СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменчивость, 9 класс В.И Сивоглазов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изменчивость, 9 класс В.И Сивоглазов»

Тема: Изменчивость, 9 класс

Тип урока: Открытия новых знаний

Задачи урока:

Образовательные: Ознакомление с понятиями: фенотипическая и генотипическая изменчивость, мутации, комбинативная изменчивость, модификационная изменчивость

Развивающие: формировать у обучающихся навыков сравнения живых организмов, умение делать выводы.

Воспитательные: формировать научное мировоззрение, бережное отношения к окружающей среде, познавательный интерес к предмету

Оборудование: учебник по биологии 9 класс В.И Сивоглазов, мультимедийная презентация

Предметные результаты:

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.



Ход урока



Время мин

Структура и содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

1 мин

Организационный момент

Отмечает присутствующих

Приветствуют учителя

2

2 мин

Формулировка темы урока

Показывает слайд с картинками, определяющими тему урока

Определяют тему урока

3

2 мин

Целеполагание

Нескольким обучающимся раздаются конверты с нарезками глаголов. Необходимо с помощью данных глаголов сформулировать цели

Раздает конверты с нарезками

Формулируют цели урока

4

3 мин

Ввод в тему

Рассказывает о наследственной и ненаследственной изменчивости

Слушают учителя

5

3 мин

Прочтение материала параграф 23

1) Что такое изменчивость?

2) Какие виды изменчивости выделяют?

3) Что такое модификации?

4) Что такое модификационная изменчивость?

5) Приведите примеры модификационной изменчивости.

6) Какие признаки определяются только генами?

7) Какие признаки определяются условиями существования?

8) Что такое норма реакции?

9) Какие пределы выделяют в норме реакции?

10) Приведите примеры узкой нормы реакции

11) Приведите примеры широкой нормы реакции

12) Какими признаками характеризуются модификационные изменения?

Задает вопросы (ставит плюсы за правильные ответы минусы-за неправильные на матрице)

Приложение 1

Читают, отвечают на вопросы

6

1 мин

Итог учителя

Подводит итог прочитанного

Слушают учителя

7

3 мин

Чтение материала параграф 24

1) Что такое наследственная изменчивость?

2) Что такое мутация?

3) Кого называют мутантом?

4) Кем и в каком году была создана мутационная теория?

5) На какие виды разделяют мутации?

6) Что такое точечные мутации?

7) Что такое хромосомные мутации?

8) Что подразумевают под геномными мутациями?

9) Какие свойства характерны для мутаций?

10) Почему мутанты обладают пониженной выживаемостью?

11) Что происходит с особями с нейтральными или полезными мутациями?

12) Какие существуют мутационные факторы?

Задает вопросы, ставит плюс за правильный ответ за неправильный-минус на матрице)

Читают параграф, отвечают на вопросы

8

1 мин

Итог учителя

Подводит итог по прочитанному тексту

Слушают учителя

9

1 мин

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Повторяют упражнения

10

6 мин

Работа с опорным конспектом Даётся в текст в котором имеется 7 терминов

Приложение 2

Контролирует выполнение задания, 6-7 терминов (плюс на матрице)

5 человек поднимают руку по готовности, остальным даётся время 30 секунд, ручка в руках это ошибка. Проверяют работы друг друга

11

1 мин

Итог от учителя


Проговаривает 2 термина с определением в которых возникли затруднения

Слушают учителя

12

5 мин

Картинки «Выбирай кому»

Приложение 3

Раздает картинки, контролирует правильность ответов (на матрице)


Необходимо предложить одному учащемуся картинку с формой изменчивости, после ответа он выбирает другую картинку и передает ее любому человеку.

1 человек помогает у доски ставить плюсы и минусы

13

6 мин

Вывод урока

Мини-эссе на тему «Изменчивость» минимум 40 слов

Инструктирует по заданию

Выполняют задание, проверяют тетради у друг друга (подсчет количества слов)

14

3 мин

Подсчет плюсиков, выставление отметок, возвращение к целям урока

Ставит отметки

Выставляют отметки в дневник

15

2 мин

Домашнее задание

Решить прикрепленные задания ОГЭ к электронной школе.

Дополнительное задания для заинтересовавшихся-придумать и изобразить примеры с наследственной и ненаследственной изменчивостью.

Для особенно заинтересовавшихся- подготовить доклад с презентацией о мутациях, передающихся по наследству

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Матрица рассадки обучающихся








А

B

C

D

E

F

1







2







3







4







5







Приложение 2

Ф.И. _________

Способность организмов приобретать новые признаки называется

Важно отметить, что изменчивость подразделяется на наследственную и

Ещё Гиппократ писал о том, что если человек покалечился (например, потерял конечность под колесницей), то дети его не наследуют этот дефект. Таким образом, приобретенные в течение жизни признаки не наследуются. В данном примере это связано с тем, что изменения затрагивают только соматические клетки, но не генеративные (то есть половые и их предшественники). При половом размножении такие изменения не наследуются, но при вегетативном размножении потомкам могут достаться измененные клетки с их новыми признаками.

Ненаследственная изменчивость — это, прежде всего, изменчивость.

Модификации — это изменения организмов под действием факторов внешней среды, таких, как питание, температура, освещенность и т. п. Ее удобно наблюдать на примере монозиготных близнецов, имеющих одинаковый геном, или размноженных вегетативно растений. Понятно, что при хорошем питании животное вырастет больше, чем при скудном; то же касается и освещения для растений. Она носит групповой характер (все организмы реагируют на один и тот же фактор сходным образом) и обладает направленностью (чем больше пищи, тем больше масса животного). Модификационная изменчивость всегда носит адаптивный характер.

Наследственная изменчивость подразделяется на и

- это устойчивое ненаправленное и необратимое изменения генотипа.

Их значение в эволюции огромно — благодаря им возникают новые варианты генов. Говорят, что мутации — это сырой материал эволюции.

изменчивость связана с возникновением новых сочетаний генов у потомков при половом процессе, например, в ходе мейоза у эукариот.

Баланс между наследственностью и изменчивостью имеет огромное эволюционное значение. Новые признаки организмов появляются в результате изменчивости, а благодаря наследственности они сохраняются в последующих поколениях. Накапливание множества новых признаков приводит к возникновению других видов.

Приложение 3