«Как учить учиться ребенка с ограниченными возможностями здоровья трудовому обучению»
Трудовое воспитание школьников включает их профессиональную ориентацию. Ознакомление с доступными им видами труда начинается с первого класса. Ко времени окончания школы необходимо помочь обучающимся выбрать профессию, соответствующую их возможностям и интересам.
Трудовая деятельность наиболее эффективно способствует развитию личности обучающихся. Поэтому очень важно в условиях коррекционной школы обеспечить целенаправленную организацию детского труда. Создание педагогически обоснованной системы трудового воспитания, соблюдение принципа доступности, учет интересов и способностей обучающихся к определенным видам труда, соревнований и других методов воспитания ускоряют процесс формирования у обучающихся положительных трудовых навыков.
Трудовое воспитание детей с ОВЗ и последующее их трудоустройство считаются основной задачей коррекционной школы. Это одна из сложнейших задач по нескольким причинам. Для этих детей характерны плохая моторика, неловкость, неуклюжесть движений, и эти качества нередко сочетаются с дефектами органов зрения или слуха. Плохой подчерк и невнятная речь ещё более затрудняют выбор какой-либо профессии.
На уроках трудового обучения дети учатся швейному делу, столярному делу, слесарному делу, цветоводству, картонажно-переплетному делу, ткачеству, росписи по дереву. На уроках социально-бытовой ориентировки девочки и мальчики учатся ведению домашнего хозяйства, учатся готовить разнообразные блюда.
В процессе труда ученики знакомятся со свойствами предметов и материалов, сравнивают их, устанавливают существующие между ними связи и отношения, планируют свою работу, создают в воображении изготовляемый предмет, - всё это способствует развитию их мышления. Сочетание трудового обучения с различными видами общественно-полезного и производительного труда создаёт условия для наиболее эффективной коррекции недостатков физического и умственного развития обучающихся.
Учить детей выполнять общественные поручения следует постепенно. В первое время учитель подробно инструктирует ученика и контролирует каждый шаг, а в дальнейшем он предоставляет им больше самостоятельности, только проверяет результат работы и отмечает успехи и недостатки.
Большое значение в трудовом воспитании имеют экскурсии на промышленные предприятия, учреждения, где дети убеждаются в том, что самое главное в жизни – это добросовестный труд, который приносит человеку радость, уважение товарищей и материальное благосостояние. В результате производственных экскурсий обучающиеся по-иному начинают оценивать работу в школьных мастерских и по- иному работают.
Также в трудовом обучении обучающихся коррекционных школ используются изобразительные наглядные средства - учебные плакаты, рисунки, чертежи, фотографии, экранные изображения. Применение наглядных средств помогает развить у обучающихся умение организовать собственную умственную и физическую деятельность, позволяет активизировать внимание, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала.
В результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности при настойчивом воспитательском воздействии у ребёнка вырабатываются необходимые навыки, привычки, которые в дальнейшем закрепляются.
Обучающиеся усваивают навыки ухода за жилищем, поддерживая чистоту и порядок в спальнях, столовой, интернате, школе. Трудовые навыки, полученные детьми в школе, помогут им после окончания школы-интерната найти себе занятия по душе и легче адаптироваться во взрослой жизни.
К навыкам и умениям, которые необходимо прививать детям, относится также уход за одеждой, обувью и постельными принадлежностями. Здесь очень важно заинтересовать обучающихся. Учителя трудового обучения и СБО организуют работу так, чтобы ребенок видел результат своей работы.
Труд является основным в коррекции оздоровления детей, для этого еженедельно работаем на воздухе, убирая территорию двора. Дети с ОВЗ нуждаются в коррекционной трудовой деятельности больше, чем обычные дети, и этот труд должен быть дифференцированным, поэтому одни дети выполняют более трудную работу, а другие, так как они более слабые - пассивную, кратковременную работу.
Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как умственно отсталые школьники в силу неоднородности дефекта имеют разные учебные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.
Реализация дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы.
Индивидуальный подход необходим умственно отсталым школьникам, независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению.
Большим стимулом для детей является участие в конкурсах: школьных, районных, городских, региональных, всероссийских. Если раньше это были грамоты, дипломы, свидетельства, то сейчас это еще и денежное поощрение. Например, участие в чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Обучение и воспитание детей немыслимы без трудовой подготовки. Установлено, что знания по труду не только подготавливают обучающихся в профессиональном отношении, но и при соответствующей организации являются весьма эффективным средством коррекции недостатков их психики. Труд помогает ученику конкретизировать имеющиеся у него представления и понятия об окружающем мире.
Уроки трудового обучения помогают детям с ОВЗ в подготовке к самостоятельной трудовой жизни.
Таким образом, включение детей с ОВЗ в различные виды деятельности является важным звеном реабилитационных мероприятий, направленных на формирование целостной личности для интеграции в обществе.