СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здесь можно найти разъяснения по все видам задач.
«СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВОЙ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧЕЙ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ИЛИ КАК ЭФФЕКТИВНО НАУЧИТЬ УЧАЩИХСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ»
Схема т и чн о п л а н ре ш е н ия а р иф м е тиче с к о й з а д а чи мо ж но п р е дста в и т ь следующим образом:
I ЭТАП
ВОСПРИЯТИЕ И АНАЛИЗ ЗАДАЧИ
Цель этапа: понять задачу, представить, о чём эта задача; установить, что известно, что нужно найти, как связаны между собой данные и искомое.
Одной из главных причин, по которым школьники неверно решают ту или
иную задачу
является неспособность глубоко, осмысленно, внимательно проанализировать то, что дано
задаче (данные) и то, что нужно узнать (вопрос), и взаимосвязи между ними.
Мы постоянно
напоминаем детям: «Внимательно читайте условие и вопрос». Но ошибки продолжают
существовать. Чтобы решить эту проблему, я использую в работе следующие
приёмы:
Первый подэтап:
Второй подэтап (графическая работа с цветом):
Вот как должен выглядеть текст задачи после этого подэтапа:
«Лена нарисовала 10 шариков./ 3 шарика она раскрасила красным цветом/, синим – на 2 шарика больше /, остальные шарики – зелёным цветом. / Сколько
зелёных шариков на рисунке у Лены? красным – вопрос).
(Синим цветом выделяем условие,
Третий подэтап:
Этот приём целесообразно использовать, если текст задачи объёмный и
содержит много несущественных деталей.
«В саду было 5 кустов облепихи. Когда посадили ещё несколько, то в саду стало 9 кустов облепихи. Сколько кустов посадили?»
«Было 5 кустов облепихи. Стало 9 кустов. Сколько кустов посадили?»
В учебниках чаще всего используются задачи типичной конструкции У
– В, это способствует развитию у учащихся стереотипов, автоматизма при анализе текста задачи.
Важно как можно чаще использовать тексты нетипичных конструкций: текст задачи состоит из одного сложного вопросительного или повествовательного предложения, в котором стоит сначала вопрос, потом условие; часть условия представлена в начале текста, потом следует вопрос и другая часть условия; вместо слова «сколько» в вопросе используются слова
«найди», «узнай» и т. д.).
«Около школы росло 20 тополей. Сколько тополей посадили осенью, если стало 43 тополя?» (У – В – У)
«Сколько кроликов было в клетке, если после того, как отсадили 7 cерых
кроликов, осталось 5 белых кроликов?» (В – У – У)
«Узнай массу яйца кукушки, если оно на 1 грамм меньше яйца стрижа, которое весит 4 грамма»
Дополнительно для обучения учащихся анализировать текст задачи можно
использовать следующие упражнения:
« На дереве сидело 8 птичек . Сначала улетели 3 птички, потом ещё 2. Сколько птичек улетело?»
«На одном проводе сидели ласточки , а на другом – 7 воробьёв. Сколько всего
сидело птиц на проводах?»
«На одной клумбе растёт 10 хризантем, а на другой – 15. Сколько тюльпанов на двух клумбах?»
«На клумбе росло 5 тюльпанов и 3 розы. Сколько тюльпанов росло на клумбе?»
« В вазе лежало 3 яблока, 5 апельсинов, а груш на 2 меньше. Сколько всего фруктов в вазе?» (не указано, с чем сравнивается количество груш).
раз н ые по ма т емати ч ес к ому с о д е рж а ни ю , л иб о с о д и на к о в ы м математическим содержанием, но совершенно разных по сюжету).
«В вазе лежало 3 яблока, а апельсинов на 2 больше. Сколько апельсинов лежало в вазе?»
«В вазе лежало 3 яблока, их на 2 больше, чем апельсинов. Сколько апельсинов лежало в вазе?»
Составь условие к данному вопросу.
«Сколько марок в двух конвертах?»
«Сколько зебр привезли в зоопарк?»
Поставь вопрос к данному условию.
«В Тихом океане 9 морей, а в Атлантическом на 3 моря меньше».
«В Тихом океане 9 морей, а в Индийском океане 5 морей».
Подбери условие к данному вопросу.
«Сколько кленовых листьев засушила Таня?»
