СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Т.П. по Литературному чтению 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно тематический план по литературному чтению.

Просмотр содержимого документа
«К.Т.П. по Литературному чтению 1 класс.»


Пояснительная записка

Литературное чтение

УМК «Школа России»

(40 ч. в 1 классе)


Статус документа:

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результатив­ность обучения по другим предметам начальной школы.

Адресат

Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.

Соответствие

Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2009 г.), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 года № 379 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год).

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению.

Цели программы

Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель­ности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении худо­жественных произведений, формирование эстетического от­ношения к искусству слова; овладение первоначальными на­выками работы с учебными и научно-познавательными текс­тами;

  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нрав­ственного опыта младших школьников, формирование пред­ставлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, ува­жения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в на­чальной школе является формирование читательской компе­тентности младшего школьника, осознание себя как грамотно­го читателя, способного к творческой деятельности. Читатель­ская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произве­дения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Задачи программы

Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирова­ние осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чте­ния и потребности читать произведения разных видов литерату­ры), который во многом определяет успешность обучения млад­шего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приоб­ретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с раз­личными видами текстов, ориентироваться в книге, использо­вать ее для расширения знаний об окружающем мире. В ре­зультате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объ­екты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппа­ратом учебника, находят информацию в словарях, справочни­ках и энциклопедиях.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художествен­ного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализиро­вать (на доступном уровне) средства выразительности. Развива­ется умение сравнивать искусство слова с другими видами ис­кусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности ма­ленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Принципы,

лежащие в основе

построения

программы

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.


Структура документа:


Специфика

программы

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается ввод­ным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продол­жительность (приблизительно) 23 учебные недели по 9 ч в не­делю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой ис­пользуемых учебных средств. В рабочей программе содер­жание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка.

После курса обучения грамоте начинается раздельное изу­чение литературного чтения и русского языка.

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говоре­ние (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудиро­вания, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодей­ствии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слы­шать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный про­цесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомитель­ное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с ис­пользованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логи­ческого и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе раз­ных видов текстов определяет специфические умения: учас­твовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобрази­тельно-выразительные средства языка для создания собственно­го устного высказывания); воплощать свои жизненные впечат­ления в словесном образе, выстраивать композицию собствен­ного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает прак­тическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; созда­ние собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в се­бя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприни­мать изобразительно-выразительные средства языка художест­венного произведения, научно-популярного текста (без исполь­зования терминологии); воссоздавать картины жизни, представ­ленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; пони­мать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного воз­раста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справоч­ной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типа­ми книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной чита­тельской деятельности, компетентности в области детской лите­ратуры: учёт эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений млад­ших школьников.

В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, класси­ков детской литературы XIX-XX вв., а также современных ав­торов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую де­ятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсце­нирование, драматизация. Особое внимание уделяется созда­нию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по ана­логии).

Основные содержательные линии курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содер­жания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содер­жанию услышанного произведения, определение последова­тельности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плав­ному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным тем­пом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установ­ка на нормальный для читающего темп беглости, позво­ляющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и ин­тонационных норм чтения. Чтение предложений с интонацион­ным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с по­мощью интонирования.


Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучаю­щее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение на­ходить в тексте необходимую информацию. Понимание особен­ностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения вы­сказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-по­пулярных - и их сравнение. Определение целей и задач созда­ния этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, струк­туры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид ис­кусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга: учеб­ная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о худож­никах-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в кни­ге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Работа с текстом художественного произведения. Пони­мание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксиче­ское построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, народное или авторское произведение, струк­тура (композиция).

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведе­ние эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), пересказ, рассказ по иллюстрациям.

Характеристика героя произведения с использованием ху­дожественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипер­бола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учите­ля) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков ге­роев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского от­ношения к герою на основе имени, авторских помет.

Характеристика героя произведения. Герой рассказа: мир ценностей героев, основанный на общечеловеческих ценностях. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика исторического героя — защитника Отечества. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступ­ках: преодоление собственных недостатков, воспитание нрав­ственных принципов.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыс­лей) пересказ.

