Как включить дошкольника-аутиста в образовательный процесс
Подготовила:
учитель-логопед,учитель-дефектолог
Тимофеева Ю.А.
Психофизические особенности детей-аутистов
Чтобы включить дошкольников с расстройством аутистического спектра в образовательный процесс ДОУ, важно знать об их психофизических особенностях.
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это общее расстройство развития, которое наступает в младенчестве или детстве. Ребенок не способен начинать и поддерживать общение с окружающими, его интересы ограничены, а поведенческие действия повторяются.
Какие общие особенности есть у детей-аутистов
Расстройства аутистического спектра – это нарушения с большим разнообразием характеристик поведения. Ребенок может проявить себя как умственно отсталым, так и высокоинтеллектуальным. Он может быть одаренным в какой-то области, но не иметь простейших бытовых и социальных навыков. В одних ситуациях оказывается неуклюжим, а в других демонстрирует удивительную ловкость.
Как ребенок-аутист ведет себя в детском саду
Характеристики влияют на поведение и обучение ребенка-аутиста. Хотя не все эти характеристики одинаковы для всех детей с расстройствами аутистического спектра. В любом случае аутисты испытывают трудности в общении и обработке внешних сигналов. Также они с трудом овладевают новыми навыками.
Особенности детей с расстройствами аутистического спектра
Область | Особенности |
Социальное взаимодействие | Мало общается с близкими людьми. Избегает зрительного контакта «глаза в глаза», смотрит сквозь человека. Не улыбается в ответ на обращение взрослого. Не замечает других детей, не пытается дружить, общаться. Не понимает нормы и правила поведения в обществе. Слабо или неадекватно проявляет эмоции (неуместно смеется или кричит). Не понимает выражение лица собеседника, его жесты. Плохо понимает эмоции окружающих. Не видит связи между событиями и людьми. Не представляет собственные и чужие ожидания. Не отзывается на имя или выглядит так, будто не слышит. Не замечает того, кто с ним говорит. Имеет специфические речевые расстройства: не использует речь для общения, но может случайно произносить отдельные слова и фразы. Говорит только о собственных интересах, не слушая других. Может обладать развитой речью, но говорить штампами. Не умеет слушать собеседника, постоянно его перебивает. Не способен донести информацию, навязывает свою собственную одну и ту же тему. Может постоянно повторять услышанные фразы и слова. Неверно использует в речи личные местоимения. Говорит педантично: плохо понимает или не понимает вообще метафоры, идиомы, шутки. Имеет ограниченный набор средств общения, при этом не может использовать их адекватно ситуации. С трудом имитирует или использует жесты, интонации, правильную мимику для общения. Не может самостоятельно завязать диалог. Затрудняется просить о помощи |
Поведение | Не любит или напрягается, когда его берут на руки, дотрагиваются, обнимают. Повторяет одни и те же движения: постукивает пальцем, потряхивает рукой, раскачивается и т. д. Чрезвычайно чувствителен к звукам или вообще на них не реагирует. Использует идиосинкразическую речь (говорит цитатами из мультфильмов или книжек). Может следовать определенным ритуалам: например, пройти вокруг здания детского сада, прежде чем войти внутрь. Чрезмерно сосредоточен на каких-либо предметах. Неукоснительно соблюдает привычный распорядок и боится его менять. Может испытывать множественные страхи – к бытовому шуму, шелесту газеты и т. п. При этом не боится реальной опасности. Может испытывать неадекватные страхи (бояться воспитателя, похода в туалет и т. п.). Сопротивляется любым изменениям, боится всего нового. Специфически относится к одушевленному и неодушевленному: с ребенком обращается, как с куклой |
Воображение и мышление | Предпочитает однообразные игры с предметами неигрового назначения (камешки, веревочки). Основной мотив манипуляций с предметами – изучать их свойства (яркие цвета кубиков, гладкая поверхность матрешки и т. п.). Использует предметы и игрушки не по назначению. Имеет небогатое воображение. В играх не использует мимику. Может заниматься одной и той же игрой. Иногда эта игра основана на сюжете видео- или телефильмов. Строго следует правилам, не понимает исключений. Не использует в играх фантазиию Быстро заучивает на память, но не понимает заученного. Не может смотреть на вещи с точки зрения других людей. Не способен предугадать будущие события или использовать прошлый опыт |
