СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС



Дата по

плану

Дата по

факту


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности учащихся

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

02.09


Роль книги в жизни человека.

1

Урок-беседа.

Книга – передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги.

Читают вводную статью учебника;

Пересказывают научный текст статьи учебника, Объясняют значение слов А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее учение». Составляют план статьи «К читателям»; работают со словарем . художественной и учебной книги.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7366/conspect/310731/

2

3

05.09

08.09


МИФОЛОГИЯ – 2ч.

2

Комбинированный

урок


Мифы народов России и мира

Выразительно читать мифы и другие эпические произведения, отвечать на вопросы, пересказывать. Анализировать сюжет, жанровые композиционные и художественные особенности


4

09.09


ФОЛЬКЛОР 7ч.

Устное народное творчество.



1

Комбинированный

урок


Фольклор – коллективное устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора.

Читают статью учебника;

Играют в «Литературное лото»

создают собственные высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдают над поэтикой малых жанров .

Отвечают на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка»?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7370/conspect/245745/

5

12.09


Входная контрольная работа (тест)


1

Уроки контроля и коррекции знаний.

Выполнение контрольной работы

Соблюдают орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма. Учатся приёмам самостоятельной работы.


6

15.09








Русские народные сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке «Царевна-лягушка». Истинная красота Василисы Премудрой и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла.

Читают сказку. Пересказывают выборочносодержание отдельных эпизодов, отвечают на вопросы; устное словесное рисование;

Сопоставляют иллюстрации художников с текстом сказки

Составл. план «Особенности волшебной сказки». Разгадывают кроссворд «Имя сказочного героя»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7371/conspect/310763/






7

16.09


«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Патриотический характер сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины.

Выразительно читают и пересказывают сказку, находят в тексте признаки волшебной и героической сказок. Составляют план сказки

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7369/main/245654/

8

19.09



Сказки о животных и бытовые сказки

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в этих сказках народных представлений о справедливости, добре и зле. Прослушивание сказок в актёрском исполнении, обсуждение. Репродукции картин.

Выразительно читают и пересказывают сказку, ведут беседу по прочитанному произведению, оценивают актёрское чтение. Читают по ролям. Анализируют сказки по группам: «Жена- спорщица», «Горшок», «Барин и мужик»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7367/start/300876/

9

22.09


«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

Комбинированный

урок


Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа.

Читают художественный текст и его полноценное восприятие; отвечают на вопросы;

Читают по ролям.

Составляют цитатный план; сопоставляют текст с репродукцией картин А. Иванова;


https://resh.edu.ru/subject/lesson/7372/conspect/245809/


10

23.09


М.В.Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…»

1

Урок изучения нового материала

М.В.Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Словарная работа. Юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Читают статьи о Ломоносове, отвечают на вопросы;

Выразительно читают стихотворения.

Составляют ответ -рассуждение: согласны ли вы с тем , что псевдо учениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопос-тавил житейский, практический опыт простого человека?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7373/conspect/245777/

11

26.09


ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ΧIΧ ВЕКА ч.

Жанр басни, история его развития. И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне».









1

Урок изучения нового материала

Истоки басенного жанра. Понятие об аллегории. Мораль в басне. Расцвет русской басни в нач.ΧIΧ века. Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А.Крылова. Прослушивание басни «Волк на псарне» в актёрском исполнении, обсуждение.

Читают статью учебника «Русские басни»;

Выступают с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); читают по ролям басен,

проводят сравнение басни и сказки.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7392/start/244530/








12

29.09


Басни И.А.Крылова «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица».

1

Комбинированный урок.

Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т.д. Чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под Дубом» в актёрском исполнении, обсуждение.

Читают басни; проводят устное словесное рисование, инсценируют;

Проводят комментированное чтение,

Сопоставляют с иллюстрацией; анализируют

текст


https://resh.edu.ru/subject/lesson/7392/conspect/244529/




13

30.09


Басенный мир творчества И.А.Крылова

1

Урок внеклассного чтения, урок-конкурс.

Инсценирование басен И.А.Крылова. описание рисунков и иллюстраций к басням. Прослушивание басни «Зеркало и Обезьяна» в актёрском исполнении, обсуждение.