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана - в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), опи­сание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позво­ляющих составить данное описание на основе текста). Вычле­нение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступ­ков героев.

Работа с учебными и научно-популярными текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей учебного и науч­но-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текс­та. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалоги­ческого общения: понимать вопросы, отвечать на них и само­стоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не пере­бивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точ­ку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

Монолог как форма речевого высказывания. Отражение ос­новной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изоб­разительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, по­вествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особеннос­тей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произве­дения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по ри­сункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголов­ку (отражение темы, места действия, характера героев), исполь­зование в письменной речи выразительных средств языка (си­нонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествова­ние, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Произведения, хорошо знакомые детям по дошкольному опыту; предназначенные для младшего школьного возраста; книги, изучение которых предполагается в средней школе.

Представленность разных видов книг: историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юморис­тические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художествен­ной речи (с помощью учителя) средств выразительности: сино­нимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рас­сказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (мо­нолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Историко-литературные понятия: фольклор и авторские ху­дожественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклор­ные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и пого­ворки, загадки): узнавание, различение, определение основ­ного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, пьеса, стихотворение, басня, очерк - общее пред­ставление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность учащихся
(
на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в твор­ческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирова­ние, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на осно­ве художественного произведения (текст по аналогии).


Требования к

уровню подготовки

В результате обучения в начальной школе будет обеспе­чена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, ко­торый характеризуется умениями:

  • осознавать место и роль литературного чтения в позна­нии окружающего мира, понимать значение литературного чте­ния для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

  • работать с литературным текстом с точки зрения его эсте­тической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценно­стные ориентации, нравственный выбор);

  • применять анализ, сравнение, сопоставление для опреде­ления жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста;

  • осуществлять поиск необходимой информации в художе­ственном, учебном, научно-популярном текстах;

работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

Виды и форма

организации

познавательной деятельности в учебном процессе

Виды: урок, экскурсия.

Формы:

фронтальная форма познавательной деятельности

(одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения общей познавательной задачи); микрогрупповая форма (работа в парах), групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников);

индивидуальная форма.

Требования к учащимся в конце обучения в 1 классе



  • Читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов. (Темп чтения – 30-40 слов в минуту при чтении незнакомого текста)

  • Понимать содержание прочитанного

  • Уметь пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку

  • Находить заглавие текста, называть автора произведения

  • Различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение

  • Помнить имена 3-4 авторов и названия их произведений

  • Знать наизусть не менее 5 стихотворений


Учебно-методические

комплекты по

литературному

чтению для

1 класса


Примерная программа начального общего образования по русскому языку.

Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Русская азбука: учебник. – М.: Просвещение, 2011.

Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012.

Сухин И.Г., Яценко И.Ф., Азбучные игры, 1 класс, М.:ВАКО, 2009.

Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение - учебник, в двух частях: 1 класс. М.: Просвещение,2011.

Клюхина И.В., Поурочные разработки по литературному чтению. Книга для учителя. М.: ВАКО, 2012

Полная хрестоматия для начальной школы. 1 класс. – М.: Эксмо, 2011.

Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Книга для учителя

Интернет-источники

http://www.ug.ru (Учительская газета)

http://www.lessons.irk.ru (Нестандартные уроки)

http://www.intergu.ru (Интернет-государство учителей)

http://www.ed.gov.ru (МО РФ)



Обучение грамоте (литературное чтение)

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается ввод­ным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продол­жительность (приблизительно) 23 учебные недели по 9 ч в не­делю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой ис­пользуемых учебных средств. В рабочей программе содер­жание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка.



Предмет

Подготовительный период (4 учебные недели)

Букварный период

(16 учебных недель)

Послебукварный период

(3 учебные недели)

Итого

Литературное чтение

16 часов

64 часа

12 часов


92 часа

Русский язык

20 часов

80 часов

15 часов


115 часов

Итого

36 часов

144 часа

27 часов

207 часов

Тематическое планирование по литературному чтению в 1 классе

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности

учащихся


1. Аудирование (слушание)

(4 часа)


Восприятие громкого чтения: адек­ватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услы­шанного произведения; особенностей по­ведения и описания героев авто­ром; определение жанра художе­ственных произведений.

