Тема урока: Утверждение в сказке К.Паустовского «Теплый хлеб» теплоты,
доброты, ответственности человека за свои поступки.
Эпиграф: «Мне не хватает теплоты»,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: «Мерзнешь ты
И в летние денечки?»
«Ты не поймешь, еще мала»,-
Вздохнула мать устало,
А дочь кричит: «Я поняла!»
И тащит одеяло.
А. Барто
Цель урока: 1. Научить анализировать текст, выделять главное в изучаемом
произведении.
Развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли
Воспитывать у учащихся чувство доброты, отзывчивости, уважение к людям и всему живому.

Ход урока
Запись темы на доске и в тетради
Вступительное слово учителя о К. Паустовском, его книгах, которые щедро раздают людям добро, воспитывают добрые чувства.
Выразительное чтение отрывков из литературной сказки.
Работа над содержанием текста сказки и его анализом:(выписать слова и словосочетания, указывающие на холод и тепло)
Холод Тепло
Завыл, засвистел Зима стояла теплая, теплые
Пронзительный ветер; серые дни; ровный теплый ветер;
Обезумевшая метель; ветки оттаяли; запахло весной;
Небо зазеленело, как лед; становилось теплее; от теплоты
Звезды примерзли; лед начал оседать;тёплый ветер
Река застыла, воздух синий, бурлит теплая вода; Теплый хлеб.
густой; солнце багровое, в
тяжелом дыму.
Т.о. в сказке перемешиваются холодные и горячие солнечные пятна.
( от злобы людской)
(доброта, помощь)
(отзывчивость, душевное расположение к людям и всему живому), запись значение слова в тетрадь.
(холод-зло, тепло-добро-светло)
(Всегда было, что добро побеждает зло)
Холод
«Снежная королева» (Снежная королева - безжалостное ко всему живому: пролетая над лесом, она заморозила голубей; «Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира». В чертогах ее холодно, пусто, в них никогда не заглядывает солнце.
Тепло
«Бармалей» «Царевна-лягушка»
«От улыбки станет день светлей»
Сравни:
У Герды «кудри золотые сиянием
окружали милое приветливое
личико, круглое и румяное, словно
роза». У Герды было горячее
сердце, и она сильно любила Кая!
Все любят добро, да не всех любит оно.
Доброе братство лучше богатства.
Доброму сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.
Доброе слово лежит, а худое далеко бежит.
почему не хватает теплоты женщине?
в чем схожи Филька и маленькая дочь?
что утверждает своим стихотворением А. Барто?
(Утверждение ответственности человека за свои поступки; необходимости душевного расположения к людям и всему живому)
красный-напряжённость, конфликт, любовь;
синий-тайна, холод, печаль;
жёлтый- позитив, веселье, радость, праздник;
зелёный- пробуждение, рост, надежда;
белый- чистота, покой, безмятежность, мир, тишина;
чёрный- печаль, негатив.
Подведение итога урока.
Домашние задания:
Найти и прочитать сказку М. Пляцковского «Урок дружбы»;
Сопоставить обе сказки, найти в них сходство.