Выразительно читают любимые басни,

Участвуют в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?»,

Инсценируют басни , презентация иллюстраций;

Сопоставляют басни.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7392/main/244534/






14

03.10


В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Понятие о литературной сказке. В.А. Жуковский-сказочник. Чтение сказки «Спящая царевна» в актёрском исполнении, обсуждение. Черты народной сказки в произведении В.А.Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки. Чтение статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна» (с.79-80).

Читают статьи о поэте,

сказки,;

отвечают на вопросы; устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи.

Беседуют по прочитанному;. Доказывают, , что произведение Жуковского – сказка.

Составляют таблицы «Сходство и различие русской народной сказки

и литературной».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7394/main/310800/




15


06.10



Понятие о жанре баллады. В.А.Жуковский «Кубок».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады В.А.Жуковского «Кубок». Характеристика героев. Элементы лингвистического анализа текста. Словарная работа. Составление плана баллады.

Читают балладу, полноценное ее восприятие;

Отвечают на вопросы;

Читают по ролям;

Дают характеристику героев, вопросы 1-3, 7 (с. 87),

Составляют план баллады.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7391/conspect/245681/

16

17


07.10

10.10


А.С.Пушкин. стихотворение «Няне». Пролог

к поэме «Руслан и Людмила».

2

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Детские годы А.С.Пушкина. влияние народного творчества на будущего поэта. Сообщение о селе Захарово (рубрика «Литературные места России», с.301-302). Прослушивание пролога к поэме «Руслан и Людмила» » в актёрском исполнении, обсуждение.

Воспринимают художественный текст;

Проводят устное словесное рисование Читают эпизоды; Прослушивание пролога к поэме «Руслан и Людмила» » в актёрском исполнении, обсуждение.


https://infourok.ru/detskie-i-liceyskie-godi-as-pushkinaprolog-k-poeme-ruslan-i-lyudmila-2389750.html

18

19

13.10

14.10


А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

2

Комбинированный

урок


Истоки «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Развитие понятия о литературной сказке. Система образов. Народная мораль: красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Словарная работа.

Читают эпизоды;

Осмысливают сюжет, события, характеры;

Проводят устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери;

устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи.

Сопоставляют сравнительную характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочно пересказывают эпизоды;

https://frigato.ru/skazki/pushkin/63-skazka-o-mertvoy-carevne-i-o-semi-bogatyryah.html

20

17.10



Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А.Жуковского со «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

1

Урок развития речи.

Сравнение сюжетов, композиции, героев, художественных средств, повествовательной манеры сказки «Спящая царевна» В.А.Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Выразительно читают по ролям; пересказывают эпизоды;

Проводят устное словесное рисование,дают сравнительную характеристику героев.

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/12/09/urok-sopostavlenie-skazki-o-mertvoy-tsarevne-i-semi-bogatyryah

21

22

20.10

21.10


Стихи и проза. Рифма и ритм.

2

Урок-практикум.

Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Наблюдения над рифмой и ритмом в поэтических текстах А.С.Пушкина.

Анализируют стих-я, Наблюдают над рифмой и ритмом в поэтических текстах А.С.Пушкина. Читают статьи учебника, записи в тетради, анализ стихотворного текста

https://resh.edu.ru/subject/lesson/775/

23

24.10



Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Урок-игра «Сказка-ложь, да в ней намёк

1

Урок-игра

Статья С.Я.Маршака «О сказках Пушкина» (с.114-115). Представление любимых сказочных героев из произведений А.С.Пушкина., их характеристика. Описание рисунков и обсуждение иллюстраций к сказкам. Чтение и обсуждение творческих работ.

Соревнуются на лучшего знатока сказок

https://infourok.ru/urokigra-po-skazkam-aspushkina-v-klasse-3372217.html

24

25

27.10

28.10



А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».


2

Урок-беседа.

Биографическая справка об А.Погорельском. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Словарная работа.

Учатся художественному пересказу эпизодов;

Инсценируют эпизоды;

Создают иллюстрации фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями.

Составляют устные фантастические рассказы.

Выписывают слова и выражения, передающие колорит народной речи.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7386/main/316173/

26-27

10.11

11.11





М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

2

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Слово о М.Ю.Лермонтове. сообщение о селе Тарханы (рубрика «Литературные места России», с.303-304). Историческая основа стихотворения «Бородино». Сюжет, композиция, особенности повествования. Патриотический пафос произведения. Образ рядового участника сражения. Словарная работа.

