Как развить фонематический слух у ребенка?
Речевое развитие ребенка нельзя считать полноценным, если у него нарушено произношение звуков. Правильное произношение во многом зависит от того, как ребенок способен слышать и понимать звуки. Эта способность не возникает сама собой, ее нужно развивать. Развитый фонематический слух позволяет ребенку правильно произносить звуки, четко произносить слова, ритмично говорить, овладевать словарным запасом и грамматическим строем языка, а затем успешно осваивать письмо и чтение. Так как же развить фонематический слух у ребенка? С чего начать?
Первый этап: развитие неречевого слуха. Заключается в обучении различать неречевые звуки, то есть те, которые мы слышим, но не умеем произносить.
Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки», спрашивайте: «Что шумит?». Объясняйте: «Это шумит пылесос, это звонит телефон». Привлекайте внимание малыша: «Слышишь, как шумит ветер, капает дождь?»
Помогите малышу определить источник звука. Здесь поможет игра «Что звучит?» Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками. Демонстрирует их звучание. Затем убирает игрушки за ширму, и сыграв на одной просит угадать, что звучало. У этой игры есть три уровня сложности различения звуков:
1. Барабан, колокольчик или погремушка?
2. Связка ключей, деревянные ложки или шелест бумаги?
3. Запакованные в коробочки рис, макароны или манка?
Можно так же использовать разные игры на узнавание голосов (друзей, близких), знакомых мелодий.
Второй этап: развитие речевого слуха.
Учим различать звуки, слова фразы по тембру, силе, и высоте голоса.
Игра «Близко-далеко». Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит машина (у-у-у)-далеко(тихо) или близко(громко). Какая дудочка играет: большая (низким голосом) или маленькая (высоким).
Игра «Правильно-неправильно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет, что на ней нарисовано, например: «Ракета». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку, то правильно, то неправильно, а ты слушай. Если я ошибусь- хлопни в ладоши. Ракета, ракеда, факета, ракета.
Игра Слушай и выбирай» Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
Дом, сом, ком; Мишка, мышка, миска. Взрослый называет три слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке.
Различаем слоги. Начать различать лучше с элементарных комбинаций. Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а ребенок говорит, что лишнее: па-па-па-ба. Можно усложнить игру, вводя ошибочные слоги в середину или в начало, изменяя гласные звуки: ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка.
Игра «Одинаковые или разные» Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет в слух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать одинаковые или разные слоги были произнесены.
Различаем фонемы. Ребенок учится различать звуки родного языка. Начинать надо обязательно с различения гласных звуков. Игра «Угадай». У ребенка картинки с изображением волка, птичку. Взрослый объясняет: «Волк воет: у-у-у», «птичка поет: «и-и-и». Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку. Для старших дошкольников можно использовать картинки с изображением символов звуков. Аналогично учимся различать согласные звуки. Игра «Звуки заблудились». Ребенок должен отыскать подходящее по смыслу слово: «Доски на гору везем, будем строить новый… (ком, дом)»
Третий этап: Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Учим делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, выделять гласный, согласный из слога, выделять заданный звук в начале, середине в конце слов, определять количество и последовательность звуков в слове, подбирать слова на заданный звук, заменять звук другим, чтобы получилось новое слово. Начинать надо с анализа гласных звуков, что можно делать следующим образом. Вместе с ребенком приготовьте несколько красных кружков. Произносите один, два, три гласных звука, например: «а», «ау», «иау», а ребенок раскладывает на столе такое количество кружков, которое соответствует числу произнесенных звуков.
После гласных приступают к анализу согласных звуков. При этом необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала дети учатся выделять последний согласный звук из слова. Причем легче всего им удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных (п, т, к): кот, кнут, мак.
Игра «Узнай слово»: назовите слово, опуская последний звук, например: «Тан..(к)», «пау..(к)», «вени..(к)». Ребенок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.
Игра «Назови первый звук в слове»: в начале нужно выделять согласный звук, перед согласным (крот, стук, платье), а затем перед гласным (сом, кот, пар).
Игра «Придумай слово»: предложите детям назвать слова: с «песенкой комарика» - зонт, зебра; с «песенкой жука» - жираф, желуди и т.п.
Игра «Крайние звуки»: назвать первый и последний звуки в словах: аист, ослик, угол.
Игра «Исправь ошибку»: послушай предложение найди ошибку, скажи правильно: «Хозяйка сварила зуб. На лугу паслась коса».
Игра «прошагай слово»: шагать и произносить слово по слогам. Каждый шаг – слог.
Игра «Какое слово длиннее» взрослый произносит слова, а ребенок сравнивает их и говорит, какое слово длиннее: дом или домовой, шар или шарик, стол или столовая.
Наберитесь терпения! Из множества упражнений, игр в которые вы вовлечете ребенка, какие-нибудь ему обязательно понравятся. А значит благодаря вашим совместным стараниям фонематический слух будет развиваться.