Слушание фольклорных произве­дений. Характеристика героя сказки (по­ложительный и отрицательный). Слушание поэтических произведе­ний: эмоциональное состояние слу­шателя.

Слушание прозаических произве­дений: главные герои.

Жанры художественных произве­дений.

Восприятие учебного текста: осмысление системы заданий.

Воспринимать на слух произведе­ния разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров худо­жественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции.

Пони­мать общее содержание произве­дения: описывать осо­бенности поведения и характера героев.


2. Чтение (15 часов)


Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответ­ствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения.

Чтение художествен­ного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смыс­ловых пауз, интонации.


Чтение вслух и про себя

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному пра­вильному чтению целыми словами вслух. Чтение про себя текстов раз­ных жанров и видов. Увеличение скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Интонирование простого предложения на основе знаков препинания.

Выразительное чтение прозаиче­ских и стихотворных произведений с опорой на эмоциональное вос­приятие произведения. Декламация стихотворений и про­заических фрагментов по выбору.


Читать вслух слоги, слова, предло­жения с постепенным переходом от слогового к плавному осмыс­ленному правильному чтению це­лыми словами.

Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивиду­альными возможностями.

Вырази­тельно читать небольшие прозаи­ческие и стихотворные произведе­ния, передавая основную мысль автора, особенности героев и т. п. Читать по ролям: выбирать фраг­мент для чтения по ролям, распределять роли. Декламировать стихотворения и прозаические фрагменты по выбору.


3. Работа с разными видами текста


Практическое освоение умения от­личать текст от набора предложе­ний; выделение способов организа­ции текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания кни­ги по ее названию и оформлению. Понимание заглавия произве­дения; адекватное соотношение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Участие в кол­лективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товари­щей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстративно-изобразительных материалов.

Рассказ по иллюстрациям. Высказывание сво­его отношения к художественному произведению.

Оценивание поступ­ка героя с опорой на личный опыт. Подробный пересказ текста (опре­деление главной мысли фрагмен­та, выделение опорных или ключе­вых слов,


Текст

Отличие текста от набора предло­жений. Художественный текст.

Заголовок в тексте

Антиципация заголовка: предполо­жение, о чем будет рассказывать­ся в данном тексте. Выбор заголовка из предложенных учителем. Подбор заголовка текста учащимися класса.

Тема текста

Определение темы текста (о жи­вотных, природе, детях, войне, людях) с помощью учителя.

Главная мысль текста

Обсуждение главной мысли произ­ведения (коллективно, в парах, в группах — с помощью учите­ля): что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, от­ражающие мысли, чувства автора.

Работа с текстом

Подробный пересказ текста

Определение главной мысли текста.. Пересказ фрагмента текста.

Рассказ по внутритекстовой иллю­страции

Анализ иллюстрации (кто изобра­жен, когда, где) при помощи учите­ля. Подбор соответствующего фраг­мента текста. Озаглавливание иллю­страции.

Самостоятельный рас­сказ по иллюстрации. Работа с книгой.

Знакомство с книгой по обложке (автор, заголовок) и внутритексто­вой иллюстрации. Структура книги: титульный лист, оглав­ление (содержание). Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Аннотация книги. Зна­комство с библиотекой. Систематический ка­талог.

Характеризовать текст: предпола­гать (антиципировать) тему и со­держание текста по заголовку, ил­люстрациям.

Формулировать главную мысль текста. Анализировать соот­ветствие темы пословице (предло­женной учителем или подобран­ной самостоятельно); выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Формулировать вопрос по фрагменту текста. Пересказывать произведение под­робно; по иллюстрациям.

Характеризовать книгу: анализиро­вать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление, ан­нотация, выходные данные). Выбирать книгу в библиотеке (по теме).