Знают определения и умеют находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определяют композицию произведения, дают характеристику его героев, показывают и понимают

патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен.

Выделяют в тексте главное, формулируют вариант решения поставленной на уроке задачи.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7385/main/310960/

28

29

14.11

17.11





Художественные особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

2

Урок-практикум

Особенности жанра (баллада). Теоретико-литературные понятия баллада, диалог, монолог , строфа, патетика, авторский голос. Изобразительно-выразительные средства (сравнение, метафора, эпитет, гипербола, звукопись), их роль в стихотворении. Прослушивание баллады в актёрском исполнении, обсуждение.

Читают статьи учебника, стихотворения и его полноценное восприятие;

Аргументированно отвечают на вопрос: «Что важнее для автора-пере-дать историческую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солдата?» Читают и осмысливают материал рубрики «Поразмышляем над прочитанным».

Письменный отвечают на один из вопросов: 1. В чем заключается основная мысль стихотворения?

2. Каким предстает перед нами защитник Родины?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7385/conspect/310955/

30


18.11



Н.В.Гоголь. Повесть «Заколдованное место».

1

Урок изучения нового материала.

Слово о Н.В.Гоголе. чтение вступительной статьи о писателе (с.173-174). История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чтение повести «Заколдованное место». Сюжет и герои произведения. Национальный колорит повести. Словарная работа.

Читают статьи о писателе, повесть, ее полноценное восприятие;

Отвечают на вопросы,

составляют план повести;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7384/conspect/244881/

31


21.11





Своеобразие повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место».

1

Комбини-

рованный

урок


Фольклорные традиции в создании образов. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести. Прослушивание фрагмента повести в актёрском исполнении, обсуждение. Чтение статьи «Из воспоминаний современников о Н.В.Гоголе», вопрсы и задания к ней (с.185).

Составляют таблицу «Язык повес- ти»;

устанавливают ассоциативные связей с иллюстрациями художников;

читают по ролям.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7384/main/244886/

32


24.11





ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

1

Урок изучения нового материала.

Традиции народной поэзии в поэме «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Прослушивание отрывка из поэмы в актёрском исполнении, обсуждение. Иллюстрации А.А. Пластова к поэме.

Беседуют по прочитанному; проводят выборочное чтение, отвечают на вопросы и задания (с. 195-196), (205-206);

Сопоставляют отрывка из поэмы с иллюстрацией И.И. Пчелко

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7383/conspect/245457/

33

34




25.11

28.11









Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети»

2

Урок-практикум.

Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика героев. Роль диалогов. Своеобразие языка поэмы. Словарная и орфоэпическая работа. Иллюстрации И.И.Пчелко к поэме.

Осмысливают характеры героев, отвечают на -вопросы;

Проводят устное словесное рисование,

Читают по ролям;

Комментируют художественный текст,

Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7382/main/245398/

35

36


01.12

02.12



И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями. Герасим и его окружение

2

Урок изучения нового материала

Слово об И.С.Тургеневе (сообщения учащихся). Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново (рубрика «Литературные места России», с.304-306). История создания рассказа «Муму». Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Портрет главного героя: богатырский облик.

Читают статьи о писателе, читают и воспринимают художественный текст; осмысливают сюжет, выборочно пересказывают, отвечают на вопросы; комментируют художественный текст, установливают ассоциативные связи с произведениями живописи.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7380/conspect/244593/

37

38




05.12

08.12





Герасим и Муму. Смысл финала рассказа.

2

Уроки контроля и коррекции знаний.

Выполнение контрольного теста

Соблюдают орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма. Учатся приёмам самостоятельной работы.


39


09.12





Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

1

Урок-беседа

Обсуждение планов фрагмента рассказа. Значение образа Муму. Счастье Герасима и причина недолговечности этого счастья. Образ барыни и его значение. Осуждение крепостничества в рассказе.

Работают с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7380/main/244598/

40

41

12.12

15.12



ПРОЕКТ «Словесные портреты и пейзажи в рассказе «Муму»».

2

Урок-беседа Урок развития речи

Чтение и обсуждение фрагмента статьи «Загадка фигуры немого Герасима» (с.243). символическое значение образа Герасима. Значение образов природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. Прослушивание отрывка из рассказа в актёрском исполнении, обсуждение.

