СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»»

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение


Целевой блок

Тема

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин».

Педагогическая цель

Учить детей вдумчивому чтению художественного произведения с целью осознания образа главного героя.

Планируемые результаты

Предметные УУД:

1.Давать определение изучаемых понятий.

2.Выявлять отличительные признаки между главными героями произведения.

Личностные УУД:

1.Принятие социальной роли обучающегося.

2.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

*Коммуникативные:

1.Умение организовывать совместную деятельность с партнёрами.

2.Выразительно читать текст.

*Познавательные:

1.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Инструментальный блок

Задачи урока

1. Привитие любви к книге, к чтению, закрепление литературных терминов;

2. Развивать речь учащихся, развитие кругозора;

3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за героев Отчизны.

Тип урока

1. Урок «открытия» нового знания.

Учебно – методический комплекс

Учебник

Проектор

Компьютер

Презентация, разработанная учителем


Организационно – деятельностный блок

Основные понятия

Лях, сарматы, гумно, москаль, жупан, вотще, захолустье, мнить.

Организация пространства

Групповая и индивидуальная формы работы.

Межпредметные связи

История.

Действия обучающихся

Учащиеся выдвигают задачи урока, формулируют общую цель и задачи.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Оценивать правильность выполнения заданий

Диагностика результатов урока (итог урока)

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Домашнее задание

Учебник по литературному чтению, автор Э.Э.Кэц, стр. 85-89 выразительно читать.
























Ход урока:


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организация начала урока

Поприветствовала стихотворением, посмотрите друг на друга и подарите друг другу свои улыбки, а теперь закройте глаза и мысленно повторяйте за мной:

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Я работаю.

Итак, приготовились к работе.

Поприветствовали, проверили свои рабочие места и сели.

Личностные УУД:

1.Принятие социальной роли обучающегося.

2. Постановка проблемы.

Мы продолжим изучение исторических произведений, обратимся к проблеме противостояния России с Польшей. Поэты неоднократно прибегали к этой теме. Сегодня мы познакомимся ещё с одним автором, которого также волновала эта, но, чтобы узнать фамилию этого автора - отгадайте ребус.

С творчеством какого автора мы познакомимся сегодня на уроке?

Какие задачи вы перед собой бы поставили при изучении этой темы?

Верно.

Отгадывают ребус к фамилии Рылеев.







С творчеством Рылеева.


Познакомиться с писателем К. Рылеевым.

Узнать, кто такой Иван Сусанин.

Личностные УУД:

1.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

3. «Открытие» детьми новых знаний

Откройте учебник на странице 84ой странице.

Дополнение сведений из биографии писателя.

Разбор неизвестных слов в произведении, выполнение словарной разминки на странице 85. Объяснить смысл словосочетаний.

Первое словосочетание «Недолго до беды». Как вы его понимаете?

Следующее словосочетание «Вкушать покой». Как вы его понимаете?

Следующее словосочетание «Гореть любовью». Как вы его понимаете?

И последнее словосочетание «Приняться за сабли». Как вы его понимаете?

Выполнение второго задания, подбор антонимов к словам.

Давайте сначала подберём антонимы к слову хвалить.

Теперь к слову спасать.

И к слову создавать.

Чтение текста произведения учителем.

О чём говорится в этой думе?

Какие чувства и переживания у вас возникли при чтении?

Почему это произведение заставляет нас так волноваться, сопереживать герою, вызывает чувство грусти, тоски, скорби?

Нахождение непонятных слов и выражений.

«Ни зги» зга






«Сарматы и ляхи»

«Иззябли»

«Лучина»


«Вотще настороже»


«Язвы»

«Окольная тропа»


Задаёт вопросы после прочтения.

С чего начинается повествование?


С какой целью прибыли ляхи? 

Как они заставили Сусанина быть провожатым?


Как Сусанин приглашает поляков отдохнуть? 

Так ли это? Зачем он так делает?


О чем молится Сусанин? Что просит у Бога? А что мог просить?

С кем разговаривает Сусанин ночью?


Какими чувствами проникнута его речь?


Прочитайте описание леса, в который входят поляки за Сусаниным.





Каким чувством проникнуты слова Сусанина?


