Как подготовить урок на конкурс «Учитель года»?
Объяснить, как победить на конкурсе, невозможно. Можно лишь подсказать, как НЕ надо себя вести, на что НУЖНО обратить внимание, КТО в состоянии помочь, поддержать и в КАКОМ направлении плыть, чтобы добраться до финиша. Советы участников конкурса как кулинарные рецепты. Но тот же самый пирог, даже если в книге четко написано, сколько надо положить муки и соли, у разных хозяек получается абсолютно по-разному. Каковы же общие требования к учебному занятию? 1. Глубокое знание своего предмета. 2. Грамотное, в соответствии с целями и задачами урока, использование современных или традиционных способов передачи знаний. 3. Коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство. 4. Умение достигать результат в любой ситуации при любом уровне подготовленности детей. Важная составляющая подготовки – многовариантность. Подготовить нужно несколько вариантов урока, выступлений. Не надеяться на свою память. Подсказки, «напоминалки», шпаргалки помогут ско Как же готовиться к конкурсу? Спросите себя: «Мне это надо?» Я лично на этот вопрос отвечаю: «Надо». С тремя восклицательными знаками и заглавными буквами. Затем нужно найти положение о конкурсе и внимательно его изучить. После чего отложите документ и сделайте поправку: оценивать вас будут не за всю вашу педагогическую деятельность, а именно за выступление на конкурсе. А это значит, что с вами, к сожалению, вполне может приключиться такая история: если уроки в один день и класс, например, 10, то и тема урока будет одна и та же. Что касается конкурсного урока. Не переживайте: вам «дадут» самых лучших детей. | |
Они будут бояться за вас больше, чем вы сами. Они будут вытягивать вас из любых педагогических «черных дыр», в которые вы только умудритесь попасть. Они будут полностью на вашей стороне!
Только не давайте урок вразрез с вашим педагогическим опытом. Выстраивайте конкурс в одну смысловую линейку. Чтобы можно было на «опыте» познакомиться с вашей работой, на уроке – увидеть ее, на мастер-классе – научиться работать, как вы, а на лекции – задуматься о той же самой работе.
Сделайте так, чтобы запомнили вас. Что вас выгодно отличает от общего числа конкурсантов? Это и нужно взять на вооружение! Вспомните, что на конкурсе все участники – мастера своего дела, все – победители национального проекта «Образование», все готовят прекрасных «олимпиадников». «Брать» нужно чем-то другим.
Главное в педагогических состязаниях – учитель должен показать не обилие методических приемов, не разнообразное использование технических средств обучения и компьютерных технологий, а самого себя, свой индивидуальный педагогический почерк и своих учеников, способных думать, рассуждать, увлекаться идеями и искать вместе с учителем истину. Живой диалог на уроке, несущий значительную смысловую нагрузку, имеет огромную духовную ценность.
Учитель, претендующий на титул победителя, должен быть не просто отличным предметником с энциклопедическими знаниями, не только владеть самыми современными методиками и способностями передавать свой опыт, но и быть яркой личностью, умеющей убеждать и вести за собой.
Как подготовить конкурсный урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?
1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
- чётко определить и сформулировать для себя его тему;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности (конкурсный урок – это урок по программе, после урока конкурсанта учитель не должен дублировать пройденный материал).
2. Определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо определить функции урока.
3. Спланировать учебный материал урока. Для этого надо:
- подобрать литературу по теме, отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
- подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в знакомой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
Упорядочить задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Продумать «изюминку» урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже изученному и пр.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6. Спланировать контроль деятельности учащихся на уроке, для чего надо подумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес к их работе.
К оцениванию работы учеников на уроке следует отнестись не формально. Фраза «Все молодцы, всем «5» недопустима. Отметки необходимо комментировать. Можно предложить самим оценить себя, например, использовать смайлики.
7. Подготовить оборудование для урока.
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, всё ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. Качество презентации.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
Главный критерий качества конкурсного урока – не зрелищность, не применение разнообразных видов работы, не безмерный артистизм учителя, а обученность учащихся, достижение целей урока. Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик являются одним из главных условий эффективности урока.
Не бойтесь. Не стесняйтесь. Спрашивайте. Любой педагог, прошедший конкурс, не откажет. Более того, он с огромной радостью восстановит в памяти то, что ему дорого. У бывшего конкурсанта, как правило, огромное количество информационных и практических материалов, открытых уроков, лекций. И самое главное - несмотря на тяжелый конкурсный «постсиндром возвращения» в свой коллектив и вообще в себя, он еще наполнен силой и способен вам ее передать как эстафетную палочку.