История России 10 класса № | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, измерители | Дом. задание | Дата проведения | |
Введение | |
1 | Глава 1. Русь изначальная. | § 1. Индоевропейцы. Исторические корни славян Восточные славяне в VIII – IX в.. | 1 | изучение нового материала | История России - часть мировой истории. Источники по истории Отечества. Место славян среди индоевропейцев. Индоевропейцы и их расселение. Нашествие скифов. Греческие колонии и скифы. Соседи восточных славян. Великое переселение народов с конца 4 в. Усиление роли племенных вождей, появление дружин. Анты и склавины. Славянский вождь Кий. Приильменье - центр славян. Борьба восточных славян с аварами и хазарами. Славяне и Волж. Булгария. Родина индоевропейцев. Поселения трипольцев. Родословная народов Евразии. Место предков славян среди индоевропейцев. Первые нашествия: киммерийцы, скифы. Поселение восточного славянства. Другие народы будущей России в древности: балты, угро-финские народы, адыги, осетины, аланы, тюркоязычные племена. | Называть основные источники по истории Отечества. Показывать на карте места расселения индоевропейцев, славян и их соседей, маршруты переселения и наносить на контурную карту. Знать и понимать периодизацию всемирной и отечественной истории; особенности методов исторического анализа. Знать и понимать пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий. | Опрос | § 1,§ 2 | | |
2 | | § 3. Возникновение государства Русь. Первые русские князья. | 1 | комбинированный | Славянский Юг и славянский Север – два центра государственности. Появление государства Русь в северо-западных славянских землях. Происхождение слова «Русь». Рюрик в Новгороде. Начало династии Рюриковичей. Создание государства Русь. Князь Олег. Княжение Игоря. Полюдье и гибель Игоря. Правление княгини Ольги. Крещение Ольги. | Уметь раскрывать логику и исторические причины возникновения и развития явлений общественной жизни; проводить поиск исторической информации в источниках различного типа. | Опрос, работа с документами | § 3 | | |
3 | | § 4. Правление Святослава. | 1 | комбинированный | Укрепление государства при Ольге. Изменение внешней политики при Святославе. Русь и Хазарский каганат. Русь и Византия. Печенеги. Завоевания Святослава, их значение. Личность Святослава. Укрепление международного положения Руси. | Уметь раскрывать логику и исторические причины возникновения и развития явлений общественной жизни; Указывать основные направления внутренней и внешней политики русских князей. | Опрос | § 4 | | |
4 | | § 5. Древнерусское государство при Владимире. | 1 | комбинированный | Обстановка в княжеском доме после смерти Святослава. Владимир – единый правитель Руси. Восстановление единства русских земель. Изменения внешней политики Руси. Укрепление южных границ. Крещение Руси. Крещение Руси по византийскому обряду. Двоеверие на Руси. Историческое значение крещения Руси. Зарождение феодальных отношений на Руси, их особенности Структура общества Киевской Руси: социальные группы, их правовое положение. Политический строй: система власти и управления. Принятие христианства и его политическое значение для Киевской Руси. | Называть причины принятия христианства. Объяснять значение принятия христианства для Руси. Раскрывать причины укрепления международного положения Руси. Объяснять изменения во внешней политике Руси при князе Владимире. Объяснять значение терминов. Составлять тезисы ответа по теме: «Владимир – язычник и Владимир – христианин – два исторических образа» | Опрос, работа с документами, составление тезисов | § 5 | | |
5 | Глава 2. Расцвет Руси. XI – первая треть XII в. | § 6. Правление Ярослава Мудрого. . | 1 | комбиниро ванный | Вторая междоусобица на Руси. Святые Борис и Глеб. Борьба Ярослава Мудрого за власть. Восстановление единства Руси. Ярослав Мудрый во главе Руси. Распад древнерусского государства. Правление Ярослава Мудрого. Ослабление центральной власти. «Русская Правда» - первый писаный свод законов. Развитие культуры. Внешняя политика Ярослава Мудрого: расширение границ, укрепление международных связей. | Анализировать первые своды законов Руси. Сравнивать первую и вторую усобицы на Руси. Называть свойства характера Ярослава Мудрого. Характеризовать роль Ярослава в том, что Киев превратился в один из красивейших городов Европы. | Опрос, работа с документами | § 6 | | |
