СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы учителя технологии первой квалификационной категории Михайловой Людмилы Михайловны. Тема работы: "Технология изготовления изделия в 5 классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение раздела «Создание изделий из текстильных  материалов»  в 5 классе,  я начинаю с темы «Материаловедение». Затем знакомимся с темой «Швейные ручные работы», изучаем устройство швейной машины. И, наконец, долгожданная тема урока «Изготовление швейного изделия». К этому уроку девочки заранее готовятся: выбирают ткань, декоративную отделку, придумывают модель.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителя технологии первой квалификационной категории Михайловой Людмилы Михайловны. Тема работы: "Технология изготовления изделия в 5 классе"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Романовская средняя общеобразовательная школа р. п. Романовка Романовского района Саратовской области имени полного кавалера орденов Славы И. В. Серещенко
















Из опыта работы учителя технологии первой квалификационной категории Михайловой Людмилы Михайловны.

Тема работы: "Технология изготовления изделия в 5 классе"

Автор: учитель первой квалификационной категории Михайлова Людмила Михайловна




















.



Романовка

2022г.





Цель работы: передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности.

Задачи:

-  ознакомить педагогов с технологиями, формами и методами работы, которые используются в личной педагогической деятельности;

- распространение профессионального опыта;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участникам мастер-класса.


Изучение раздела «Создание изделий из текстильных материалов» в 5 классе, я начинаю с темы «Материаловедение». Затем знакомимся с темой «Швейные ручные работы», изучаем устройство швейной машины. И, наконец, долгожданная тема урока «Изготовление швейного изделия». К этому уроку девочки заранее готовятся: выбирают ткань, декоративную отделку, придумывают модель. Конечно, мы обговаривали эту тему, смотрели журналы мод, презентации девочек, которые учатся в 6 классе. Изделие, которое девочки могут сшить в 5 классе с помощью учителя – это летний наряд юбка и топик. Все девочки очень трепетно относятся к тому, что им предстоит самим изготовить первую в своей жизни вещь, которую они будут носить. Им очень хочется, чтобы их изделие было самым лучшим, красивым. И поэтому, они много времени уделяют разработке изделия.

Хочется отметить один немаловажный аспект в моей работе. В начале учебного года девочки приносят папку с файлами. Мы называем эту папку «Мои достижения в освоении предмета «Технология»». Папка хранится в кабинете технологии и посмотреть её может каждая девочка, конечно, с разрешения учителя. Выполнение всех практических работ можно увидеть, открыв такую папку: ручные работы, машинные швы, вязание крючком, вышивка, фотографии готового изделия, кулинарные блюда и т. д. Ведение такой папки помогает учителю контролировать и оценивать все этапы выполнения практических работ.

Мне кажется, что чувство прекрасного следует развивать в девочках с раннего детства. Наблюдая за мамой, любуясь собой в зеркале, малышка «впитывает» в себя умение правильно одеваться, комбинировать элементы одежды, преподносить себя; иными словами, формировать чувство стиля. Поэтому зачастую им мало носить удобные, повседневно практичные вещи. Они непременно должны быть красивыми, модными, стильными! Начать хотя бы с юбки… Ведь именно её выбор наиболее затруднительный. Но эту задачу можно упростить, и пошить данную единицу гардероба самостоятельно.

Изготовление изделия мы разделяем на три основные этапа:

1.Моделирование. 2. Конструирование. 3. Технология пошива.

При выборе модели изделия, уточняем детали – юбка на талии с кулиской для резинки, топик на бретелях или с кулиской для резинки. Декоративная отделка: атласные ленты, кружево, тесьма, вышивка, оборки, воланы.

















Модель «Татьянка» является сравнительно простой как по фасону, так и по исполнению. Но это нисколько не уменьшает популярность изделия, его утонченность и элегантность. Подол юбки выходит пышным, верх плотно садится на талию, что позволяет подчеркнуть детскую фигурку.






Выбор ткани для пошива изделия. В 5 классе лучше и удобнее шить изделие из хлопчатобумажной ткани (ситец), но если девочка принесла искусственный шёлк, поплин – шьём из этих тканей. Если у ребёнка нет возможности принести на изделие ткань, тогда шьём из маминой юбки и блузки. В любом случае, учитель всегда должен быть готов к ситуации, что у ребёнка нет возможности принести ткань на урок технологии и предложить помощь из своих резервов.

Итак, не забываем соблюдать правила техники безопасности труда – правила безопасного пользования ножницами!