В каких строках выражена главная мысль стихотворения?






Скоро будет беда.


Чувствовать покой, находиться в покое.


Сильно любить.


Начать бой.




Ругать, осуждать.


Губить.

Разрушать, уничтожать.

Внимательно слушают.

Отвечают.

Отвечают.


Отвечают.



Разбор непонятных слов.

Это название металлического колечка на дуге лошади (на улице такая темнота, что едущему на лошади человеку не видно зги: ни колечка на дуге лошади, ни самой дороги, по которой он едет).

Иноземные захватчики.

Замерзли.

Длинная щепка, которую поджигали для освещения помещения.

Напрасно находиться в настороженном состоянии.

Раны.

Ведущая в обход.


Читают стихотворение.

Поляки идут за Сусаниным, и он приводит их к деревне.

Убить царя.

Обещают ему денег, а если не согласится, грозят убить его.

Он похож на радушного хозяина.

Хочет усыпить бдительность, обмануть поляков.

Спасти свою жизнь.

Ночью Сусанин разговаривает тайно со своим сыном, просит его предупредить царя об опасности.

Любовью к Родине, бесстрашием, решимостью.

Читают. Это описание природы у Рылеева получилось очень реалистичным. Мы представляем и морозное утро, и непроходимые дебри, и холодную тишину, и понимаем, что обратной дороги нет.

Уверенностью в своей правоте, гордостью за свой народ, за Россию.

«Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, и радостно гибнет за правое дело».

Предметные УУД:

1.Давать определение изучаемых понятий.

Метапредметные УУД:

*Коммуникативные:

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Выразительно читать текст.


4.Физминутка

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой)

Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени)

Качаем головой (головой вперед-назад подвигать)

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить)

Мы низко приседаем и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть)

Руки вниз, на бочок. Разжимаем- в кулачок

Руки вверх и в кулачок. Разжимаем на бочок.

На носочки поднимайся. Приседай и выпрямляйся.

Садитесь, ребята.










Выполняют физминутку.

Садятся.





Метапредметные УУД:

*Коммуникативные:

1.Умение организовывать совместную деятельность с партнёрами.


















5. Итог урока. Рефлексия

Ребята, давайте подберём с вами качества, подходящие к личности Сусанина и поляков.

Итак, с каким произведением мы сегодня познакомились? 

Можно ли назвать Ивана Сусанина русским героем? Почему?

Чему учит нас это произведение?

Теперь скажите, что вы сегодня узнали нового, что вам понравилось, что не понравилось, что удивило.

Спасибо за отличную работу. До свидания!

Подбирают.


Иван Сусанин.


Да, рискуя жизнью, повел врагов в лес на гибель и известил царя об опасности.

Отвечают.

Высказывают своё мнение.

Прощаются.

Предметные УУД:

1.Выявлять отличительные признаки между главными героями произведения.





1. Организация начала урока

Учитель:


Учащиеся:

Учитель:


Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Владимировна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь.

Здравствуйте!

Посмотрите друг на друга и подарите друг другу свои улыбки, а теперь закройте глаза и мысленно повторяйте за мной:

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Я работаю.

Итак, приготовились к работе.

2. Постановка проблемы.

Учитель:





Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:


Учитель:

Учащиеся:


Учитель:

Мы продолжим изучение исторических произведений, обратимся к проблеме противостояния России с Польшей. Поэты неоднократно прибегали к этой теме. Сегодня мы познакомимся ещё с одним автором, которого также волновала эта, но, чтобы узнать фамилию этого автора - отгадайте ребус.

Отгадывают ребус к фамилии Рылеев.

С творчеством какого автора мы познакомимся сегодня на уроке?

С творчеством Рылеева.

Совершенно верно. С биографией и творчеством Кондратия Фёдоровича Рылеева мы сегодня познакомимся.

Какие задачи вы перед собой бы поставили при изучении этой темы?

Познакомиться с писателем К. Рылеевым.

Узнать, кто такой Иван Сусанин.

Верно.

3. «Открытие» детьми новых знаний.