4. Культура речевого общения (6 часов)


Диалог, особенности диалогичес­кого общения: понимать вопросы, отвечать на них; выслу­шивать, не перебивая, собеседни­ка и в вежливой форме высказы­вать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения. Монолог как форма речевого вы­сказывания.

Устное сочинение как продолже­ние прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему


Диалог

Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Пра­вила речевого общения. Вежли­вость — первое правило общения. Вопрос к собеседнику. Правила постановки вопроса. Слушание ответа собесед­ника. Свободное участие в диало­ге.

Монолог

Определение темы своего выска­зывания (то, о чем я бы хотел ска­зать).

Устное сочинение

Рассмотрение ил­люстрации (то, о чём хотел сказать автор).

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание).

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ).



6. Круг детского чтения


Произведения устного народного творчества. Произведения класси­ков отечественной литературы XIX-XX вв. (например, В.А.Жуков­ский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермон­тов, И.А.Крылов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толс­той, А. П. Чехов, А.Н.Толстой, В. В. Маяковский, С. А. Есенин); клас­сиков детской литературы. Произ­ведения современной отечествен­ной (с учетом многонационально­го характера России) и зарубежной литературы, доаупные для восприятия младших школьников. Историческая, приключенческая, фантастическая литература. Науч­но-популярная, справочно-энцик­лопедическая литература. Детские периодические издания. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические произведения и др.

Произведения устного народного творчества. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и по­говорки. Большие формы устного народного творчества: сказки, бы­лины. Классики детской литерату­ры. Классики русской литературы XIX-XX вв. Произведения отечест­венной и зарубежной авторской литературы: рассказ, сказка, сти­хотворение, пьеса. Детские журна­лы: о природе, художественно-развлекательные, художественно-публицистические. Справочник для учащихся начальной школы. Эн­циклопедия «Про все на свете».

Темы детского чтения

Произведения о детях, природе, взаимоотношениях людей, живот­ных. Родине, приключения, фан­тастика.



7. Литературоведческая пропедевтика


Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, звукопись. Выделение их в тексте, определение их значе­ния в художественной речи (с помощью учителя).

Литературные понятия: художест­венное произведение, ав­тор, тема; герой произве­дения: поступки.

Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художест­венные произведения. Жанровое разнообразие произведений для чтения: малые формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки). Литературная (авторская) сказка.

Малые жанры фольклора: загадка, считалка, песенка, пословицы и поговорки. Жанры произведений: рассказ, стихотворение, сказка. Прозаическая и сти­хотворная речь. Звукопись. Главная мысль произведения.




8. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)


Освоение различных позиций в тексте: чтение по ролям; создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные фор­мы пересказа (подробный).


Чтение по ролям

Определение фрагмента для чте­ния по ролям. Освоение ролей для чтения по ролям. Выразительные средства (тон, темп, интонация), необходимые для чтения по ро­лям. Чтение по ролям.

Устное словесное рисование

Определение фрагмента для устного словесного рисования. Слова, словосочетания, отражающие со­держание этого фрагмента. Пред­ставление картины.

Подробный пересказ текста

Определение главной мысли. Пересказ текста. Устное сочинение

Рассмотренной иллюстрации (то, о чём хотел сказать автор). Определение главной мыс­ли произведения (то, что хотел ска­зать автор).

Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгры­вать роли героев художественных произведений, используя тон, темп, тембр, интонацию речи, ми­мику, жесты

Создавать серии картин,

воспроиз­водить словесные картины графи­чески.







Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе в УМК «Школа России»


Примечание: на занятия внеклассного чтения в УМК «Школа России» по литературному чтению отводится 20 минут один раз в неделю.


п/п


Название темы
урока,
тип урока (комбинированный – К;

урок – тренинг –Т.;

урок – викторина – В;

урок – театрализация – Театр.;

урок – игра – И;

урок – КВН;

интегрированный урок – ИНТ.; урок – литературная гостиная – Л;

урок – экскурсия в природу - Э)


Количество часов











Элементы
содержания


Контроль


Демонстрационный
материал.

Практичес-кая часть (ТСО, ИКТ)



Дата



Жили-были буквы – 8ч.


