11. | Свойство воды растворять некоторые твёрдые вещества (соль, сахар и др.). | 1 | 08.10 | Работа с текстом учебника: с.39-41. Презентация «Свойства воды». Выборочное чтение. Словарная работа. Демонстрация опыта: растворение соли, сахара в воде. | Растворимые и нерастворимые вещества в воде. Техника безопасности при проведении опытов. | Характеризовать чистую и мутную воду. Перечислять растворимые и нерастворимые вещества в воде. | Упрощённые вопросы по теме урока, работа по индивидуальным карточкам-заданиям. Бережно относиться к водоёмам родного края. | Источники загрязнения водоёмов Ростовской области. |
12. | Растворимые и нерастворимые вещества. | 1 | 09.10 | Работа с текстом учебника: с.42-43. | | | | |
13. | Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. | 1 | 15.10 | Работа с текстом учебника: с. 45-46. Демонстрация опыта: очистка мутной воды. | Способы очистки воды. Фильтр. | Фильтровать воду. | Выборочное чтение, описание рисунков, опытов. Работа по индивидуальным карточкам-заданиям. | Очистные сооружения в г. Новочеркасске. |
14. | Растворы в воде: минеральная и морская вода. | 1 | 16.10 | Работа с текстом учебника: с.47-49. Демонстрация опыта: выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. | Что такое минеральная вода. Отличие пресной от морской воды. Почему нельзя пить морскую воду. | | Индивидуальные задания. | Моря нашего региона. |
15. | Практическая работа. Измерение температуры питьевой воды, горячей и тёплой воды. Используемой для мытья посуды и других целей. | 1 | 22.10 | Работа с текстом учебника: с.28-30. Измерение температуры питьевой воды. | Правила пользования термометром. | Измерять температуру воды. | Индивидуальные задания. | |
16. | Учёт и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | 1 | 23.10 | Работа с текстом учебника: с.50-52. Заполнение таблицы «Использование воды в быту и в хозяйстве человека». | Сферы использования воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | Бережно пользоваться водой в быту. | Индивидуальная работа по карточкам. | |
17. | Бережное отношение к воде. Охрана воды. | 1 | 05.11 | Работа с текстом учебника: с.53-55. Просмотр и обсуждение презентации: «Охрана воды». | Что такое водозабор. Мероприятия по охране воды. | Бережно относиться к воде. | Индивидуальная работа по карточкам. | Водоёмы родного края. Охрана водоёмов Ростовской области. |
18. | Повторительно- обобщающий урок по теме: «Вода». | 1 | 06.11 | Работа с текстом учебника: с.56-57. Тестовая работа по теме «Вода». | Проверка приобретенных ЗУН. | | Тестовая работа по теме «Вода». | |
19. | Воздух. Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. | 11 1 | 12.11 | Работа с текстом учебника: с.59-61. Демонстрация опыта: обнаружение воздуха в пористых телах (сухарь, сахар, уголь, почва). Объём воздуха в какой-либо ёмкости. | К каким телам природы относится воздух. Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Правила проведения опытов. Кислород взрывоопасен. ТБ. | Описывать свойства воздуха. Демонстрировать и проводить опыты, описывать их. Соблюдать ТБ с бытовым газом. | Словарная работа. Развитие описательной устной речи. Упрощённые вопросы по теме урока, работа по индивидуальным заданиям. | Служба Гор. газа в нашем городе. Телефон – 04 Аварийная служба. |
20. | Использование упругости воздуха. | 1 | 13.11 | Работа с текстом учебника: с.62-64. Беседа. Словарная работа. Демонстрация опыта: упругость воздуха. | Что такое упругость воздуха и её использование. | Демонстрировать и проводить простейшие опыты, описывать их. | Упрощённые вопросы по теме урока, работа по индивидуальным заданиям. | |
21. | Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства в быту. | 1 | 19.11 | Работа с текстом учебника: с.65-67. Беседа. Словарная работа. Демонстрация опыта: воздух- плохой проводник. | Что такое теплопроводность воздуха. Воздух плохо проводит тепло. | Объяснять, как люди используют плохую теплопроводность воздуха. | Развитие описательной устной речи. | |
22. | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | 1 | 20.11 | Работа с текстом учебника: с.68-69. Беседа. Словарная работа. Демонстрация опыта. | Что происходит с воздухом при нагревании (при нагревании воздух расширяется). | Демонстрировать и проводить простейшие опыты, описывать их. | Упрощённые вопросы по теме урока, работа по индивидуальным заданиям. | |
