СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно тематическое планирование по музыке 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП "Музыка"5 класс

Просмотр содержимого документа
«Календарно тематическое планирование по музыке 5 класс»


Тематическое планирование уч. предмета «Искусство. Музыка» 5 класс

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

п/п

Тема

Количество часов

1

I раздел. «Музыка и литература»

22ч


Музыка рассказывает обо всём

1


Древний союз

3


Слово и музыка

4


Песня

3


Романс

2


Хоровая музыка

7


Музыка звучит в литературе

2

2

II раздел. Музыка и изобразительное искусство

11


Образы живописи в музыке

2


Музыкальный портрет

1


Пейзаж в музыке

2


«Музыкальная живопись» сказок и былин

3


Музыка в произведениях изобразительного искусства

3


Всего часов: 33
































Календарно-тематическое планирование уч. предмета «Искусство. Музыка» 5 класс.

урока

Наименование разделов и тем

Основное содержание темы


Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Дата

План

Факт

  1. Музыка и литература


1

Музыка рассказывает обо всём (1ч)


Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке.

Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения.

Методы наблюдения. Сравнения, сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.

Музыкальный материал:

В.Алеев, стихи С.Маршака. Гвоздь и подкова (пение).

1.Различают характерные виды искусства.

2.Находят ассоциативные связи

между художественными образами музыки и другими образами искусства.

3.Используют песенные произведения в соответствии с их интонационно – образным содержанием.


6.09



Древний союз (3ч)



2

Истоки (1ч)

Откуда берется музыка. Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чем состоит единство истоков видов искусства.

Музыкальный материал:

Г.Струве, стихи И.Исаковой. Музыка (пение);

Е.Крылатов, стихи Н.Добронравова.

Где музыка берет начало? (пение)

1.Выявляют внешние связи между звуками природы и звуками музыки.

2. Находят единство истоков различных видов искусства.

3.Проявляют эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии.

13.09


3

Искусство открывает мир (1ч)

Какие миры открывает искусство (на примере произведений искусства, представленных в №3). Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа.

Художественный материал:

Музыка

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова.

Маленький принц (слушание, пение).

Литература

А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц;

Х.К. Андерсен. Соловей.

Живопись

Н.Ге. Портрет Л.Н. Толстого;

И. Репин. Портрет А.Г.Рубинштейна.

Песенный репертуар:

Е. Крылатов, стихи Ю.Энтина. Крылатые качели (пение).

1.Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике.


20.09


4

Искусства различны, тема едина (1ч)

Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства.

Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства.

Сравнение художественных произведений, представленных в п.4,с точки зрения сходства их образов и настроений.

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь.

Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

Р.Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества»(слушание).

Поэзия

А.Толстой. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад

Живопись

И.Левитан. Осенний день. Сокольники;

И.Бродский. Опавшие листья.

Песенный репертуар:

И.Гайдн, русский текст

П.Синявского. Мы дружим с музыкой (пение)

1.Находят ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.

2. Выявляют связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы.

.

27.09



Слово и музыка (4ч)



5

Два великих начала искусства (1ч)

Слово и музыка – могучие силы искусства.

Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях.

Музыкальный материал:

М.Глинка, стихи А.Пушкина. Я помню чудное мгновенье…(слушание);

Ф.Шуберт, стихи В.Мюллера. В путь.

Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха».

Песенный репертуар:

Веселый мельник. Американская народная песня (слушание)


1.Воспринимают и выявляют внутренние связи между музыкой и литературой.

2. Исследуют значение литературы для воплощения музыкальных образов.

3. Рассуждают об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

4.10


6

Жанры инструментальной и вокальной музыки(1ч)

Многообразие музыкальных жанров, тем.

1.Выявляют связи между музыкой.

Находят ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.

2 Воспринимают единство истоков различных видов искусства.

3.Проявляют эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии.

11.10


7

«Стань музыкою слово!» (1ч)

Черты сходства между литературой и музыкальной речью (на примере музыкально- поэтических интонаций на инструментальную музыку (на примере финала Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского).

