СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по литературе, авторской программы В.Я. Коровиной и Федерального государственного общеобразовательного стандарта. Содержит следующие разделы: название темы, содержание урока, цели и задачи, виды контроля, УУД. Рассчитано на 70 учебных часов.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс.»

МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»




Утверждаю

Директор школы ___________ О.В. Зоткина

Приказ № _____ от ________2018 г.





Календарно-тематическое планирование

по предмету «Литература»

8 класс

2018-2019 учебный год






Учитель Н.Н. Дробышева












Календарно-тематическое планирование


Пояснительная записка.



  • Предмет литература


Класс 8

Количество часов в неделю 2

Количество часов в год 70



  • Плановых контрольных уроков:


контрольных работ 3

сочинений 3


Учебник: В.Я. Коровина. Литература 8.- М.: Просвещение, 2017 – 2018.



  • Типы уроков:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания

Р – урок рефлексии

ОК – урок обучающего контроля знаний

К- итоговый контроль знаний

Рр – урок развития речи

ВУ – вводный урок

УОН – урок общеметодической направленности




  • Универсальные учебные действия:

П – познавательные

К – коммуникативные

Р – регулятивные


п\п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

УУД




Дата планир.

Дата фактич.


1.

Введение (1 ч.). Русская литература и история.

ВУ

Связь истории и литературы, понятие «художественный образ».

Знать: содержание и героев произведе­ний, изученных в 5-7 классах; основную проблему изучения литературы в 8 классе (тесная связь литературы и истории); по­нятие историзм.

Уметь: строить высказывания о прочитан­ных книгах; пересказывать прочитанные произведения и характеризовать их героев.

Тест, вопро-сы и задания


Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения.

 Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе




Устное народное творчество (2 часа)

2.

Русские народные песни.

УОН

Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

Знать: особенности жанра народной пес­ни; виды лирических песен (любовные, семейные, шуточные, обрядовые, причи­тания-плачи); отличительные черты исто­рических песен, частушек.

Уметь: исполнять народные песни; разли­чать виды народных песен; находить общее и различное в былинах и исторических пес­нях; находить в поэтических текстах изобра­зительно-выразительные средства и опре­делять их роль; описывать иллюстрации; оценивать исполнительское мастерство.

Тест, вопро-сы и задания

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: стро-ить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической. 




3.

Предания.

УНЗ

Предания как жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы преданий Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». 

Знать: особенности жанра предания;

со­держание преданий о Пугачеве и Ермаке.

Уметь: отмечать общее и различное в ле­гендах, былинах, сказках, преданиях; вы­разительно читать предания, определять их тему и идею; характеризовать героев и их поступки;

со­поставлять содержание предания с репро­дукцией картины на историческую тему; оценивать актерское чтение.

Выразительное чтение преда­ний, характе­ристика

геро­ев, вопросы и задания.

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.



Из Древнерусской литературы (2 часа)

4.

«Повесть о житии и о храб­рости бла­городного и великого князя Александ­ра Невско­го».

УНЗ

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Особенности содержания и формы воинской повести и жития

Знать: основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести; историческую основу и содержание «Жития Александра Невско­го».

Уметь: выразительно читать текст, опре­делять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и составлять словарик; сопоставлять повесть с произведениями живописи.

Выразитель-ное чтение пове­сти, вопросы и задания

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения




5.

Повесть «Шемякин суд». Сатирическая повесть как жанр древнерус­ской литературы.

УОН

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Знать: основные черты сатирической повести как жанра древнерусской литера­туры; сюжет и содержание повести «Ше­мякин суд».

Уметь: - выразительно читать и пересказы­вать повесть, определять ее тему и идею; определять соотношение действительных и вымышленных событий повести; нахо­дить в тексте изобразительно-выразитель­ные средства и определять их роль; харак­теризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи; оценивать актерское чтение.

Вопросы и за­дания ,

рубрика «Раз­вивайте дар слова»

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания



Из русской литературы XVIII века (3 часа)

6.

