Внеклассное мероприятие «Как избавиться от стресса»
ЦЕЛИ внеклассного мероприятия:
учебно-образовательная – объяснить учащимся понятие стресса и стадии его развития. Познакомить учащихся с различными способами преодоления стресса. Помочь овладеть навыками их применения;
учебно-воспитательная – расширение кругозора учащихся, формирование устойчивости к стрессовым ситуациям;
учебно- развивающая – создание условий для формирования умений работать в коллективе, формирование жизненных и социальных принципов, развитие творческого мышления.
Ход мероприятия.
Аудитории предлагается разобраться в теме.
Какие ситуации являются стрессовыми?
Все участники по кругу высказывают предположения о ситуациях, которые, по их мнению являются стрессовыми. Ведущий записывает их на доске (ватмане, флипчарте).
Посмотрите на получившийся список. Обратите внимание на то, что есть такие ситуации, которые каждый человек может назвать стрессовыми, а есть те, которые только лично для кого-то являются стрессом. Но, так или иначе, выполняя это задание, вы имели своё представление о том, что такое стресс. Давайте попробуем сформулировать это понятие (Участники высказывают свои определения стресса).
Ганс Селье дает нам понятие стресса. Стресс – это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов.
Как видите эти реакции возникают тогда, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное. Причём эти раздражители необязательно могут существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Данные реакции организма проявляются как в психологических, так и в физиологических изменениях, происходящих с человеком.
В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса.
В своём развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим их. Например, вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не могут понять суть контрольной работы или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовиться действовать.
Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к работе. Ситуация продолжает оставаться напряжённой, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние резервы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия – стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.
Если стрессовая ситуация продолжает оставаться напряжённой, наступает третья стадия – стадия истощения. Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы пишете на каждом занятии целый день. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам. Результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его различным заболеваниям, и как итог – наступает болезнь. В крайних случаях может наступить смерть.
Стрессовые состояния существенно влияют на жизнь человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «эустресс». Опасность как бы подстёгивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение. Это «дистресс».
Стресс может быть как кратковременным так и длительным по времени воздействия на психику человека. Длительный стресс действует на наш организм разрушительно. С ним нам нужно научиться бороться.
Теперь каждый из нас предложит свой вариант преодоления стресса. Предлагаемые поочередно варианты записываются на ватмане или доске.
Теперь ознакомимся с методами борьбы со стрессом, которые предлагают современные психологи.
101 СПОСОБ, КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ
Вставайте на 15 минут раньше.
Готовьтесь к утру накануне вечером.
Избегайте тесной одежды.
Старайтесь избегать таблеток.
Назначайте встречи заранее.
Не полагайтесь на свою память... Все записывайте.
Занимайтесь профилактикой.
Сделайте запасные ключи.
Чаще говорите «нет».
Расставьте приоритеты в своей жизни.
Избегайте негативных людей.
Используйте время с умом.
Не забывайте вовремя поесть.
Всегда делайте копии важных документов.
Заранее оценивайте, что вам нужно.
Отремонтируйте все, что не работает, как надо.
Просите помочь с задачами, которые вам не по душе.
Решайте большие задачи маленькими порциями.
Смотрите на проблемы как на временные сложности.
Посмотрите на эти сложности с другой стороны.
Относитесь к жизни проще.
Улыбайтесь.
Будьте готовы к дождю, возьмите зонт.
Возитесь с малышами.
Дарите ласку домашним животным.
Необязательно знать все ответы на все вопросы.
Всегда ищите в плохом хорошее.
Скажите что-нибудь хорошее кому угодно.
Научите ребенка запускать воздушного змея.
Гуляйте под дождем.
Включайте в свое ежедневное расписание свободное время.
Принимайте ванну с пеной.
Будьте уверены в решениях, которые принимаете.
Верьте в себя.
Перестаньте говорить себе гадости.
Представляйте себя победителем.
Развивайте в себе чувство юмора.
Живите сегодняшним днем. Не ждите, что завтра будет лучше.
Ставьте себе цели.
Танцуйте джигу.
Скажите «привет» незнакомцу.
Почаще обнимайтесь с друзьями.
Смотрите на звезды.
Учитесь дышать медленно и спокойно.
Научитесь насвистывать мелодию.
Читайте стихи.
Слушайте симфонии.
Смотрите балет.
Читайте, свернувшись калачиком в постели.
Беритесь за что-то новенькое.
Избавляйтеся от дурных привычек.
Покупайте себе цветы просто так.
Замрите и насладитесь запахом цветов.
Найдите поддержку.
Найдите друга, который станетвашей отдушиной.
Сделайте это сегодня же.
Учитесь быть веселее и оптимистичнее.