Составляют план характеристики литературного героя.

Составляют плана сочинения, пишут сочинение на черновике.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7381/conspect/244753/

42


16.12



А.А.Фет. «Чудная картина», «Весенний дождь»

1

Урок-практикум




43

19.12







Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Слово о Л.Н.Толстом. Роль Ясной Поляны в жизни и творчестве писателя. Заочная экскурсия по Ясной Поляне. Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник». Определение автором жанра быль. Простота и ясность языка писателя. Прослушивание первой главы в актёрском исполнении, обсуждение.


Определяют события, позволяющие сопостав. и оценив. поведение Жилина и Костылина в минуты опасности. Озаглав.

каждое событие, записыв. название в

виде плана.Тест на знание содержания прочитанного

произведения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7378/conspect/245553/

44


22.12



Жилин и Костылин.

1

Урок-практикум

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Смысл названия рассказа. Отношения героев с горцами. Отношение рассказчика к героям. Прослушивание фрагментов рассказа в актёрском исполнении, обсуждение.

Озагл. эпизоды, в которых ярче всего появилось различие

характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как

он встретился с врагом, что он думал и

чувствовал в бою. Составл. план эпизода «Неудавшийся побег». Отвеч. на вопрос: зачем Толстой обращается к

противопоставлению Жилина и Костылина?



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7377/conspect/300939/

45


23.12



Жилин и Костылин.

1

Урок контроля

Портрет, интерьер, пейзаж как средства характеристики героев. Понятие о литературном герое.

Обсуждение:

1.Как изменила Герасима история с Муму?

2.Как автор относится к своему герою?

Составление плана, подбор материалов.

Защищают проект

https://infourok.ru/vebkvest-na-temu-is-turgenev-mumu-klass-2348231.html

46


26.12







Промежуточная контрольная работа (тест).


1

Урок-практикум

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Смысл названия рассказа. Отношения героев с горцами. Отношение рассказчика к героям. Прослушивание фрагментов рассказа в актёрском исполнении, обсуждение.

Озагл. эпизоды, в которых ярче всего появилось различие

характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как

он встретился с врагом, что он думал и

чувствовал в бою. Составл. план эпизода «Неудавшийся побег». Отвеч. на вопрос: зачем Толстой обращается к

противопоставлению Жилина и Костылина?



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7377/conspect/300939/

47

29.12



Гуманистический характер рассказа

Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

1

Урок- практикум

Жилин и Диана. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Описание иллюзий, их сравнительна характеристика. Обсуждение тем сочинения:

Друзья и враги.

Разные судьбы.

Почему Жилина называли джигитом?

Составление плана, подбор материалов.

Отвечают на вопросы: в чем своеобразие языка и композиции рассказа; как описания природы помогают понять переживания героев; о чём «говорят» фамилии героев, почему Л.Н.Толстой сам считал рассказ своим лучшим произведением?


https://resh.edu.ru/subject/lesson/7378/conspect/245553/

48

49

12.01

13.01





ЛИТЕРАТУРА 19-20 ВЕКОВ

Стихотворения отечественных поэтов о родной природе

2

Урок- концерт

Образы природы в русской поэзии. Чувство родины и его связь с восприятием природы. Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева, И. С. Никитина, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова. Богатство изобразительно- выразительных средств в создании картин природы.

выразительно читают стихотворения наизусть;,использ. теоретико - литературные понятия в речи; находят в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства и определяют их роль; оценив. актерское чтение; сопостав. произведения литературы и живописи.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7374/conspect/244945/

50

16.01



А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия».

1

Урок изучения нового материала.

Слово об А. П. Чехове. Чтение Вступительной статьи о писателе (с 277-279). Сообщение о городе Таганроге (рубрика «Литературные места России»,

с. 306-308). Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Прослушивание рассказа «Хирургия» в актерском исполнении, обсуждение. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.

Читают сведения о семье, детстве и юношеских увлечениях А. П. Чехова, историю создания и содержание рассказа «Хирургия».

Пересказывают рассказ; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; характериз. героев и их поступки; выясн. значение незнакомых слов

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7376/conspect/305352/

51

52

19.01

20.01









Рассказы

Антоши Чехонте

2

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение статьи « О смешном в литературном произведении. Юмор » (с.285). Пересказ, чтение по ролям и инсценирование рассказов А. П. Чехова. Средства юмористической и сатирической характеристики героев.