Д.И. Фон­визин. Комедия «Недо­росль».

УНЗ

Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Знать: сведения о жизни и творчестве Д.А. Фонвизина; сюжет и содержание комедии «Недоросль»; теоретико-лите­ратурные понятия драма, юмор, сатира, сарказм; средства создания комического; особенности языка ХУШ века.

Уметь: выразительно читать комедию по ролям; давать речевые характеристики героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять комедию с иллюстра­циями к ней.

Пересказ

ста­тей о Д.А. Фон­визине, выразительное чтение по ро­лям, характе­ристика

геро­ев, вопросы и задания

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельности;

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.




7.

Анализ эпизода комедии Д.И. Фон­визина «Недо­росль».

УОН

Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Практикум.

Знать: сюжет и содержание комедии.

Уметь: выделять эпизод в тексте коме­дии, определять его тему, место и роль в композиции; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их по­ступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений.

Выразительное чтение по ро­лям, вопросы и задания

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: приме-нять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.




8.

Подготов­ка к сочинению по произ­ведениям фолькло­ра, древ­нерусской литера­туры, литературы ХУШ века.

Рр

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века».

Знать: содержание и героев произведе­ний, прочитанных ранее.

Уметь: анализировать поэтические и про­заические произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.

Обсуждение плана, устные сочинения по плану.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. 

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.



Из русской литературы XIX века (32 часа)

9.

И.А. Кры­лов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

УНЗ

И.А.Крылов. Слово о поэте. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

Знать: - сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова; историческую основу и содержание басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз»; теоретико-литературные понятия эзопов язык, аллегория, мораль.

Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанным произведениям; оценивать актерское чтение; сопоставлять басни с иллюстрациями к ним.

Выразитель-ное чтение басен, вопросы

Познавательные: 

уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: 

уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: 

уметь определять общую цель и пути ее достижения.




10.

И.А. Кры­лов - поэт и мудрец.

Р

И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Басни Крылова по выбору учащихся, их особенности содержания и художественной формы.

Знать: о много-гранной деятельно-сти И.А. Крылова; истории создания басен; басню «Обоз» наизусть.

Уметь: выразительно читать басни на­изусть, определять их темы и идеи; харак­теризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать выразительность чтения.

Сообщения, выразитель­ное чтение наизусть

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: 

уметь анализировать текст жития; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. форми-ровать операциональный опыт.

Коммуникативные: 

уметь читать вслух и понимать прочитанное.



11.

К.Ф. Ры­леев. Дума «Смерть Ермака».

УНЗ

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерь Ермака» и ее связь с русской историей.

Знать: сведения о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание думы «Смерть Ермака».

Уметь: выразительно читать думу; нахо­дить в поэтическом тексте изобразитель­но-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведе­ниями других видов искусства; оценивать актерское чтение.

Выразитель­ное чтение думы, вопросы и задания

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам).

Регулятивные: 

применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: 

формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике.




12.

Историче­ская тема в твор­честве А.С. Пуш­кина.

УНЗ

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Знать: - сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; содержание и героев про­изведений поэта и писателя на историче­скую тему.

Уметь: выразительно читать текст, опре­делять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравни­тельную характеристику произведений и героев; сопоставлять литературные про­изведения с произведениями других видов искусства.

Сообщения, вопросы и за­дания

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.



13.

А.С. Пуш­кин «Ис­тория Пу­гачевского бунта».

УНЗ

А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. (на основе изученного в 6-7 классах).  «История Пугачева» (отрывки). Исторические факты.

Знать: историче-скую основу и содержа­ние «Исто-рии Пугачевского бунта».

Уметь: пересказывать текст; давать срав­нительную характеристику историческо­го труда А.С. Пушкина и современных данных о восстании Пугачева; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведение А.С. Пушкина с произведе­нием живописи, с народной исторической песней.

