СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы Тема: Работа воспитателя с воспитанниками по профилактике суицидального поведения в старшем звене

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Не меньшую роль в предотвращении суицидов у подростков играют педагоги (ребенок большую часть времени проводит в школьных стенах), которые должны учитывать поведение ребенка в школе и его межличностные отношения. Что может сделать педагог, чтобы не допустить попыток суицида

·  Сохранять контакт с подростком

Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы Тема: Работа воспитателя с воспитанниками по профилактике суицидального поведения в старшем звене»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Уренская коррекционная школа-интернат»





Выступление на педсовете

Тема: Профилактика суицидального поведения в школе



Из опыта работы

Тема: Работа воспитателя с воспитанниками по профилактике суицидального поведения в старшем звене





Подготовила:

воспитатель Метелкина Т. А.







г. Урень

Не меньшую роль в предотвращении суицидов у подростков играют педагоги (ребенок большую часть времени проводит в школьных стенах), которые должны учитывать поведение ребенка в школе и его межличностные отношения.
Что может сделать педагог, чтобы не допустить попыток суицида

  Сохранять контакт с подростком

Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Взаимоотношения детей в нашей группе возникали постепенно и со временем существенно видоизменялись. В младших классах дети не проявляли особого внимания друг к другу, мало их интересовали успехи товарищей, они часто проявляли недоброжелательность.

     Но со временем, дети стали больше общаться, находить общие интересы. Совместная жизнь в группе, ставит перед ними общие задачи, возникает взаимная требовательность, взаимопомощь. Им уже понятно, что необходимо считаться с мнением товарища, согласовывать свои поступки с определенными правилами, традициями.

  Ребенок, всегда нуждается в определенном отношении к тому, что он делает. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Огорчается отрицательной оценке. Я всегда оцениваю возможности детей, каждый ребенок сравнивается только с самим собой. («Если захочешь, то выполнишь работу очень хорошо; ты можешь это сделать»). В группе, где никого особенно не захваливают и никого не принижают, дети не испытывают неуверенности, разочарования, отношения между воспитанниками наиболее доброжелательны, дружелюбны.

  Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько воспитанников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорить с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставаться нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.

"То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе", - таким видят окружающие героя рассказа Ю. Яковлева "Рыцарь Вася". Очень часто обидные прозвища "приклеиваются" к ребенку из-за особенностей его внешности. Слова, сказанные сверстником в разгаре ссоры, - "рыжий", "очкарик" или "носатый" - западают в душу ребенка, травмируют его. Ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, теряет уверенность в себе. Но если человек, чьим мнением ребенок дорожит (учитель, воспитатель, родители), скажет ему как бы между делом: "Какая у тебя оправа красивая, тебе так идет, ты такой солидный стал!" Или: "Ты как солнышко, с твоим приходом в комнате светлее делается", "У тебя греческий профиль, всегда завидовал людям с такими носами, не то что я - курносый..." Иногда одна такая фраза способна если не повысить самооценку ребенка, то хотя бы примирить с особенностями его внешности, чего не всегда можно добиться путем долгих разговоров на эту тему.

Особенно чуткими и внимательными необходимо быть с детьми, имеющими объективные основания для переживаний. Речь идет о детях с различными дефектами внешности, например, заметным родимым пятном, хромотой, косоглазием и т.п. В этом случае многое зависит от взрослых: родители могут помочь ребенку правильно отнестись к своему недостатку, а педагоги - на корню пресекать всевозможные прозвища и издевательства. Чешский психолог Зденек Матейчек считает, что "наша воспитательная цель не в том, чтобы оградить ребенка от интереса и любопытных взглядов, а в том, чтобы свою необычность он воспринимал как само собой разумеющуюся часть своего Я и жил с ней, не обращая на нее внимания и не делая из нее проблемы".

   Понять, что стоит за внешней грубостью подростка.

 Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.

Подросток делает вид, что мы совсем не нужны ему, он может обесценить проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важна наша любовь, забота, поддержка. Важно лишь найти приемлемые для этого возраста формы их проявления. После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог педагога с ребенком. Воспитанника хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

  Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в группе ориентировать детей на совместную деятельность и сотрудничество.

Для этого проводились различные мероприятия: "День именинника", "С кем бы ты хотел дружить?", "Мы все нужны друг другу", беседы: "Школа хороших манер", "Путь к успеху" и разнообразные игры. Я стремилась помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить дорожить его интересами. В свою очередь я добивалась, чтобы коллектив заботился о каждом своём товарище, проявлял уважение друг к другу. А также уделялось большое внимание взаимоотношению между мальчиками и девочками. Старалась создать между ними доброжелательные отношения и заботу. В группе дети чувствовали себя защищёнными от несправедливости и обид, видели. что они небезразличны коллективу.

    Классный час использую как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем.

У подростков уже формируется картина будущего. Узнаю, что хотят ребята, как намерены добиваться поставленных целей, куда планируют поступать? помогаю им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ребёнок мог обратиться ко мне в трудной жизненной ситуации. Большинство ребят определились куда будут поступать, но есть и такие которые планируют сразу после школы пойти работать.

     Дать понять ребёнку, что опыт ошибок и неудач —  такой же важный опыт, как и достижение успеха. 

Использую ошибки ребёнка как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помню о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ребёнка. Помогаю детям найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.

Все ребята посещают школьные кружки. Некоторые посещают 2-3 кружка. Так же принимают участие во всех классных и общешкольных мероприятиях. Большое внимание уделяю формирование здорового образа жизни. В целях укрепления здоровья учащихся и приобщения их к физической культуре и спорту, формирование потребности в здоровом образе жизни были проведены следующие мероприятия: 
«Веселые старты», «Один дома», викторина «Формула здоровья». 
Беседы на темы: «Мое здоровье в моих руках», «Лакомств тысяча, а здоровье одно», «Вредные привычки», «Здоровое питание», «Кто хорошо жуёт, тот долго живет», « Режим дня школьника», «Надо ли беречь зубы». . 

Многие ребята входят в команду "Школьного телевидения "Теле Вооm", в волонтёрское объединение "Память поколений", являются активистами школьного самоуправления ( Ирина С., Максим К., Алёна Л.,) Принимают активное участие в подготовке школьных мероприятий.


     Вовремя обратиться к специалисту.

Если я понимаю, что у меня по каким-то причинам не получается сохранить контакт с детьми или группой. Совместно с классными руководителями решаем общие проблемы в классном коллективе, обращаюсь за помощью к школьному психологу, социальному педагогу.

Притча

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он,  не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» — спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить» 

Также и мы с вами должны потратить огромные усилия на профилактику, чтобы предотвратить возникновение суицидальных мыслей, намерений.