Объясняют теоретико-литературные понятия юмор, сатира.

выразительно читают и инсценир. рассказы, характериз. героев и их поступки.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7376/train/305361/

53

54

23.01

26.01











М.М.Зощенко. «Галоша», «Леля и Минька»

2

Урок изучения нового материала.

Юмористические рассказы М.М.Зощенко

Выявляют детали, создающие комический эффект


55

56

27.01

30.01










И.А. Бунин. Рассказ «Косцы»

2

Урок изучения нового материала, урок- беседа.

Слово об И. А. Бунине. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 3- 4). История создания рассказа « Косцы» (чтение воспоминаний писателя, с.9 ). Человек и природа в рассказе. Особенности лиризма в произведении. Прослушивание рассказа в актёрском исполнении, обсуждение. Репродукции картин А. А. Пластова (первый форзац учебника), Г. Г. Мясоедова (с. 5 ), их сопоставление с текстом рассказа. Словесное рисование

Пересказывают сведения о детстве И. А. Бунина; сюжет и содержание рассказа «Косцы».

Анализируют текст. Отвечают на вопрос: в чем заключается своеобразие языка

Бунина? О чем размышляет автор в

конце рассказа? находят в тексте изобразительно - выразительные средства и определяют их роль; оценив. выразительность чтения; сопоставляют произведения литературы и живописи

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7407/conspect/304850/

57

58

02.02

03.02



В. Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец.

2

Урок изучения нового материала, урок- беседа.

Уникальность личности В. Г. Короленко. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 11). Жанр повести. Понятие о композиции. Комментированное чтение повести «В дурном обществе». Обучение аналитическому пересказу. Составление плана сообщения « Вася и его отец». Словарная работа.

Сообщают сведения о жизни и творчестве В. Г. Короленко (кратко); сюжет и содержание повести «В дурном обществе»

Ориентир-ся в тексте; выясняют значение незнакомых слов; анализир. текст; находят втексте изобразительно- выразительные средства и определяют их роль

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7406/conspect/245233/

59

06.02





Жизнь среди «серых камней»

1

Комбинированный урок

Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести. « Дурное общество» и «дурные дела». « Дети подземелья», причины сближения их с Васей. Особенности повествования (от первого лица) как прием достижения достоверности.

Отвеч. На вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Составление плана

ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни

детей


https://infourok.ru/konspekt-uroka-s-prezentaciey-na-temu-zhizn-semi-tiburciya-sredi-serih-kamney-obschenie-vasi-s-valekom-i-marusey-klass-1329589.html

60

09.02



Подготовка к сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1

Урок развития речи

Обсуждение тем сочинения:

1.Васина дорога к правде и добру.

2.Дружба в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

3.Что изменило отношения Васи и его отца?

Составление плана, подбор материалов. Развитие образа Васи в повести. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Иллюстрации к повести.

. Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание

https://infourok.ru/konspekt-uroka-sochinenie-po-povesti-vg-korolenko-v-durnom-obschestve-klass-3561405.html

61

62

10.02

13.02







С.А.Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

2

Урок-практикум

Слово о С.А.Есенине. чтение вступит. статей о поэте (с.47-48). Сообщение о селе Константиново (рубрика «Лит. места России», с.276-277). Прослушивание стих-й в актёрском исполнении, обсуждение. Поэт. изображение родной природы. Образ малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.

Знаютсведения о детстве и юности С.А.Есенина (кратко).

выразительно читают стихотворения, использовать теоретико-литературные понятия в речи, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, оценивать актёрское чтение.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7409/conspect/245201/

63

64

16.02

17.02











П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка».

2

Урок изучения нового материала

Слово о П.П.Бажове. чтение вступительной статьи о писателе (с.52-53). Выразительное комментированное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя, его стремление к мастерству. Словарная работа.

Рассказывают о детстве и юности П.П.Бажова (кратко), сюжет и содержание сказа «Медной горы Хозяйка».

выразительно пересказывают и анализир. фрагменты сказа, характериз. героев и их поступки, соотносят реальное и фантастическое в повествовании, выясняют значение незнакомых слов,находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7404/conspect/247472/

65

20.02

24.02











Мир сказов П.П.Бажова.