Комментиро­ванное чтение отрывков из произведе­ния, пере-сказ текста.


Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.



14.

Твор­ческая история романа А.С. Пуш­кина «Ка­питанская дочка».

УОН

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Знать: историческую основу, сюжет и со­держание романа «Капитанская дочка»; теоретико-литературные понятия роман, хроника, историзм, прототип.

Уметь: пересказывать текст; сопоставлять героев романа с их историческими про­тотипами; находить общее и различное в произведениях на одну тему (историче­ский труд и роман.

Вопросы и за­дания

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам).

Регулятивные: 

применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: 

формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике.




15.

Жизнен­ный путь Петра Гринева

Р

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

Знать: сюжет и содержание романа.

Уметь: ориентироваться в тексте; анали­зировать эпизоды романа; составлять план устного рассказа; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную ха­рактеристику героев.

Вопросы и за­дания

Познавательные: 

узнавать, называть . и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: форми-ровать ситуацию саморе-гуляции эмоциональных состояний, т. е. формиро-вать операциональный опыт. 

Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.



16.

Маша Миронова - нравствен­ный идеал А. С. Пуш­кина.

Р

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

Знать: сюжет и содержание романа.

Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о героине; характеризо­вать героиню и ее поступки, давать им нравственную оценку.

Устные расска­зы, вопросы и задания

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа(тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.



17.

Образ Пугачева в произ­ведениях А. С. Пуш­кина.

УОН

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Знать: сюжет и содержание романа.

Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нрав­ственную оценку; объяснять роль дина­мического портрета, фольклорных произ­ведений в создании образа; сопоставлять роман с произведениями живописи.

Вопросы и за­дания

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Коммуникативные:

 уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаклю-чение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.



18.

Гуманизм и историзм А.С. Пуш­кина.

УОН

Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Урок-семинар.

Знать: сюжет и содержание романа; по­нятие реализм в литературе; особенности композиции романа.

Уметь: выразительно пересказывать эпи­зоды романа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять литера­турное произведе-ние с иллюстрациями к нему; составлять план и подбирать мате­риалы по теме сочинения.


Вопросы и за­дания

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.



19.

А.С. Пуш­кин. Сти­хотворения «19 ок­тября» (1825 года), «Туча», «К***» («Я помню чудное мгнове­нье...»).

УОН

А.С. Пуш­кин. Сти­хотворения «19 ок­тября» (1825 года), «Туча», «К***» («Я помню чудное мгнове­нье...»).

Знать: содержание, основные темы и мо­тивы стихотворений А.С. Пушкина; эле­менты анализа поэтического текста.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть и определять их жанр; анали­зировать поэтические тексты.

Выразитель­ное чтение наизусть, вопросы

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания



20.

А.С. Пуш­кин. Повесть «Пиковая дама».

ВЧ

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести.

Знать: сюжет и содержание повести

«Пи­ковая дама».

Уметь: анализи-ровать произведе-ние, определять его тему и идею; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нрав­ственную оценку;

Пересказ

эпи­зодов повести,

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.



21.

Контроль­ная работа по твор­честву А.С. Пуш­кина.

К

Контроль знаний по творчеству А.С. Пушкина.

Знать: сюжеты, героев и проблематику произведений А.С. Пушкина.

Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочине-ния-рас­суждения

Контрольная работа

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.




22.

Вопло­щение историче­ской темы в твор­честве М.Ю. Лер­монтова.

УОН

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах).

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; содержание и героев произведений поэта на историческую тему; особенности историзма М.Ю. Лер­монтова.

Уметь: выразительно читать произведе­ния, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристи­ку произведений и героев.

Сообщения, вопросы и за­дания

Познавательные: 

выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.




23-24.

Сюжет и герой поэмы М.Ю. Лер­монтова «Мцыри».

УОН

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природ в поэме.

Знать: сюжет и содержание поэмы

«Мцы­ри»; теоретико-литературные поня-тия поэ­ма, романти-ческая поэма, романтический герой, историзм.