Познавательная деятельность | Не проявляет любознательности, изучая окружающий мир. Не понимает, когда какие предметы и материалы нужно использовать. Медленно усваивает информацию. Не может уделять внимание сразу нескольким вещам. Концентрирует зрительное внимание на фрагментах, а не на предмете в целом. Отвлекается на звуковые и зрительные раздражители. Заостряет внимание на мелочах и игнорирует главное. Не способен подражать окружающим. Не может самостоятельно освоить новые движения. С трудом формирует образы объектов. Плохо усваивает новые слова, словосочетания. С трудом понимает глаголы и местоимения. Понимает речь дословно. Не может мыслить абстрактно, обобщать знания. Плохо переносит навыки на аналогичный материал, другую обстановку. Не всегда способен самостоятельно выполнять конкретные виды деятельности. Не имеет организационных навыков, не умеет планировать или выбирать. В одной области проявляет себя отсталым, а в другой – одаренным. Может вести себя имульсивно, противоречиво. Не умеет ждать или использовать свободное время; Руководствуется только усвоенными правилами, сигналами. Сопротивляется изменениям в образовательной среде |
Прочие специфические области | В развитии двигательной сферы у ребенка есть нарушения мышечного тонуса (гипо-, гипертонус); особенности развития двигательных навыков: неуклюжесть, угловатость одних движений и ловкость, плавность других, непроизвольных, движений. Преобладает непоследовательное психомоторное развитие. Ребенок может быть как гиповозбудимым, так и гипервозбудимым. Возможно снижение, повышение и извращение разных видов чувствительности (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, болевой). Ребенка могут тревожить звуки, цвета, запахи, легкие прикосновения. Возможны нарушения зрительной когнитивной функции (ребенок с трудом воспринимает происходящее глазами). Ребенку трудно управлять взором, плавно отслеживать происходящее, концентрировать зрительное внимание. Ребенок с трудом координирует себя в системе «глаз – рука». Есть проблемы с анализом зрительной информации (формы, цвет, объем предметов и т. п.). У ребенка не развития представления о пространстве. Ребенок запаздывает в развитии навыков самообслуживания: одеться, принять пищу, выглядеть опрятно. Есть проблемы со сном: у ребенка собственный режим, который трудно изменить. Есть трудности приема пищи: ребенок чувствителен к определенной еде, не пробует новые блюда. Возможен извращенный аппетит (например, когда ребенок поедает несъедобное).; У ребенка могут быть и другие расстройства, которые проявляются в раннем возрасте (до 2,5 – 3 лет). Возможен регресс психических функций, если не корректировать ребенка вообще или начать это делать с опозданием |
Чем оснастить группу детского сада для работы с детьми - аутистами
Приобретите:
- оснащение для комнаты отдыха: мягкую мебель, ковровое покрытие, аудиооборудование (с набором дисков с записями музыки и звуков природы);
- ширмы;
- мягкие маты и модули;
- наборы игр для театральных представлений;
- стенды с правилами поведения в группе, таблицы с распорядком дня и сменой видов деятельности,
- учебные схемы, диаграммы.
Как организовать работу с детьми-аутистами
Что поможет включить дошкольников-аутистов в обучение
Чтобы включить детей-аутистов в образовательный процесс, необходимо:
– прикладывать усилия по адаптации ребенка в условиях детского сада;
– взаимодействовать со специалистами и воспитателями ДОО с учетом рекомендаций врачей;
– разработать программу коррекции, адаптировать образовательную программу;
– сочетать лечебную, образовательную и коррекционную работу с учетом возможностей и особенностей ребенка;
– включить родителей в процесс реабилитации ребенка;
– создать и поддерживать благоприятный психологический климат в ДОО.