В.Данько. Загадочные буквы. (К)


1




Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нём предложений, подтверждающих устное высказывание.

Овладение понятиями: писатель, автор, произведение



Индивидуальный опрос




И.Токмакова. Аля, Кляксич и буква А. (К)

1

Пересказ текста по вопросам учебника, придумывание продолжения сюжета. Обучение приёмам выразительной речи и чтения. Овладение понятием: действующие лица

Беседа




С.Чёрный. Живая азбука.

Ф.Кривин. Почему А поётся, а Б нет. (К)

1


Знакомство с приёмами драматургии.

Сравнение произведений на одну и ту же тему


Текущий контроль



4.





Г.Сапгир. Про медведя (К)


1

Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата

Чтение произведений в паре, взаимопроверка



5.




М. Бородицкая. Разговор с пчелой.

И.Гамазкова. Кто как кричит? (К)

1

Придумывание весёлых историй


Индивидуальный опрос



6.


С.Маршак. «Автобус номер двадцать шесть»





1

Обучение приёмам выразительной речи и чтения


Выразительное чтение



7.

Из старинных книг.




1

Обучение приёмам выразительной речи и чтения


Выразительное чтение



8.

Повторение и обобщение по теме «Жили – были буквы» (Т)

1

Обучение приёмам выразительной речи и чтения


Выразительное чтение



9.

Сказки, загадки, небылицы – 7 ч.


Е.Чарушин. Теремок. (В)




1


Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений, раскрытие содержания иллюстрации к произведению



Пересказ



Иллюстрации к сказке





10.


Русская народная сказка. Рукавичка. (Театр.)

1

Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении. Обучение пересказу сказки. Анализ и воспроизведение текста по опорным словам и картинному плану

Пересказ



11.


Загадки, песенки, потешки, небылицы. (К)


1

Предмет загадки и предмет отгадки, сравнение, сопоставление, выделение общих признаков

Индивидуальный опрос



12.

Русские народные потешки.

Стишки и песенки из книги

«Рифмы Матушки Гусыни». (И)


1

Подбор нужной интонации и ритма для чтения небылиц и потешек

Текущий контроль



13.


Александр Сергеевич Пушкин. (К)



1

Осознанное чтение текста целыми словами

Беседа

Портрет

писателя


14.


Русская народная сказка «Петух и собака». (К)

1

Народная сказка. Воспроизведение ситуации сказок по рисункам и воспоминаниям. Придумывание своей концовки к сказке

Пересказ



15.


Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»

1

Понимание содержания литературного произведения. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному

Анализ



16.

Апрель, апрель! Звенит капель... –

5 ч.




А.Плещеев. «Сельская песенка».


А.Майков. «Весна». «Ласточка примчалась...»



1

Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции на основе введения упражнений для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных в словах и фразах




Индивидуальный опрос

Репродукции картин о природе весной

Аудиозапись

П.И.Чайков-





17.


Т.Белозёров. «Подснежники». (Инт.)


С.Маршак. «Апрель».

1

Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции на основе введения упражнений для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных в словах и фразах

Индивидуальный опрос

ский. Времена года


18.





Стихи – загадки писателей И. Токмаковой,

Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е. Трутневой.(Л)




1


Развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста

Беседа по вопросам




19.

Стихотворения В.Берестова.

Р.Сефа.

Произведения из старинных книг.




1

Обогащение опыта детей непосредственным наблюдением за состоянием природы, развитие способностей радоваться и удивляться в процессе общения с природой. Связь произведений литературы с другими видами искусств

Наблюдение



20.

Повторение и обобщение по теме:

«Апрель, апрель. Звенит капель..»

1

Отработка навыка чтения целыми словами

Текущий контроль



21.

И в шутку и всерьёз - 7ч.



И.Токмакова. «Мы играли в хохотушки».

Я.Тайц. «Волк».

Г.Кружков. «Ррры». (К)

1



Отработка навыка чтения целыми словами.

Обучение перессказу по опорным словам




Беседа по вопросам










22.