Музыкальный материал:

В.А.Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание);

П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание).




1.Воспринимают и выявляют внутренние связи между музыкой и литературой.

2. Исследуют значение литературы для воплощения музыкальных образов.

3. Рассуждают об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки.


18.10


8

Музыка «дружит» не только с поэзией (1ч)

Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская» М.Мусоргского).

Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы.

Музыкальный материал:

М.Мусоргский. Кот Матрос. Из вокального цикла «Детская» (слушание).

1.Исследуют значение литературы для воплощения музыкальных образов.

2.Обобщают многообразие связей музыки и литературы.

25.10



Песня(3ч)



9

Песня – верный спутник человека (1ч).


Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных фрагментов из воспоминаний Ю.Нагибина и В. Астафьева.

Художественный материал:

Литература

Ю.Нагибин. Книга детства. Фрагмент;

В. Астафьев. Последний поклон. Фрагмент.

Музыка

В.Баснер, стихи М.Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание, участие в исполнении)


1.Осознают и рассказывают о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра).

2.Выявляют возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3.Сотрудничают со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей)

8.11

15.11

10

Мир русской песни (1ч)

О чем поется в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон» на стихи И.Козлова).

Художественный материал:

Ах ты, степь широкая… Русская народная песня, обработка Т.Триодина (слушание, участие в исполнении);

Вечерний звон. Стихи И.Козлова, обработка Н.Иванова (слушание);

А.Александров. Уж ты зимушка – зима. Обработка

Ю.Тугаринова (пение);

Ю.Тугаринов. стихи Е.Румянцева. Если другом стала песня (пение);

Я.Френкель, стихи Р.Рождественского. Погоня. Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение)

1.Изучают специфические черты русской народной музыки и исполняют её отдельные образцы.

2.Осознают интонационно – образные, жанровые и стилевые основы музыки(в рамках изученного на уроке материала).

3.Интерпретируют вокальную музыку в коллективной музыкально – творческой деятельности.

4.Рассказывают о народной музыке своего региона (края, республики и т.д.)

15.11

22.11

11

Песни народов мира (1ч)

Для чего мы изучаем народную культуру других стран (на примере польской народной песни «Висла»). Почему народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения (на примере «музыкальной басни» Г.Малера «Похвала знатока»).

В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона).

Музыкальный материал:

Висла. Польская народная песня (слушание);

Г.Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока. Из вокального цикла «Волшебный рог мальчика» (слушание);

Ф.Мендельсон. Песня без слов № 14 (слушание);

В.Лебедев, стихи Ю. Ряшинцева.

Песня гардемаринов (пение);

Вокализ на тему «Песня без слов» № 14

Ф Мендельсона, обработка Т.Кичак (слушание)

1. Находят и обобщают характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.

2.Сравнивают и определяют музыкальные произведения разных жанров и стилей.

3. Находят ассоциативные связи между художественными образами

музыки и другими видами искусства.


22.11

29.11


Романс (2ч)



12

Романса трепетные звуки (1ч)

Мир образов, запечатленных в звуках романса.

Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М.Глинки).

Музыкальный материал:

М.Глинка, стихи Н.Кукольника. Жаворонок (слушание, пение)

1.Сравнивают музыкальные произведения разных жанров и стилей.

2Находят ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

3.Раскрывают особенности музыкального воплощения поэтических текстов.

29.11

13.12

13

Контрольная работа по теме

«Музыка и литература»



6.12

6.12


Хоровая музыка (7ч)



14

Народная хоровая музыка. (1ч)


Главные особенности народной хоровой песни (на примере русской народной песни «Есть на Волге утес»).

Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш» (на примере хорового произведения П.Чайковского). Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов (на примере оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского – Корсакова).

Музыкальный материал:

Есть на Волге утес. Русская народная песня (слушание);

П.Чайковский. Отче наш (слушание);

Н.Римский – Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» . IV действие (слушание);

Д.Бортнянский. Многолетие (пение);

Кант VIII века «Музы согласно» (пение)

1.Изучают специфические черты русской народной музыки.