Конструирование начинается с измерения фигуры т. е. со снятия мерок. Для построения выкройки одежды в 5 классе мы учимся правильно снимать следующие измерения: 1.Обхват груди (Ог). 2.Обхват талии (Об). 3. Обхват бедер (Об). 4. Длину поясного изделия (Ди). Хоть у детей талия и бедра нечетко выражены, но размеры определяются по самому узкому и широкому местам. Для чертежа изделия берется лист ватмана, кусок старых обоев, и согласно снятым меркам строится выкройка. Основной меркой для построения юбки считается обхват бёдер. Чертёж представляет собой прямоугольник, ширина которого равна Об :4 + Пб (прибавка на свободу облегания). Длина прямоугольника Ди может быть абсолютно любой: от мини до миди (самые распространенные и популярные варианты).




Чем отличается чертёж от выкройки? Мы вырезали из бумаги чертёж и получили выкройку. Теперь нам предстоит из модельера и конструктора превратиться в закройщика. Готовим ткань к раскрою – учимся не только настилать ткань, делать правильную раскладку выкроек, но и рассчитывать количество необходимой ткани на изделие, учитывая ширину ткани. При раскрое очень важно точно разметить припуски на швы: 3см. – для низа изделия, 1 см.- для пояса, 1,5 см. –для срезов. Раскрой производится по намеченным контурам припусков на швы.

Не забываем соблюдать правила техники безопасности труда – правила безопасного пользования утюгом!

Детали выкроенного изделия приготовим к первой примерки. Будет востребована вся терминология швейных ручных работ: сметать, наметать, приметать, заметать и т.д. Предлагаю вашему вниманию тест по технологии для 5 класса по разделу «Ручные работы».

Тест по технологии для 5 класса по разделу «Ручные работы»

Вариант 1

Отметьте все правильные ответы.

1. Прямыми ручными стежками выполняют строчки:

А) сметочные;

Б) наметочные;

В) копировальные;

Г) подшивочные;

Д) для образования сборок;

2. Строчки временного назначения:

А) сметочная;

Б) обметочная;

В) копировальная;

Г) подшивочная;

Отметьте один правильный ответ.

3. Пуговица пришивается с ниточной ножкой, если

А) ткань толстая;

Б) ткань тонкая;

4. Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен быть:

А) контрастные;

Б) соответствует цвету ткани;

В) любой.

Отметьте один правильный ответ.

5. К какой терминологии относится данное графическое изображение?

А) обметать;

Б) заметать;

В) выметать.

6. Установите соответствие между термином и его определением.



Термин

Значение термина

1. Шов

А - переплетение ниток между двумя проколами иг­лы.

2. Строчка

Б - место соединения деталей

3. Стежок

В - расстояние от среза детали до строчки

4. Длина стежка

Г - ряд повторяющихся стежков.

5. Ширина шва

Д – край ткани

6. Срез

Е - расстояние между двумя последовательными проко­лами иглы.



7. Какие требования предъявляют при выполнении копировального шва?

А) длина стежка 2см, расстояние между стежками 2 см, высота 0,5 см;

Б) длина стежка 1см, расстояние между стежками 2 см, высота 1 см;

В) длина стежка 1см, расстояние между стежками 1 см, высота 0,7…1 см.

8. К какой терминологии относится данное графическое изображение?

А) приметать;

Б) наметать;

В) пришить;



9. Укажите название терминологии – временно закрепить подогнутый край изделия или детали сметочными стежками

А) сметать;

Б) выметать;

В) заметать.

Отметьте один правильный ответ.

10. К какой терминологии относится данное графическое изображение?

А) обметать;

Б) заметать;

В) выметать.

11. Какие требования предъявляют при выполнении сметочной строчки?

А) длина стежка 2см, расстояние между стежками 2 см

Б) длина стежка 1…1,5см, расстояние между стежками 1…1,5см

В) длина стежка 1см, расстояние между стежками 2 см



12.Укажите название терминологии – соединить части деталей или мелкие части детали с основной деталью сметочной строчкой

А) наметать

Б) приметать

В) пришить

13. К какой терминологии относится данное графическое изображение?

 А) приметать;

Б) пришить;

В) наметать;

Г) заметать.


14. Установите соответствие между термином и его определением.



Термин

Определение

1 – сметать

А – временно соединить две детали сметочными стежками, наложив одну деталь на другую

2 – наметать

Б – временно закрепить подогнутый край изделия или детали сметочной строчкой

3 – заметать

В – временно соединить две или несколько деталей сметочными стежками



15. Как закрепляют нитку при выполнении ручных работ?

