СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К вопросу о «столпе» св. мч. Меркурия Смоленского

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт осмысления смоленского археологического памятника "Латинская божница" в контексте памятника древнерусской литературы о святом мученике Меркурии.

Просмотр содержимого документа
«К вопросу о «столпе» св. мч. Меркурия Смоленского»

Стороженко Э.А.

г. Смоленск

К вопросу о «столпе» св. мч. Меркурия Смоленского

В наиболее древнем варианте «Повести» о св. мч. Меркурии Смоленском, который относится к XIII в., говорится о том, что после усечения главы св. Меркурий: «воставъ отъ земли% воспрb3имъ главу свою понесе нарукахъ своихъ ко граду? и сb3це всЫмъ народомъ сказа w всемъ? главу бо свою нарукахъ держаше яко всz языкомъ исповЫда? и сb3це сказавъ всz бывшаz тамже близъ града главу свою изрукъ испустивъ% на землю самъ паде снею% и кровь отъ обоюду истече? и тако на томже мЫстЫ вознаменb3е тоz великb3z побЫды и освобожденb3е града смоленска даже и до днесь близъ подъ самымъ градомъ столпъ стоzщь видимъ» [цит. по: 5, с. 46.]. Русский перевод этого фрагмента таков: «Встав с земли, взял свою голову и понес на своих руках к городу. И таким образом всем людям – С. Э. сказал обо всем произошедшем. Голову свою держал на руках и как языком все поведал – С. Э.. Рассказав так обо всем случившемся, там же возле города голову свою выронил из рук на землю, и сам упал рядом с ней. Из обоих – и из тела и из головы – потекла кровь. Теперь на том месте даже до сего дня рядом с городом виден ‘столп’, который был сооружен в ознаменование той великой победы и освобождения города Смоленска».

Употребленный здесь термин «столпъ» в переводе со славянского может означать или башню, или колонну, или статую, или обелиск, выполненные из любого строительного материала. Что именно было воздвигнуто на том месте, где святой упал и выронил свою отрубленную голову, сейчас говорить трудно, равно как трудно и точно установить, где именно был установлен этот «столпъ». Тем не менее, дошедшие до нас исторические и археологические данные дают возможность с определенной долей вероятности предположить, что это было за сооружение, и где оно могло находиться.

По смоленским преданиям, которые, возможно, восходят к популярному «Слову о Меркурии Смоленском» [см. 1, с. 55–57], этот «столпъ» находился у Молоховских ворот (в «Слове» они названы «Мологинскими» [см. 1, с. 56]). Он просуществовал до XVII века пока не был утрачен в ходе борьбы за Смоленск [см. 5, с. 52]. Однако, ворот с подобным названием в Смоленске до начала XVII в. не зафиксировано. Они были возведены Федором Конем в период 1596–1602 гг. До этого в укреплениях «Старого города», по мнению специалистов, им соответствовали Духовские ворота [см. 7, с. 57, 66].

К слову сказать, Молоховские ворота постройки 1596–1602 гг. представляли собой большую четырехугольную башню с проездными воротами внутри. В 1812 г. их взорвали по приказу Наполеона [см. 6, с. 325]. В 1840 г. они были восстановлены, но уже как надвратный Благовещенский храм [см. 6, с. 336; см. рис. 1 [по открытке конца XIX начала XX вв. (?)]], а в 1937 г., в связи с «благоустройством» города, их полностью разобрали [см. 9, с. 56]. Кроме того, собственно «Молоховскими» эти ворота назывались не всегда. Данное название окончательно закрепилось примерно с начала XVIII в. [см. 9, с. 56]. В начале XVII в. их именовали Малаховскими [см. 9, с. 56]. «Слово о Меркурии Смоленском» называет их Мологинскими [см. 1, с. 56]. Считается, что их название связано с тем, что именно от них начиналась дорога на Молоховскую волость и стан, названные по имени р. Молоховы [см. 6, с. 323]. Эта же дорога вела и к современному Долгомостью.

Итак, до постройки кирпичной крепостной стены в Смоленске или вообще не было Молоховских (Малаховских, Мологинских) ворот, или же так назывались какие-то неизвестные нам ворота, местоположение которых географически не совпадало с одноименными воротами постройки Федора Коня. Если верно первое предположение, то «столпъ» просуществовал до возведения каменной Молоховской башни в 1596–1602 гг. и некоторое время соседствовал с ней. Если же верно второе предположение, то следует искать остатки «столпа», который был бы построен в конце XIII – начале XIV вв. и располагался бы «близъ подъ самымъ градомъ».

При этом если термин «столпъ» обозначал нефундаментальное сооружение, то сказать что-либо определенное о нем невозможно, так как его археологических следов не найдено, а кроме этого, ни на одном из известных изображений древнего Смоленска не запечатлено ничего, что бы можно было бы отождествить с памятником подобного рода.