Уметь: выразительно читать и анализиро­вать поэму, определять ее тему и идею.

Выразитель­ное чтение, характе-

ристика героя,

вопросы

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.




25.

Подготов­ка к со­чинению по поэме М.Ю. Лер­монтова «Мцыри».

Рр

Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Знать: сюжет и содержание поэмы.

Уметь: определять тему и идею произ­ведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.

Обсуждение тем сочине-ния, составление плана, подбор материалов

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. 

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.



26.

Историческая тема в художественном творчестве Н.В. Го­голя.

УНЗ

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; содержание и героев произ­ведений писателя на историческую тему; особенности историзма Н.В. Гоголя.

Уметь: выразительно пересказывать про­изведения, определять их тему и идею; находить в тексте изобрази-тельно-выра­зительные средства и определять их роль; давать сравните-льную характери-стику произведений и героев.

Сообщения, выразитель­ное чтение фрагментов комедии

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.




27.

«Ревизор» Н.В. Гого­ля как со­циальная комедия.

УНЗ

Н.В.Гоголь . «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки.

Знать: историю создания, сценическую судьбу, сюжет и содержание комедии «Реви­зор»; оценку произведения современниками.

Уметь: определять тему комедии; выра­зительно читать текст по ролям; характе­ризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов.

Вопросы, руб­рика «Пораз­мышляем над прочитанным»)

Познавательные: 

выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.




28.

Разоблаче­ние поро­ков чинов­ничества в комедии Н.В. Гого­ля «Реви­зор».

УОН

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.

Знать: сюжет и содержание комедии; приемы сатирического изображения (несоответствие, речевая характеристика, самоха-рактеристика, гротеск, значимые фамилии); теоретике-литературные поня­тия комедия, сатира, юмор.

Уметь: выразительно читать текст по ро­лям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопо­ставлять комедию с иллюстрациями к ней.


Вопросы и за­дания

Познавательные: 

узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. 

Коммуникативные: 

уметь читать вслух и понимать прочитанное




29.

Хлестаков и хлеста­ковщина.

УОН

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

Знать: сюжет и содержание комедии;

тео­ретико-литературное понятие миражная интрига; мнения критиков об образе Хле­стакова.

Уметь: прослеживать развитие комедий­ного действия; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их по­ступки; выяснять значение незнакомых слов.

Вопросы и за­дания

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. 

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.



30.

Особенно­сти компо­зиционной структуры комедии Н.В. Гого­ля «Реви­зор».

Р

Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению.

Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературные понятия сюжет, композиция, завязка, развитие действия, кульминация, истинная и ложная развязка.

Уметь: анализировать текст, определять его основную мысль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.

Вопросы и за­дания. обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов

Познавательные: 

выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.




31.

Образ «ма­ленького человека» в повести Н.В. Гого­ля «Ши­нель».

УНЗ

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

Знать: сюжет и содержание повести «Ши­нель»; теоретико-литературное понятие образ «маленького человека».

Уметь: прослеживать развитие образа «маленького человека» в русской литера­туре; определять тему и основную мысль произведения; выразительно читать, пере­сказывать и анализировать текст; характе­ризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов

Пересказ

эпи­зодов повести, характеристика героев, анализ текста,

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. 

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.



32.

Мечта и действи­тельность в повести Н.В. Гого­ля «Ши­нель».

УОН

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повести.

Знать: сюжет и содержание повести.

Уметь: выразительно читать, пересказы­вать и анализировать текст; характеризо­вать образ Петербурга, видеть социальные контрасты в его изображении

Характери­стика образа Петербурга, анализ

тек­ста, вопросы и задания

Познавательные: 

выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.




33.

М.Е. Сал­тыков-Щедрин. Роман «История одного города» (отрывок.).