а) Осенью Таня засушила 4 кленовых и 5 дубовых листьев. б) Осенью Таня засушила 9 листьев. Из них 4 дубовых.
в ) Осенью Таня засушила 5 кленовых листьев, а дубовых на 4 больше.
г) Осенью Таня засушила 9 дубовых листьев, а кленовых на 4 меньше.
Подбери вопрос к данному условию.
«Дикие гуси живут 80 лет, а собаки 20 лет». а) Сколько всего лет живут гуси и собаки?
б) На сколько лет гуси живут больше, чем собаки?
в) На сколько лет гуси живут меньше, чем собаки? г) Сколько лет живут гуси?
I I этап - МОДЕЛИРОВАНИЕ
Моделирование - это замена действий с реальными предметами действиями с уменьшенными образцами, моделями, с их графическими заменителями: рисунками, схемами, чертежами, таблицами. Модель должна помочь ученику понять содержание задачи, выявить отношения между данными и искомым, найти разные способы решения задачи, увидеть новые,
не отражённые в задаче отношения.
Для того, чтобы самостоятельно решать задачи, школьнику нужно освоить различные виды моделей, научиться выбирать модель, соответствующую предложенной задаче и переходить от одной модели к другой. Наша задача – научить школьников применять тот способ моделирования, который наиболее подходит к той или иной задаче, помогает увидеть отношения между данными и искомым, найти разные способы решения задачи (если это возможно), увидеть скрытые взаимосвязи, не отражённые явно в тексте задачи.
На мой взгляд, самой удачной, с этой точки зрения, моделью, является схематический чертёж и менее удачной – краткая запись опорными словами.
Правильно выполненный чертёж наиболее точно отражает все взаимосвязи, о которых идёт речь в задаче. Но, к сожалению, не к каждой задаче подходит эта модель. Обычно, после анализа задачи, я предлагаю учащимся самим выбрать подходящую модель, учу находить их «плюсы» и «минусы» той или иной модели.
Для формирования умения моделировать задачу, я использую следующие приёмы:
на уроках в начальной школе.
Выбери схему, подходящую к данной задаче.
«В течение жизни человек спит 25 лет. 5 лет их них он видит сны. Сколько лет в течение жизни человек спит и не видит снов?»
3) Исправление ошибок в краткой записи задачи.
Соответствует ли данная схема задаче? Исправь ошибки в схеме, если они есть.
« В сосновом бору поселились 5 уссурийских тигров, их было на 2 меньше, чем в
кедровом лесу. Сколько тигров поселилось в кедровом лесу?»
4) Составление задачи по краткой записи (опорным словам, рисунку, схеме, чертежу, таблице).
Составь задачу по схеме.
5) Подбор к схеме подходящего текста из предложенных.
Подбери к схеме соответствующий текст задачи.
а) В конкурсе красоты приняли участие 5 бабочек махаонов, а бабочек адмиралов – на 4 больше. Сколько адмиралов участвовало в конкурсе?
б) В конкурсе красоты приняли участие 9 бабочек адмиралов, а махаонов на 4
меньше. Сколько махаонов участвовало в конкурсе?
в) В конкурсе красоты приняли участие 5 бабочек махаонов, а бабочек адмиралов на 4 больше. Сколько всего бабочек приняли участие в конкурсе?
г) В конкурсе красоты приняли участие 5 бабочек махаонов, это на 4 меньше,
чем бабочек адмиралов. Сколько адмиралов приняло участие в конкурсе?
д) В конкурсе красоты приняли участие 5 бабочек махаонов и 9 бабочек адмиралов. На сколько больше адмиралов приняли участие в конкурсе?
6 ) Установление взаимноодназначного соответствия – проведение
«дорожек» от слова к его изображению на схеме.
Объясни данную схематическую модель в соответствии с текстом задачи.
«В с о б а чь ю ш к о л у х о д ят 1 0 н е м е ц к их о в ча р о к и 4 шотл а ндск и х о в чар к и. На сколько больше немецких овчарок ходит в собачью школу?»
I I I
ЭТАП
ПОИСК И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
Самым важным на этом этапе является формирование умения рассуждать тем или иным способом. Поиск плана решения задачи можно проводить двумя путями:
на вопрос задачи, надо знать … и … );
Возможно использование их комбинации – аналитико-синтетического способа.