Учитель:



Учитель:


















Учитель:

Учащиеся:

Учитель:






Учитель:

Учащиеся:

Учитель:


Учащиеся:

Учитель:


Учащиеся:

Учитель:


Учащиеся:

Учитель:


Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

























Учитель:











Учащиеся:

Учитель:


Учитель:


Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:


Учащиеся:

Учитель:


Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о жизни Кондратия Фёдоровича Рылеева и его произведением Иван Сусанин. Откройте учебник на странице 84ой

Он родился 18 сентября 1795 года (222 года назад), в обедневшей дворянской семье, учился в военном училище и очень рано обнаружил способности к поэзии. Кондрат Фёдорович писал стихотворения, которые обличали несправедливость, угнетённость народа, призывал на борьбу против крепостного права и предостерегал тех, кто хладнокровно смотрел на бедствия страдающей Отчизны. И поэтому 14 декабря 1825 года Рылеев участвовал в выступлении против существующих тогда порядков на Сенатской площади. Восстание декабристов было подавлено, 600 человек арестовано, 120 было отправлено на каторгу в Сибирь, а 5 человек, в том числе и Рылеев, были казнены. Стихотворения вот такого замечательного человека мы будем с вами читать. Кондрат Фёдорович прожил всего лишь 31 год, его жизнь была недолгой. Погиб трагически, отстаивая интересы простых людей.

С 1821 по 1823 год он пишет цикл исторических песен «Думы», куда вошли исторические повествования о Вещем Олеге. Дмитрии Донском и о Петре Великом. Одна из дум была посвящена Ивану Сусанину. Это единственная дума, в центре которой стоит не князь и не царь, а человек из народа, который служил правому делу.

Что такое дума, вы знаете?

Нет

Дума – это большое стихотворение на историческую тему.

-это народная песня об исторических событиях и народных героях.

В произведении, которое мы будем с вами читать есть много неизвестных вам слов, поэтому давайте выполним словарную разминку на странице 85ой. Прочитайте задание под номером 1.

Объяснить смысл словосочетаний.

Первое словосочетание «Недолго до беды». Как вы его понимаете?

Скоро будет беда.

Верно. Следующее словосочетание «Вкушать покой». Как вы его понимаете?

Чувствовать покой, находиться в покое.

Верно. Следующее словосочетание «Гореть любовью». Как вы его понимаете?

Сильно любить.

Правильно. И последнее словосочетание «Приняться за сабли». Как вы его понимаете?

Начать бой.

Совершенно верно. Прочитайте задание под номером 2ым.

Читают.

Давайте сначала подберём антонимы к слову хвалить.

Ругать, осуждать.

Правильно. Теперь к слову спасать.

Губить.

Верно. И к слову создавать.

Разрушать, уничтожать.

Правильно. Время, в котором происходят описанные события, названы в русской истории смутным. Польские захватчики хотели завоевать Россию.

Они грабили и разоряли русские земли, убивали людей, старались насадить польские обычаи, язык, веру. На престол должен был взойти молодой царь Михаил Романов (первый из династии Романовых). Он находился в своём родовом поместье недалеко от города Кострома. Поляки были недовольны, т.к. они хотели посадить на русский престол своего ставленника королевича Владислава. Если бы так случилось русский народ лишился бы своей независимости. Поэтому поляки направили большой отряд на север России, чтобы убить молодого царя. И вот этот отряд однажды в метельную ночь сбился с пути и набрёл на село в 3 км от места, где скрывался царь. Не прошенные гости ворвались в избу Ивана Сусанина. Они искали проводника. Сусанин был добрым и справедливым человеком. У него была дочь Антонина и два приёмных сына Богдан и Иван. Поляки требовали, чтобы Сусанин отвёл их к царю, предлагали за услуги деньги, грозились убить в случае отказа. Старик медлил, но к радости захватчиков наконец согласился их провести. Когда рассвело, он повел их совсем в другую сторону, завел их в лесную топь. Здесь среди вековых елей на каждом шагу были ямы, заполненные водой, которые не промерзали даже зимой. Выбившиеся из сил, окоченевшие враги, поняли, что их обманули.

Враги стали просить крестьянина, чтоб он их вывел из леса, угрожали, обещали отдать все награбленное золото, но старик был непоколебим. Обозленные враги убили героя.

Теперь посмотрим, как эти события описал Рылеев.