Всегда ставьте безопасность на первое место.
Соблюдайте во всем умеренность.
Уделяйте внимание своему внешнему виду.
Стремитесь к совершенству, а не к идеалу.
Ежедневно хоть на чуть-чуть расширяйте пределы своих возможностей.
Любуйтесь произведениями искусства.
Напевайте песенки.
Контролируйте свой вес.
Посадите дерево.
Кормите птиц.
Проявите смирение в тяжелой ситуации.
Встали — сделайте зарядку.
Всегда имейте план «Б».
Научитесь рисовать новыедудлы.
Запоминайте шутки.
Отвечайте за свои чувства.
Учитесь понимать, что вам нужно.
Станьте самым лучшим слушателем.
Знайте свои слабости и не бойтесь показывать их другим.
Пожелайте кому-нибудь хорошего дня на «поросячьей латыни».
Делайте бумажные самолетики.
Упражняйтесь каждый день.
Выучите слова новой песни.
Приступайте к работе пораньше.
Уберитесь как следует в шкафу.
Поиграйте в ладушки с малышом.
Выберитесь на пикник.
Меняйте привычные маршруты.
Уйдите с работы или учебы пораньше (с разрешения, конечно).
Купите освежитель воздуха в машину.
Смотрите кино и ешьте попкорн.
Пишите записки друзьям, которые сейчас далеко.
Отправляйтесь на матч и накричитесь вдоволь.
Приготовьте еду и устрой ужин при свечах.
Признайтесь — безусловная любовь важна.
Помните, стресс — это то, как вы переживаете ситуацию.
Ведите дневник.
Научитесь широко улыбаться.
Помните, что всегда есть выбор.
Заручитесь поддержкой друзей, вдохновляйтесь, посещая любимые места и окружая себя любимыми вещами.
Хватит пытаться исправить других.
Высыпайтесь как следует.
Меньше говорите и больше слушайте.
Щедро хвалите окружающих вас людей.
Поможет справиться со стрессом следующее Упражнение «Фотография в рамке»
Это упражнение можно выполнять сразу же после того, как произошло событие, заставившее вас изрядно поволноваться.
В быстром темпе прокрутите у себя в голове эту ситуацию так, как если бы она была фильмом.
Выберите из всего потока картинок только один «кадр», который, с вашей точки зрения, наиболее полно отражает суть всего произошедшего. Может быть, это будет самый эмоциональный момент пережитого.
Представьте себе выбранный момент в виде фотографии. Остановите мгновение. Смотрите на эту фотографию, на лица людей, которые, к примеру, перекошены злобой или негодованием.
Вообразите, что вы уже старше на несколько лет и смотрите на эту фотографию, в которой лишь отблеск прошлых событий. Смотрите на нее глазами человека, для которого все это давно в прошлом.
Подумайте, в какую рамку вы желали бы заключить эту фотографию. Круглую? Овальную? Квадратную? Это будет массивное красное дерево или изящное стекло или примитивная реечная рамочка? А может, это будет рамка-игрушка, к примеру, из искусственного лохматого меха в виде собачки?
Повесьте мысленно фотографию в рамке на стену, сделайте для нее специальное, практически музейное освещение. Кстати, какие фотографии висят рядом с ней в личной галерее вашего разума?
Вернитесь в настоящее. Подумайте снова о событии, которое принесло вам огорчение. Ваши ощущения наверняка несколько изменились. Если нет, вернитесь к выбранному вами кадру и представьте, как это изобразил бы детский художник, карикатурист, Рубенс, Ван Гог.
Найдите тот образ, который изменит ваши чувства надлежащим образом
Что не говори, но мы с вами можем поддерживать друг друга в разных стрессовых ситуациях. Например, класс – это одна большая дружная семья. Каждый из нас может подать руку помощи близкому человеку. Давайте узнаем как мы можем поддержать другого человека через небольшое упражнение. Оно станет хорошим завершением нашего мероприятия.
УПРАЖНЕНИЕ « ДРУЖБА» - 10 мин.
Группа из 8 человек встает по периметру, держась за края сложенной в несколько раз ткани.
-А сейчас мы поиграем в интересную игру и проверим, дружной и сплоченной ли является наша группа. Увидим, доверяем ли мы друг другу, ждем ли поддержки от других.
Каждый по очереди подходит и встает спиной к ткани, затем совершает свободное падение на эту ткань. Остальные должны его удержать. Упражнение способствует развитию коллективного духа в классе, доверия.
Используемые источники:
https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/04/04/trening-dlya-podrostkov-kak-izbavitsya-ot-stressa
http://uduba.com/3061320/101-sposob-izbavitsya-ot-stressa-navsegda