УНЗ

М.Е.Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и со­держание «Истории одного города»; тео­ретико-литературные понятия пародия, сатира, юмор, гипербола, гротеск, эзопов язык, аллегория, ирония; средства создания комического.

Уметь: выразительно читать текст; да­вать сопоставительную характеристику произведений («История...» и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, басни и др.); характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выра­зительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и выражений.

Выразительное чтение фраг­ментов романа, сравнительная характеристика произведе­ний, вопросы и задания


Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: 

уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.




34.

М.Е. Сал­тыков-Щедрин. Анализ эпизода романа.

УОН

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.

Знать: сюжет и содержание «Истории...».

Уметь: выделять эпизод в тексте произве­дения, пересказывать его, определять его тему, место и роль в композиции; характе­ризовать героев.

Выразитель-ное чтение по ро­лям и анализ эпизода романа, характеристика героев



Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. 

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологи-ческое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.



35.

Контроль­ная работа по твор­честву М.Ю. Лер­монтова, Н.В. Го­голя,М.Е. Сал­тыкова-Щедрина.

К

Контроль знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова –Щедрина.

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочине-ния-рас­суждения; аргументировать свою точку зрения.

Контрольная работа

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.




36.

Н.С. Лес­ков. Рассказ «Старый гений».

УНЗ

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Понятие «нравственные проблемы» Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.С. Лескова; сюжет и содержание рас­сказа «Старый гений»; способы создания образов в произведении; теоретико-лите­ратурные понятия рассказ, художествен­ная деталь.

Уметь: объяснять особенности жанра рас­сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопостав­лять рассказ с иллюстрациями к нему.

Сообщения, выразитель-ное чтение, харак­теристика

ге­роев

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. 

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологи-ческое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности



37.

Л.Н. Тол­стой. Рас­сказ «По­сле бала».

УНЗ

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Понятие «социальн-нравственные проблемы» Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.

Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; историю создания, сюжет и содержание рассказа «После бала»; спо­собы создания образов; теоретико-литера-турные понятия рассказ,конфликт.

Уметь: выразительно читать и переска­зывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять противоречия между сословиями и внутри сословий; объяс­нять значение слов, называющих реалии XIX века.

Выразитель-ное чтение и пере­сказ эпизодов, элементы анализа текста,

во­просы.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: 

уметь определять общую цель и пути ее достижения.




38.

Художе­ственное своеоб­разие рассказа Л.Н. Тол­стого «По­сле бала».

УОН

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа.

Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия худо­жественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог, психологизм; способы изображения внутренней жизни героя.

Уметь: определять особенности компо­зиции (рассказ в рассказе); выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; выполнять сопоставительный ана­лиз частей рассказа; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему.

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова».


Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: 

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.




39.

Поэзия родной природы.

УОН

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.

Знать: содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе; одно стихо­творение наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использо-вать теоретико-литературные понятия в речи; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; сопостав­лять произ-ведения литературы, живописи и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные сред-ства и определять их роль; оценивать актерское чтение.

Выразитель­ное чтение наизусть

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: 

уметь читать вслух и понимать прочитанное




40.

Слово об А.П. Чехове. Переосмысление А.П. Чеховым темы «маленького человека». Рассказ «О любви» - история об упущенном счастье.

УОН

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание расска­за «О любви»; теоретико-литературные понятия композиция, деталь, психологизм, пейзаж.

Уметь: строить развернутые выска-зыва­ния на основе прочитанного; хара-ктеризо­вать героев и их поступки; прослеживать изме-нения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; сопо-ставлять рассказ с иллюстрациями к нему.

Чтение вступитель­ной статьи об А.П.

Чехо­ве

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формиро-вать умения работать по алгоритмам).

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимо-действия.




Из русской литературы XX века (21 час).

41.

Слово об И.А. Бунине. Рас­сказ «Кав­каз».

УНЗ

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика.

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; особенности историзма пи­сателя; сюжет и содержание рассказа «Кав­каз»; теоретико-литературные поня-тия психологизм, драматизм, деталь, пейзаж.