2.Эмоционально воспринимают духовную музыку русских композиторов.

3. Рассказывают о влиянии музыки на человека.

13.12

27.12

15

Хоровая музыка в храме (1ч)

20.12

20.12

16

Что может изображать хоровая музыка(1ч)

Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах (на примере хора «Поет зима» Г.Свиридова).

Музыкальный материал:

Г.Свиридов. Поет зима. Из поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание);

С веселой песней. Музыка и стихи неизвестного автора.

1.Находчт ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

2.Наблюдют за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.


27.12

10.01

17

Самый значительный жанр вокальной музыки (1ч)

Опера – синтетический вид искусства.

Великие и русские композиторы, художники и артисты – создатели оперных произведений.

Что такое оперное либретто. В чем состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника (на примере увертюры из оперы М.Глинка «Руслан и Людмила»).

Музыкальный материал:

М.Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);

М.Глинка, стихи С.Городецкого. Финальный хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (пение)


1. Анализируют значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства ((с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.

.

10.01

17.01

18

Из чего состоит опера (1ч)

Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях (на примере арии Снегурочки из оперы Н.Римского - Корсакова «Снегурочка» и инструментального эпизода «Сеча при Керженце» из оперы Н.Римского - Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Музыкальный материал:

Н.Римский – Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы Снегурочка. IV действие (слушание);

Н.Римский – Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III действие (слушание);

С Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение)

1. Анализируют многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Наблюдают за развитием одного ил нескольких образов в музыке.

3.Рассуждают о яркости и контрастности образов в музыке.

4. Творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

17.01

24.01

19

Единство музыки и танца (1ч)

Чем отличается жанр балета; кто участвует в его создании. Взаимодействие оперы и балета (на примере мазурки из оперы М.Глинки «Жизнь за царя»).

Как по - разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр (сравнение мазурок М.Глинки из оперы «Жизнь за царя» и Ф Шопена, соч17 №4).

Музыкальный материал:

М.Глинка. Мазурка . Из оперы «Жизнь за царя». II действие. Фрагмент (слушание);

Ф.Шопен. Мазурка ля минор, соч.17 №4. Фрагмент (слушание);

Е.Адлер, стихи Л.Дымовой. Песня менуэта (пение, музыкально – ритмические движения)

1. Анализируют многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Выявляют круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

3.Воспринимают и сравнивают музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

4. Творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении.

24.01

31.01

20

«Русские сезоны» в Париже (1ч)

«Русские сезоны» в Париже – звездный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Многоплановость содержания в балете «Петрушка» И.Стравинского (на примере сравнения фрагментов «Русская» и «У Петрушки»). Изобразительность балетной музыки ( на примере Вариации II из балета П.Чайковского “Щелкунчик».

Музыкальный материал:

Музыка

И.Стравинский. Русская; У Петрушки.

Из балета «Петрушка» (слушание);

П.Чайковский. Вариация II. Из балета “Щелкунчик»

(слушание);

Живопись

Б.Кустодиев. Масленица;

А.Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации к I действию балета И.Стравинского «Петрушка»;

Песенный репертуар:

П.Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Спящая красавица».

1.Исследуют значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

2. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3.Воспринимают разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении).

4.Творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

31.01

7.02


Музыка звучит в литературе (2ч)



21

Музыкальность слова (1ч)

Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чем проявляется музыкальность стихотворения А.Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н.Гоголя.

Художественный материал:

Литература

А.Пушкин. Зимний вечер;

Н.Гоголь. Сорочинская ярмарка. Фрагмент.

Музыка

М.Яковлев, стихи А.Пушкина. Зимний вечер (пение)

1.Находят ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

2.Исследуют значение музыки для воплощения литературных образов.

3. Анализируют многообразие связей музыки и литературы.

7.02

14.02

22

Музыкальные сюжеты в литературе (1ч)

Музыка – главный действующий герой рассказа И.Тургенева «Певцы»; сила этой музыки, могучее преобразующее воздействие.

Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее».

Художественный материал:

Литература

И.Тургенев. Певцы.Фрагмент;

Миф об Орфее.

Музыка

К.В.Глюк. Жалоба Эвридики.

Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание)

1. .Исследуют значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот.

2. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы .

3. Анализируют многообразие связей музыки и литературы, приводят примеры преобразующего воздействия музыки на человека.

14.02

21.02

  1. Музыка и изобразительное искусство



Образы живописи в музыке (2ч)



23

Живописность искусства (1ч)

Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный (на примере произведений искусства – фрагмента «Вот север, тучи нагоняя…» из романа А.Пушкина «Евгений Онегин», картины И.Грабаря «Иней. Восход солнца», Вариация Феи зимы из балета С.Прокофьева «Золушка»). Претворение идеи пространства в музыке (на примере хора О.Лассо «Эхо»).

Художественный материал:

Поэзия

А.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя… Фрагмент из

из романа «Евгений Онегин».

Живопись

И.Грабарь. Иней. Восход солнца.

С.Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание)

Песенный репертуар:

Г.Струве. Веселое эхо (пение)

1.Исследуют значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

2. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3. Анализируют многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

4. Воспринимают характерные особенности музыкального языка в исполнении.

21.02

28.02

24

«Музыка – сестра живописи» (1ч).

«Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки ( на примере картины К.Моне «Стог сена в Живерни» и фрагмент II части Первого концерта для фортепиано с оркестром П.Чайковского).

Контраст в живописи и музыке (на примере картины Э.Дробицкого «Жизнь и смерть» и пьесы «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского).

Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки.

Художественный материал:

Живопись

К.Моне. Стог сена в Живерни;

Э.Дробицкого. Жизнь и смерть.

Музыка

П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание);

М.Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Песенный репертуар:

Ю.Тугаринов, стихи В.Орлова. Я рисую море (пение)


1. Анализируют многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

2.Воспринимают и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

3.Рассуждают об общности и различии «планов содержания и выражения» (с учетом критериев, представленных в учебнике).

4. .Воспринимают специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки и живописи (с учетом критериев, представленных в учебнике).

28.02

7.03


Музыкальный портрет (1ч)



25

Может ли музыка выразить характер человека? (1ч)

Передача характера человека в изображении и в музыке (на примере сравнения образов Протодъякона И.Репина и Варлаама из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского).

Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа (на примере пьесы «Гном» из

фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского).

Художественный материал:

Живопись

И.Репин. Протодъякон.

Музыка

М.Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание);

М.Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Песенный репертуар:

Г.Гладков, стихи Ю.Энтина. Песня о картинах (пение)

1.Анализируют многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

2.Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3.Различают характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

4.Сравнивают разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки.

14.03

14.03


Пейзаж в музыке (2ч)



26

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов

Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в пьесе «Игра воды» М.Равеля. Воплощение пространства, стихии воздуха в оркестровом ноктюрне К. Дебюсси «Облака». Поэтический пейзаж в музыке: романс К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд…»

Художественный материал:

Живопись

К.Моне. Река в Аржантее;

П.Сезанн. Гора Святой Виктории;

В. Ван Гог. Море в Сен-Мари.

Музыка

М.Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание);

К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание).

Песенный репертуар:

Ты река ли моя. Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение)


1. Воспринимают характерные черты музыкального импрессионизма, его основных представителей.

2.Исследуют значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

3. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

4.Воспринимают внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

28.03

28.03

27

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов

Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в пьесе «Игра воды» М.Равеля. Воплощение пространства, стихии воздуха в оркестровом ноктюрне К. Дебюсси «Облака». Поэтический пейзаж в музыке: романс К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд…»

Художественный материал:

Живопись

К.Моне. Река в Аржантее;

П.Сезанн. Гора Святой Виктории;

В. Ван Гог. Море в Сен-Мари.

Музыка

М.Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание);

К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание).