В думе «Иван Сусанин» будет очень много новых и непонятных для вас слов, так как писатель жил давно, сейчас эти слова называются историзмы, т.е. слова, которые навсегда исчезли из употребления.

Разбор значений устаревших слов: лях, сарматы, гумно, москаль, жупан, вотще, захолустье, мнить.

Итак, ребята, сейчас я вам прочитаю думу «Иван Сусанин», вы внимательно слушайте, если вам попадутся незнакомые слова, то запоминайте их, чтобы мы потом пояснили их значение.

Читаю текст.

О чём говорится в этой думе?

Отвечают.

Какие чувства и переживания у вас возникли при чтении?

Отвечают.

Почему это произведение заставляет нас так волноваться, сопереживать герою, вызывает чувство грусти, тоски, скорби?

Отвечают.

Давайте найдем непонятные слова и выражения.

«Ни зги» зга - это название металлического колечка на дуге лошади (на улице такая темнота, что едущему на лошади человеку не видно зги: ни колечка на дуге лошади, ни самой дороги, по которой он едет).

«Сарматы и ляхи» - иноземные захватчики.

«Иззябли» - замерзли.

«Лучина» - длинная щепка, которую поджигали для освещения помещения.

«Вотще настороже» - напрасно находиться в настороженном состоянии.

«Язвы» - раны.

«Окольная тропа» - ведущая в обход.



4.














































5. Итог урока. Рефлексия.










Учитель:



Учитель:








Учитель:

Учитель:





Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:


Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:



Учитель:

Учащиеся:

Учитель: Учащиеся:



Учитель:


Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:


Учитель:

Учащиеся:

Учитель:


Учитель:

Теперь давайте немного отдохнем, выйдите из-за парт, выполним физминутку.


Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой)

Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени)

Качаем головой (головой вперед-назад подвигать)

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить)

Мы низко приседаем и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть)

Руки вниз, на бочок. Разжимаем- в кулачок

Руки вверх и в кулачок. Разжимаем на бочок.

На носочки поднимайся. Приседай и выпрямляйся.

Присаживайтесь, ребята.

Ребята, а сейчас вы прочитаете стихотворение. Кто-то один начнёт, затем я вас остановлю и продолжит тот, до кого я подойду и прикоснусь. Когда будите читать обратите внимание на то, как автор относится к главному герою и как природа помогает главному герою в исполнении задуманного. Читай (имя).

Читает.

С чего начинается повествование?

Поляки идут за Сусаниным, и он приводит их к деревне.

С какой целью прибыли ляхи? 

Убить царя.

Как они заставили Сусанина быть провожатым?

Обещают ему денег, а если не согласится, грозят убить его.

Как Сусанин приглашает поляков отдохнуть? 

Он похож на радушного хозяина.

Так ли это? Зачем он так делает?

Хочет усыпить бдительность, обмануть поляков.

О чем молится Сусанин? Что просит у Бога? А что мог просить?

Спасти свою жизнь.

С кем разговаривает Сусанин ночью?

Ночью Сусанин разговаривает тайно со своим сыном, просит его предупредить царя об опасности

Какими чувствами проникнута его речь?

Любовью к Родине, бесстрашием, решимостью

Прочитайте описание леса, в который входят поляки за Сусаниным.

Читают.

Это описание природы у Рылеева получилось очень реалистичным. Мы представляем и морозное утро, и непроходимые дебри, и холодную тишину, и понимаем, что обратной дороги нет.

Каким чувством проникнуты слова Сусанина?

Уверенностью в своей правоте, гордостью за свой народ, за Россию.

В каких строках выражена главная мысль стихотворения?

«Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, и радостно гибнет за правое дело».


Ребята, давайте подберём с вами качества, подходящие к личности Сусанина и поляков.

Подбирают.

Итак, с каким произведением мы сегодня познакомились? 

Иван Сусанин.

Можно ли назвать Ивана Сусанина русским героем? Почему?

Да, рискуя жизнью, повел врагов в лес на гибель и известил царя об опасности.

Чему учит нас это произведение?

Отвечают.

Теперь скажите, что вы сегодня узнали нового, что вам понравилось, что не понравилось, что удивило.

Спасибо за отличную работу. До свидания!