I. Орг.момент. II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания . Задание группе №1. Карточка с опорными вопросами. Кто автор сказки? Жанр сказки ? Сюжет сказкию Чему учит? Время действия сказки.— Место действия. Задание группе №2. Карточка с опорными вопросами Кто главная героиня? Герои русской народной сказки «Царевна-лягушка«( используя иллюстрации к сказке) Какая основная мысль сказки «Царевна-лягушка? Кто главный герой народной сказки? Назовите других героев сказки. Задание группе №3. Карточка с опорными вопросами. Какая идея сказки ? Композиция сказки. Изобразительно-выразительные средства III. Актуализация новых знаний Введение в тему: Проблемная ситуация ( Слайд №1) Вопрос . Что такое «истинная красота человека»? Сегодня мы с вами попробуем дать ответ на этот вопрос, поговорим о красоте человека. За что народ уважает и любит человека? Тема. В чём истинная красота человека ? А поможет нам в этом русская народная сказка «Царевна-лягушка» и новое для вас изобразительно-выразительное средство АНТИТЕЗА Знакомство с понятием «антитеза».(Слайд №2,3) АНТИТЕ́ЗА тэ, антитезы, ·жен. (·греч. antithesis) (·книж. ). Противоположность, противопоставление. Стилистический прием, заключающийся в сопоставлении противоположных или резко контрастных понятий и образов. «Антитеза - сопоставление контрастных или противоположных образов. В более широком смысле под антитезой понимают любое сопоставление противоположных понятий, ситуаций или любых других элементов в литературном произведении. Различные понятия или персонажи оказываются в зависимости от признака, по которому они сопоставлены. Герои волшебной сказки противостоят с одной стороны, врагам вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча (антитеза герой – противник), с другой – его родные братья (антитеза герой – мнимый герой)». (Словарь юного литературоведа, с.15,1986). Наиболее четко выраженная и простая по строению антитеза основывается на употреблении антонимов. Например антитеза в сказке Царевна –лягушка: шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли IV. Работа в тетрадях ( Слайд №4,5,6,7,8,9,10,11,12) Постараемся сравнить героев сказки Царевну –лягушку и жён старших сыновей. В чем их красота? Сравним их красоту. По ходу урока учащиеся работают с текстом народной сказки и одновременно ведут записи в рабочей тетради. Таблица №1 Сравнительная характеристика героинь сказки « Царевна-лягушка» Царевна-лягушка | Жёны старших сыновей | 1. Где нашли их царские сыновья | На топком болоте | На купеческом и боярском дворе | 2.Внешняя красота | Некрасивая лягушка | В сказке нет их описания, но подразумевается, что купеческая и боярская дочь красивы | 3. Кто выполняет первые два поручения царя (проверяет, какие они хозяйки) | Сама | Хлеба пекут сами, а ковры им ткут мамки, няньки, красные девицы | 4. Преображаются ли во время труда? | Становится красной девицей Василисой Премудрой - красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать… | Никак не меняются, потому что сами или трудятся плохо или вообще ничего не делают. | 5. Как описывается сам труд? | Описание того, как Василиса печёт хлеб и ткёт ковер похоже на песню | Нет описания | 6. Как был оценён их труд? | Царь восхитился умением лягушки | Ни караваи, ни ковры царь не похвалил | 7. Как выглядят и ведут себя во время пира? | Василиса Премудрая – как солнце ясное, светится. Умеет гостей развлечь: прекрасно танцует, показывает чудеса . | Разодетые, разубранные, зло смеются над Иваном-царевичем и царевной-лягушкой, сами ничего не умеют. | 8.Какие качества характера проявляют? | Ум, трудолюбие, мягкость, доброту, терпение, любовь и уважение к мужу. | Злость, глупость, зависть, высокомерие, лень | 9. Даёт ли народ имена героиням? Почему? | Есть имя, которое подчеркивает духовную красоту героини | Нет имён, они не заслуживают. | V. Работа со словарём( слайд №13) Работая по 9-му вопросу таблицы, нужно сказать о значении имени главной героини.Что обозначает имя Василиса? Заглянем в толковый словарь Ушакова. VI. Обобщение по теме Выводы: ( Слайд №14) Истинная красота человека – это его духовные качества. Человек может быть внешне некрасив, например Царевна-лягушка.Но для жизни важнее душевные качества человека, его умение трудиться. Народ в сказке показывает нам, какими качествами должна обладать идеальная жена. Это и хорошая хозяйка, умеющая готовить, ткать, шить, принимать гостей, и верная преданная жена, настоящая помощница мужу. Приём антитезы помогает нам понять это. Итог. Самооценка и взаимоценка обучающихся. Аргументированная оценка учителем по группам и индивидуальные ответы обучающихся. Домашнее задание . Составить по таблице устный рассказ на тему: « В чем истинная красота человека ».
