СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение гидрологических условий своей местности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное методическое пособие поможет учителям в организации исследовательской деятельности обучающихся по изучению объектов гидросферы своей местности.

Просмотр содержимого документа
«Изучение гидрологических условий своей местности»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИИСТРАЦИИ ТИСУЛЬСКОГО РАЙОНА

МБОУ ТАМБАРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬАЯ ШКОЛА


























Составитель

Соловьева Нина Васильевна

учитель МБОУ Тамбарской ООШ










Тисуль, 2010

Вода – наше богатство. Вода – это миллионы пудов хлеба, тысячи центнеров рыбы. Не зря говорят: где вода, там жизнь…

Земная жизнь зародилась в воде. Все, что сейчас ползает, бегает и растет на земле, все, что летает над землей, и все, что роется под землей, все когда-то вышло из воды. И мы, люди, тоже «начинались» в воде. Наше тело более чем наполовину состоит из воды. Наверное, поэтому нет людей, равнодушным к рекам и озерам.

Наш родной край обладает огромным количеством водных артерий, озер, болот, снежников и ледников, подземных вод.

Краеведческое изучение школьниками местных вод тесно связано с усвоением ими гидрологических понятий, содержащихся в курсах физической географии. Научные понятия о реках и их частях, озерах, болотах, ледниках, водохранилищах даются ученикам в 6 классе, а в 7 и 8 классах эти понятия углубляются, даются новые.


Основными источниками водных ресурсов Кемеровской области являются реки. В нашей области их насчитывается 21 366 больших, средних и малых.

Реки Кузбасса относятся к бассейну Оби, которая занимает первое место по площади водосбора и третье место по водоносности.

Питание рек в основном смешанного типа; оно идет главным образом за счет талых сезонных вод и высокогорных снежников и ледников и в меньшей степени за счет дождевого стока и подземных вод. На долю весенне-летнего снеготаяния приходится около 45% среднегодового стока; на долю дождей – от 30 до 35% и на подземное питание – 20%. В зимний период питание наших рек осуществляется исключительно за счет подземных грунтовых вод.

Самая крупная река нашего района – красавица река Кия. Она берет начало в районе гольца Чемодан (второй исток находится на горе Медвежий голец). Ее длина 548 км, ширина от 20 до 100 м. Впадает в реку Чулым.

ОПИСАНИЕ РЕКИ

  1. Название.

  2. Происхождение названия.

  3. Бассейн (к какой речной системе относится, к морю, океану).

  4. Местоположение истоков и устья (определяется с помощью карты).

  5. Направление течения (определяется с помощью компаса).

  6. Морфологические данные реки и отдельных ее отрезков: длина, ширина, глубина, какими породами сложены берега и русло. (Ширину и глубину у небольшой речки измеряют, если через нее есть мост. Ширину измеряют с помощью размеченной веревки, глубину – водомерной рейкой в разных частях русла – у берегов и посередине реки.)

  7. Гидрологические показатели: скорость течения, падение и уклон. (Для измерения скорости поверхностного течения надо выбрать прямолинейный участок реки, бросить поплавок, отметив место и время. Затем с часами в руке идти вдоль берега. Расстояние, которое поплавок проплыл за 1 минуту, измеряют с помощью рулетки (или с помощью размеченной веревки) или шагами. Расстояние, разделенное на 60 секунд, даст скорость поверхностного течения в м/с. Падение и уклон определяется с помощью карты).

  8. Источники питания и режим (колебания уровня воды по сезонам года).

  9. Время ледостава и ледохода.

  10. Характер русла. Описание поверхностного потока. ( Для описания русла и берегов определяют характер и извилистость русла, размыв берегов, отложения водой пород и образование отмелей, наличие притоков, перекатов, порогов, водопадов, плесов, омутов. При описании поверхностного потока (гладкий, рябь, волны) необходимо учитывать силу ветра и его направление. Сделать вывод о зависимости направления и характера течения реки от рельефа).

  11. Свойства воды. (Определить цвет и запах. Проверьте наличие пленки на поверхности воды, которая может говорить о наличие металлов. Определите мутность воды следующим образом. Налейте воду в бутылку, закройте пробкой, посмотрите на свет – мутная она или нет. Для определения прозрачности воды в реке можно использовать диск. Диск опускают на веревке, имеющий на конце груз. Глубина, на которой диск становится невидимым, показывает прозрачность воды.)

  12. Животный мир (рыбные богатства, редкие и особо ценные охраняемые животные в бассейне реки).

  13. растительность водная и припойменная, выделить растения охраняемые.

  14. Хозяйственное использование в прошлом, настоящем и планы на будущее по использованию реки (ваши предложения).

  15. Охрана и рациональное использование ресурсов реки. Проблемы экологии.

  16. Составить картосхему изучаемой реки и ее бассейна.



ОПИСАНИЕ ОЗЕРА



  1. Название озера.

  2. Топонимика

  3. Географическое положение.

  4. Величина (протяженность с севера на юг и с запада на восток, площадь, глубина, объем воды).

  5. Происхождение котловины.

  6. Рельеф берега, какими горными породами они сложены.

  7. Питание и режим вод (родники, сточное или бессточное – какие реки, ручьи впадают и вытекают, проточное).

  8. Колебания уровня воды по сезонам.

  9. Время ледостава и вскрытия ото льда.

  10. Свойства воды: температурный режим, соленость, прозрачность, цвет. (методику определения см. в описании реки).

  11. Описание водной растительности, животного мира и его прибрежной зоны.

  12. Оценка хозяйственного использования озера и его ресурсов.








ОПИСАНИЕ БОЛОТА



  1. Название болота

  2. Топонимика

  3. географическое положение.

  4. Тип болота (верховое или низинное).

  5. Условия его образования и питания.

  6. Протяженность с севера на юг и с запада на восток; площадь, границы.

  7. Оценка значения в водном режиме своей местности.

  8. Минеральные богатства (торф, сапромикситы, сапропели, руды и т.п.).

  9. Растительность и животный мир.

  10. Хозяйственное значение болота.

  11. Вопросы рационального использования охраны его ресурсов.














ОПИСАНИЕ РОДНИКА



  1. Название родника.

  2. Топонимика.

  3. Условия образования (определить форму рельефа в месте выхода подземных вод на поверхность, какими породами сложена местность).

  4. Дебит (количество воды, выходящее на поверхность за 1 час). (Для этого надо посчитать, сколько литровых банок нальется за 1 мин, затем это количество умножить на 60. Умножив полученное число на 24, узнаете, сколько воды дает источник за сутки)

  5. Свойства воды: температура, цвет, запах, состав, целебные свойства. (При измерении температуры подземной воды термометр надо держать до тех пор, пока не остановится столбик ртути (спирта). Температуру воды сравнить с температурой окружающего воздуха. Далее см. п.11 в «Описании реки»)

  6. Работа родника (осмотрите место выхода воды, направление ее течения; выясните, как вода влияет на рельеф; где размывает и где откладывает вымытые породы).

  7. Хозяйственное использование данного источника местным населением, состояние в настоящее время.

  8. Ваши предложения по сохранению и охране источника (например, подходы к нему, очистить территорию, сделать ограждения и т.д.)




ЛИТЕРАТУРА.

  1. А.И.Ильичев, Л.И.Соловьев. География Кемеровской области. АО Кемеровское книжное издательство. 1994 г.

  2. Л.И.Соловьев. Живи, Кузнецкая земля! Кемерово. Кемеровский полиграфический комбинат. 1997 г.

  3. Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. 6 класс. «Вако», Москва, 2004 г.