ТЕМА УРОКА: КАК ОБРАЗУЕТСЯ СЛОГ?
Цели урока: закрепить знания детей в делении слов на слоги и постановке ударения в словах; определении звуков гласных и согласных; умения составлять предложения по схемам из двух, трёх и четырёх слов; отличать схемы предложений, слов, звуков.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Какое у вас настроение, ребята? Давайте улыбнёмся, чтобы взять с собой на урок хорошее настроение.
Эмоциональный настрой. (Говорят хором вместе с учителем:)
На уроках будем мы
Старательны, внимательны!
По три раза повторять
Нам совсем не обязательно.
«Мозговой штурм».
Учитель:
Ребята, отгадайте загадки.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый, все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его ….. (арбуз).
У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылёк, не птичка –
Держит две косички. (бант)
Учитель выставляет на доску две схемы (рисунок 1). Догадайтесь, где какое слово.
Учитель: Как называется слог, на который падает ударение?
Учитель: Как называется слог, на который ударение не падает?
Учитель: Какой первый звук в слове арбуз?
Учитель: Докажите.
Дети: Он произносится свободно, не встречая во рту преграду.
Учитель: Какой первый звук в слове бант?
Физминутка.
Работа по теме урока.
Учитель: Прочитайте тему урока.
Учитель: Значит чему будем учиться на уроке?
Учитель: Проведем мини-исследование.
Отгадайте загадку:
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила
А о чем она грустит
Никому не говорит. (ива)
Учитель: (Показывает слайд с изображением ивы).
Найдите красивые слова, чтобы описать иву.
Из моделей выкладываем на партах схему слова ива.
Сначала анализируем: сколько слогов; где в слове ударение.
Затем продолжаем: из чего состоит первый слог, второй слог.
Ученики: Первый слог состоит из отдельного гласного звука, а второй слог состоит из согласного звука и гласного.
Учитель: Внимательно посмотрите на первый и второй слог и сделайте вывод: какой звук может отсутствовать в слоге?
Учитель: Какой звук есть в каждом слоге?
Учитель: Без какого звука нет слога?
Дети: Без гласного звука нет слога
Учитель: Прочитаем вывод.
Читающие дети: Гласный звук образует слог.
Запомните это правило!
Учитель вывешивает знак
и табличку.
Физминутка
Работа с учебником с.16-17.
Учитель: Рассмотрите рисунки. Герои какой сказки здесь присутствуют? Составьте предложения по схемам. Какие предложения нужно составить?
Дети: Нужно составить предложения из двух, трех и четырех слов.
Составляют.
Учитель: Почему козлята пострадали? Как должны вести себя дети, если дома нет взрослых? Можно ли открывать дверь тому, кто постучится?
Ответы детей.
Закрепление. Работа по учебнику.
Соотнесите схемы и рисунки.с.16-17
Обобщение:
Учитель: Что вы узнали на уроке?
Дети: Слоги состоят из звуков.
Учитель: Какой звук образует слог?
Дети: Гласный звук образует слог.
Д/з: Взять на заметку правило, вывод.
Рефлексия.
Какое настроение было на уроке? Похвала, добрые пожелания.