СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
«135 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО»
Цели:
- обобщить и углубить знания о творчестве К. И. Чуковского;
- познакомиться с историей создания некоторых произведений;
- формировать у детей навыки выразительного чтения;
- совершенствовать различные виды речевой деятельности;
- воспитывать чувство любви, добра и радости от общения друг с другом на основе произведений автора.
1. В детстве читать не умели мы сами,
И приставали мы к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролет.
Были те сказки наперечет:
2.Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.
3.Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев раньше не знали.
Бабушки в детстве им сказки читали-
От них они этих героев узнали.
4.К бабушкам долго мы приставали-
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
5.Бабушки вот что нам рассказали-
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней-
Сказочник, критик, поэт, чародей
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие. Путешествие в творчество Корнея Ивановича Чуковского. Кто не знает его сказок? Даже взрослые люди, теперь уже сами папы и мамы, бабушки и дедушки помнят с детства его весёлые стихи и сказки. Корней Иванович был всегда жизнерадостным человеком. И хотя он родился 31 марта, День рождения свой он отмечал 1 апреля. А 1 апреля, как известно, считается днем шуток, веселья и смеха.
Так давайте же вместе вспомним этого чудесного писателя и его замечательные книги.
Корней Иванович Чуковский - это литературный псевдоним. А кто сможет назвать настоящую фамилию, имя и отчество Чуковского? Николай Васильевич Корнейчуков. У Корнея Ивановича была большая и интересная жизнь. Родился в 1882 году в Петербурге. Рано начал работать маляром, но одновременно занимался самообразованием: изучал английский язык, много читал. А потом сдал экзамен за курс гимназии и начал работать в газете. Талант его очень многогранный: литературовед, переводчик, сказочник. Свои книги Чуковский писал на даче под Москвой, в посёлке Переделкино. Дети посёлка и всей страны звали его ласковым именем «Чукоша». У него была большая и дружная семья: четверо детей, пятеро внуков и правнуков.
Далее учитель обращается к портрету К. И. Чуковского:
- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.
А сегодня для нас эту сказку исполнят учащиеся 1 класса.
Выступление учащихся 1 класса.
Учитель:
- Героем многих сказок К. И. Чуковского является Крокодил.
- Вспомните, какие это сказки? (Дети называют сказку и читают наизусть из нее отрывок.)
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами.
(«Путаница»)
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
(« Тараканище»)
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил...
(«Мойдодыр»)
...И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
(«Телефон»)
Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея,
Словно муху, проглотил.
(«Бармалей»)
А в Большой Реке
Крокодил лежит,
И в зубах его
Не огонь горит -
Солнце красное...
(«Краденое солнце»)
Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил...
А за ним-то народ
И поет и орет:
«Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?»
(«Крокодил»)
Учитель:
- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе».
Выступление учащихся 4 класса.
Игра «Чья вещь?»
Учитель:
- У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто- то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать отрывок из произведения, в котором о ней говорится:
1) телефон - У меня зазвонил телефон... («Телефон»);
2) воздушный шарик - Ехали медведи на велосипеде... («Тараканище»);
3) мыло - Вот и мыло подскочило... («Мойдодыр»);
4) блюдце - А за ними блюдца... («Федорино горе»);
5) калоша - Пришли мне дюжину новых калош... («Телефон»);
6) термометр - И ставит им градусники... («Айболит»).
Учитель:
- Сказки К. И. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи», «Телефона». Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. С ранних лет его стихи приносят всем радость. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Учащиеся 2 класса читают стихи
«Муха в бане»
«Головастики»
«Бутерброд»
«Елочка»
«Федотка»
«Поросенок»
Учитель:
Сказка «Бармалей» имеет свою историю создания. Вот так описывает ее сам Корней Чуковский:
«В 1924 году мы бродили с Добужинским по Петроградской стороне. Гуляя, мы вышли на Бармалееву улицу.
— Почему у этой улицы такое название? — спросил я. — Что это был за Бармалей? Генерал? Вельможа? Придворный лекарь?
— Нет, — уверенно сказал Добужинский. — Это был разбойник. Знаменитый пират. Вот напишите-ка о нем сказку. Он был вот такой. В треуголке, с такими усищами.
И, вынув из кармана альбомчик, Добужинский нарисовал Бармалея. Вернувшись домой, я сочинил сказку об этом разбойнике, а Добужинский украсил ее прелестными своими рисунками».
Мстислав Добужинский — это известный художник.
Выступление учащихся 3 класса
- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтоб не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».
Дети читают наизусть загадки К. И. Чуковского и отгадывают их:
1.Чудесный дом
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо -
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
(Яйцо и цыпленок)
2.Чудесная пещера
Красные двери
В пещере
Моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо, и хлеб - всю
Добычу мою -
Я с радостью белым
Зверям отдаю!
(Рот и зубы)
3.Чудесные кони
Два коня у меня,
Два коня,
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!
(Коньки и лед)
3.Берегись!
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
(Крапива)
4.Чудесный дом
Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел -
Прямо по морю пошел!
(Пароход)
5.Зубастая загадка
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа)
6.Почему?
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец - глупца,
Баран - барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
Учитель:
- Сказка «Цыпленок» впервые была опубликована в 1928 году в издательстве «Радуга». Неоднократно она включалась в сборники произведений К.И.Чуковского. Иллюстрировали эту сказку художники Е.Чарушин, В.Щербаков, В.Каневский.
Выступление учащихся 2 класса.
Еще много раз вы будете встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Вы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Б. Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомитесь с Чуковским-переводчиком. Он перевел с английского «Приключения барона Мюнхаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Приключения маленького оборвыша», «Принца и нищего», «Рикки-Тикки-Тави» и другие (учитель показывает эти книги).
В старших классах вы прочитаете повесть К. И.Чуковского «Серебряный герб» и книгу о русском языке «Живой, как жизнь».
Показать выставку книг К.И.Чуковского.
- Закончить наше путешествие по творчеству К.И.Чуковского Мне Хочется стихотворением Валентина Берестова
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»,
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким учѐным,
Не зная самых главных книг?
Спасибо за участие и внимание!