Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 «Дельфин» муниципального образования г. Саяногорск
Как с помощью интеллект-карты рассказать детям о космосе.
ДОКЛАД
Автор: учитель-дефектолог
Фролова Любовь Валерьевна
Саяногорск, 2019
1 слайд
2 слайд
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стал метод интеллект – карт.
3 слайд
Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps" (майнд мэпс). Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
4 слайд
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
5 слайд
Полезные свойства интеллект-карт:
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект–карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
6 слайд
Использование интеллект-карт даёт обучающимся:
* Задействовать оба полушария головного мозга.
* Повышать работоспособность.
* Осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности.
* Улучшать все виды памяти.
* Развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность.
* Обогащать словарный запас.
* А главное - повышать результативность.
А педагогу данный метод дает возможность:
* Повышать мотивации, качество знаний.
* Развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности.
* Активизировать деятельность.
* Выявлять причины затруднений.
* Корректировать знания учащихся.
7 слайд
Интеллект-карты подходит всем детям. Но есть категории детей, обучение и мышление которых карты позволяют сделать более эффективным.
1. Дети с речевыми нарушениями.
Частенько дети с тяжёлыми формами речевых проблем имеют ещё не резко выраженные интеллектуальные недостатки, как-то: снижение слухоречевой памяти, недостаточный объём внимания.
2. Дети с разными формами аутизма.
У детей – аутистов ведущее правое полушарие. Речи часто нет. Аутисты очень тревожны. Поэтому интеллект-карты, схемы сперва с картинками, а потом возможно со словами, помогают ребятам ориентироваться в окружающем, делают их среду более предсказуемой, снижая тревожность.
3. Дети с минимальной мозговой дисфункцией.
У детей с ММД неважные память и внимание. Компенсирует проблемы развитие мышления. Интеллект-карты – отличный приём для этого. Любые нарушения органического характера сложно преодолеть, но можно обойти, научившись структурировать информацию.
8 слайд
Как научить детей составлять интеллект-карту?
Сначала воспитатель предлагает детям рассмотреть готовую интеллект-карту на известную им тему. Вместе с дошкольниками обсуждает структуру интеллект-карты, просит их составить рассказ по карте. Если дети затрудняются, воспитатель помогает наводящими вопросами.
Не все дети сразу увлекутся работой с интеллект-картами, так как это требует от них концентрации внимания, умения выражать мысли, размышлять. Воспитатель должен быть готов поддержать любую инициативу дошкольников, корректно поправить. Когда они будут ориентироваться в структуре интеллект-карты, воспитатель может предложить им дополнить готовую карту ветвями второго и третьего уровней. Следующий этап работы – самостоятельное составление интеллект-карты.
9 слайд
Правила создания интеллект-карт:
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
10 слайд
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми (как ветви дерева), а не прямыми.
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
11 слайд
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. (12, 13 слайды)
Готовая карта занимает центральное место в группе, где дети каждый день отслеживают запланированную на ближайшее время деятельность.
Таким образом, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ТНР и ЗПР, даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод интеллект карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.