| Приветствуют, настраиваются ,выполняют упражнения Примерные ответы обучающихся Царевна-лягушка» — русская народная сказка. Автор –народ. Волшебная чудесная (повествующая о чуде) сказка Это рассказ о поиске и освобождении от плена и колдовства невесты. Доброте, справедливости, основам человеческого бытия и морали. Неопределенно-прошедшее («В старые годы у одного царя было три сына»). 1) реальный мир, где происходит поиск невесты, свадьба, испытание невесты, нарушение запрета (герой сказки сжигает лягушиную кожу). 2) мир фантастический, «потусторонний» — «тридевятое царство», куда отправляется герой сказки в поисках возлюбленной, отнятой в наказание за нарушение запрета Заглавная героиня сказки – царевна-лягушка, в которую превращена разгневанным отцом царевна Василиса Премудрая. Благодаря помощникам (мамки, няньки), собственным чудесным умениям (волшебным образом создала на царском пиру озеро с лебедями) и сказочной красоте с честью выдерживает царские испытания для невесток. Заточена Кощеем в наказание за нарушение запрета Иваном-царевичем. Основная мысль сказки связанна с образом Царевны-лягушки: Не стоит судить о человеке по внешнему виду, следует оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам. Главный герой сказки «Царевна-лягушка» — младший сын царя Иван-царевич. Он не ищет богатства (в отличие от старших царевичей), покоряется отцу и судьбе и женится на болотной лягушке. На его долю выпадают самые трудные испытания: ему приходится отправиться в нелегкий путь в тридевятое царство, найти и освободить Василису, одолев Кощея Бессмертного. Герой-отправитель – царь, отправляющий сыновей на поиск невест, подвергающий испытаниям своих невесток. Герои-антагонисты: старшие братья Ивана-царевича, более удачливые в выборе невест, принесших женихам богатое приданое, противопоставлены главному герою. Главной героине противопоставлены жены старших царевичей, прямо соперничающие с царевной лягушкой за доброе к ним расположение царя. Герои-помощники: мамки-няньки, помогающие Василисе Премудрой справиться с царскими испытаниями; чудесные говорящие звери (медведь, заяц и щука); помощник-даритель (старый старичок, подаривший Ивану-царевичу путеводный клубок); Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и способ одолеть Кощея. Герой-вредитель – Кощей Бессмертный, в сказке «Царевна-лягушка», как и в других русских народных сказках, предстаёт похитителем женщин, превращающим их в рабынь. Кощей способен распоряжаться судьбами и жизнями людей. Сам же он бессмертен. Его смерть «на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет». Идея торжества добра и справедливости. Сказка построена согласно традиции русских народных волшебных сказок. Здесь присутствуют типичный сказочный зачин и концовка, присказки, троекратные повторы, постепенное усиление напряженности событий (после заточения Василисы в царстве Кощея действие становится более динамичным), особое временно-пространственное построение мира чудесной волшебной сказки. Сказка поэтична. В сказке присутствуют постоянные эпитеты « обернулась Василисой Премудрой», «У Кощея Бессмертного», « добрый молодец», « сахарные уста», гиперболы «обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь», « лежит Баба-Яга , костяная нога, зубы на полке, а нос в потолок врос», повторы « Иван Царевич поплакал, поплакал», троекратные повторы « шёл, шёл,и дошёл» ( ответы обучающихся ) Запись определения в тетради Анализируют ,заполняют таблицу Объясняют значения слов: Василиса, премудрая Василиса. - др. -греч. - "царица", "царственная"(лягушка-царевна) ПРЕМУДРЫЙ, премудрая, премудрое; премудр, премудра, премудро (книжн. устар). Обладающий премудростью, глубокою мудростью, исполненный глубокой мудрости. Премудрое решение. Поступить премудро (нареч.). Словарь Ушакова Формулируют основные выводы, подтверждает высказывания ( Слайд №14) |