Однако, если использованный в данном случае термин «столпъ» обозначает фундаментальную памятную постройку – башню, то можно предположить, что она была похожа на ротонду, остатки которой имеются в Смоленске к западу от храма ап. и еванг. Иоанна Богослова (см. рис. 2 [по изд.: 3, с. 142]). Этому имеется несколько косвенных подтверждений. Во-первых, место, связанное с подвигом уроженца Западной Европы, логично ознаменовать памятной постройкой, выполненной в западном архитектурном стиле. Во-вторых, ротонды были излюбленной архитектурной формой рыцарей ордена тамплиеров. Они напоминали им форму их главного святилища – храма в Иерусалиме [см. 4, с. 250]. Если верно то, что св. Меркурий Смоленский был тамплиером [см. 8], то логичным выглядит возведение над местом его подвига сооружения именно такой формы.

Поскольку, кроме вышеуказанной ротонды, иных остатков архитектурных произведений подобного рода в Смоленске не обнаружено, можно даже предположить, что именно она являлась тем самым, упомянутым в «Повести» «столпом» св. Меркурия. Этому также есть ряд косвенных обоснований. Во-первых, исследовавшие остатки ротонды ученые подтвердили ее культовое назначение [см. 3, с. 140–150]. Во-вторых, они подтвердили ее западную архитектурную форму [см. 3, с. 140–150]. В-третьих, по времени постройки это здание вполне могло быть этим «столпом». Археологи, изучавшие фундамент ротонды, отнесли его к XII в. [см. 3, с. 140–150]. Однако использованный ими типологический метод датировки кирпичной кладки не до конца убедителен, ведь строители конца XIII – начала XIV в. могли использовать старые материалы и пользоваться древними надежными методами кладки. Но даже если фундамент здания действительно относится к XII в. (а ведь дошел до наших дней только он, – стены не сохранились), все равно нет никаких свидетельств того, что и его стены были возведены в это же самое время. Они могли быть выстроены после того, как св. Меркурий окончил на этом месте свой земной путь. В-четвертых, на «Плане» В. Гондиуса ни возле Молоховских ворот, ни вообще, где бы то ни было, нет никакой башни-столпа, а на месте вышеупомянутой ротонды она изображена (см. рис. 3 [по изд.: 2, с. 135]).

Литература
  1. Белецкий Л.Т. Литературная история повести о Меркурии Смоленском. Исследование и тексты / Л.Т. Белецкий. – Пг.: Рос. Гос. Акад. тип., 1922. – 95 с.

  2. Борисовская Н.А. Старинные гравированные карты и планы XV–XVIII веков: альбом / Н.А. Борисовская. – М.: Галактика, 1992. – 272 с.: ил., карт.

  3. Воронин Н.Н. Зодчество Смоленска XII–XIII вв. / Н.Н. Воронин, П.А. Раппопорт; Академия наук СССР, Ин-т Археологии. – Л.: Наука, Ленинградское отд-ние, 1979. – 414 с.: ил.

  4. Дезгри А. Тайные знания ордена тамплиеров: книга чудес и откровений / А. Дезгри; пер. с фр. Д.А. Нагорной. – СПб.: Евразия, 2006. – 400 с.

  5. Писарев С.П. Рукописный памятник Смоленского Аврамиевского монастыря и его литературное значение / С.П. Писарев // Филологические записки. – 1881. – Вып. 1, 3; 1882. – Вып. 2, 3, 5.

  6. Редков Н. Благовещенская церковь на Молоховских воротах в Смоленске / Н. Редков // Смоленские епархиальные ведомости. – 1914. – № 10. – С. 323–337.

  7. Сапожников Н.В. Оборонительные сооружения Смоленска: (до постройки крепости 1596–1602 гг.) / Н.В. Сапожников // Смоленск и Гнездово: (к истории древнерусского города). – М., 1991. – С. 50–79.

  8. Стороженко Э.А. К вопросу о связи средневекового Смоленска с Западом (по древней версии текста «Повести о святом мученике Меркурии Смоленском») / Э.А. Стороженко // Сборник научных работ Студенческого исторического общества: материалы междунар. конференц. студ., аспирантов и молодых ученых. Смоленск, 24 – 25 ноября 2006 г. / Мин-во образован. и науки РФ; Смолен. Гос. Ун-т; Студ. ист. о-во; редкол.: М.В. Каиль (отв. ред.) и др. – Смоленск, 2007. – Вып. III. – С. 18–23.

  9. Федор Конь, озаривший камень: очерки истории России / сост. В.Г. Свистелин. – Смоленск: Изд-во Смол. обл. ин-та усовершенствования учителей, 1996. – 64 с.: ил., табл.