2

Урок внекласс-ного чтения

Викторина по сказам П.П.Бажова. своеобразие языка сказов П.П.Бажова. особенности жанра сказа. Сказ и сказка – общее и различное. Иллюстрации палехских мастеров к сказу. Представление рисунков учащихся.

Пересказыв.сюжеты и содержание сказов П.П.Бажова.

выразительно пересказывают фрагменты сказов, сопоставл. произведения литературы и живописи, связь произведений П.П.Бажова с фольклором.

https://ppt4web.ru/literatura/volshebnyjj-mir-skazov-bazhova.html

66

67

68

27.02

02.03

03.03









К.Г.Паустовский. Сказка «Тёплый хлеб».

3

Урок изучения нового материала

Слово о К.Г.Паустовском. беседа по пр-м писателя, прочитанным ранее. История страны в сказке «Тёплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказе. Роль сил природы в сказке. Предостережение против «охлаждения сердца». Доброта и сострадание, победа добра над злом. Фольклорные мотивы в сказке. Словарная работа.

Читают статьи о писателе, участв. В викторине, бесед. по содержанию сказки, работают над образами главных героев сказки.


Выпис. сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7403/conspect/300971/

69

70

06.03









К.Г.Паустовский.

Рассказ «Заячьи лапы».

1

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Бережное отношение ко всему живому. Средства создания образов в рассказе. Речевая характеристика персонажей. Прослушивание рассказа в актёрском исполнении, обсуждение. Словарная работа.

Выборочно пересказывают, словесно рисуют.

Составить план рассказа.

Отметить в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном.

Работа с иллюстрациями и соотнесение их с текстом.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_literaturi_v_5_klasse_po_rasskazu_kgpaustov_145516.html

71

72

13.03

16.03









С.Я.Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев».

2

Урок изучения нового материала

Слово о С.М.Маршаке. Беседа по произведениям писателя для детей. Драма как род литературы (начальные представления). Особенности жанра пр-я «Двен. месяцев». Связь пьесы-сказки с фольклором. Прослушивание фр-в пьесы в актёрском исполнении, обсуждение. Словарная работа.

Рассказ.сведения о детстве и юности С.Я.Маршака (кратко), сюжет и содержание сказки «Двенадцать месяцев», признаки драмы как рода литературы. Объясняют жанровые особенности произведения, выясняют значение незнакомых слов, оценивают актёрское чтение

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7401/main/298169/

73

17.03





Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»..

1

Комбинированный урок

Фантастическое и реальное в пьесе-сказке. Положительные и отрицательные герои. Речевая характеристика персонажей. Чтение статей «Прочитайте, это интересно!» «Сказки народные и литературные» (с.99-102).

Инсценируютпод рук. учителя спектакля по пьесе-сказке


https://resh.edu.ru/subject/lesson/7401/conspect/298164/

74

75

20.03









А.П.Платонов. Рассказ «Никита».

1

Урок изучения нового материала

Слово об А.П.Платонове. Комментированное чтение рассказа «Никита». Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представлений о фантастике. Единство главного героя с природой, одухотворение природы. Составление плана рассказа.

сведения о детстве и начале литературной деятельности А.П.Платонова, сюжет и содержание рассказа «Никита».

Составл. План рассказа о герое герое.

Отвеч. на вопрос:какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7400/conspect/304882/

76

77

23.03











Рассказ «Никита». Душевный мир мальчика.

1

Урок-беседа

«Доброе сердце» Никиты. Оптимистическое восприятие окружающего мира героем. Жизнь как борьба добра и зла. Мирный труд – условие счастья. Прослушивание фрагментов пьесы в актёрском исполнении, обсуждение.


выразительно читают фрагменты рассказа, характер. героев и их поступки.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7400/conspect/304882/

78

79

03.04

06.04





В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

2

Урок изучения нового материала

Слово о В.П.Астафьеве. сообщение о деревне Овсянка (рубрика «Литературные места России», с.278). автобиографичность рассказа «Ваасюткино озеро», история его создания. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Словарная работа. Словесное рисование.

Пересказывают историю с глухарем.

Отвеч. На вопрос: зачем эта история

введена писателем в рассказ?