Уметь: выразительно читать рассказ; строить развернутые высказывания на ос­нове прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстра­циями к нему.

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»


Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.




42.

Слово об А.И. Куприне. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

УНЗ

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Знать: - сведения о жизни и творчестве А.И. Куприна; особенности прозы пи­сателя.

Уметь: характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную харак­теристику героев.

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»


Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.



43.

Диспут «О счастье, о любви». Обсуждение проблемного вопроса «Что значит быть счастливым?» (на материале произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Р

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна

Знать: содержание и героев произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Уметь: строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного; аргументи­ровать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнитель­ную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения друг с другом.


Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.



44.

Подготов­ка к со­чинению по произ­ведениям Н.С. Лес­кова, Л.Н. Тол­стого, А.П. Че­хова, И.А. Бу­нина, А.И. Куп­рина.

Рр

Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: анализировать литературные про­изведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.

Подготовка к сочинению (подбор ма­териалов)


Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. 

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологи-ческое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.



45.

Историче­ская тема в творче­стве А.А. Блока. «На поле Кулико­вом».

УНЗ

А.А.Блок Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Кулико­вом». Образ Росси и ее истории.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Блока; содержание цикла «На поле Куликовом»; теоретико-литературные по­нятия цикл, историзм, народность; особенности

Уметь: выразительно читать стихотворе­ние, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль.

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зави-симости от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: 

выполнять учебные дей-ствия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих дей-ствий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.




46.

А.А. Блок. Стихо­творение «Россия».

УОН

Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ Росси и ее истории.

Знать: содержание цикла «На поле Кули­ковом», стихотворения «Россия».

Уметь: выразительно читать стихотворе­ние, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль.

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: 

уметь читать вслух и понимать прочитанное




47.

Слово о С.А. Есенине. Поэма «Пугачев» (отрывки).

УНЗ

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему.

Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина; сюжет и содержание поэмы «Пугачев»; теоретико-литературное поня­тие драматическая поэма.

Уметь: выразительно читать поэму, опре­делять ее тему и идею; находить в поэтиче­ском тексте изобразительно-выразитель­ные средства и определять их роль.

Чтение вступитель­ной статьи о С.А. Есени­не

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формули-

ровать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: 

уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.




48.

Образ Пугачева в фольк­лоре, в произ­ведениях А.С. Пуш­кина, С.А. Есенина.

УОН

Урок – конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведения А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.

Знать: сюжеты и содержание народного предания о Пугачеве, романа А.С. Пушки­на «Капитанская дочка», поэмы С.А. Есе­нина «Пугачев».

Уметь: сопоставлять литературные произ­ведения друг с другом.

Задание руб­рики «Раз­вивайте дар слова».

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формули-

ровать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: 

уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.




49.

И.С. Шме­лев. Рас­сказ «Как я стал пи­сателем».

УНЗ

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминания на пути к творчеству.

Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Шмелева; сюжет и содержание рас­сказа «Как я стал писателем».

Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими произведения­ми литературы (А.П. Платонов «Никита»); определять жанр произведения.

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»


Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.



50.

Слово о М.А. Осоргине. Сочетание фантастики и реаль­ности в рассказе «Пенсне».

УНЗ

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Осоргина; сюжет и содержание рас­сказа «Пенсне».

Уметь: выразительно читать, пересказы­вать и анализировать произведение.

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»


Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информа-цию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный ма-териал, осознавать качес-во и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулиро-вать свои затруднения.



51.

Журнал «Сати­рикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработан­ная "Сати­риконом"» (отрывки).

УНЗ

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом»(отрывки).

Знать: сведения о журнале «Сатирикон» и его авторах; содержание «Всеобщей ис­тории...»; способы создания комического.

Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и пересказывать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять литера­турное произведение с иллюстрациями к нему.

Выразитель­ное чтение, анализ текста, вопросы и

за­дания

Познавательные: 

выделять и формули-ровать познавательную цель.