23. | Движение воздуха. Тёплый воздух легче холодного: тёплый воздух поднимается вверх, а тяжёлый холодный опускается вниз. | 1 | 26.11 | Работа с текстом учебника: с.70-73. Демонстрация опыта: движение воздуха из тёплой комнаты в холодную и холодного в тёплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи. | Как перемещается тёплый и холодный воздух. Что такое циркуляция воздуха. Как в природе образуется ветер. Как люди используют ветер. | Демонстрировать и проводить простейшие опыты, описывать их. | Индивидуальная работа по карточкам. | |
24. | Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород и его свойство поддерживать горение. | 1 | 27.11 | Работа с текстом учебника: с.74-75. Беседа. Словарная работа. | Воздух – смесь газов. Какие газы и примеси входят в состав воздуха. | Описывать свойства воздуха. | Упрощённые вопросы по теме урока, работа по индивидуальным заданиям. | |
25. | Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. | 1 | 03.12 | Работа с текстом учебника: с.76-77. Беседа. Словарная работа. | Кислород – бесцветный прозрачный газ. Кислород хорошо поддерживает горение. Значение кислорода в жизни людей, животных, растений. | Описывать свойства кислорода. | Развитие описательной устной речи. | |
26. | Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. | 1 | 04.12 | Работа с текстом учебника: с.81-83. Беседа. Словарная работа. | Свойства углекислого газа. | Описывать свойства углекислого газа. | Развитие описательной устной речи. | |
27. | Чистый и загрязнённый воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). | 1 | 10.12 | Работа с текстом учебника: с.84-86. Беседа. Словарная работа. | Что называют чистым воздухом. Состав чистого и загрязнённого воздуха. | Описывать свойства загрязнённого воздуха. | Развитие описательной устной речи. | Загрязнённость воздуха Промышленного района города Новочеркасска. |
28. | Значение воздуха и борьба за его чистоту. | 1 | 11.12 | Работа с текстом учебника: с.87-88. Словарная работа. Просмотр и обсуждение презентации: «Значение воздуха и борьба за его чистоту». | Значение воздуха в природе. Явления, загрязняющие окружающий нас воздух. Как зелёные растения очищают воздух. Правила охраны воздуха. | Перечислять устройства, защищающие воздух от загрязнений. | Работа с текстом учебника. Словарная работа. | |
29. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Воздух». | 1 | 17.12 | Работа с текстом учебника: с.89-91. Проверка приобретенных ЗУН. | | | Тестовая работа по теме «Воздух». | |
30. | Полезные ископаемые. Полезные ископаемые и их значение. | 18 1 | 18.12 | Беседа. Словарная работа. Работа с текстом учебника: с.93-97. | Что такое полезные ископаемые. Что такое месторождение. Разнообразие полезных ископаемых. | Описывать отличительные признаки полезных ископаемых по внешнему виду, свойства и применение полезных ископаемых. | Развитие описательной устной речи. | Полезные ископаемые нашего родного края. |
31. | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит. | 1 | 24.12 | Работа с текстом учебника: с.98-99. Просмотр и обсуждение презентации «Полезные ископаемые в строительстве», гранит, мрамор (образец) | Названия полезных ископаемых, используемых в строительстве. Их отличительные признаки. | Различать и описывать отличительные признаки полезных ископаемых по внешнему виду. | Заполнение таблицы «Полезные ископаемые в строительстве и их значение». | |
32. | Известняк, его виды, использование человеком. | 1 | 25.12 | Работа с текстом учебника: с.99-101. | Названия полезных ископаемых, используемых в строительстве. Их отличительные признаки. | Различать и описывать отличительные признаки известняка по внешнему виду. | Заполнение таблицы «Полезные ископаемые в строительстве и их значение». | |
33. | Песок и глина. Свойства, использование человеком. | 1 | 14.01 | Работа с текстом учебника: с.101-102. | Названия полезных ископаемых, используемых в строительстве. Их отличительные признаки. | Различать и описывать отличительные признаки песка и глины по внешнему виду | Заполнение таблицы «Полезные ископаемые в строительстве и их значение». | |
34. | Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. | 1 | 15.01 | Работа с текстом учебника: с.105-107. Демонстрация опыта: определение влагоёмкости торфа. Просмотр и обсуждение видеофильма: «Галилео. Торф». | Названия горючих полезных ископаемых, Их свойства и отличительные признаки. Опасность горючих полезных ископаемых. Что такое торф, из чего он образуется. Использование. Способ добычи. | Различать и описывать отличительные признаки торфа по внешнему виду. | Заполнение таблицы: «Горючие полезные ископаемые». | |
35. | Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. | 1 | 21.01 | Работа с текстом учебника: с.108-109. Демонстрация опыта: определение хрупкости каменного угля. | Что такое каменный уголь, из чего он образуется. Использование. Способ добычи. | Различать и описывать отличительные признаки каменного угля по внешнему виду. | Заполнение таблицы: «Горючие полезные ископаемые». | |
36. | Добыча и использование каменного угля. | 1 | 22.01 | Работа с текстом учебника: с.109-111. Просмотр и обсуждение видеофильма: «Уголь. Современная добыча угля!». Наблюдение за сгоранием каменного угля (в топках, печах, плитах). | Что такое каменный уголь, из чего он образуется. Использование. Способ добычи. | Различать и описывать отличительные признаки каменного угля по внешнему виду. | Заполнение таблицы: «Горючие полезные ископаемые». | |
37. | Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет, запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. | 1 | 28.01 | Работа с текстом учебника: с.112-114. Просмотр и обсуждение видеофильмов: «Галилео. Нефть 🛢 Oil» и «Галилео. Нефтедобыча» | Чем нефть отличается от каменного угля. Как добывают нефть. Какими способами транспортируют. | Перечислять основные вещества, получаемые из нефти. На карте «Полезные ископаемые России» находить месторождения нефти по условным обозначениям. | Заполнение таблицы: «Горючие полезные ископаемые». | Какие месторождения нефти наиболее близки к месту проживания. |
38. | Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. | 1 | 29.01 | Работа с текстом учебника: с.115-117. Беседа. Словарная работа. Просмотр и обсуждение видеофильма: «Как добывают газ - программа "Галилео"» | В каких местах обычно добывают газ. Основные свойства газа. Меры предосторожности с бытовым газом. | На карте «Полезные ископаемые России» находить месторождения природного газа по условным обозначениям. | Заполнение таблицы: «Горючие полезные ископаемые». | Какие месторождения природного газа наиболее близки к месту проживания. |
39. | Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. | 1 | 04.02 | Работа с текстом учебника: с.118-121. Демонстрация опыта: определение растворимости калийной соли. Просмотр и обсуждение видеофильма «Производство минеральных удобрений». | Что называют минеральными удобрениями. Названия полезных ископаемых. Используемых для получения минеральных удобрений. Меры безопасности при работе с удобрениями. | Объяснять необходимость использования минеральных удобрений. Рассказать, как добывают калийную соль. | Заполнение таблицы: «Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений». | Какие минеральные удобрения применяют на полях в нашей местности. |
40. | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная руда. Внешний вид и свойства. | 1 | 05.02 | Работа с текстом учебника: с.123-124. Просмотр и обсуждение видеофильма: «Т10. Добыча и транспортировка железной руды (Из чего это сделано)». | Что такое металл. Из чего изготовляют металлические предметы. Что такое руды. | Различать и описывать отличительные признаки железной руды. | Заполнение таблицы: «Полезные ископаемые, которые используются для получения металлов». | Какие полезные ископаемые, используемые для получения металлов есть в нашей местности. |
41. | Медная и алюминиевая руды. Внешний вид и свойства. | 1 | 11.02 | Работа с текстом учебника: с.124-125. Просмотр и обсуждение видеофильмов: «Как это делается: добыча меди.» и «Алюминий. Добыча и переработка». | Какие особенности у медной и алюминиевой руд. Как добывают медную и алюминиевую руды. | Различать и описывать отличительные признаки медной и алюминиевой руд. | Заполнение таблицы: «Полезные ископаемые, которые используются для получения металлов». | |
42. | Получение чёрных металлов из металлических руд. Чугун. | 1 | 12.02 | Работа с текстом учебника: с.126-127. Беседа. Словарная работа. | Какие металлы называют чёрными. В чём выплавляют железо из железной руды. Как получают чугун. Ржавчина. | Объяснять, как предохранить от ржавчины изделия из чугуна. | Заполнение таблицы: «Полезные ископаемые, которые используются для получения металлов». | |