Чаще всего применяется аналитический способ рассуждения, но с точки зрения психологии в 1-2 классе ребёнку легче освоить синтетический способ разбора, так как в возрасте 6-8 лет формирование у ребёнка способности к синтезу несколько опережает формирование способности к анализу. На своих
уроках я стараюсь использовать и аналитический, и синтетический способы разбора. Поиск и составление плана решения учащимися начинается с самостоятельного обдумывания, обсуждения в парах, группах, составления цепочек рассуждений.
1) Разбор от вопроса к данным ( аналитический способ)
Поиск плана решения данным способом начинается с вопроса задачи. Выясняется, что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи. Для этого необходимо найти какую-то величину. А что нужно знать, чтобы её найти? и т. д.
Чтобы помочь учащимся вести рассуждения аналитическим способом, можно использовать приём « ДЕРЕВО РАССУЖДЕНИЙ». Суть его заключается в том, что по ходу рассуждений строится схема, которая помогает учащимся увидеть, какие простые задачи следует выделить (если это задача
составная), и каким будет план решения данной задачи.
?
бы л о ста л о 7 5
слонов и обезьян вместе. Сколько бизонов в зоопарке?»
значит на 3 меньше?
- Т епе р ь , можем от в етить на в о про с зада чи ? Ка к им д ейств и е м ? П о ч ему выбрали действие сложения?
?
обез ьян ы с л о н ы 5 + ?
обезьяны – 3
- Какие простые задачи можно выделить в данной составной?
«ДЕРЕВО РАССУЖДЕНИЙ» ОТ ВОПРОСА К ДАННЫМ
?
?
знаю не знаю
?
знаю не знаю
знаю знаю
Можно оформить рассуждения в таблице. Учитель выдаёт заготовки таблицы, в которые учащиеся записывают свои рассуждения. Такую работу целесообразно периодически проводить в 3, 4 классе.
Чтобы узнать
Надо знать
сколько обезьян (5)
сколько бизонов
сколько слонов (?)
сколько слонов
сколько обезьян (5)
на с к о ль к о сло н ов меньше, чем обезьян
(на 3)
2. Разбор
от данных к вопросу
(синтетический)
Синтетический способ характеризуется тем, что основным, направляющим вопросом при поиске плана решения задачи является вопрос о том, что можно найти по двум или нескольким известным в задаче числовым значениям (данным). По вновь полученным числовым данным и другим известным в задаче данным вновь ищется ответ на вопрос, что можно узнать по этим значениям. И так до ответа на вопрос задачи. Суть этого способа состоит в выделении учащимися простой задачи из составной и решении её.
« В зоопарке было 2 зебры. Привезли ещё несколько зебр. Сколько зебр привезли, если их стало 9».
2 9
было стало
привезли
?
«В зоопарке 5 обезьян, слонов на 3 меньше, чем обезьян, а бизонов столько, сколько обезьян и слонов вместе. Сколько бизонов в зоопарке?»
5 3
5 ? слонов
?
всего
Можно использовать таблицу.
Зная
сколько обезьян (5)
Узнаем
на с к о ль к о сло н ов меньше, чем обезьян (3)
сколько обезьян
сколько слонов ( -)
сколько слонов
сколько слонов и обезьян вместе ( +)
сколько бизонов
«ДЕРЕВО РАССУЖДЕНИЙ» ОТ ДАННЫХ К ВОПРОСУ
знаю знаю
?
м о г у з н аю узнать
?
могу уз н а т ь
Для формирования умения выделять простые задачи из составной, вести рассуждения от данных можно использовать следующие упражнения:
« С одной пасеки собрали 12 кг мёда, а с другой 9 кг. Весь мёд разлили в бидоне по 7 кг в каждый»
«В школьный буфет привезли 5 ящиков яблок по 10 кг в каждом, и 4 ящика апельсинов, по 8 кг в каждом»
а) В школьный буфет привезли 5 ящиков яблок и 4 ящика апельсинов. Сколько всего ящиков фруктов привезли в буфет?
б) В школьный буфет привезли 5 ящиков яблок по 10 кг в каждом.. Сколько
кг яблок привезли?
в) В школьный буфет привезли 4 ящика апельсинов по 8 кг в каждом.
Сколько кг апельсинов привезли?