Регулятивные: 

применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации




52.

Тэффи «Жизнь и ворот­ник». М.М. Зо­щенко «История болезни».

УОН

Тэффи «Жизнь и ворот­ник». М.М. Зо­щенко «История болезни».

Знать: сведения о жизни и творчестве Тэффи и М.М. Зощенко; сюжеты и со­держание рассказов «Жизнь и воротник», «История болезни».

Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и ана­лизировать текст, определять его тему и идею.

Выразитель­ное чтение, анализ текста, вопросы и

за­дания

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информа-цию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный ма-териал, осознавать качес-во и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулиро-вать свои затруднения.



53.

А.Т. Твар­довский. Поэма «Василий Теркин». История создания поэмы «Ва­силий Теркин».

Роль поэмы в годы Великой Отечественной войны.

УНЗ

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». История создания. Картины фронтовой жизни в поэме.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т.

Твардовского; историю создания и содержание поэмы «Василий Теркин»; сведения по истории Великой Отечествен­ной войны; оценку поэмы современника­ми, критиками.

Уметь: выразительно читать поэму, опре­делять ее тему и идею.

Выразитель­ное чтение, анализ текста, вопросы и

за­дания

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. 

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологи-ческое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.



54.

Образ русского солдата в поэме А.Т. Твар­довского «Василий Теркин». Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.

УОН

Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина.

Знать: содержание поэмы; понятия но­ваторство, обобщенный образ; традиции русской литературы в создании образов защитников Родины.

Уметь: выразительно читать поэму; харак­теризовать героя и его поступки; просле­живать развитие характера героя.

Выразитель­ное чтение, анализ текста, вопросы и

за­дания

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формули-

ровать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: 

уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.




55.

Художест­венные особенно­сти поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Р

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин».

Разговорный стиль и просторечия в поэме.


Знать: содержание поэмы; теоретико-

ли­тературные понятия жанр, сюжет, компо­зиция, авторские отступления, народность; особенности языка поэмы.

Уметь: выразительно читать поэму; нахо­дить в поэтическом тексте изобразитель­но-выразительные средства и определять их роль; находить юмористические сред­ства создания образа; сопоставлять поэму с иллюстрациями к ней.

Анализ текста

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: 

уметь читать вслух и понимать прочитанное




56.

А.П. Пла­тонов. Рассказ «Возвра­щение». Нравственная проблематика рассказа.

УОН

А.А.Платонов Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рас­сказа «Возвращение».

Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими литератур­ными произведениями; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие характеров героев; строить раз­вернутые высказывания на основе прочи­танного.

Сообщения, выразитель­ное чтение, элементы анализа

тек­ста

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информа-цию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный ма-териал, осознавать качес-во и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулиро-вать свои затруднения.



57.

Стихи и песни о Великой Отечест­венной войне. Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Р

Урок-конкурс чтецов. Стихи песни о Великой Отечественной войне поэтов-фронтовиков и поэтов послевоенного периода.

Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; истории создания, фронтовые судьбы и тексты песен о Великой Отечест­венной войне.

Уметь: выразительно читать и исполнять песни о Великой Отечественной войне; находить в поэтических текстах изобрази­тельно-выразительные средства и опреде­лять их роль.

Выразитель­ное чтение и исполнение песен.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: 

уметь читать вслух и понимать прочитанное




58.

В.П. Ас­тафьев. Рассказ «Фото­графия, на которой меня нет. Авто­биографический характер рассказа.

УОН

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Знать: сведения о жизни и творчестве В.П. Астафьева; сюжет и содержание рас­сказа «Фотография, на которой меня нет»; теоретико-литературные понятия авто­биографическое произведение, цикл, герой-повествователь.

Уметь: определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выра­зительные средства и определять их роль; объяснять значение диалектных и просто­речных слов.

Аналитиче­ский пересказ, элементы анализа

тек­ста, вопросы и задания

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формули-

ровать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: 

уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.




