями;
9. Устав школы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ) – особенные и нуждаются в специальном подходе. Я понимаю, что обучение должно быть коррекционным и направляться на умственное, сенсорное и речевое развитие. В коррекционный процесс с такими детьми вовлечены психолог, логопед, дефектолог нашего образовательного учреждения. Я для себя сделал определённый вывод о том, что эффективность коррекционной работы с детьми с ОВЗ на уроках повышается, если мы, педагоги, будем выполнять ряд условий: необходимо побуждать у учащихся речевую активность, контролировать их речевую деятельность. На своих занятиях я использую медленный темп обучения, к изученному материалу неоднократно возвращаемся. Любую деятельность осуществляю поэтапно, выделяю составные элементы и части, чтобы учащийся мог осмыслить их взаимоотношения и взаимозависимость. В ходе уроков использую упражнения, стимулирующие развитие памяти, внимания и восприятия. Во время образовательного процесса стараюсь помочь ученику осознать связь между предметом, его внешним видом, практическим действием и обозначением.
Работа с «особенными» детьми строится на индивидуализированном подходе, который учитывает особенности состояния здоровья и детской психики. В своей работе стараюсь использовать опыт коллег, получивший положительный результат-это различные методические приёмы, с помощью которых реализуются инклюзивные программы работы с детьми с ОВЗ в школе: задания поэтапно разъясняются, а после выполняются в строгой последовательности действий; с учащимся регулярно повторяю инструкцию выполнения заданий.
Мне хотелось бы остановиться на технологиях, используемых мною в учебно-воспитательном процессе. В работе с детьми ОВЗ использую традиционные технологии обучения. Мой опыт и опыт моих коллег показывает, что в коррекционной работе они являются основными. Данные технологии основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и обучающихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Поэтому в образовательном процессе я применяю инновационные технологии.
В учебно - воспитательном процессе я использую:
- мультимедиа презентации;
- тестовые технологии (презентации);
-аудиовизуальные технологии;
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.
Никогда не забываю и о технологиях компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Я считаю, что различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний, имеют не малое значение:
•обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии); •урок как система реабилитации, в результате которой каждый обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
•адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
•одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
•использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); •дополнительные упражнения;
•оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Мотивация детей с ОВЗ к учению, безусловно, снижена из-за состояния здоровья. Не всегда я получаю ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа учителя специального (коррекционного) класса, каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой, чем работа учителя, который работает со здоровыми, мотивированными учениками.
Постоянно слежу за тем, чтобы у учеников не было перегрузки, планирую время для отдыха во время учебного процесса. Строю свои уроки, исходя из возможностей ребенка.
Образовательный процесс на моих уроках обеспечен необходимыми техническими и аудио-визуальными средствами; учащиеся получают дополнительное время на сдачу домашнего задания и завершение классной работы; на уроках соблюдается и учитывается чередование физкультурных пауз и обучающих упражнений, виды деятельности чередую; на уроках занимаю рисованием, лепкой; объемные письменные задания заменяю альтернативными устными; учащимся выдаю печатные копии всего, чтобы записано на доске, а печатные материалы дополняются аудио- и видеоматериалами; упражнения и задания сокращаю, чтобы обучающийся освоил основные понятия; ответы учащихся с ОВЗ оцениваю в индивидуальном ключе, оценивание выполняю ежедневно; если ученик не справляется с заданием, могу разрешить его переделать перед оцениванием.
Свою работу провожу с логопедом Рыжковой Н.Г. , педагогом психологом Голубевой Н.А., дефектологом Соколовой Л.А.
Я стараюсь помочь детям адаптироваться в школьном коллективе, поскольку такие «особенные» привыкли к ежеминутной родительской опеке и не умеют устанавливать контакты со сверстниками.