6 | | § 7. Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах | 1 | комбиниро ванный | Русское общество в Х1 в. Система управления. Возникновение феодальной земельной собственности. Феодально-зависимое население. Армия. Города. Торговля. Система церковной жизни. Первые восстания на Руси: 1024 г.,1068 г. “Русская Правда” Ярославичей. Половцы. Олег Святославович. | Знать сходства и различия феодальной системы Руси и Западной Европы. Характеризовать существовавшие на Руси формы феодальной зависимости населения. Понимать историческое значение “ Русская Правда”. | Опрос | § 7 | | |
7 | | § 8. Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1 | комбинированный | Начало военной деятельности Владимира Мономаха. Битва у Треполя и ее последствия. Схватки с половцами. Война русских князей против Олега. Любечский съезд. Русский крестовый поход в степь в 1111г. Правление Владимира Мономаха. Восстание 1113 г. в Киеве. Воссоздание единства Руси, военные походы “Поучение” В. Мономаха как памятник культуры. Жизнеописания главных деятелей русской истории в историографии. Мстислав Великий. | Давать характеристику системе управления Руси. Рассказывать об устройстве княжеского домена, феодальной вотчины, основных занятиях населения. Называть причины общественных потрясений на Руси, их последствия. Давать сравнительный анализ первым русским сводам законов. Указывать причины раздробленности Руси. Рассказывать о междоусобной борьбе, восстаниях в период раздробленности государства. | Опрос, работа с документами | § 8 | | |
8 | Глава 3. Политическая раздробленность | § 9-10. Политическая раздробленность Руси. | 1 | комбинированный | От Мстислава Великого до Юрия Долгорукого. Распри Мономаховичей. Юрий Долгорукий. Причины распада Руси. Русские княжества в ХП-ХШ вв.: Чернигово-Северское княжество, Киевское, Владимиро-Суздальское, Вел.Новгород, Галицко-Волынское. Возникновение Москвы. А. Боголюбский, Вс.Большое Гнездо и расцвет Владимиро-Суздальской земли. Единство культуры. | Указывать причины раздробленности Руси. Показывать на карте территории княжеств, места восстаний. Давать сравнительную характеристику экономическому, социально-политическому и культурному развитию отдельных княжеств. Называть экономические, социальные и политические причины феодальной раздробленности. | Опрос, работа с документами | § 9-10 | | |
9 | Глава 4. Борьба Руси за независимость в XIII – начале XIV в. | § 12. Монголо - татарское нашествие на Русь. | 1 | комбинированный | Монголо-татары. Чингисхан. Зарождение государства у монголов. Завоевания монголов. Битва на Калке. Нашествие на Русь. Оборона Рязани. Причины поражения русских княжеств. Монголо-татарское иго и его последствия | Составлять исторический портрет Чингисхана. Доказывать или опровергать утверждение, что Руси противостоял очень сильный противник, превосходивший ее в политическом, экономическом и военном отношении. Составлять план ответа на тему «Последствия монголо-татарского ига». | Опрос, работа с документами | § 12 | | |
10 | | § 13. Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского. | 1 | комбинированный | Рискованная поездка в Орду. Два разных подхода к отношениям с Ордой. Даниил Галицкий. Великие «малые дела». Восстания против монголов во второй половине ХШ в. Карательные ордынские экспедиции. Политика А. Невского. Роль Русской Православной Церкви в возрождении Руси Социальные отношения. Рост городов и численности населения Северо-Восточной Руси. Усиление княжеской власти и обострение социальных противоречий. | Дать оценку деятельности А.Невского и его политического курса. знать, понимать, давать оценку ключевых событий в истории Руси в XIII в; | Опрос, работа с документами | § 13 | | |
11 | Глава V. Образование Русского централизованного государства. | § 15. Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского. | 1 | комбинированный | Расстановка сил накануне Куликовской битвы. Куликовская битва. Историческое значение Куликовской битвы. Поход Тохтамыша на Москву. Обстановка вокруг Москвы при Василии 1. Грюнвальдская битва. Церковь и великокняжеская власть. Роль церкви в объединении Руси. Сергий Радонежский. Начало открытой борьбы с Ордой за национальную независимость. Князь Дмитрий Иванович как организатор общерусского сопротивления ордынцам. Первые поражения и победы. Подъем национального самосознания в конце XIV - начале XV вв. | Характеризовать основные понятия темы. Ориентироваться в пространстве и во времени. Комментировать высказывания. Объяснять роль монастырей в освоении русских земель и становление российской цивилизации. | Опрос, работа с документами | § 15 | | |