г) В школьн ы й б уфет п р и в ез л и 5 я щи к ов я б л ок и 4 я щ и ка ап е льси н о в . Н а сколько больше привезли ящиков с яблоками, чем ящиков с апельсинами?
д) В каждом ящике с яблоками 10 кг, а в ящике с апельсинами 8 кг. На
сколько
больше в каждом ящике кг яблок, чем апельсинов?
Материалом для таких упражнений могут служить любые составные задачи, представленные в учебнике, если использовать только условия этих задач.
3) Использование аналогии при поиске плана решения
В основе этого способа лежит сравнение задач, при котором выявляется полное или частичное сходство отношений между данными величинами в условии ранее решённой задачи и вновь предложенной и высказывается предположение, что для решения новой задачи можно воспользоваться планом ранее решённой задачи.
1) «Два мальчика выбежали одновременно навстречу друг другу по спортивной дорожке, длина которой 100 м. Они встретились через 10 с. Первый
мальчик бежал со скоростью 4 м /с. С какой скоростью бежал второй
мальчик?
План решения задачи:
І способ.
2) «Из города к зимовке, расстояние между которыми 150 км, выехали аэросани со скоростью 60 км /ч. В это же время навстречу им из зимовки
с ко рос т ь
вышел лыжник и встретил аэросани через 2 часа. Найти лыжника»
Сходства: 1. Движение двух предметов навстречу друг другу;
ВЫВОД: Можно использовать план решения первой задачи.
4) Поиск плана решения по модели
В некоторых случаях графическая модель подсказывает план задачи.
п р е дме т а
решения
« С одного поля собрали 370 т зерна, а с другого – в два раза больше.
Сколько тонн зерна собрали с двух полей?»
Данная модель показывает, для того, чтобы узнать общее количество зерна, нужно взять 3 раза по 370 тонн.
Решение задачи: 370 * 3 = 1110 (т)
5) Поиск плана решения путём составления уравнения
«С первого участка собрали 98 кг картофеля, со второго – 104 кг. Сколько кг картофеля собрали с третьего участка, если всего собрали 270 кг картофеля?»
х кг – собрали картофеля с третьего участка
104 кг – собрали со второго участка
270 кг – собрали всего с трёх участков
Схема уравнения: I + ІІ + III = всего 98 + 104 + х = 270
202 + х = 270
х = 68
IV ЭТАП
ЗАПИСЬ РЕШЕНИЯ И ОТВЕТА
Запись решения и ответа может производиться различными способами:
Мои ученики, начиная с 3-го класса, решают каждую задачу по действиям с пояснениями или вопросами и обязательно составляют выражение. Таким образом, формирование умения записывать решение задачи с помощью выражения является более эффективным.
V ЭТАП
ПРОВЕРКА РЕШЕНИЯ
Этот этап играет большую роль в развитии самоконтроля, формировании умения рассуждать, внимательно относиться к анализу задачи, активизирует познавательную деятельность. Зачастую, учащиеся получают ответ, который не может получиться с точки зрения здравого смысла. Но, если они не научены решение проверять, но такой результат их не удивляет.
После анализа задачи и составления плана решения, мы выполняем
прикидку ответа, то есть устанавливаем границы значений искомого с точки зрения здравого смысла.
После того, как задача решена, можно составить обратные задачи или
решить задачу другими способами, если это возможно, и сравнить полученные результаты.
Мой любимый приём - «подстановка данных», в текст задачи вставляются
полученные числа и устанавливается соответствие между ними и данными числами.
Для проверки решения задач используются следующие приёмы:
В зоопарке было 2 зебры. Привезли ещё несколько зебр. Сколько зебр привезли, если их стало в зоопарке 7?»
В зоопарке было 2 зебры. Привезли ещё несколько зебр. Сколько зебр привезли, если их стало в зоопарке 7?»
7 – 2 = 5 (з.)
При проверке простой задачи этот способ совпадает со способом составления и решения обратной задачи. В 1 классе (1-4) используется данный способ, понятие «обратная задача» не вводится.
Этот способ вводится во 2 классе (1-4).
Составить обратную задачу – это значит преобразовать данную задачу так, чтобы искомое данной задачи стало данным числом, а одно из данных чисел – искомым.
Например:
« Портниха купила 10 м ткани на костюм и платье. На платье она израсходовала 2м. Сколько метров ткани пошло на костюм, если у неё осталось 3 м?»