А) не имеет значения, как закрепить нитку;

Б) с помощью узелка в начале и в конце строчки;

В) в начале с помощью узелка на конце нитки, в конце - двумя-тремя стежками.

Отметьте один правильный ответ.

Тест по технологии для 5 класса разделу «Ручные работы»



Вариант 2

Отметьте один правильный ответ.

1. Укажите название терминологии

Временно соединить две детали сметочными стежками, накладывая одну деталь на другую

А) приметать;

Б) наметать;

В) сметать;

2. Отделку на изделие пришивают нитками

А) любыми;

Б) в цвет ткани;

В) контрастными.

3. Как закрепляют нитку при выполнении ручных работ?

А) не имеет значения, как закрепить нитку;

Б) с помощью узелка в начале и в конце строчки;

В) в начале с помощью узелка на конце нитки, в конце - двумя-тремя стежками.

Отметьте один правильный ответ.

4. Как называется данный шов?

А) сметочный;

Б) копировальный;

В) петлеобразный.



5. Укажите название терминологии – временно закрепить подогнутый край изделия или детали сметочными стежками

А) сметать

Б) выметать

В) заметать



6. Для предохранения от осыпания срезов детали используется шов:

А) обметочный (косой);

Б) подшивочный (косой);

В) обметочный (петельный).

7. Установите соответствие между термином и его определением.



Термин

Определение

1 – сметать

А – временно соединить две детали сметочными стежками, наложив одну деталь на другую

2 – наметать

Б – временно закрепить подогнутый край изделия или детали сметочной строчкой

3 – заметать

В – временно соединить две или несколько деталей сметочными стежками



Отметьте один правильный ответ.

8. К какой терминологии относится данное графическое изображение?

А) обметать;

Б) заметать;

В) выметать.









9.Укажите название терминологии – соединить части деталей или мелкие части детали с основной деталью сметочной строчкой

А) наметать;

Б) приметать;

В) пришить.
10. К какой терминологии относится данное графическое изображение?

 А) приметать

Б) пришить

В) наметать

Г) заметать

11. Какие требования предъявляют при выполнении копировального шва?

А) длина стежка 2см, расстояние между стежками 2 см, высота 0,5 см;

Б) длина стежка 1см, расстояние между стежками 2 см, высота 1 см;

В) длина стежка 1см, расстояние между стежками 1 см, высота 0,7…1 см.



12. К какой терминологии относится данное графическое изображение?

А) приметать;

Б) наметать;

В) пришить.



13. Какие требования предъявляют при выполнении сметочной строчки?

А) длина стежка 2см, расстояние между стежками 2 см;

Б) длина стежка 1…1,5см, расстояние между стежками 1…1,5см;

В) длина стежка 1см, расстояние между стежками 2 см.

14. К какой терминологии относится данное описание – подогнуть срез детали на 1см и проложи строчки прямыми стежками на расстоянии 0,5 см от сгиба

А) обметать;

Б) заметать;

В) выметать.

15. Для чего применяется копировальный шов?

А) для временного соединения деталей одежды;

Б) для переноса линий с одной стороны детали на другую;

В) для отделки изделия.

Этот тест помогает детям запомнить терминологию ручных работ, графическое изображение швов и приобрести навыки использования ручных работ в практике.

При проведении примерки изделия не забываем соблюдать правила безопасного пользования иголками и булавками!

Во время проведения первой примерки уточняется ширина юбки (пышность) и длина изделия. После этого переходим к работе на швейной машине. Не забываем соблюдать правила безопасной работы на швейной машине! Навыки изготовления машинных швов у девочек пока ещё не велики, но в процессе изготовления своего собственного изделия, да ещё на конкурсной основе, происходит очень быстрое освоение швейной машинки. В результате – качественная машинная строчка, ровные швы. Смотрим в Интернете значение старинного слово «тачать» - шить сквозной строчкой (современное «стачать»).

Этот первый успех ускоряет процесс изготовления всего изделия. Стачанные боковые срезы мы обрабатываем зигзагообразной строчкой. Оверлока в нашем кабинете технологии нет, но с краеобмёточными машинами теоретически мы знакомимся. Сложным в технологии пошива юбки считается обработка кулиски, если резинка двойная, пришивание декоративной отделки и накладных карманов. Нижний срез изделия можно обработать различными способами. Самый простой способ обработки – это вподгибку с закрытым срезом. Если низ обрабатывается тесьмой или атласной лентой, требуется дополнительная ручная обработка (замётывание низа, примётывание тесьмы). Без помощи учителя здесь не обойтись. Изделие можно шить не только на уроках технологии, но и на занятиях кружка «Рукодельницы».