12 | | § 17-18. Образование Русского централизованного государства. | 1 | комбинированный | Иван III: личность и деяния. Подчинение Новгорода. Освобождение от ордынского ига. Формирование централизованного государственного управления. Формирование поместной системы и служилого сословия. Общерусский судебник 1497 г. Завершение политического объединения Руси в конце XV - начале XVI вв. Выход Руси на международную аренду. Формирование многонационального государства. Политическая борьба боярско-дворянской знати: возможные пути дальнейшего государственного развития. | Показывать изменения политической карты Северо-Восточной и Северо-Западной Руси за годы правления Ивана III. Называть события XVв., способствовавшие изоляции русских земель от западной цивилизации. Высказывать суждения на основе исторических фактов и событий. Изображать в виде схемы органы центрального и местного управления Руси в XVв. Характеризовать роль Судебника 1497 г. Показывать на карте основные направления внешней политики Ивана III. Объяснять роль Судебника 1497 г. | Опрос, работа с документами | § 17-18 | | |
13 | | § 20. Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550 – х г.г. | 1 | комбинированный | Первое боярское правительство. Правление Елены Глинской. Боярские группировки у власти. Венчание на царство. Восстание 1547г. Реформы первой половины царствования Ивана Грозного /1540 – 1550-ые гг./ Избранная рада. Иван Грозный и Андрей Курбский. Земские соборы. Опричнина. | Раскрывать сущность реформ, сравнивать с реформами предшествующего периода. Называть основные задачи внутренней и внешней политики Ивана Грозного Указывать причины введения опричнины, ее итоги и последствия для государства. Уметь аргументировано доказывать свою позицию по проблемным вопросам. | Опрос, работа с документами | § 20 | | |
14 | | § 22. Опричнина. Последние годы Грозного царя. | 1 | комбинированный | Сущность опричнины. Террор. Влияние опричнины на жизнь страны. Опричнина в оценках русской и современной историографии. | Называть пережитки удельной Руси, препятствовавшие Ивану IV осуществлять неограниченное правление. Показывать по карте опричные земли и земщину. Давать оценку опричнины современными историками. | Опрос, работа с документами | § 22 | | |
15 | Глава VI Смутное время. | § 25. Начало Смуты. | 1 | комбинированный | Конец династии Рюриковичей и вопрос о престолонаследии. Борис Годунов - первый выбранный государь всея Руси. | Характеризовать положение страны в период Смуты. Называть причины Смуты, народных восстаний. Объяснять происхождение названия «Смутное время». Характеризовать политику Бориса Годунова. Объяснять появление самозванца Лжедмитрия. Сравнивать политику и личности Бориса Годунова и Лжедмитрия. | Опрос, работа с документами | § 25 | | |
16 | | § 26. Кризис общества и государства. Спасатели Отечества. | 1 | комбинированный | Смерть царевича Дмитрия. Стихийные бедствия в начале XVII в. Народные волнения. И.И.Болотников. Самозванство. Взлёт и падение Лжедмитрия I. Воцарение Василия Шуйского. Лжедмитрий II. Поход повстанцев на Москву. Семибоярщина. | Комментировать высказывание: «Смутное время порождало неординарные личности». Называть причины прихода к власти Василия Шуйского. | Опрос | § 26 | | |
17 | Глава VII. Новые черты старой России. | § 28. Россия после Смуты. Царствование Михаила Романова | 1 | комбинированный | Роль православной церкви в консолидации общества. Последствия Смуты. Войны с Польшей и Швецией. Возрождение самодержавия. Войны с Польшей и Швецией. Последствия Смуты. Восстановление хозяйства. Первые плоды. Управление военной мощи страны и внешняя политика. Личность Михаила Романова. Земский собор 1613 г. Утверждение династии Романовых. Правление первых Романовых. Эволюция царской власти. Изменение роли Земских соборов. Усиление роли приказной бюрократии. Личность царя Алексея Михайловича. Окончательное закрепощение крестьян. | Характеризовать положение страны в период и после Смуты. Объяснять последствия самозванства и интервенции для страны. Рассказывать о народных героях и их роли в освобождении страны. Сравнивать состав, программы и характер деятельности Первого и Второго ополчения, причины победы Второго ополчения. Характеризовать положение России после Смуты. Характеризовать личность Михаила Романова. | Опрос, работа с документами | § 28 | | |