Обратные задачи:
ткани у неё осталось, если на костюм она израсходовала 5 м ткани, а на платье 2 м?»
ткани. Сколько метров ткани купила портниха, если у неё осталось 3 м?»
Сравнение полученных результатов при решении задачи разными
способами.
Например:
«На велогонках стартовало 70 спортсменов. На первом этапе с трассы сошли 4 велосипедиста, на втором -6. Сколько спортсменов пришло к финишу?»
I способ.
II способ.
1. 4 + 6 = 10 (с) – сошли с трассы на первом и втором этапах 2. 70 – 10 = 60 (с.)
VI ЭТАП
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ
На мой взгляд, этот этап является очень важным и интересным, хотя зачастую он опускается. Именно работа над задачей на данном этапе способствует развитию творческой активности и мышления учащихся, повышает интерес к математике, к решению задач, позволяет целенаправленнее формировать компоненты общего умения решать задачи.
Приёмы работы над задачей на данном этапе:
Эти приёмы также способствуют развитию умения производить анализ задачи, устанавливать взаимосвязи между величинами, осознанно выбирать действие при решении задач.
1) Решение задачи другим способом (если это возможно), сравнение разных способов решения;
«Длина пришкольного участка прямоугольной формы 120 м, а ширина 85 м.
3 часть площади занята цветами, а остальная часть – овощами и ягодами.
Чему равна площадь участка, занятая овощами и ягодами?»
1 способ
1) 120 * 85 = 10200 (кв.м ) – S участка
2) 10200 : 3 = 3400 (кв.м ) – занято цветами 3) 10200 – 3400 = 6800 (кв.м )
2 способ
1) 120 * 85 = 10200 (кв.м) – S участка
3 способ
4 способ
5 способ
1) 120 * 85 = 10200 (кв.м) – S участка
2) 10200 : 3 = 3400 (кв.м) – S участка, занятого цветами 3) 3400 * 2 = 6800 (кв. м)
6 способ
Этот приём помогает детям переносить известную схему решения на другие задачи этого вида, учит обобщать их в группы.
Этот приём предполагает постановку дополнительных вопросов, замену известных величин неизвестными, поиск новых решений.
«Два лыжника вышли одновременно навстречу друг другу из двух пунктов,
расстояние между которыми 66 км. Скорость первого -12 км/ч, второго – 10 км/ч. Через какое время они встретятся?»
Что ещё можно узнать по имеющимся в тексте задачи и полученным данным? ( На сколько скорость первого лыжника больше скорости второго
лыжника? Сколько км прошёл до встречи первый лыжник? Сколько км прошёл
до встречи второй лыжник? На сколько км больше прошёл до встречи первый лыжник? На каком расстоянии друг от друга будут лыжники через 1 час после встречи, через 2 часа после встречи? и т. д. )
4) Изменение вопроса задачи.
Этот приём позволяет решить несколько задач по одному и тому же условию (при решении составных задач), тем самым экономя время, которое тратится на осмысление условия.
Например:
«В первый день улитка проползла 5 м, во второй на 2 м больше. Сколько метров проползла улитка во второй день?»
Измени вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия.
решения.
Сколько способов решения имеет задача? При каких условиях она не имела бы решения? Какие приёмы целесообразны для поиска решения задачи?
взаимосвязи между величинами, входящими в задачу, способствует лучшему усвоению идеи решения, формированию осознанного подхода к анализу задачи, выбору действий. Дети определяют, что одно и то же слово, один и тот же вопрос не определяют выбор действия и, что для этого нужно установить связи между величинами и на их основе выбрать, а затем выполнить действие.
Сравнение задач вырабатывает у учащихся привычку не начинать поиск решения задачи без глубокого, полного анализа задачи.
Кроме основного вида работы над задачей – её решения, можно использовать и другие виды работы, не включающие явное и полное решение задач , но способствующие формированию комплекса умений,
необходимых для плодотворного решения задач, развитию мышления, творческой активности, познавательного интереса.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ РАБОТЫ НАД ЗАДАЧЕЙ
Блиц-турнир предполагает устное решение простых и составных задач с числами и с переменными (обобщённый вариант) за определённый отрезок времени, запись только решения задачи.
данными.
