СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Изучение методики обучения русскому языку в школе для обучающихся с ОВЗ. Словарная работа на уроках русского языка».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Повышать уровень грамотного письма, познавательной деятельности

учащихся на уроках русского языка через словарную работу.

Задачи:

- Создание условий для успешного усвоения программы, развитие

индивидуальных способностей, повышение грамотности учащихся;

- Создание «Методической копилки» работа со словарными словами на

уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
««Изучение методики обучения русскому языку в школе для обучающихся с ОВЗ. Словарная работа на уроках русского языка».»

«Изучение методики обучения

русскому языку в школе для обучающихся с ОВЗ. Словарная работа на уроках русского языка».

Цель: Повышать уровень грамотного письма, познавательной деятельности

учащихся на уроках русского языка через словарную работу.

Задачи:

- Создание условий для успешного усвоения программы, развитие

индивидуальных способностей, повышение грамотности учащихся;

- Создание «Методической копилки» работа со словарными словами на

уроках русского языка.

Актуальность:

Одной из главных причин, препятствующих включению в социум

учащихся с интеллектуальной недостаточностью, является низкий уровень

развития речевой культуры. Речь учащихся коррекционных школ

примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их

словарь. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это

приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми,

препятствует самореализации ребёнка, его личностному росту, процессам

адаптации и интеграции.

Важной работой в коррекционной школе является словарная работа,

которая проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию

лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению.

Только систематическая словарная работа способствует формированию не

только учебных умений и навыков, но и коррекции речи, памяти, внимания,

мышления. Проведение словарной работы зависит не только от характера

лексического материала, но и возрастных и индивидуальных особенностей

учащихся.


При работе со словарным словом ставятся следующие задачи:

1. Обогащение словарного запаса речи учащихся.

2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не

вполне верно.

3. Активизация словарного запаса речи учащихся.

При работе со словарём проводится большая коррекционная работа. Эта

работа повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет думать и

искать варианты ответа, мыслить, анализировать учебный материал,

находить различные пути решения проблемы, выбирать правильные

варианты ответов, дифференцировать знания, запоминать стихи и загадки,

значения слов, проговаривать правила и основные понятия, подбирать

подходящие слова и выражения, делать выводы и обобщения.

Словарная работа в коррекционной школе представляет собой

совокупность целенаправленных и систематически проводимых упражнений,

способствующих усвоению учащимися лексических, грамматических,

произносительных и орфографических норм литературного языка. При

обучении детей на уроках русского языка систематически отводится время

для закрепления пройденных слов и знакомством с новыми словарными

словами.

Для того чтобы работать со словарными словами, я изучила ряд

упражнений, которые помогают в игре запомнить словарное слово.

Методика работы над словарным словом в коррекционной школе с

учащимися на уроках следующая.

1. Угадай-ка. Подбор загадок с использованием словарного слова.

2. Шифровка. Прочитывание напечатанного в ребусе слова с

последующей его записью. В этом задании учащимся предлагается

сложить буквы по порядку так, чтобы получилось слово. Проговорить

слово по слогам, записать его, поставить ударение, выделить

орфограммы, которые нужно запомнить.

3. "Проникновение в тайну слова". Выяснение его лексического значения.

Запись слова и прочитывание определения.

4. Однокоренные слова. Подбор к изучаемому слову однокоренных слов с

помощью учителя и наводящих вопросов, а также образование новых

слов при помощи приставок и суффиксов. Это не только помогает

избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет

лексикон ребёнка. Выделение в словах общей части (введение понятия

– корень) позволяет детям глубже понять основное значение слова, так

как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний

смысл слова.

5. Мудрый словарик. Использование в работе пословиц и поговорок. На

данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку.

Обогащается активный словарный состав слов. В этом задании

предлагается дописать пропущенное словарное слово в пословицу,

поговорку или предложение. В это задание входят и устные

упражнения: толкование фразеологических сочетаний (поговорок),

замена ими в тексте синонимических слов или словосочетаний.

Например: Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).

6. Составление словосочетаний. Перед тем, как выполнить последнее

задание словаря, мы составляем с изучаемым словом словосочетания,

затем распространяем их до уровня предложения с последующей

самостоятельной

его

Однако одного знакомства со словами недостаточно для того, чтобы

овладеть грамотным их написанием. Овладению написанием слов

способствуют "Орфографические пятиминутки", комментированное

письмо, требующее чёткого проговаривания того, что подлежит

написанию.

В "Орфографические пятиминутки" можно включить следующие задания:

1. Игры "Собери слово из слогов", "Расшифруй слово", "Вставь

пропущенное слово", "Недописанные элементы букв словарного

слова", "Лишнее слово".

2. Узнавание слова по описанию признаков предмета.

3. Запись слов из словаря с пропуском трудного места (с "окном") – это

способ, предлагается детям для фиксации поставленной

орфографической задачи.

4. Составление рассказа из группы словарных слов (станок, верстак,

стамеска, металл, железо).

5. Составление деформированного предложения.

6. Отгадывание кроссвордов.


Хороший результат даёт изучение словарных слов по методике

С. Н. Лысенковой. По данной методике работа над трудными словами

состоит из нескольких этапов. Сначала учитель группирует слова в блоки.

1. Школа 2. Россия 3. Наш огород 4. Неделя и т.д.

Каждый блок печатается учителем на отдельном листе бумаги и

вывешивается на неделю в классе. Работа над словарными словами ведётся

по следующему алгоритму.

1 урок. Ознакомление со словами изучаемого блока.

Орфографическое проговаривание, запись слов в индивидуальные словарики

с выделением орфограмм, расстановкой ударения, выяснение значения слов.

2 урок. Запись слов в тетрадях по слогам, для переноса.

3 урок. Составление словосочетаний, составление предложений.

4 урок. Закрепление правописания словарных слов блока. Работа с

картинным словарём, дописывание предложений, отгадывание кроссвордов и

другие виды работ.

5 урок. Проверка уровня обученности. Словарный диктант.

На начало учебного года мною были проведены различные словарные

диктанты, просмотрев их я, провела мониторинг и выявила, какие чаще

всего, были допущены ошибки и какой их процент. Весь учебный год я

работала над этими словами, в различных упражнениях. И на конец учебного

года вновь были проведены диктанты, оказалось, что есть небольшие

положительные результаты. Но, работы еще очень много. Т.к. тема эта очень

актуальна для наших учащихся, я продолжу работу над ней в следующем

учебном году.

Т.к. систематическая и целенаправленная работа над трудными словами

вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их

прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок

использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах

упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает

словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

По толковому словарю С.И. Ожегова "обогатить" – значит сделать богаче.

Считаю, что дети, благодаря работе над словом, обогащаются не только

языковыми знаниями, но и духовно.