18 | | § 30. «Бунташный», век | 1 | комбинированный | Социальные противоречия, рост налогов и повинностей. Казацко-крестьянские восстания. Движения и восстания в городах в середине XVII в. Медный бунт. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Бегство крестьян и колонизация окраин. Российское казачество. Присоединение украинских и белорусских земель. Отношения с крымским ханством, Османской империей, Ираном и др. Освоение Сибири. Россия на дальневосточных рубежах. Нерчинский договор 1689г. с Китаем. Народы Поволжья в XVII в.: колонизация и расселение. Ислам и политика христианизации | Сравнивать причины крупнейших восстаний, происшедших в годы правления Алексея Михайловича. Находить общее и особенное в составе участников восстаний, выдвижении требований и характере борьбы. Делать выводы о состоянии и характере развития российского общества середины и второй половины 17в. | Опрос, работа с документами | § 30 | | |
19 | | § 33 Россия накануне преобразований | 1 | комбинированный | Правление Федора Алексеевича. Восстание стрельцов 1682г. и приход Софьи к власти. Реформы Софьи. Вечный мир с Польшей и крымские походы. Приход к власти Петра. Нарастание светских элементов, рационализма, гуманизма. Отношение к процессу обмирщения русской православной церкви. | Характеризовать преобразования, проведенные Федором Алексеевичем. Характеризовать период правления Софьи, сравнивать его со временем, когда у власти был Федор Алексеевич. Определять внешнеполитические задачи периода правления Софьи. | Опрос, работа с документами | § 33 | | |
20 | Раздел 2. Россия в XVIII столетии. Глава 3. Эпоха Петра I. | § 11. Эпоха ПетраI. Северная война. | 1 | комбинированный | Мужание Петра I. Восприятие западного опыта обществом, русскими государственными деятелями конца XVII - начала XVIII в. А.Я. Ордин-Нащокин, В.В.Голицын, Ф.Ртищев, А.Матвеев и др.Осознание необходимости перемен. Петр I и политическая борьба 1680-х гг. Социально-экономические преобразования. Активное воздействие государства на экономическую жизнь страны. Мануфактуры. Торговля. Политика протекционизма и меркантилизма. Азовские походы. Великое посольство. Внешняя политика первой четверти XVIII в. Северная война. Военные триумфы: Азовские походы, Полтава, Лесная, Гангут, Гренгам. Отношения со странами Востока. Персидский поход 1722-1723 гг. Россия - великая европейская держава. Битва под Нарвой. Полтавская битва. Прутский поход. Первые успехи в Прибалтике. Завершение Северной войны. | Уметь выявить причины и истоки реформ Петра I; сопоставить процесс развития России и стран Западной Европы; уметь анализировать основные изменения в различных сферах жизни общества в начале XVIII в.; уметь дать характеристику основных направлений внешней политики России, соотнести их с национальными задачами страны; участвовать в дискуссиях по проблеме развития России в XVIII в., | Опрос, работа с документами | § 1 | | |
21 | | § 2 Реформы Петра I. | 1 | комбинированный | Военные реформы: создание регулярной армии, флота; их значение для судеб России. Церковная реформа. Особенности социальной политики. Служилый характер дворянства. «Табель о рангах». Преобразования в области культуры и быта. | Выделять последствия петровских преобразований, используя документы. | Опрос, работа с документами | § 2 | | |
22 | Глава 4. Россия в эпоху дворцовых переворотов и во второй половине XVIII в. | § 4 – 5. Эпоха дворцовых переворотов. | 1 | комбинированный | Проблема престолонаследия после смерти Петра I и борьба придворных группировок за власть. Наследники Петра, их помыслы и деяния. Екатерина I, Меншиков А.Д .. Верховный тайный совет. И первые попытки ограничения самодержавия. Кондиции 1730 г. Роль дворянства и гвардии в дворцовых переворотах. Расширение привилегий дворянства. Правление Елизаветы Петровны. Петр III: полгода на троне. | Иметь представление о политике просвещенного абсолютизма, личности монарха и жизни российского общества в данный период; Сравнивать периоды правления Екатерины 1, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Петра III. | Опрос, работа с документами | § 4-5 | | |
23 | | § 6. Расцвет дворянской империи. | 1 | комбинированный | Дворцовый переворот 1862 г. и возведение на престол Екатерины II. Екатерина II и её окружение. Политическое значение фаворитизма; братья Орловы, Потемкин. Просвещенный абсолютизм в России. Созыв Уложенной комиссии (1767-1768). Секуляризация церковного землевладения. Особенности развития хозяйства. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва. Изменение политического курса Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам (1785). | Называть причины и последствия дворцовых переворотов для России. Давать оценочную характеристику участникам дворцовых переворотов. Характеризовать политическую обстановку в России и в Европе в период правления Екатерины II. | Опрос, работа с документами | § 6 | | |