« От двух пристаней, находящихся на расстоянии км, отплыли Одновременно навстречу друг другу катер и моторная лодка. Встреча произошла через часов. Катер шёл со скоростью км/ч. С какой скоростью шла моторная лодка?»
1 способ.
1)
2 )
- ∙ - расстояние, пройденное моторной лодкой
3 ) ( -
2 способ.
рассуждений»)
«Длина пришкольного участка прямоугольной формы 120 м, а ширина 85 м. 3 часть площади занята цветами, а остальная часть – овощами и ягодами. Чему равна площадь участка, занятая овощами и ягодами?»
1 способ:
4 способ:
1) 120 * 85 = 10200 (кв.м ) – ……
1) 120 : 3 = 40 (м) - …….
2) 40 * 86 = 3400 (кв.м ) - ……..
2) 10200 : 3 = 3400 (кв.м ) - …….
3) 3400 * 2 = 6800 (кв.м ) - ……..
3) 10200 – 3400 = 6800 (кв.м ) - …….
2 способ:
5 способ:
1) 120 * 85 = 10200 (кв.м ) -……
1) 120 * 85 = 10200 (кв.м ) - ……..
2) 10200 : 3 = 3400 (кв.м ) -…….
2) 120 : 3 = 40 (м) - ……….
3) 3400 * 2 = 6800 (кв.м ) - ………
3) 40 * 85 = 3400 (кв.м )- ………
4) 10200 – 3400 = 6800 (кв.м ) - ………
3 способ:
6 способ:
1) 120 : 3 = 40 (м) - ………
1) 120 : 3 = 40 (м) - ……..
2) 120 – 40 = 80 (м) - …….
2) 40 * 2 = 80 (м) - ……..
3) 85 * 80 = 6800 (кв.м ) - ……
3) 80 * 85 = 6800 (кв.м ) - ……..
« От двух пристаней, находящихся на расстоянии 510 км, отплыли
Одновременно навстречу друг другу катер и моторная лодка. Встреча произошла через 15 часов. Катер шёл со скоростью 19 км/ч. С какой скоростью шла моторная лодка?»
1способ.
2 способ.
7) Соотнесение пояснения с решением.
Усложнённый вариант – соотнесение групп пояснений с разными способами решений.
«Длина пришкольного участка прямоугольной формы 120 м, а ширина 85 м. 3 часть площади занята цветами, а остальная часть – овощами и ягодами. Чему равна площадь участка, занятая овощами и ягодами?»
1) 120 * 85 = 10200 (кв.м )
длина участка, занятого цветами площадь участка с цветами
площадь участка, занятого овощами и ягодами
2) 120 : 3 = 40 (м)
длина участка с цветами
3) 40 * 85 = 3400 (кв.м )
4) 10200 – 3400 = 6800 (кв.м )
8) Установление соответствия между содержанием задачи и её краткой записью (в виде чертежа, рисунка, таблицы и т. д.) и, наоборот, между краткой записью и содержанием.
соответствовал данной задаче?
выбора.
«В двух гнёздах скворцов 11 птенцов. Из одного гнезда уже вылетело 6 скворцов, из другого 4. Скольким скворчатам ещё предстоит вылететь?»
2) 11 + (6+4)= 21(ск.)
1) 11 – 6 – 4 = 1 (ск.)
4) 11 – (6+ 4)= 1 (ск.)
3) (11 – 6) + 4 =9 (ск.)
«Нужно покрасить 150 рам. Один маляр может это сделать за 15 дней. Другой – за 10 дней. За сколько дней выполнят эту работу оба маляра, если будут работать вместе?»
1 способ
2 способ
1. 15 + 10 = 25 (д.)
1. 150 : 15 = 10 (р.)
2. 150 : 10 = 15 (р.)
2. 150 : 25 = 6 (д.)
3. 10 + 15 = 25 (р.)
4. 150 : 25 = 6 (д.)
«Заяц за 3 прыжка преодолел расстояние в 13 м. Первый прыжок составил 3 м, второй 5 м. Сколько метров преодолел заяц в третьем прыжке?»
1. 3 + 5 = 8(м) -……..
2.
Например:
- О преде л и с м ыс л с о с та вленн ы х п о за д а ч е м а т е м а т и че с к их в ы р а же н и й, запиши пояснения
к каждому выражению.
- Выбери выражение, являющееся решением задачи.
