СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как развить у ребёнка орфографическую зоркость?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как развить у ребёнка орфографическую зоркость?

Просмотр содержимого документа
«Как развить у ребёнка орфографическую зоркость?»

Как развить у ребёнка орфографическую зоркость?

Как развить у ребёнка орфографическую зоркость?

Как вы думаете, почему:  многие дети знают орфографические правила, но пишут с ошибками? не все дети, которые много читают, пишут грамотно? многократные упражнения не всегда дают положительный результат?

Как вы думаете, почему:

  • многие дети знают орфографические правила, но пишут с ошибками?
  • не все дети, которые много читают, пишут грамотно?
  • многократные упражнения не всегда дают положительный результат?
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ Навык – автоматизированное действие. Пути формирования навыка: через осознанное действие (алгоритм) на основе механизмов непроизвольной памяти

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ

Навык –

автоматизированное действие.

Пути формирования навыка:

  • через осознанное действие (алгоритм)
  • на основе механизмов непроизвольной памяти
СТРУКТУРА  ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ 1. Постановка орфографической задачи  (нахождение орфограмм) 2. Решение орфографической задачи  (проверка орфограмм)

СТРУКТУРА ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

1. Постановка орфографической задачи

(нахождение орфограмм)

2. Решение орфографической задачи

(проверка орфограмм)

Почему кто-то сразу видит ошибки,  а кто-то нет? Вот она – орфографическая зоркость!

Почему кто-то сразу видит ошибки, а кто-то нет?

Вот она – орфографическая зоркость!

Что такое орфографическая зоркость? !!! Орфографическая зоркость – умение «видеть» (находить) орфограммы в слове, предложении. Что такое орфограмма?

Что такое орфографическая зоркость?

!!! Орфографическая зоркость – умение «видеть» (находить) орфограммы в слове, предложении.

Что такое орфограмма?

ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАММА?   Подчеркните орфограммы в предложении: На деревьях появились жёлтые листочки.   Сколько орфограмм получилось? 17 13 10 8

ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАММА?

Подчеркните орфограммы в предложении:

На деревьях появились жёлтые листочки.

Сколько орфограмм получилось?

17

13

10

8

ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАММА?   Вариант 1 Н а д е рев ья х п оя вил и с ь ж ё лты е листо чк и . Вариант 2 На д е рев ья х п оя вил ис ь ж ё лт ые л ис то чк и. Вариант 3 Н а  д е рев ья х п оя вил ис ь ж ё лт ые л и сточк и . … . ПОЧЕМУ?

ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАММА?

Вариант 1

Н а д е рев ья х п оя вил и с ь ж ё лты е листо чк и .

Вариант 2

На д е рев ья х п оя вил ис ь ж ё лт ые л ис то чк и.

Вариант 3

Н а д е рев ья х п оя вил ис ь ж ё лт ые л и сточк и .

. ПОЧЕМУ?

ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАММА?    1 ? Место в слове, где можно сделать ошибку.   2 ? Место в слове, где нужно применить правило.   3 ?  Место в слове, которое нельзя написать по слуху.   4 ?  Место в записи слова (предложения), которое нельзя написать по слуху (есть выбор).

ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАММА?

1 ? Место в слове, где можно сделать ошибку.

2 ? Место в слове, где нужно применить правило.

3 ? Место в слове, которое нельзя написать по слуху.

4 ? Место в записи слова (предложения), которое нельзя написать по слуху (есть выбор).

!!! Место в записи слова (предложения), которое нельзя написать по слуху (есть выбор).  Орфограмма – место в буквенной записи  слова или предложения, которое однозначно  не определяется произношением и  правилами графики   (Из лингвистического справочника) ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАММА?     !!! Место в записи слова (предложения), которое нельзя написать по слуху  (есть выбор).  Орфограмма – место в буквенной записи  слова или предложения, которое однозначно  не определяется произношением и  правилами графики   (Из лингвистического справочника)

!!! Место в записи слова (предложения), которое нельзя написать по слуху (есть выбор).

Орфограмма – место в буквенной записи

слова или предложения, которое однозначно

не определяется произношением и

правилами графики

(Из лингвистического справочника)

ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАММА?

!!! Место в записи слова (предложения), которое нельзя написать по слуху

(есть выбор).