24 | | § 8. Экономика и население России во второй половине XVIII в. | 1 | комбинированный | Рост территории и населения во второй половине 18 века. Промышленность и сельское хозяйство. Торговля. Финансы. Жизнь и хозяйство народов России. | Перечислять факторы развития экономики во второй половине XVIIIв. Характеризовать влияние экономики страны на жизнь народов России, вошедших в состав страны в 18в. | Опрос, работа с документами | § 8 | | |
25 | | § 10. Тревожное окончание века. | 1 | комбинированный | Личность Павла 1. Внешняя политика Павла 1. Переворот 1801 г. | Характеризовать личность Павла I. Перечислять основные события внешней политики Павла I. Оценивать результаты политики Павла I. | Опрос, работа с документами | § 10 | | |
26 | Глава 5. Россия в первой четверти XIX в. | § 11. Первые годы правления Александра I | 1 | комбинированный | Место России в мировой истории к началу XIX в. Своеобразие территориального, геополитического положения России к началу XIX в. Цивилизации, религиозные верования (христианство, ислам, буддизм, иудаизм). Народы на территории Российской империи, хозяйственные, культурные взаимодействия. Крепостное право, община, помещичье землевладение. Самодержавие в России в начале XIX в. Александр I: правительственный либерализм. Реформы: замыслы и их реализация. М.М.Сперанский. | Знать и понимать специфику исторического пути России в мировом сообществе; Выделять существенные черты социально-экономического и политического развития России. Объяснять сущность и итоги реформ. Указывать направления внутренней и внешней политики государства в первой половине Х1Х в. | Опрос, работа с документами | § 11 | | |
27 | | § 12 – 13. Внешняя политика России и Отечественная война 1812 г. | 1 | комбинированный | Россия и антинаполеоновская коалиция. Тильзитский мир. Война с Ираном 1804- 1813гг. Русско-шведская война 1808 – 1812 гг. и присоединение Финляндии. Россия и восточный вопрос. Русско-турецкая война 1806 – 1812 гг. Присоединение Бессарабии. Причины Отечественной войны 1812г. Ход военных действий, соотношение сторон: основные сражения. Патриотический подъем русского народа. Герои войны. Заграничный поход русской армии. Историческое значение победы русского народа в Отечественной войне 1812г. | Уметь дать оценку внешней политики России в начале века; определить характер войны 1812 г.; составить таблицу, отражающую ход войны. уметь сравнить политику Александра I и Наполеона; | Опрос, работа с документами | § 12-13 | | |
28 | | § 14. Жизнь России в послевоенный период. Движение декабристов. | 1 | комбинированный | Россия и Венский конгресс. Россия и Священный союз. Восточный вопрос в XIX в. и роль России в его решении. Россия и Польша. Конституция Царства Польского. Состояние страны после Отечественной войны. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Смерть Александра I. Междуцарствие. Вопрос о престолонаследии. Тайные общества. Идеология декабристов. Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. | Сравнивать проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева. Давать характеристику историческим личностям и определять их вклад в историю России. Объяснять предпосылки движения декабристов. Называть отличие движения декабристов от предшествующих ему выступлений против власти в России. | Опрос, работа с документами | § 14 | | |
29 | Глава 6. Российская империя в годы правления Николая I. 1825 -1855 г.г. | § 15 - 16 Внутренняя политика Николая I. | 1 | комбинированный | Личность императора Николая 1. Император Николай I как человек и политик. Преобразования времени его царствования: сочетание самобытных начал и западноевропейских влияний. М.М.Сперанский, Д.Н.Блудов, С.С. Уваров - идеологи николаевского царствования. «Православие, самодержавие, народность». Официальная доктрина и исторические реалии. Кодификация законов Российской империи. Попытки разрешения крестьянского вопроса. П.Д.Киселев. Экономическая политика, её результаты. Е.Ф.Канкрин. Кавказ - узел противоречий. Положение народов Кавказа в первой половине XIX века. Кавказская война. А.П.Ермолов, И.И.Паскевич, Шамиль. Основные этапы вхождения в состав России народов Кавказа. Мюридизм. Значение вхождения народов Кавказа в состав России. | Сравнивать личности Николая I и Александра I. Определять, что было общего в их взглядах, чем они отличались и чем объяснялись эти различия. Характеризовать государственные преобразования Николая I. | Опрос, работа с документами | § 15-16 | | |
