Изучение русского языка посредством патриотического воспитания
Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в митинге, посвященном 9 мая. Для участия выбираются ученики с хорошей дикцией.
Ведущий. Казалось, было холодно цветам
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Звучит песня «До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы
ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ
Художественная композиция
Действующие лица: Девушка-ведущая, Андрей, Ната, Коля, Ирина, Лара.
Исполнители в костюмах 40 - 50 годов. На середине сцены стоит стул.
Ведущая. – На стенке фото пылится, и каждый день на заре,
Смотрю на юные лица - мы жили в одном дворе.
Учились в одном десятом, всегда как одна семья.
Такими мы были когда-то… А в центре, представьте, я!
(садится на стул, тихо звучит музыка – фокстрот «Рио-Рита», продолжает на фоне музыки)
Андрей был нашей опорой, (выходит Андрей, встаёт за спинку стула)
Он весь наш класс защищал.
Очень любил поспорить
И на гитаре играл.
Натка – душа компании. (появляется Ната, встаёт рядом с Андреем,
И в школьных делах мастак. улыбаются друг другу)
Бывало, и на свидания не успевала никак.
Их звали – жених и невеста. Они не смущались, нет!
Любовь – это всем известно, не знает преград и лет.
Лара с Ириной – подружки. (держась за руки, появляются Лара с Ириной,
Вдвоём везде и всегда. встают рядом со всеми)
Весёлые две хохотушки и неразлей вода.
А это спортсмен наш – Коля! (выходит Коля, присаживается
Колей гордится дом. впереди всех, получается «фото»)
Все мысли его – о футболе,
Ну а учёба – потом!
(Громко звучит музыка. Стоп-кадр. Затем «фотография оживает» - ребята танцуют. Затем по очереди читают текст)
Андрей. – Вот так мы тогда и жили. Экзамены шли к концу.
Коля. – Девчонки платья пошили, чтоб каждой было к лицу.
Ната. – Бал выпускной, весёлый! Танцы и ночь без сна!
(музыка обрывается на самой высокой ноте)
Лара. – Мы успели закончить школу, когда началась война.
(звучит марш «Прощание Славянки», когда затихает – ребята продолжают)
Ирина. – Стояли мы оглушённые и двинуться не могли.
Словно заворожённые, руки свои сплели. (берутся за руки)
Андрей. – Всю ночь до утра не спали, вглядывались в горизонт.
А губы сами шептали…
Все. – На фронт, на фронт, на фронт…
(вновь звучит марш, затем стихает)
Коля. – И нас война разметала всех по разным фронтам!
(шеренга ребят распадается, и все беспорядочно разбредаются по сцене, в центре остаётся одна девушка-ведущая)
Ведущая. – Кто был там, знает, немало на долю выпал нам.
Горечь дымных рассветов впитал в себя каждый из нас…
Нет! Не хочу об этом! О будущем будет рассказ!
(звучит фокстрот, с разных сторон сцены идут друг к другу Андрей и Ната, встречаются на авансцене слева от ведущей)
Ната. – Долго мы друг о друге не знали: как, что и где…
Андрей. – Под долгие песни вьюги я вспоминал о тебе.
Мы встретились в сорок третьем,
Как видите – навсегда! (обнимет Нату за плечи)
Ната. – Счастливей пары на свете не было никогда!
(на сцену выходят Лара с Ириной, встают на авансцене справа от ведущей)
Ирина. – Мы были медсёстрами в роте. И хоть горели в аду,
Лара. – Мы к этой страшной работе привыкли в боях, на ходу.
Ирина. – А после победной песни осуществили мечту:
Лара. – Учились, работали вместе!
Ирина. – Закончили мединститут!
(выходит Коля, встаёт рядом с девочками)
Коля. – Горели бескрайние дали, и сердце летело вскачь!
Фашистские каски топтали мы, а не футбольный мяч.
После войны, за город играя, точен я был, как всегда,
И каждый гол посвящал я девчонкам десятого «А»!
Ведущая. – Поверьте, всё так и было! И счастливы были все!
И птицы по небу плыли, и звёзды купались в росе!
Я знаю, всё б так и было!... (музыка обрывается)
Если бы не война…
Ларка первой погибла… Под Львовом лежит она...
(Лара уходит вглубь сцены, поворачивается спиной к зрителям)
Ирина с Наткой чуть позже….
(Ирина с Натой также уходят вглубь сцены)
Потом не стало ребят…
(Андрей и Коля уходят к девочкам)
Я до сих пор не знаю, где они все лежат…
(свет гаснет, тихо звучит мелодия песни «За того парня», прожектор освещает девушку-ведущую, затем «фотографию» ребят)
Ведущая. – На стенке фото пылится. И каждый день на заре
Смотрю на юные лица. Мы жили в одном дворе…
Такими мы были когда-то, последний десятый класс…
Простите меня, ребята, одна я живу за вас.
(громко звучит «За того парня»)
Ведущий. Год 1941-й. июнь. Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.
Песня «С чего начинается Родина» (минус)
Ведущий. Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи. «Всё для фронта, всё для победы» - повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. А с фронта долетали долгожданные весточки, «треугольники».
Сценка «Солдатские письма»
Музыкальный номер - песня «Кукушка»
Ведущий. В годы Великой Отечественной войны погибли более 20 миллионов советских людей. Полностью было разрушено 1710 городов и посёлков городского типа, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 млн. зданий.
Звучит песня «Журавли»
Постановка «А зори здесь тихие…»
1чтец. Война… От Бреста до Москвы – тысяча километров, от Москвы до Берлина – тысяча шестьсот. Итого две тысячи шестьсот километров.
2 чтец. Это если считать по прямой…
1чтец. Так мало, правда? Две тысячи шестьсот километров – это если ехать поездом, то нужно меньше четырёх суток, самолётом лететь – примерно четыре часа
2 чтец. Перебежками и по-пластунски – четыре года!
1 чтец. Четыре года! Тысяча четыреста восемнадцать дней. Тридцать четыре тысячи часов. И миллионы советских людей.
2 чтец. Тридцать миллионов погибших…
1 чтец. Тридцать миллионов погибших на две тысячи шестьсот километров. Это значит – десять тысяч убитых на километр, двадцать человек на каждые два метра земли!
2 чтец. Тридцать миллионов погибших за тысячу четыреста восемнадцать дней. Это значит двадцать одна тысяча убитых ежедневно, девяносто человек в час, три человека каждую секунду.
1 чтец. Каждый день войны уносил жизни двух наших земляков.
2 чтец. Пока мы помним, живы те, от кого остались лишь пожелтевшие
фотографии да треугольнички - письма.
1 чтец. И мы сохранимся как люди, пока сами храним память об этой победе. Пока помним, какой ценой досталась она народу.
2 чтец. Память погибших предлагаю почтить минутой молчания.
Звучит фонограмма стука сердца.
Ведущий. Горше всего хоронить сыновей-
Юных, любимых, погибших в бою.
Слёзы не сохнут у матерей,
Войнам отдавшим кровинку свою.
Стихотворение читает .....
Ведущий. А сколько детей стали сиротами…
Стихотворение читает ..... «Оборванного мишку утешала»
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
"Кусочек хлеба- это очень мало,
Но крошечка достанется тебе..."
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
"Была семья, был дом... Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я..."
... А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом...
"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят..."
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне...
И выбежала из дому девчонка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.."
... Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна...
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..
Ведущий. Будем же помнить! Каждого
И поимённо!
Воинов славных, в нашей земле
Погребённых,
Тех, кто победу нам добывал
В сорок пятом
И оставался до смертного часа солдатом.
Будем же помнить!