Орфограмма – место в буквенной записи

слова или предложения, которое однозначно

не определяется произношением и

правилами графики

(Из лингвистического справочника)

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ !!! Главный критерий – наличие выбора  Первые орфограммы (1 класс):  1. ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА  2.  ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН  3.  Прописная буква в именах  4.  Границы предложения: прописная буква в начале,   знак препинания в конце  5.  Пробел между словами  6.  Перенос …

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ

!!! Главный критерий – наличие выбора

Первые орфограммы (1 класс):

1. ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА

2. ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН

3. Прописная буква в именах

4. Границы предложения: прописная буква в начале,

знак препинания в конце

5. Пробел между словами

6. Перенос

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ         Ж и р, маш и на, в?ехал, бар?ер …

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ

Ж и р, маш и на, в?ехал, бар?ер …

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ !!! Главный критерий – наличие выбора  Самые многочисленные орфограммы - слабых позиций (2 класс):  1.  безударные гласные  2. «сомнительные» согласные  3. непроизносимые согласные  4. мягкий согласный перед другим мягким согласным  Причина одна – позиционное чередование звуков

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ

!!! Главный критерий – наличие выбора

Самые многочисленные орфограммы -

слабых позиций (2 класс):

1. безударные гласные

2. «сомнительные» согласные

3. непроизносимые согласные

4. мягкий согласный перед другим мягким согласным

Причина одна – позиционное чередование звуков

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ  Орфограммы слабых позиций бывают на месте следующих звуков:  1. безударных гласных, кроме [у]  2. парных согласных на конце слова  3. парных согласных перед другими  согласными, кроме сонорных и [в]   Это признаки орфограмм слабых позиций

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ

Орфограммы слабых позиций бывают на месте следующих звуков:

1. безударных гласных, кроме [у]

2. парных согласных на конце слова

3. парных согласных перед другими

согласными, кроме сонорных и [в]

Это признаки орфограмм слабых позиций

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ  Упражнения:  - подчеркни ВСЕ орфограммы в тексте;  - запиши, пропустив ВСЕ орфограммы слабых позиций  1. к_ро ́в_, п__ви́л_сь  2. зу_, су_, п__ви́л__ь  3. л__то́чк_, мо__, (нет) звё__  Письмо «с дырками» – ориентировочная основа орфографического действия

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ

Упражнения:

- подчеркни ВСЕ орфограммы в тексте;

- запиши, пропустив ВСЕ орфограммы слабых позиций

1. к_ро ́в_, п__ви́л_сь

2. зу_, су_, п__ви́л__ь

3. л__то́чк_, мо__, (нет) звё__

Письмо «с дырками» – ориентировочная основа орфографического действия

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ  Диагностика: Запиши пословицы, пропустив все известные тебе орфограммы. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. В ногах правды нет.  Возможный правильный вариант: _зялс_ з_ гу_, н_ г_в_ри, _то н_ дю_. В н_гах пра_д_ не_.

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ

Диагностика:

Запиши пословицы, пропустив все известные тебе орфограммы.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж. В ногах правды нет.

Возможный правильный вариант:

_зялс_ з_ гу_, н_ г_в_ри, _то н_ дю_. В н_гах пра_д_ не_.

ОТ ПОСТАНОВКИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ –  К ЕЕ РЕШЕНИЮ Ищем сильную позицию в той же части слова Ищем проверку в словаре или проверяем по памяти Ищем в списке орфограмм и проверяем по правилу По сильной позиции сл_ны – слон - сл о ны зу_ - зубы - зу б сл_ны – слон - сл о ны зу_ - зубы - зу б По словарю к_ров_ - к о ров а ж?лтый - ж ё лтый к_ров_ - к о ров а ж?лтый - ж ё лтый По специальному правилу в?ехал – в ъ ехал бар?ер - бар ь ер в?ехал – в ъ ехал бар?ер - бар ь ер

ОТ ПОСТАНОВКИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ – К ЕЕ РЕШЕНИЮ

  • Ищем сильную позицию в той же части слова
  • Ищем проверку в словаре или проверяем по памяти
  • Ищем в списке орфограмм и проверяем по правилу

По сильной позиции

  • сл_ны – слон - сл о ны зу_ - зубы - зу б
  • сл_ны – слон - сл о ны
  • зу_ - зубы - зу б

По словарю

  • к_ров_ - к о ров а ж?лтый - ж ё лтый
  • к_ров_ - к о ров а
  • ж?лтый - ж ё лтый

По специальному правилу

  • в?ехал – в ъ ехал бар?ер - бар ь ер
  • в?ехал – в ъ ехал
  • бар?ер - бар ь ер
Развитая орфографическая ориентировка при чтении – ещё один путь развития орфографической зоркости и залог грамотного письма

Развитая орфографическая ориентировка при чтении –

ещё один путь развития орфографической зоркости

и залог грамотного письма

ВАШИ ВОПРОСЫ?

ВАШИ ВОПРОСЫ?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!