30 | | § 17. Внешняя политика Николая I. Крымская война. | 1 | комбинированный | Внешняя политика России в 1820-1850-е годы. Россия и Греция. Греческое восстание. Войны России с Турцией и Персией. Значение победы в войне с Турцией ддля народов Кавказа и Балканского полуострова. Польское восстание. 1848 г. в Европе и его влияние на политику России. Крымская война: причины, ход, результаты. Итоги царствования Николая I. | Характеризовать причины войн России с Персией и Турцией 1820-е г. и их итоги. Объяснять трудности в реализации принципов Венской системы. Характеризовать причины Крымской войны и ее итоги; | Опрос, работа с документами | § 17 | | |
31 | Глава 7. Россия в эпоху преобразований. 1860-1870-е г.г. | § 21. Великие реформы | 1 | комбинированный | Личность императора. Необходимость реформ. Нарастающее отставание России от ведущих стран мира. Обострение социально-экономической и общественно-политической ситуации в России после поражения в Крымской войне. Отмена крепостного права. Проекты отмены крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. Личное освобождение крестьян. Временнообязанные. Отрезки. Выкупные операции и выкупные платежи. Реакция крестьян на реформу. Дискуссии современников о значении реформы. Реформа в освещении историографии. Земская, городская, судебная и военная реформы. Изменение системы образования. Значение реформ 1860-1870г.г. | Знать основные положения урока: особенности формирования личности Александра II; главные положения реформы 1861г.; характеризовать земскую, городскую, судебную и военную реформы, изменения системы образования, проведенные Александром II; | Опрос, работа с документами | § 21 | | |
32 | | § 23 - 24. Россия в годы правления Александра III. 1881-1894г.г. | 1 | комбинированный | Народнический террор. «Земля и воля». Основные направления в народничестве, его идеология. Действия народников. Появление террористических организаций. Нечаевщина. «Земля и воля» 1870-х г.г. Раскол «Земли и воли»: «Народная воля» и «Черный передел». Террор. Убийство Александра II.Личность императора. Основные направления внутренней политики. Строгая регламентация социальной жизни. Принятие законов, составляющих основу российского рабочего законодательства. Политика поощрения индустрии. Поддержка помещичьих хозяйств. Мировые посредники. Институт земских начальников. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Новое городовое положение. Корректировка судопроизводства. Усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями. Процесс возвращения России статуса полноправной великой державы. Европейская политика. Образование русско-французского союза. Отношения России с Англией и со странами Азии. | Знать основные положения урока: характеризовать условия воспитания и обострения Александра III; характеризовать основные направления внутренней политики Александра III; сравнивать внутреннюю политику Александра III и Александра II; называть основные внешнеполитические меры Александра III; сравнивать международное положение России в начале правления Александра III и в последние годы XIXв.; | Опрос, работа с документами | § 23 | | |
33 | | § 25. Внешняя политика России в 1860-1880-е гг. | 1 | комбинированный | Самодержавная монархия. Наследственность царской власти. Ритуал церковного освящения царской власти. Российские сословия, их положения в обществе и роль в жизни страны. Причины сохранения сословного строя. Управление Российской империи. Наемные труженики. Рабочее законодательство. Забастовки. Промышленная модернизация России. | Знать основные положения урока: характеризовать сословия России; взаимоотношений Русской Православной церкви и монарха в России; рабочий класс России конца XIXв; особенности развития промышленности страны и ее социальной структуры; сравнивать положение рабочего класса в России. | Составить схему «Управление Российской империей в конце XIX в» | § 25 | | |
34 | | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в эпоху преобразований. 1860-1870-е г.г.» | 1 | урок повторения и обобщения | Повторение и закрепление понятий и основных теоретических положений раздела работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Обеспечить системное усвоение знаний учащихся. Продолжить формирование умений изучать исторические источники, анализировать, делать выводы | Итоговое контрольное тестирование | | | |