«В вагоне поезда было 35 пассажиров. На станции вышли 7 пассажиров, а вошли 6.»
35 – 7
7 + 6
35 – ( 7+ 6)
35 + 6
7 - 6
35 – 7 + 6
Запиши выражением ответ на каждый вопрос:
«На турбазе 8 маленьких палаток и 5 больших. Маленькие палатки вмещают 4 человека, а большие – 10. Сколько человек может разместиться во всех этих палатках?»
Сколько всего человек вмещают маленькие палатки?
Сколько всего больших и маленьких палаток на турбазе? На сколько больших палаток …, чем маленьких? Сколько человек вмещает маленькая палатка? Сколько всего человек вместят большие палатки? На сколько больше человек вмещают большие палатки, чем маленькие? Сколько всего человек вместят одна большая и маленькая палатки?
Одной из главных причин, по которым школьники неверно решают ту
или иную задачу, является неспособность глубоко, осмысленно, внимательно проанализировать то, что дано в задаче(данные) и то, что нужно узнать(вопрос), и взаимосвязи между ними. Учитель при этом постоянно напоминает детям: «Внимательно читайте условие и вопрос». Но ошибки продолжают существовать. Данный приём направлен на формирование у учащихся умения более глубоко, осмысленно подходить к анализу задачи, чётко выделять известные и неизвестные величины. При составлении вопросов используются вопросы с «подвохом» (неверно сформулированные). Для того, чтобы это заметить, учащимся нужно глубоко проанализировать взаимосвязи между данными задачи. Также используются вопросы, для ответа на которые не требуется составления выражения, так как нужно узнать то, что изначально известно
Этот приём трудоёмкий, но очень полезный. При его использовании учащиеся учатся глубокому анализу числовых данных задачи, взаимосвязей между ними.
объясни их смысл ;
вопрос задачи;
Например:
«На турбазе 8 маленьких палаток и 5 больших. Маленькие палатки вмещают 4 человека, а большие – 10. Сколько человек может разместиться во всех этих палатках?»
8 – 5 – на столько больше маленьких палаток, чем больших 8 + 5 – больших и маленьких палаток
8 * 5 – не имеет смысла
8 : 5 – не имеет смысла
4 + 10 – всего человек вмещает 1 большая и 1 маленькая палатка
10 – 4 – на столько человек больше вмещает большая палатка, чем маленькая
10 * 4 – не имеет смысла
10 : 4 – не имеет смысла 8 : 4 – не имеет смысла 8 + 4 – не имеет смысла 8 – 4 – не имеет смысла
8 * 4 – всего человек в маленьких палатках 4 * 8 – не имеет смысла
10 – 5 – не имеет смысла
10 + 5 – не имеет смысл 10 : 5 – не имеет смысла
10 * 5 – всего человек в больших палатках
5 * 10 – не имеет смысла
8 – 5 + 8 – не имеет смысла
8 – 5 + 5 – не имеет смысла
(8 – 5) + (8+ 5) – не имеет смысла
(8 - 5)+ (10 – 4) – не имеет смысла
( 8 * 4)+ (10 * 5)- всего человек в палатках
- по краткой записи (рисунку, чертежу, таблице, опорным
словам);
«Дереву расс у ж д ен ий» ;
25, 3;
словами «больше на…» и т. д.
Для более эффективного обучения учащихся решать задачи, я использую в своей работе справочник «Учимся решать задачи» (20 памяток), составленный мною. Некоторые памятки представлены ниже.
СТРАНИЦЫ СПРАВОЧНИКА
ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Те м а: Р Е Ш ЕНИЕ ЗА ДА Ч НА УВЕЛИЧЕ Н ИЕ И Л И УМ Е Н Ь Ш Е Н ИЕ ЧИСЛА НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ ИЛИ В НЕСКОЛЬКО РАЗ (в
косвенной форме ) .
Первый урок по теме
Цель: научить учащихся решать задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц или в несколько раз в косвенной форме путём выполнения семантического анализа, осмысления отношений между искомым и данными, явно не отражённых в тексте задачи.
Задачи: 1) учить учащихся устанавливать взаимосвязи между условием (данными) и вопросом (искомыми) в задаче;
Раздаточный материал:
- таблица с названиями животных и величинами: длина, масса;
План урока.
несколько единиц или в несколько раз в косвенной форме.
