СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как с помощью интеллект-карты рассказать детям о космосе."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Как с помощью интеллект-карты рассказать детям о космосе."»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 «Дельфин» муниципального образования г. Саяногорск










Как с помощью интеллект-карты рассказать детям о космосе.




ДОКЛАД












Автор: учитель-дефектолог

Фролова Любовь Валерьевна










Саяногорск, 2019

1 слайд

2 слайд

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стал метод интеллект – карт.

3 слайд

Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps" (майнд мэпс). Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

4 слайд

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

5 слайд

Полезные свойства интеллект-карт:

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект–карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

6 слайд

Использование интеллект-карт даёт обучающимся:

* Задействовать оба полушария головного мозга.

* Повышать работоспособность.

* Осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности.

* Улучшать все виды памяти.

* Развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность.

* Обогащать словарный запас.

* А главное - повышать результативность.

А педагогу данный метод дает возможность:

* Повышать мотивации, качество знаний.

* Развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности.

* Активизировать деятельность.

* Выявлять причины затруднений.

* Корректировать знания учащихся.

7 слайд

Интеллект-карты подходит всем детям. Но есть категории детей, обучение и мышление которых карты позволяют сделать более эффективным.

1. Дети с речевыми нарушениями.

Частенько дети с тяжёлыми формами речевых проблем имеют ещё не резко выраженные интеллектуальные недостатки, как-то: снижение слухоречевой памяти, недостаточный объём внимания.

2. Дети с разными формами аутизма.

У детей – аутистов ведущее правое полушарие. Речи часто нет. Аутисты очень тревожны. Поэтому интеллект-карты, схемы сперва с картинками, а потом возможно со словами, помогают ребятам ориентироваться в окружающем, делают их среду более предсказуемой, снижая тревожность.

3. Дети с минимальной мозговой дисфункцией.

У детей с ММД неважные память и внимание. Компенсирует проблемы развитие мышления. Интеллект-карты – отличный приём для этого. Любые нарушения органического характера сложно преодолеть, но можно обойти, научившись структурировать информацию.

8 слайд

Как научить детей составлять интеллект-карту?

Сначала воспитатель предлагает детям рассмотреть готовую интеллект-карту на известную им тему. Вместе с дошкольниками обсуждает структуру интеллект-карты, просит их составить рассказ по карте. Если дети затрудняются, воспитатель помогает наводящими вопросами.

Не все дети сразу увлекутся работой с интеллект-картами, так как это требует от них концентрации внимания, умения выражать мысли, размышлять. Воспитатель должен быть готов поддержать любую инициативу дошкольников, корректно поправить. Когда они будут ориентироваться в структуре интеллект-карты, воспитатель может предложить им дополнить готовую карту ветвями второго и третьего уровней. Следующий этап работы – самостоятельное составление интеллект-карты.

9 слайд

Правила создания интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

  • Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

10 слайд

  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

  • Ветви должны быть изогнутыми (как ветви дерева), а не прямыми.

  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

11 слайд

  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. (12, 13 слайды)

Готовая карта занимает центральное место в группе, где дети каждый день отслеживают запланированную на ближайшее время деятельность.

Таким образом, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ТНР и ЗПР, даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод интеллект карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.