Н.Артюхова. «Саша-дразнилка». (К)



1



Обучение чтению художественных произведений по ролям, цепочкой, драматизация произведений.

Соотнесение иллюстрации с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих ей

Текущий контроль




23.












24.




К.Чуковский. «Федотка».


О.Дриз. «Привет»


О.Григорьев. «Стук»








И.Токмакова. «Разговор лютика и Жучка»

И.Пивоварова. «Кулинаки-пулинаки»

. К.Чуковский.. «Телефон» (К)

1












1

Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении. Обучение приёмам выразительной речи и чтения с различными речевыми задачами: посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним





Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении. Обучение приёмам выразительной речи и чтения с различными речевыми задачами: посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним

Анализ












Анализ



25.


М.Пляцковский. «Помощник». (И)


1



Чтение по ролям.

Сопоставление слов, близких по значению.

Пересказ по ключевым словам. Рисование юмористического рассказа в картинках

Индивидуальный опрос


Пересказ



26.


Из старинных книг.







1

Упражнение в чтении текстов целыми словами (с расстановкой в словах знаков ударения), обучение выборочному чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы

Беседа



27.



Повторение и бобщение по теме

«И в шутку и всерьёз» (К)

1

Упражнение в чтении текстов целыми словами (с расстановкой в словах знаков ударения), обучение выборочному чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы

Беседа



28.

Я и мои друзья -7 ч.


Ю.Ермолаев. Лучший друг.

Е.Благинина. Подарок (К)


1



Пересказ текста по вопросам учебника. Правила подготовки к выразительному чтению.



Пересказ






29.

Прогнозирование содержания произведения. В.Орлов. Кто первый? С.Михалков. Бараны. (К)

1

Восстановление последовательности событий по опорным словам

Обобщаю-щий контроль

Хронометраж (проверка навыка чтения)



30.

Р. Сеф. «Совет».

В. Берестов. «В магазине игрушек».

В. Орлов. «Если дружбой дорожить». (К)


1

Понимание значения слов и выражений в контексте.

Устные рассказы детей о своих друзьях-игрушках

Индивидуальный опрос

Игрушки

народных мастеров



31.

С.Маршак. «Хороший день». (К)

1

Развитие умения планировать, анализировать своё выступление

Индивидуальный опрос



32.

М. Пляцковский. «Сердитый дог Буль».

Ю.Энтин. «Про дружбу». (К)



1

Развитие умения корректировать своё выступление в соответствии с целью высказывания

Индивидуальный опрос



33.

Из старинных книг. Д.Тихомиров.

«Мальчики и лягушки», « Находка». (К)



1

Восстановление последовательности событий по опорным словам

Беседа по опорным словам



34.






Повторение и обобщение по теме:

« Я и мои друзья»




1


Устные рассказы детей на заданную свободную тему

Устный опрос








35.





О братьях наших меньших – 6ч.


С.Михалков. «Трезор».

Р.Сеф. «Кто любит собак». (К)


1

Устные рассказы детей на заданную свободную тему

Устный опрос



36.







В.Осеева. «Собака яростно лаяла»

И.Токмакова. Купите собаку (К)

1

Подробный пересказ по рисунку. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

Пересказ

Беседа

Слайды (собаки Энциклопе-дия о собаках)



37.


М. Пляцковский. «Цап Царапыч».

Г.Сапгир. «Кошка». (К)


1

Рассказывание – импровизация на заданную тему

Импровизация

Энциклопе-дия о кошках


38.

В. Берестов. «Лягушата».

В. Лунин. «Никого не обижай».

С. Михалков. «Важный совет». (К)


1

Сопоставление разных текстов: научно-познавательного и стихотворения

Текущий контроль

Слайды (лягушки)


39.


Д. Хармс. «Храбрый ёж».

Н. Сладков. «Лисица и Ёж..

С. Аксаков. « Гнездо» (К)




1

Развитие умения планировать, анализировать своё выступление

Индивидуальный опрос



40.

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших» . (К)

1

Понимание содержания литературного произведения.

Текущий контроль