СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К юбилею К.И.Чуковского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«К юбилею К.И.Чуковского»

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«135 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО»

Цели:

- обобщить и углубить знания о творчестве К. И. Чуковского;

- познакомиться с историей создания некоторых произведений;

- формировать у детей навыки выразительного чтения;

- совершенствовать различные виды речевой деятельности;

- воспитывать чувство любви, добра и радости от общения друг с другом на основе произведений автора.

1. В детстве читать не умели мы сами,

И приставали мы к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролет.

Были те сказки наперечет:

2.Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про телефон и Федорино горе.

3.Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев раньше не знали.

Бабушки в детстве им сказки читали-

От них они этих героев узнали.

4.К бабушкам долго мы приставали-

Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

5.Бабушки вот что нам рассказали-

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней-

Сказочник, критик, поэт, чародей



Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие. Путешествие в творчество Корнея Ивановича Чуковского. Кто не знает его сказок? Даже взрослые люди, теперь уже сами папы и мамы, бабушки и дедушки помнят с детства его весёлые стихи и сказки. Корней Иванович был всегда жизнерадостным человеком. И хотя он родился 31 марта, День рождения свой он отмечал 1 апреля. А 1 апреля, как известно, считается днем шуток, веселья и смеха. 
Так давайте же вместе вспомним этого чудесного писателя и его замечательные книги.

Корней Иванович Чуковский - это литературный псевдоним. А кто сможет назвать настоящую фамилию, имя и отчество Чуковского? Николай Васильевич Корнейчуков. У Корнея Ивановича была большая и интересная жизнь. Родился в 1882 году в Петербурге. Рано начал работать маляром, но одновременно занимался самообразованием: изучал английский язык, много читал. А потом сдал экзамен за курс гимназии и начал работать в газете. Талант его очень многогранный: литературовед, переводчик, сказочник. Свои книги Чуковский писал на даче под Москвой, в посёлке Переделкино. Дети посёлка и всей страны звали его ласковым именем «Чукоша». У него была большая и дружная семья: четверо детей, пятеро внуков и правнуков.

Далее учитель обращается к портрету К. И. Чуковского:

- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.

А сегодня для нас эту сказку исполнят учащиеся 1 класса.


Выступление учащихся 1 класса.


Учитель:

- Героем многих сказок К. И. Чуковского является Крокодил.

- Вспомните, какие это сказки? (Дети называют сказку и читают наизусть из нее отрывок.)


Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами.

(«Путаница»)

 

Бедный крокодил

Жабу проглотил.

(« Тараканище»)

 

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил...

(«Мойдодыр»)

 

...И со слезами просил:

- Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

(«Телефон»)

 

Повернулся, улыбнулся,

Засмеялся Крокодил

И злодея Бармалея,

Словно муху, проглотил.

(«Бармалей»)

 

А в Большой Реке

Крокодил лежит,

И в зубах его

Не огонь горит -

Солнце красное...

(«Краденое солнце»)

 

Жил да был

Крокодил.

Он по улицам ходил...

А за ним-то народ

И поет и орет:

«Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?»

(«Крокодил»)


Учитель:

- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе».

Выступление учащихся 4 класса.

Игра «Чья вещь?»


Учитель:

- У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто- то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать отрывок из произведения, в котором о ней говорится:

1) телефон - У меня зазвонил телефон... («Телефон»);

2) воздушный шарик - Ехали медведи на велосипеде... («Тараканище»);

3) мыло - Вот и мыло подскочило... («Мойдодыр»);

4) блюдце - А за ними блюдца... («Федорино горе»);

5) калоша - Пришли мне дюжину новых калош... («Телефон»);

6) термометр - И ставит им градусники... («Айболит»).


Учитель:

- Сказки К. И. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи», «Телефона». Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. С ранних лет его стихи приносят всем радость. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.



Учащиеся 2 класса читают стихи

«Муха в бане»

«Головастики»

«Бутерброд»

«Елочка»

«Федотка»

«Поросенок»

Учитель:

Сказка «Бармалей» имеет свою историю создания. Вот так описывает ее сам Корней Чуковский:

«В 1924 году мы бродили с Добужинским по Петроградской стороне. Гуляя, мы вышли на Бармалееву улицу.

— Почему у этой улицы такое название? — спросил я. — Что это был за Бармалей? Генерал? Вельможа? Придворный лекарь?

— Нет, — уверенно сказал Добужинский. — Это был разбойник. Знаменитый пират. Вот напишите-ка о нем сказку. Он был вот такой. В треуголке, с такими усищами.

И, вынув из кармана альбомчик, Добужинский нарисовал Бармалея. Вернувшись домой, я сочинил сказку об этом разбойнике, а Добужинский украсил ее прелестными своими рисунками».

Мстислав Добужинский — это известный художник.



Выступление учащихся 3 класса

- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтоб не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».

Дети читают наизусть загадки К. И. Чуковского и отгадывают их:


1.Чудесный дом

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо -

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

(Яйцо и цыпленок)

 

2.Чудесная пещера

Красные двери

В пещере

Моей,

Белые звери

Сидят

У дверей.

И мясо, и хлеб - всю

Добычу мою -

Я с радостью белым

Зверям отдаю!

(Рот и зубы)

 

3.Чудесные кони

Два коня у меня,

Два коня,

По воде они возят меня.

А вода

Тверда,

Словно каменная!

(Коньки и лед)

 

3.Берегись!

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

(Крапива)

 

4.Чудесный дом

Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел -

Прямо по морю пошел!

(Пароход)

 

5.Зубастая загадка

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Расческа)

 

6.Почему?

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец - глупца,

Баран - барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну - обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало)

Учитель:

- Сказка «Цыпленок» впервые была опубликована в 1928 году в издательстве «Радуга». Неоднократно она включалась в сборники произведений К.И.Чуковского. Иллюстрировали эту сказку художники Е.Чарушин, В.Щербаков, В.Каневский.


Выступление учащихся 2 класса.


Еще много раз вы будете встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Вы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Б. Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомитесь с Чуковским-переводчиком. Он перевел с английского «Приключения барона Мюнхаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Приключения маленького оборвыша», «Принца и нищего», «Рикки-Тикки-Тави» и другие (учитель показывает эти книги).

В старших классах вы прочитаете повесть К. И.Чуковского «Серебряный герб» и книгу о русском языке «Живой, как жизнь».


Показать выставку книг К.И.Чуковского.

- Закончить наше путешествие по творчеству К.И.Чуковского Мне Хочется стихотворением Валентина Берестова

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»,

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учѐным,

Не зная самых главных книг?


Спасибо за участие и внимание!