изученного вида.
Ход урока:
В ы з о в им е ю щ и хся з н а ни й уча щ и хся,
1. Под г о т о в и т е л ь ны й э т а п .
необходимых для усвоения темы ( понятие «задача», этапы работы над зад а чей, о т н о ш ен и я « б о л ь ш е » , « м е н ь ш е », « к о р о че » , «дли н н е е »,
«тяжелее», «легче», выбор арифметического действия при решении
задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц или в несколько раз).
«тяжелее», «легче».
На доске: картинки с изображениями моржа, лемминга, кита,
белого медведя, тюленя.
Арктики и заполнить таблицу. Как вы думаете, кто из них самый тяжёлый?
(он легче моржа).
порядке убывания.
работать сегодня на уроке? (длина, масса)
работать сегодня на уроке?
1.2 Формулировка темы и цели урока. Работа над простыми задачами на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и в несколько раз в прямой форме. Вызов знаний, связанных с понятием «задача» (этапы работы над задачей, виды задач).
- Возьмите карточку «Блиц – турнир». Сформулируйте задание, которое необходимо выполнить (нужно решить задачи)
На интерактивной доске:
А
Ч
А
Д
А
З
(3 и 4 тексты – не задачи, так как в них нет вопроса).
( поставить вопрос)
( если нужно), выбрать арифметическое действие, записать решение ).
Время работы – 3 минуты.
Учащиеся предлагают свои варианты.
На интерактивной доске переворачивается карточка.
а +в
З
В
На доске:
На … больше
Так же разбирается решение второй задачи блиц-турнира.
На интерактивной доске переворачивается карточка:
А
b – a
О
Учащиеся предлагают свои варианты решения.
На доске переворачивается карточка:
Д
c ∙ d
П
есть умножить).
На интерактивной доске:
В …больше
Также разбирается решение третьей задачи. На доске переворачивается карточка:
c : d
А
О
На интерактивной доске :
в- a
а+в
с ∙d
d : c
О
Ч
П
А
В
О
На ..... больше
На ..... меньше
В ..... раз больше
В ..... раз меньше
У А Р
Ч
На доске У В О Р О П
«Задачи».
на или числа на несколько единиц на ил и ч и сла
На ..... больше
На ..... меньше
В ..... раз больше
В ..... раз меньше
На доске:
в несколько раз
- С какими задачами будем работать на уроке?
2. Ознакомление с косвенной формой задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц или в несколько раз. Создание проблемной ситуации.
Один ученик записывает краткую запись задачи на доске.
Т. – 3 м
М. – ? на 1 м 10 см б
3 м
На доске: _1 м 10 см
?
Учащиеся формулируют задачу: “Длина тюленя 3 м , это на 1 м 10 см меньше
длины моржа. Найти длину моржа».
Мнения учащихся разделяются.
Самостоятельная работа учащихся .
3.2 Составление и решение составной задачи, включающей простую задачу изученного вида.
больше массы медведя). Запишем кратко.
( надо знать массу моржа, так как масса моржа на 800 кг больше массы медведя)
Кит - ? в 150 раз б. Медведь - ? кг
Морж – 1800 кг, это на 800 кг б.
На доске краткая запись задачи:
Работа в группах. Одна из групп отвечает у доски.
( масса кита в 150 раз больше, чем у медведя. Значит, чтобы найти массу кита, нужно массу медведя увеличить в 150 раз, то есть умножить на 150).
?
масса медведя
1800 - 800
масса моржа на ... меньше
Самостоятельная работа учащихся.
4. Обобщение.
- С каким видом задач познакомились? В чём особенность данного вида задач? Какие умения необходимы для решения таких задач?
5. Домашнее задание.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Блиц – турнир.
метров больше. Какова длина моржа?
больше.
Таблица № 1
Морж
Длина
Масса
Белый медведь
Кит
Тюлень
3 м
150 кг
Таблица № 2
Морж
Длина
Масса
? на 1 м 10 см больше, чем у тюленя
Белый медведь
Кит
? в 10 раз больше,
? н а 60 с м м ень ш е, чем у моржа
Тюлень
?
?
чем у тюленя
на 500 кг больше, чем у медведя
? в 150 раз больше, чем у медведя
3 м
150 кг
в 11 раз меньше, чем у кита