Читают по ролям эпизод встречи

Васютки с экипажем бота «Игарец»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7399/conspect/301527/








80

81

07.04

10.04





Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

2

Урок-беседа

Понимание героем природы, его любовь к ней. Следование «таёжным законам». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения). Образ Енисея. Иллюстрации к рассказу.

Пересказывают от 1 лица эпизода «Первая ночь в лесу». Составл. Киносценария на тему «Как Васютка заблудился». Составляют

лексический ряд, раскрывающий смену чувств и мыслей героя

1.Какой изображена русская природа в творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева (по одному произведению)?

2.Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева (по одному произведению)?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7399/start/301528/

82

83

84

13.04

14.04

17.04


ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ НА ТЕМУ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ»

Л.А.Кассиль. «Дорогие мои мальчишки». Ю.Я.Яковлев. «Девочки с Васильевского острова».

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…».

3

Урок изучения нового материала

Чтение и обсуждение статьи «Только доблесть бессмертно живёт…» Слово об А.Т.Твардовском. патриот. подвиги в годы Великой Отечественной войны. Жанровые особ-ти баллады «Рассказ танкиста». Сопоставление стихотворения с балладой М.Ю.Лермонтова «Бородино». Прослушивание стих-я в актёрском исполнении, обсуждение.

сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского и К.М.Симонова (кратко), содержание стихотворений о Великой Отечественной войне.

выразительно читают стихотворения, сопоставляют литературные произведения друг с другом, объясняют жанровые особенности произведений..

https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturi-na-temu-poeti-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-a-t-tvardovskiy-rasskaz-tankista-k-m-simonov-mayor-privez-293643.html

85

86

87

20.04

21.04

24.04


Писатели и поэты ΧΧ века о Родине, родной природе и о себе.

3

Уроки-практикумы

Стихотворные лирические пр-я о родной природе как выражение поэтического восприятия окруж. мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России.

Знают содержание стихотворений поэтов ΧΧ века. Выполняют задания по темам «Тема Родины», «Пейзаж», «Средства художествен-ной выразитель-ности (эпитет, метафора, образ-символ и т.д.)»


https://resh.edu.ru/subject/lesson/7374/conspect/244945/

88

89

27.04

28.04







Писатели улыбаются. Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю.Ч.Ким «Рыба-кит».

2

Урок изучения нового материала

Слово о С.Чёрном и Ю.Ч.Киме. образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Роль игры в формировании личности ребёнка. Мир природы в рассказах С.Чёрного. значений названий рассказов. Развитие понятия о юморе. Способы создания юмористического в рассказах С.Чёрного и песнях Ю.Кима.

сведения о жизни и творчестве С.Чёрного и Ю.Ч.Кима (кратко), содержание рассказов С.Чёрного и песен Ю.Ч.Кима. Сопоставляют литературные произведения друг с другом, характериз. героев и их поступки, находят в тексте изобразительно-выразительные средства

https://uchitelya.com/literatura/103114-metodicheskaya-razrabotka-uroka-pisateli-ulybayutsya.html

90

91

04.05

05.05


ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. К.Булычев. «Девочка, с которой ничего не случится»

2

Урок изучения нового материала


Воспринимают и выразительно читают прозаический текст


92

08.05







ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р.Г.Гамзатов. «Песня соловья». М.Карим. «Эту песню мать мне пела»

1

Урок изучения нового материала

Литература народов Российской Федерации

выразительно читают фрагменты рассказа, характер. героев и их поступки.


93

94

11.05

12.05











ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Д.Дефо «Робинзон Крузо»

2

Урок изучения нового материала

Слово о Д.Дефо. особенности повествования в романе «Робинзон Крузо». Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. Вера в разум человека. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Роль дневника героя. Робинзон как вечный образ литературы.

Выразительно пересказывают текст, характериз. героя и его поступки, прослежив. изменения в поведении и характере героя. Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений( Д, Дефо «Робинзон Крузо», В.П.Астафьев «Васюткино озеро», С.Чёрный «Игорь-Робинзон»)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7414/conspect/307641/

95

15.05



Х.К.Андерсен «Снежная королева». Сюжет и герои сказки.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Очерк К.Г.Паустовского «Великий сказочник». Особенности сюжета и композиции сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева». Реальное и фант. в сказке. Символ. смысл фантаст. образов и худ. деталей. Выборочный пересказ. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Словарная работа.

Инсценир. фрагменты произведения.