59.

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

Р

Русские поэты о Родине, родной природе.

Знать: содержание стихотворений поэ­тов XX века о Родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; находить общее и индиви­дуальное в восприятии природы русскими поэтами; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Выразительное чтение на­изусть, элемен­ты анализа

тек­ста

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: 

уметь читать вслух и понимать прочитанное




60.

Поэты русского зарубежья о Родине.

УОН

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Знать: сведения об изгнаннической судь­бе и творчестве поэтов русского зарубе­жья.

Уметь: выразительно читать стихотво­рения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять стихотворения раз­ных авторов на одну тему.

Сообщения, выразитель­ное чтение, элементы ана­лиза текста.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: 

уметь читать вслух и понимать прочитанное




61.

Литература и история.

Р

Литература и история. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Знать: содержание произведений на исто­рическую тему; понятие историзм.

Уметь: анализировать литературные про­изведения на исторические темы; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства.

Вопросы и за­дания


Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информа-цию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный ма-териал, осознавать качес-во и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулиро-вать свои затруднения.



Из зарубежной литературы (7 ч).

62.

У. Шек­спир. Трагедия «Ромео и Джульетта».

УНЗ

У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джулетта». Поединок семейной вражды и любви.

Знать: сведения о жизни и творчестве У. Шекспира; сюжет и содержание траге­дии «Ромео и Джульетта»; теоретико-ли­тературные понятия трагедия, конфликт, сюжет, драматическое произведение; осо­бенности жанра трагедии.

Уметь: выразительно читать текст по ро­лям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие драматического конфликта; сопоставлять трагедию с ил­люстрациями к ней.

Сообщения, выразитель­ное чтение, анализ тек­ста

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формули-

ровать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: 

уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.




63.

У. Шек­спир. Со­неты.

УОН

Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Знать: теоретико-литературное поня­тие сонет; темы и содержание сонетов У. Шекспира.

Уметь: выразительно читать сонеты; находить в поэтических текстах изобрази­тельно-выразительные средства и опреде­лять их роль.

Сообщения, выразитель­ное чтение, анализ тек­ста

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: 

уметь читать вслух и понимать прочитанное




64.

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дво­рянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).

УНЗ

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Знать: сведения о жизни и творчестве Ж.-Б. Мольера (кратко); сюжет и содержа­ние комедии «Мещанин во дворянстве»; теоретико-литературные понятия классицизм, комедия, конфликт, сюжет, сатира; особенности жанра комедии.

Уметь: выразительно читать текст по ро­лям; анализировать эпизоды комедии; характеризовать героев и их поступки; определять приемы сатирического изобра­жения персонажей; прослеживать разви­тие драматического конфликта; сопостав­лять комедию с иллюстрациями к ней.

Вопросы и за­дания


Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания



65.

Дж.Свифт. Ро­ман «Пу­тешествия Гуливе­ра».

УНЗ

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство.

Знать: - сведения о жизни и творчестве Дж. Свифта; сюжет и содержание романа «Пу­тешествия Гулливера».

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступ­ки; сопоставлять роман с иллюстрациями к нему.

Вопросы и за­дания


Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. 

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологи-ческое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.



66.

В. Скотт. Роман «Айвенго».

УНЗ

В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

Знать: сведения о жизни и творчестве В. Скотта; сюжет и содержание романа «Айвенго».

Уметь: характеризовать героев и их по­ступки; строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного.

Вопросы и за­дания


Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания



67.

Итоговая контроль­ная работа.

К

Контроль знаний по курсу.

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рас­суждения; аргументировать свою точку зрения.

Контрольная работа

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.




68.

Подведение итогов года. Задания для чтения летом.

Р

Итоговый урок Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Знать: содержание и героев произведе­ний, прочитанных в 5-8 классах.

Уметь: строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного.

Вопросы и за­дания


Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания



69-70.

Резервные уроки.