Предлагаю технологические способы обработки низа юбки.


Способы обработки низа изделия. 1.Обработка низа швом вподгибку с открытым обработанным срезом.

1. Обметать срез низа.

2. Подогнуть и застрочить предварительно обметанный срез.

3. Приутюжить низ. 

2.Обработка низа швом вподгибку с закрытым срезом.

1.Подогнуть и заметать низ изделия.

2.Застрочить низ  швом вподгибку с закрытым срезом.

3.Приутюжить низ.  

3.Обработка низа клеевой паутинкой.

1. Обметать срез низа.

2. Закрепить подогнутый срез клеевой паутинкой.

3. Приутюжить низ.

  

4.Обработка низа притачной тесьмой.

1. Настрочить тесьму на нижний срез, складывая лицо детали с изнанкой тесьмы.

2. Закрепить верхний срез тесьмы потайными стежками.

3. Приутюжить низ.



  5.Обработка низа окантовочным швом (отделочной тканью) с двумя закрытыми срезами.

1. Притачать окантовку низа к нижнему срезу, складывая детали лицом к лицу и уравнивая срезы.

2. Обогнуть срезы окантовки и низа, и закрепить подогнутый край окантовки строчкой. Строчку прокладывают в шов притачивания окантовки. 

3. Приутюжить низ. 

6. Обработка низа швом, окантованным тесьмой.

1. Обогнуть открытый срез детали тесьмой, сложенной пополам в долевом направлении лицевой стороной вверх и сколоть булавками.

2. Проложить строчку на расстоянии 0,1-0,2 см от края тесьмы.

3. Приутюжить низ.

 

 

Изготовление топа.

Строиться топик будет на базовой выкройке детского платья. Для выкройки топа нужно снять только одну мерку — длину топа. Теперь перейдём к построению чертежа.

  1. Отмерьте от горловины вниз длину топа. Прочертите горизонтальную линию.

  2. Горловину переда и спинки опустите на 1 см.

  3. Линию плеча поделите пополам и соедините «опущенную» горловину с точкой деления плеча плавной линией, на обеих половинках.

  4. В пройме спинки и переда отступите 2-3 см и от этой точки проведите прямую до точки деления плеча, образуя новую пройму.

  5. Отрежьте все лишние.

В итоге получится вот такая выкройка.







Перенося выкройки на ткань, расширьте низ сантиметра на 4, с каждой стороны.

Я предлагаю построить на основе готовой выкройки различные варианты моделей топа для девочек (раздаточный материал: основа детского платья, эскизы моделей детских топов). На основе детского платья (Ог – 68см, размер 34, Ог – 76см, размер 38) можно получить несколько вариантов моделей топов для девочек.

Выкройка топа может быть ещё проще: прямоугольник, ширина которого равна Ог:4+Пг (прибавка на свободное облегание), длина равна Ди. Изготовление топа – это вторая часть нашей практической работы. Как правило, топ и юбка изготавливаются из одной ткани. Но бывают и другие варианты и сочетания цветов и ткани. Верхний и нижний срез топа обрабатывается также, как и у юбки.



Выкройка топа может быть ещё проще: прямоугольник, ширина которого равна Ог:4+Пг (прибавка на свободное облегание), длина равна Ди. Изготовление топа – это вторая часть нашей практической работы. Как правило, топ и юбка изготавливаются из одной ткани. Но бывают и другие варианты и сочетания цветов и ткани. Верхний и нижний срез топа обрабатывается также, как и у юбки.

В завершении остаётся сделать влажно-тепловую обработку всего изделия. Освоив подобною технологию шитья, девочки за довольно короткий срок могут смастерить яркий, красивый, броский наряд, который пригодится во многих ситуациях будет уместен даже к торжественному случаю.


Умение создавать изделие своими руками в 5 классе – это хорошая платформа знаний и умений по технологии. Полученные знания по конструированию, моделированию и технологии пошива изделия стимулируют ребёнка к дальнейшей творческой деятельности. Экспериментируя с расцветкой ткани, по описанной методике мастерицы создают захватывающие, оригинальные модели, которые демонстрируют на школьных показах мод. В нашей школе два раза в год проводятся конкурсные мероприятия с показом моделей одежды, которые девочки создают на уроках технологии и на занятиях кружка «Рукодельницы». Вот как это бывает….















 























































































































20