Как включить дошкольника-аутиста в образовательный процесс
Выполните три обязательных условия.
Проведите комплексную диагностику ребенка
Пусть воспитатель понаблюдает за ребенком и отметит особенности поведения, общения, восприятия информации. Важно оценить навыки познавательной деятельности, самоконтроля, самообслуживания и уровень адаптации ребенка в детском саду.
Привлеките учителя-дефектолога: пусть побеседует с родителями, проведет первичную диагностику развития психофизических процессов у ребенка. Также дефектологу нужно изучить и проанализировать анамнез дошкольника, его способности, особенности познавательного развития, психофизические отклонения. Это поможет эффективно организовать коррекционно-развивающую работу с ребенком.
Понадобится и помощь педагога-психолога. Он оценит навыки общения ребенка, его психологические особенности, степень дезадаптации в детском саду.
Учителя-логопеда попросите собрать данные о ходе психофизического развития дошкольника (изучить медицинскую карту, побеседовать с родителями). Далее он проведет подробное обследование и оценит речевые и неречевые процессы (состояние общей и речевой моторики, связной речи, грамматического строя, словарный запас, фонетику, восприятие). Логопед ознакомит родителей с результатами обследования, даст рекомендации по развитию речи ребенка.
Результаты обследования и наблюдений обсудите на консилиуме, куда пригласите родителей ребенка.
Разработайте адаптированную образовательную программу.
Проводите коррекционно-развивающую работу.
Организуйте психолого-педагогическое сопровождение ребенка-аутиста. Необходима тесная взаимосвязь и слаженная работа всех воспитателей и специалистов ДОУ, которые взаимодействуют с дошкольником (учителя-дефектолога, педагогов, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, педагога по ИЗО, учителя-логопеда, музыкального руководителя
Индивидуальные коррекционные занятия с детьми-аутистами должны проводить те специалисты, которых рекомендовала ПМПК. Это могут быть дефектолог, логопед, психолог. Они вместе с воспитателем выявляют причины затруднений у каждого конкретного ребенка, подбирают комплекс коррекционных мер, которые помогут ребенку адаптироваться в условиях ДОУ.
Направления коррекционно-развивающей работы
Тип занятий | Задачи |
Коррекционно-развивающие | Удовлетворить особые образовательные потребности детей с аутизмом: - развить адекватное поведение и социально-бытовые навыки; - преодолеть трудности общения с окружающими; - научить вербальной и невербальной коммуникациям; - осмыслить, упорядочить и разнообразить жизненный опыт ребенка; - упорядочить знания и умения ребенка, исключить их механическое заучивание; - развить внимание к эмоциям близких взрослых и детей, научить чувствам, обдумывать свои и чужие планы; - совершенствовать избирательные способности детей. |
С психологом (индивидуальные или подгрупповые) | Сформировать навыки общения, поведения, самоконтроля и т. п. |
С дефектологом (индивидуальные или подгрупповые) | Сформировать у ребенка познавательные навыки |
С логопедом (индивидуальные или подгрупповые) | Развить коммуникативные функции речи, скорректировать специфические речевые нарушения |
Чем поможет дефектолог в работе с ребенком-аутистом
Аутизм – это нарушение, при котором ребенок может пребывать в разных состояниях. Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в работе с такими детьми, тоже разнообразны. Например, ребенок может требовать стабильности и предсказуемости во всем. Может своеобразно относиться к собственным ошибкам, воспринимать информацию не как все (запоминать ее бездумно и механически). Эти проблемы корректирует учитель-дефектолог. Какие у него есть задачи:
Задача 1. Организовать пространство.Первым делом для ребенка-аутиста нужно организовать адекватную среду. Все пространство необходимо зонировать с учетом разных видов деятельности: для обучения, игр и отдыха. Дети-аутисты во всем требуют постоянства. Четкие зоны в группе избавят их от страхов, помогут в обучении и воспитании.
Задача 2. Организовать время. Для детей с аутизмом важно четко разметить время: когда и чем ребенок занимается, как долго, в какой последовательности и т. д. Так дошкольнику будет легче пережить то, что было в прошлом и дождаться того, что будет в будущем. Можно составить для ребенка индивидуальное расписание, инструкцию, календарь. На разметку времени важно ориентироваться и воспитателю в работе с ребенком.
Задача 3. Структурировать все виды деятельности. Ребенку нужно овладеть навыками, которые без труда осваивают обычные дети (социальные и образовательные навыки, алгоритмы действий и др.). Важно сформировать навыки продуктивной деятельности, помочь ребенку в общении с детьми и взрослыми.
Задача 4. Преодолеть неравномерность в развитии. В этой работе дефектолог:
- четко задает ребенку алгоритмы деятельности;
- использует как можно больше наглядных материалов;
- определяет объем и сложность информации с учетом возможностей ребенка;
- задает темп и ритм подачи материала, который ребенок будет эффективно воспринимать;
- использует адаптированные тексты.
Задача 5. Организовать речь ребенка.Эту работу дефектолог проводит параллельно с логопедом или индивидуально. Особое внимание уделяет расширению словарного запаса дошкольника и развитию понятийной стороны речи. Дефектологунужно:
- подробно объяснять детям смысл заданий, проговаривать ожидаемые результаты;
- обсуждать все события дня, важные моменты жизни.
Дефектолог оказывает помощь ребенку с аутизмом до тех пор, пока дошкольник в ней нуждается. Положительным результатом работы можно считать момент, когда ребенку все меньше нужна развернутая помощь. С ростом самостоятельности поддерживайте ребенка все меньше. Результат всегда индивидуален и в каждом конкретном случае зависит от потенциальных возможностей ребенка.
Как работает с детьми-аутистами психолог
Психолог помогает ребенку сформировать отношения с детьми и взрослыми. Помогает почувствовать границы взаимодействия, то есть соблюдать определенную дистанцию при общении.
Выделяют четыре основные задачи педагога-психолога:
- сформировать границы общения ребенка и окружающих;
- развить ребенка в социальном, эмоциональном и личностном плане;
- научить ребенка контролировать себя;
- взаимодействовать с семьей и следит, как семья сотрудничает с другими специалистами ДОУ.
Что делает учитель-логопед в работе с ребенком-аутистом
Задачи логопеда разнообразны. С одной стороны, ребенок-аутист может неверно произносить слова и звуки, иметь другие нарушения речи. С другой стороны, речь такого ребенка специфична. Это касается всех ее сторон – от темпово-мелодической стороны – до трудностей понимания письменной речи. Логопед работает над просодической стороной речи (сила голоса, темп, ритм, интонация и др.) ребенка.
Кроме того, логопед развивает устную речь, которую ребенок использует в общении с окружающими. Формирует коммуникативную сторону речи: учит дошкольника завязывать и вести диалог, отвечать на вопросы по существу. Над коммуникативной стороной речи работает не только логопед, но и другие специалисты ДОУ. Но именно логопед задает коммуникативные стереотипы, которые ребенок с помощью психолога и воспитателя сможет переносить в реальное общение.
Коррекция звуков, которые воспроизводит ребенок-аутист, не входит в задачи первой необходимости. Часто эта работа логопеда вызывает негативные реакции у ребенка, особенно если требует тактильного взаимодействия.
Чем ребенку-аутисту помогает тьютор
Тьютор учит ребенка ориентироваться в пространстве детского сада, действовать последовательно. Если нужно, повторяет ребенку инструкции педагога. Тьютор становится своеобразным проводником и переводчиком для ребенка, помогает в организации поведения. В тоже время, он владеет приемами, которые позволяют структурировать деятельность ребенка и сформировать поведенческие стереотипы.
Что еще делают специалисты ДОУ
Все специалисты детского сада консультируют родителей по вопросам воспитания и развития детей-аутистов. Тематика консультаций имеет широкий спектр и зависит от тяжести дефекта, индивидуальных особенностей личности, социально-бытовых условий жизни ребенка.