43. | Сталь. Внешний вид, свойства. | 1 | 18.02 | Работа с текстом учебника: с.127-129. Просмотр и обсуждение видеофильма: «Получение и применение чугуна и стали. Учебный фильм» | В чём отличие стали от чугуна. Как варят сталь. Упругость стали. | Объяснять, как предохранить от ржавчины изделия из стали. | Развитие описательной устной речи. Упрощённые вопросы по теме урока. | |
44. | Получение цветных металлов из металлических руд. Алюминий. | 1 | 19.02 | Работа с текстом учебника: с.130-131. Просмотр и обсуждение видеофильма: «Галилео. Алюминий (ч.1)». | Какие металлы называют цветными. Отличительные признаки цветных металлов (алюминия). Как используются изделия из цветных металлов. | Распознавать цветные металлы. | Развитие описательной устной речи. Упрощённые вопросы по теме урока. | |
45. | Медь и олово. Внешний вид, свойства. | 1 | 25.02 | Работа с текстом учебника: с.131-133. Просмотр и обсуждение видеофильмов: «Галилео. Медь» и «Наше достояние. Об единственном в Казахстане месторождении олова». | Отличительные признаки цветных металлов (меди и олова). Как используются изделия из цветных металлов. | Распознавать цветные металлы | Развитие описательной устной речи. Упрощённые вопросы по теме урока. | |
46. | Практическая работа. Распознавание чёрных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов. | 1 | 26.02 | Работа с текстом учебника: с.134. | Отличительные признаки чёрных и цветных металлов. | Распознавать чёрные и цветные металлы | Развитие описательной устной речи. Упрощённые вопросы по теме урока. | |
47. | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | 04.03 | Правила поведения на экскурсии в общественных местах. | | | | |
48. | Почва. Почва - верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. | 21 1 | 05.03 | Работа с текстом учебника: с.139-141. Просмотр и обсуждение видеофильма: «Почва». | Какой слой земли называется почвой. Как образуется почва. Что такое плодородие. Что такое чернозём. | Различать слои почвы. | Развитие описательной устной речи. | Почвенные ресурсы Ростовской области. |
49. | Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. | 1 | 11.03 | Работа с текстом учебника: с.144-146. Демонстрация воздуха: выделение воздуха и воды из почвы. | Почему плодородная почва тёмного цвета. Какая часть почвы главная. Как черви влияют на улучшение качества почвы. | Различать слои почвы. | Развитие описательной устной речи. | |
50. | Минеральная и органическая части почвы. Перегной- органическая часть почвы. | 1 | 12.03 | Работа с текстом учебника: с.145. Просмотр и обсуждение видеофильма: «Почва» (Школфильм, 1989 г.) | Чем органическая часть отличается от органической. Почему неорганическую часть почвы называют минеральной. | Объяснять почему перегной называют органической частью почвы. Пояснять в чём значение наличия в почве минеральных веществ и перегноя. | Развитие описательной устной речи. | |
51. | Глина и песок - минеральная часть почвы. Минеральные вещества -минеральная часть почвы. | 1 | 18.03 | Работа с текстом учебника: с.147-148. Демонстрация опыта: обнаружение в почве песка и глины, выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки. | Свойства глины и песка. Как влияют свойства глинистых и песчаных почв на жизнь растений. | Различать слои песка и глины в почвенных обнажениях. | Развитие описательной устной речи. | |
52. | Различие песчаных и глинистых почв. | 1 | 19.03 | Работа с текстом учебника: с.149-151. Практическая работа. Различение песчаных и глинистых почв. | Свойства глины и песка. Как влияют свойства глинистых и песчаных почв на жизнь растений. | Различать слои песка и глины в почвенных обнажениях. | Упрощённые вопросы по теме урока. | |
53. | Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать её и удерживать. | 1 | 01.04 | Демонстрация опыта: определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать её. | Свойства глины и песка. | Называть и комментировать водные свойства песчаных и глинистых почв. | Упрощённые вопросы по теме урока. | |
54. | Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. | 1 | 02.04 | Работа с презентацией: «Глинистые и песчаные почвы. Водные свойства» | Водные свойства глины и песка. | Сравнивать песок и песчаные почвы по водным свойствам. | Развитие описательной устной речи. | |
55. | Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. | 1 | 08.04 | Работа с презентацией: «Глинистые и песчаные почвы. Водные свойства» | Водные свойства глины и песка. | Сравнивать глину и глинистые почвы по водным свойствам. | Развитие описательной устной речи. | |
56. | Местные типы почв: название, краткая характеристика. | 1 | 09.04 | Работа с текстом учебника: с.152-153. Работа с презентацией: «Почвы Ростовской области». | Местные типы почв: название, краткую характеристику. | | Работа по индивидуальным карточкам-заданиям. | Карта почв Ростовской области. |
57. | Основное свойство почвы - плодородие. Зачем нужны удобрения. | 1 | 15.04 | Работа с презентацией «Плодородие почв». Работа с текстом учебника: с. 154-155. | Основное свойство почвы - плодородие. Что такое плодородие почв. Как повысить плодородие почв. | Объяснять для чего вносят в почву удобрения. | Развитие описательной устной речи. | |
58. | Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. | 1 | 16.04 | Работа с текстом учебника: с.156-158. | Виды обработки почв. Значение. Инвентарь. Приствольный круг. | Называть виды обработки почв, инвентарь. | Развитие описательной устной речи. | |
59. | Охрана почв. | 1 | 22.04 | Работа с текстом учебника: с.164-167. Работа с презентацией: «Охрана почвы». | В чём главное значение почвы. Какие природоохранные меры принимают для защиты почв. | Перечислять, какие природные явления наносят ущерб почве. Бережно относиться к почве. | Развитие описательной устной речи. | Охрана почв в нашей области. |
60. | Практическая работа. Обработка почвы на пришкольном учебно-опытном участке: вскапывание лопатой. | 1 | 23.04 | Работа с текстом учебника: с.159-162. Вскапывание лопатой почвы на пришкольном участке. | Почему важно рыхлить почву. Ручные рыхлители: лопата, грабли. | Вскапывать почву лопатой. Соблюдать ТБ при работе с лопатой. | Привитие интереса к работе на пришкольном участке. | |
61 | Практическая работа. Обработка почвы граблями. | 1 | 29.04 | Работа с текстом учебника: с.159-162. Обработка почвы граблями на пришкольном участке. | Почему важно рыхлить почву. Ручные рыхлители: лопата, грабли. | Обрабатывать почву граблями. Соблюдать ТБ при работе с граблями. | Формирование навыка соблюдения правил ТБ при работе с граблями. | |
62. | Практическая работа. Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников. | 1 | 30.04 | Работа с текстом учебника: с.159-162. Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников на пришкольном участке. | Как следует обрабатывать весной приствольные участки вокруг деревьев. | Объяснять почему почва вокруг деревьев должна быть рыхлой и влажной. Вскапывать приствольные круги деревьев и кустарников. | Привитие интереса к работе на пришкольном участке. | |
63. | Экскурсия к почвенным обнажениям. | 1 | 06.05 | Работа с текстом учебника: с.142-143. Работа с презентацией: «Виртуальная экскурсия к почвенным обнажениям». | Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. | Различать слои почвы. | Развитие описательной устной речи. | |
64. | Практическая работа. Рыхление почвы мотыгами. | 1 | 07.05 | Работа с текстом учебника: с.159-162. Рыхление почвы мотыгами на пришкольном участке. | Почему важно рыхлить почву. | Обрабатывать почву мотыгами. Соблюдать ТБ при работе с мотыгами. | Формирование навыка соблюдения правил ТБ при работе с мотыгами. | |
65. | Повторение по теме: «Вода». | 1 | 13.05 | Проверка приобретенных ЗУН. Тестовая работа по теме «Вода». | | | Развитие описательной устной речи. | |
66. | Повторение по теме: «Воздух». | 1 | 14.05 | Проверка приобретенных ЗУН. Тестовая работа по теме «Воздух». | | | Развитие описательной устной речи. | |
67. | Повторение по теме: «Полезные ископаемые». | 1 | 20.05 | Проверка приобретенных ЗУН. Тестовая работа по теме «Полезные ископаемые». | | | Развитие описательной устной речи. | |
68. | Повторение по теме: «Почва». | 1 | 21.05 | Проверка приобретенных ЗУН. Тестовая работа по теме «Почва». | | | Развитие описательной устной речи. | |
69. | Годовая контрольная работа | | 27.05 | Проверка приобретенных ЗУН. Тестовая работа. | | | | |
70. | Итоговый урок | | 28.05. | Подведение итогов работы за год. | | | | |