СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К. Паустовский "Тёплый хлеб"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элементы урока содержат анализ текста, сопоставления героя с природными явлениями, с героями ранее изученных произведений. Задания носят творческий характер. Ярко выражен воспитательный момент. 

Просмотр содержимого документа
«К. Паустовский "Тёплый хлеб"»

Тема урока: Утверждение в сказке К.Паустовского «Теплый хлеб» теплоты,

доброты, ответственности человека за свои поступки.


Эпиграф: «Мне не хватает теплоты»,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мерзнешь ты

И в летние денечки?»

«Ты не поймешь, еще мала»,-

Вздохнула мать устало,

А дочь кричит: «Я поняла!»

И тащит одеяло.

А. Барто


Цель урока: 1. Научить анализировать текст, выделять главное в изучаемом

произведении.

  1. Развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли

  2. Воспитывать у учащихся чувство доброты, отзывчивости, уважение к людям и всему живому.


Ход урока

    1. Запись темы на доске и в тетради

    2. Вступительное слово учителя о К. Паустовском, его книгах, которые щедро раздают людям добро, воспитывают добрые чувства.

    3. Выразительное чтение отрывков из литературной сказки.

    4. Работа над содержанием текста сказки и его анализом:(выписать слова и словосочетания, указывающие на холод и тепло)

  • Одновременное заполнение таблицы на доске и в тетради

Холод Тепло

Завыл, засвистел Зима стояла теплая, теплые

Пронзительный ветер; серые дни; ровный теплый ветер;

Обезумевшая метель; ветки оттаяли; запахло весной;

Небо зазеленело, как лед; становилось теплее; от теплоты

Звезды примерзли; лед начал оседать;тёплый ветер

Река застыла, воздух синий, бурлит теплая вода; Теплый хлеб.

густой; солнце багровое, в

тяжелом дыму.

Т.о. в сказке перемешиваются холодные и горячие солнечные пятна.

  • Беседа по вопросам:

  • отчего же «стрясся» мороз, наступили холодные дни?

( от злобы людской)

  • только ли примирение человеку требуется?

  • кто или что помогло людям победить лютый холод?

(доброта, помощь)

  • каково лексическое значение слова ДОБРО?

(отзывчивость, душевное расположение к людям и всему живому), запись значение слова в тетрадь.

  • из таблицы, размещенной на доске, найдите существительные- синонимы.

(холод-зло, тепло-добро-светло)

  • как связан рассказ бабушки и описываемые события?

  • почему это сказка-быль?

(Всегда было, что добро побеждает зло)

  • легко ли мальчику искупить свою вину перед раненым конем?

  • изменился ли Филька?

  • какие представления о добре и зле утверждаются в этой сказке?

  • Путешествие в мир сказок, песен:

  • вспомните сказки и песни, в которых мы встречались с похожими ситуациями!

Холод

«Снежная королева» (Снежная королева - безжалостное ко всему живому: пролетая над лесом, она заморозила голубей; «Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира». В чертогах ее холодно, пусто, в них никогда не заглядывает солнце.

Тепло

«Бармалей» «Царевна-лягушка»


«От улыбки станет день светлей»


Сравни:

У Герды «кудри золотые сиянием
окружали милое приветливое
личико, круглое и румяное, словно
роза». У Герды было горячее
сердце, и она сильно любила Кая!

  • Подберите пословицы, в которых говорится о добре, теплоте ко всему живому.

        1. Все любят добро, да не всех любит оно.

        2. Доброе братство лучше богатства.

        3. Доброму сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.

        4. Доброе слово лежит, а худое далеко бежит.

  • Работа над эпиграфом к уроку.

  • почему не хватает теплоты женщине?

  • в чем схожи Филька и маленькая дочь?

  • что утверждает своим стихотворением А. Барто?

(Утверждение ответственности человека за свои поступки; необходимости душевного расположения к людям и всему живому)

  • Нарисуйте душу Фильки, используя разные оттенки цветных карандашей. Изменился ли наш герой? Аргументируйте свой ответ (выбор цвета и формы)

красный-напряжённость, конфликт, любовь;

синий-тайна, холод, печаль;

жёлтый- позитив, веселье, радость, праздник;

зелёный- пробуждение, рост, надежда;

белый- чистота, покой, безмятежность, мир, тишина;

чёрный- печаль, негатив.

    1. Подведение итога урока.

    2. Домашние задания:

Найти и прочитать сказку М. Пляцковского «Урок дружбы»;

Сопоставить обе сказки, найти в них сходство.