Песенный репертуар:

Ты река ли моя. Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение)


1. Воспринимают характерные черты музыкального импрессионизма, его основных представителей.

2.Исследуют значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

3. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

4.Воспринимают внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

4.04

4.04


«Музыкальная живопись» сказок и былин (3ч)



28

Волшебная сказочность музыкальных сказок (1ч)


Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Танец красок и бликов в «Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н.Римского – Корсакова. Картина рождественского праздника в балете «Щелкунчик» П.Чайковского.

Музыкальный материал:

Н. Римский – Корсаков. Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы «Садко» (слушание);

П.Чайковский. ПА-де-де. Из балета «Щелкунчик» (слушание);

С.Никитин, стихи Ю.Мориц. Сказка по лесу идет (пение)

1. Анализируют многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3.Воспринимают музыкальное произведение с точки зрения единства содержания и выражения.

4. Воспринимают стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учетом критериев, представленных в учебнике).

11.04

11.04

29

Сказочные герои в музыке (1ч)


Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов (на примере фрагмента «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар – птица» И.Стравинского). Воплощение сказочных образов в фортепианном цикле М. Мусоргского «Картинки с выставки» (на примере пьесы «Избушка на курьих ножках. Баба яга»).

Музыкальный материал:

И.Стравинский. Заколдованный сад Кащея. Из балета «Жар – птица» (слушание);

М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках (Баба яга). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);

А.Зацепин, стихи Л.Дербенева. Волшебник (пение)


1. Анализируют многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

2. Рассуждают о яркости и контрастности образов в музыке.


18.04

18.04

30

Тема богатырей в музыке (1ч)



Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в «Богатырской» симфонии А. Бородина и пьесе М. Мусоргского «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки».

Художественный материал:

Живопись

И. Билибин. Илья Муромец и Соловей разбойник;

В. Васнецов. Богатыри.

Музыка

А. Бородин. Симфония №2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание);

М. Мусоргский. Богатырские ворота. (В стольном граде Киеве). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);

Былина о Добрыне Никитиче. Былинный напев сказителей Рябининых (пение)


1. Рассуждают о значении народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

2. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3.Творчески интерпретируют

содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

25.04

25.04


Музыка в произведениях изобразительного искусства (3)



31

Что такое музыкальность в живописи (1ч)


Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл.

Художественный материал:

Живопись

Караваджо. Лютнист;

А.Аппиани. Парнас;

Т.Ромбо. Песня;

Э.Дега. Оркестр оперы;

М.Пепейн. Придворный бал.

Музыка

Ф.Торрес. Danza Alta (слушание);

В.Семенов. Звездная река (пение)

1.Выявляют внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

2.Анализируют и обобщают многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством.

3.Устанавливают ассоциативные связи между художественными образами музыки и искусства.

4.Самостоятельно подбирают сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме.

4. Используют образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений изобразительного искусства.

16.05


32

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» (1ч)

Проявление музыкальности в портретных изображениях. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.

Художественный материал:

Э.Делакруа.Портрет Шопена;

И.Репин. Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»;

Мусоргского;

И.Репин. Портрет композитора Модеста Петровича;

И.Репин. Портрет А,П.Бородина;

В.Серов. Портрет актрисы М.Е.Ермоловой;

М.Нестеров, Портрет скульптора В.И.Мухиной;

И.Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены.

Музыка

П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть . Фрагмент

1. Различают внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

2. Исследуют значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

3. Анализируют и обобщают многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством.

4. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

5. Находят характерные признаки музыки и изобразительного искусства.

23.05


33

Подводим итоги «Музыкальная викторина» (1ч)


Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства.

Песенный репертуар:

В.Высоцкий. Песня о друге (пение);

Б.Окуджава. Пожелание друзьям (пение)

1.Различают характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Воспринимают особенности деятельности композитора, поэта и художника (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Находят примеры преобразующего влияния музыки (в рамках главной темы года).

26.05


34

Заключительный урок – концерт (1ч)



30.05













Лист корректировки рабочей программы

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту