Календарно-тематическое планирование
по факультативному курсу
« ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ»
34 часа,8 класс.
Автор:Давыдова Н. В.,учитель истории
обществознания
2017-2018 гг.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.:
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
5. Содержание учебного предмета: история. Введение в историю. Историческая память народа. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия.
Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. О чём говорят пословицы, песни, сказания. (Архивы и библиотеки. Музеи.) Деятельность археологов, этнография.
Происхождение географических названий.
Историческая карта.
Варианты и способы измерения времени в разные исторические эпохи. Летосчисление в истории. Тысячелетие, столетие, год. Историческое развитие. Деление истории на периоды.
Человек в истории. Родословная моей семьи. Генеалогическое древо рода.
Символика республики Хакасии и города Сорска. Гербы. Флаги. Национальные цвета.
Курсы «Всеобщая история» и «История России».
Модуль: «Периодизация истории человечества на примере истории Хакасии»
Пространственно-географический модуль. Хакасия на карте России.
Административные районы, города. Символы Хакасии. Столица – Абакан.
Путешественники, изучающие Хакасию – Г. Мессершмидт, Миллер, Н. Мартьянов.
Исторический модуль. Исторические источники и методы изучения древности и Барсучий лог. Боярская писаница. Казановка. Периодизация истории: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый и железный века.
Этнографический модуль. Поселения и жилище. Хакасская юрта. Национальная одежда. Украшения. Традиции кухни. Календарные праздники, религия. Хакасские игры.
8. Планируемые результаты изучения курса учащимися в 8 -м классе:
Умение объяснять:
- положение РХ и города Абакана на карте России
- значение геральдических символов республики;
- численность населения республики, города;
- народы, проживающие в республике Хакасия;
- памятники истории и культуры;
- основные периоды истории Хакасии и их особенности;
- значение деятельности Д. Г. Мессершмидта, Н. М. Мартьянова, Я. И. Сунчугашева;
- соотносить территорию республики с территорией России;
- характеризовать основные периоды древней истории народов, населявших Хакасию;
- объяснять топонимику историко-географических объектов.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА « ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ».
№ п/п | Дата | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Примечание |
1. | | Введение. Что изучает история родного края | Фронтальная беседа с учащимися | |
2. | | Мой родной город. | Лекция в краеведческом музее города Сорска | |
3. | | Мой родной город. | Экскурсия по родному городу, в т. ч. в ГОК. | |
4. | | Мой край на карте Родины.. | Знакомство с картой республики. | |
5. | | Мой край на карте Родины. | Выполнение практических заданий. | |
6. | | Моя малая Родина | Знакомство с историей возникновения родного края, города. Предполагается творческая работа «Загадочный мир названий». | |
7. | | Моя малая Родина | Просмотр фильма о главных исторических памятниках республики Хакасия. | |
8. | | Страницы прошлого | Фронтальная беседа по вопросам: «Кто мы? Откуда мы? Как хакасский народ вошел в состав Р.Ф.?» | |
9. | | Главные исторические памятники Хакасии. Салбыкский курган.Казановка.Менгиры. | Работа с письменными источниками. | |
10. | | Периодизация истории народов, населявших Хакасию в древности | Характеристика периодов на основании объяснения учителя | |
11.. | | Палеолит на территории | Составление таблицы об особенностях палеолита | |
12. | | Мезолит. Неолит | Продолжаем заполнение таблицы. | |
13. | | Медно- каменный век. Бронзовый век | Продолжаем заполнение таблицы. | |
14. | | Контрольная работа по теме «Периодизация истории народов Хакасии». | Работа с таблицей различия исторических эпох | |
15. | | Археология-занятнейшая наука. | Формирование понятия «исторические источники». | |
16. | | Символика республики Хакасия и города Сорска. | Знакомство с гербами, флагами республики и города. Творческая работа по изготовлению символов города или республики. | |
17. | | История моего города | Работа с источниками | |
18. | | Наш край в годы Великой Отечественной войны | Беседа о жизни героев войны, живущих и живших на территории нашего края. Встреча с ветераном. | |
19. | | Наш край в годы Великой Отечественной войны | Экскурсия к памятным местам боевой Славы. | |
20. | | Путешественники, изучающие Хакасию. Д . Г. Мессершмидт, Н. М. Мартьянов | Работа с дополнительными источниками деятельности Д. Г. Мессершмидта, Н. М. Мартьянова, Я. И.Сунчугашева. | |
21. | | Наука о народах - наука о прошлом. | Работа с историческими документами | |
22. | | Этнографический МОДУЛЬ. | Рисунок юрты | |
23. | | Поселения и жилище хакасов. | Составление рассказа об юрте хакасов. | |
24. | | Традиции и обычаи хакасского народа. Религия, семья, родственные отношения, обряды, поверья, праздники. Прикладное искусство. Ремесла. | Видеоурок. | |
25. | | Устное народное творчество хакасского народа. Сказки, песни, танцы. | Урок с применением видеоматериалов и фонохрестоматии. | |
26. | | Знать своих предков – знать историю. | Работа по составлению родословного древа своей семьи. Анализ своего имени, отчества и фамилии. | |
27. | | Национальная одежда и украшения народов Хакасии | Работа по иллюстрированию костюмов по теме : «Национальные традиции в одежде хакасов». | |
28. | | Традиции кухни. Национальная пища и напитки хакасов. | Работа с текстом по теме: « Традиции национальной кухни». Знакомство с особенностями приготовления традиционных блюд. Участие школьников в чайной церемонии, олицетворяющей хакасское гостеприимство. | |
29. | | Календарные праздники в Хакасии | Составление рассказа по теме: «Особенности национальных праздников». | |
30 | | Хакасские народные игры | Урок-игра. | |
31.. | | Легенды и мифы Хакасов | Работа с источниками. Участие школьников в постановке сценок по легендам и мифам хакасского народа. | |
32. | | Наш край богат талантами. | Знакомство учащихся с литературным, музыкальным, художественным творчеством края. Рассказ учителя о земляках, прославивших родной край. | |
33. | | Дом, в котором я живу или хотел бы жить. | Рисунок своего настоящего или желаемого дома. | |
34. | | Моя школа. | Презентация учащихся о своей школе. Рассказ об истории ее возникновения, праздниках, традициях. Впечатления школьников о факультативном курсе « История и культура родного края». | |