Подбирают цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «баллада», «деталь», «символ», «аллегория».

Создают собственных иллюстраций к произведениям.


https://resh.edu.ru/subject/lesson/7413/conspect/311019/

96

97

18.05

19.05



Победа добра над злом в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

2

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, маленькая разбойница и др.). В чём сила Герды ? Победа добра, любви и дружбы. Роль природы в сказке. Выборочный пересказ. Сопоставл. сказки Х.К.Андерсена со сказкой А.С.Пушкина. Иллюстрации к сказке

Рассказывают интересные события из жизни Андерсена, называют признаки жанра произведения Андерсена, определ. особенности авторской сказки, доказывают, используя примеры из текста, каким Андерсен представляет мир, который любит, какой мир ему противопоставляет. Отвечают на один из проблемных вопросов:

1.Почему Герда победила Снежную королеву?

2.Какие герои олицетворяют добро и зло в сказках Андерсена?

3.О чём мечтал Андерсен в своих сказках?

4.Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?


https://resh.edu.ru/subject/lesson/7413/conspect/311019/

98

22.05


Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа (диктант).

1

Уроки контроля и коррекции знаний.

Выполнение контрольного теста

Соблюдают орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма. Учатся приёмам самостоятельной работы.


99

25.05


М.Твен «Приключения Тома Сойера».

1

Урок-беседа

Слово о М.Твене. Чтение вступительной статьи о писателе (с.241-242). Беседа о книгах М.Твена, прочитанных ранее. Роман «Приключения Тома Сойера».

Рассказывают сведения о жизни и творчестве М.Твена (кратко), сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера». Пересказ

эпизода (игра Тома и Джеда в Робин Гуда), сравнение Тома и Сида в эпизоде (Сид съел сахар и сва -лил вину на Тома).


https://resh.edu.ru/subject/lesson/7411/conspect/299103/

100

26.05


М.Твен «Приключения Тома Сойера».

1

Урок-беседа

Том и Гек, дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома.Том и Беки, их дружба.

Пересказ

эпизода (игра Тома и Джеда в Робин Гуда), сравнение Тома и Сида в эпизоде (Сид съел сахар и сва -лил вину на Тома). Анализ сцены «В пещере».

инсценируют эпизоды романа, оценивают актёрское чтение, характериз. героев и их поступки

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7411/conspect/299103/

101

29.05


Дж.Лондон

«Сказание о Кише».

1

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Слово о Дж.Лондоне. чтение вступительной статьи о писателе (с.258-259). Тема взросления подростка в «Сказании о Кише». Уважение взрослых. Характер мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства.

Рассказывают о жизни и творчестве Дж.Лондона (кратко), сюжет и содержание рассказа «Сказание о Кише».

выразительно пересказывают текст, характер. героев и их поступки находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль,

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7410/conspect/305384/

102

30.05


Дж.Лондон

«Сказание о Кише».

1

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Особ-ти жанра, мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Изобразительно-выраз. средства, их роль в рассказе, Составление цитатного плана рассказа. Иллюстрации к произвед.

составляют цитатный план рассказа, сопоставл. героев разных литературных произведений (В.П.Астафьев «Васюткино озеро», Дж.Лондон «Сказание о Кише». ), соп. литературные произведения с иллюстрациями к ним.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7410/conspect/305384/

103



Итоговое повторение

1

Урок повторения и обобщения изученного

Беседа по вопросам. Представление учащимися книг, прочитанных за год, рисунков к ним. Выставка сочинений и рисунков. Викторина.

Знаютсодержание и героев прочитанных произведений.

пересказывают прочитанные пр-я и их отдельные эпизоды, анализир. поэтические и прозаические тексты, хар-т героев и их поступки, строят развёрнутые высказывания на основе прочитанного, аргументир. свою точку зрения.


105



Итоговое повторение

1

Урок повторения и обобщения изученного

Беседа по вопросам. Представление учащимися книг, прочитанных за год, рисунков к ним. Выставка сочинений и рисунков. Викторина.

Знаютсодержание и героев прочитанных произведений.

пересказывают прочитанные пр-я и их отдельные эпизоды, анализир. поэтические и прозаические тексты, хар-т героев и их поступки, строят развёрнутые высказывания на основе прочитанного, аргументир. свою точку зрения.