СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы учителя изобразительного искусства на тему: "Педагогические технологии, реализующие системно-деятельностный подход согласно требованиям ФГОС ООО по изобразительного искусства"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителя изобразительного искусства на тему: "Педагогические технологии, реализующие системно-деятельностный подход согласно требованиям ФГОС ООО по изобразительного искусства"»

Педагогические технологии, реализующие системно-деятельностный подход согласно требованиям ФГОС ООО по изобразительного искусства


(из опыта работы учителя изобразительного искусства

МБОУ Трудовская школа» Куманской А.А.)

Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с учетом их индивидуальных потребностей.    Инновация в преподавании изобразительного искусства заключается в прочном синтезе нескольких учебных программ, которые позволяют обеспечить углубленное изучение предмета.

     Культура, мораль и нравственность – это управляющие, долгоживущие параметры порядка, которые «держат» социум, именно они лежат в основе  грамоты изобразительного искусства, независимо от того, с применением они классических или инновационных техник преподавания.

От педагога будет зависеть, каким видом деятельности он займет воспитанников для достижения той или иной цели. Урок может быть проведен в виде пленэра или музейной практики, работы на интерактивной доске или графическом планшете, главное, чтобы он нашел отклик в детских душах.

     Расширение возможностей сотрудничества  школы с культурными центрами выводит работу педагога и воспитанников на более значимый уровень, а технические возможности позволяют участвовать в общественной жизни не только своего города, края, но и своей страны.  

      Все новаторство, вся деятельность сферы просвещения направлена на личностно ориентированное обучение ребенка, поддерживает индивидуальность и создает условия для реализации творческих возможностей. Одним из наиболее востребованных в данном случае условием становится введение деятельностного метода обучения в образовательный  процесс.

     Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования.

Учитель должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы  и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.  В данном случае, принимая во внимание современное требование к образованию, успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.

     Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению), либо умственным действиям. Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным,  учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его практике способы действий.     

         Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения. Данная форма работы требует определённой подготовки учителя к уроку, но результат работы оправдывает себя. При правильном педагогическом руководстве и управлении реализовываются основные условия коллективности: ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы;  осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль. Таким образом, дети приобщаются к важным навыкам жизни: действенному общению, умению слушать, умению соглашаться с точкой зрения другого, умению разрешать конфликты, умению работать сообща для достижения общей цели. Умение управлять как собственной, так и совместной деятельностью в группе дает возможность учащимся быть активными участниками учебной деятельности.

Приоритет деятельностных целей на уроках искусства требует :

  • новых подходов к организации процесса обучения,

  • новых типов урока,

  • новой системы взаимодействия между учителем и учеником.

     Исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе.

     С этой целью методы объяснения заменяются деятельностным методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, а традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения −технологией деятельностного метода (ТДМ).

        Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Задача школы -  подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

      При разработке федеральных государственных стандартов приоритетом начального  общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

  Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Системно-деятельностный подход предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в  системе образования на основе разработки содержания и технологий  образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого  уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию     на   результаты  образования  как   системообразующий  компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и  основной результат образования;

  • признание решающей роли содержания образования и способов  организации    образовательной деятельности и учебного сотрудничества в  достижении целей личностного, социального и познавательного развития  обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для определения целей образования и воспитания и путей их  достижения;

  • обеспечение     преемственности   дошкольного,    начального   общего,  основного и среднего (полного) общего образования;

  •  разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья).     

   Так как основной формой организации обучения является урок или занятие внеурочной деятельности, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

- выделяется содержательная область («могу»)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

3. Постановка учебной задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)

 В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Включение в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке.

       Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.   Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.

           Задания  на уроках изобразительного искусства направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

   Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в  школе проявляются в:

  • умении видеть и  воспринимать проявления  художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания  и  выразительных средств произведений искусства;

  • активном использовании языка изобразительного искусства  и  различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

  • умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  • способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

   Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

   в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

   в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой "деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

 в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художестве нно – творческой  деятельности;

в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.

      Введение системы ФГОС в обучающий процесс позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных потребностей.




Март, 2020