Календарно - тематическое планирование
по учебному предмету «Литература»
9 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
|
I | Введение. | 1 | | |
1 | История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. | 1 | | |
II | Из древнерусской литературы. | 7 | | |
2 | Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. | 1 | | |
3 | Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». | 1 | | |
4 | Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. | 1 | | |
5 | Человек и природа в художественном мире поэмы. | 1 | | |
6 | Стилистические особенности «Слова». | 1 | | |
7 | Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. | 1 | | |
8 | Классное сочинение по древнерусской литературе | 1 | | |
III | Из русской литературы XVIII века. | 6 | | |
9 | Основные тенденции развития русской литературы в 18 столетии. | 1 | | |
10 | Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В.Ломоносова | 1 | | |
11 | Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжин) | 1 | | |
12 | Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр, идея. | 1 | | |
13 | Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева. | 1 | | |
14 | Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Н.М. Карамзина | 1 | | |
IV | Литература первой половины XIX века. | 64 | | |
15 | Становление и развитие русского романтизма в первой четверти 19 века. | 1 | | |
16 | Входной контроль (тест) Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве Батюшкова, Жуковского, Рылеева, Баратынского. | 1 | | |
17 | Анализ стихотворения Е.А.Баратынского. | 1 | | |
18 | Подготовка к домашнему сочинению по изученным произведениям литературы XVIII века - первой половины XIX века. | 1 | | |
IV-1 | А. С. Грибоедов. | 10 | | |
19 | Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. | 1 | | |
20 | Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. | 1 | | |
21 | Идеалы и антиидеалы Чацкого. | 1 | | |
22 | Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века. | 1 | | |
23 | Чацкий и Молчалин. | 1 | | |
24 | Образ Софьи в трактовке современников и в нашем видении. | 1 | | |
25 | Особенности создания характеров в комедии «Горе от ума». | 1 | | |
26 | И.А.Гончаров о «Горе от ума». | 1 | | |
27 | Классное сочинение по творчеству А.С. Грибоедова | 1 | | |
28 | Классное сочинение по творчеству А.С. Грибоедова | 1 | | |
IV-2 | А.С.Пушкин. | 18 | | |
29 | Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. | 1 | | |
30 | Темы, мотивы и жанровое много -образие лирики А.С.Пушкина. | 1 | | |
31 | Тема поэта и поэзии. | 1 | | |
32 | Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина. | 1 | | |
33 | Вольнолюбивая лирика. | 1 | | |
34 | Конкурсное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина. | 1 | | |
35 | Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика | 1 | | |
36 | Реализм «Маленьких трагедий». Нравственно-философское звучание пушкинской драматургии | 1 | | |
37 | Реализм «Повестей Белкина». Нравственно-философское звучание пушкинской прозы | 1 | | |
38 | «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. | 1 | | |
39 | Автор и его герой в образной системе романа | 1 | | |
40 | Онегин и Ленский. | 1 | | |
41 | Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. | 1 | | |
42 | Картины жизни русского дворянства в романе. | 1 | | |
43 | Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина» | 1 | | |
44 | В.Г.Белинский о романе. | 1 | | |
45 | Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина | 1 | | |
46 | Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина | 1 | | |
IV-3 | М.Ю.Лермонтов. | 16 | | |
47 | Жизненный и творческий путь. | 1 | | |
48 | Темы и мотивы лермонтовской лирики. Тема свободы и назначения художника. | 1 | | |
49 | Тема одиночества в творчестве поэта. | 1 | | |
50 | Судьба поэта и его поколения. | 1 | | |
51 | Патриотическая тема в поэзии Лермонтова. | 1 | | |
52 | Конкурсное чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова. | 1 | | |
53 | «Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. | 1 | | |
54 | Своеобразие композиции и образной системы романа. | 1 | | |
55 | Автор и его герой. | 1 | | |
56 | Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. | 1 | | |
57 | Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. | 1 | | |
58 | Печорин в ряду других персонажей романа. | 1 | | |
59 | Черты романтизма и реализма в поэтике романа. | 1 | | |
60 | «История души человеческой» как главный объект повествования. В.Г.Белинский о романе. | 1 | | |
61 | Классное сочинение по творчеству Лермонтова | 1 | | |
62 | Классное сочинение по творчеству Лермонтова | 1 | | |
IV-4 | Н.В.Гоголь. | 16 | | |
63 | Жизнь и творчество Гоголя. | 1 | | |
64 | Жизнь и творчество Гоголя. | 1 | | |
65 | Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. | 1 | | |
66 | Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ». | 1 | | |
67 | Образы помещиков. Манилов. | 1 | | |
68 | Образы помещиков. Коробочка. | 1 | | |
69 | Образы помещиков. Ноздрев. | 1 | | |
70 | Образы помещиков. Собакевич. | 1 | | |
71 | Образы помещиков. Плюшкин. | 1 | | |
72 | Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме | 1 | | |
73 | Народная тема в поэме | 1 | | |
74 | Фигура автора и роль лирических отступлений | 1 | | |
75 | Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода. | 1 | | |
76 | «История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В.Г.Белинский о романе. | 1 | | |
77 | Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя | 1 | | |
78 | Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя | 1 | | |
IV-5 | Литература второй половины XIX века (обзор с обобщением ранее изученного). | 12 | | |
79 | Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 г.г. | 1 | | |
80 | Расцвет социально-психологической прозы (произведения Гончарова и Тургенева). | 1 | | |
81 | Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова - Щедрина («История одного города»). | 1 | | |
82 | Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Н.А.Некрасова. | 1 | | |
83 | Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Ф.И.Тютчева. | 1 | | |
84 | Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия А.А.Фета. | 1 | | |
85 | Конкурсное чтение наизусть стихотворений Некрасова, Тютчева, Фета. | 1 | | |
86 | Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра. | 1 | | |
87 | Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»). | 1 | | |
88 | Проза и драматургия А.П Чехова в контексте рубежа веков. | 1 | | |
89 | Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия. | 1 | | |
90 | Тестирование по теме «Литература второй половины XIX века» | 1 | | |
V | Из литературы XX века (обзор с обобщением ранее изученного). | 12 | | |
91 | Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн). | 1 | | - |
92 | Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн). | 1 | | |
93 | «Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). | 1 | | |
94 | Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика Блока, Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака). | 1 | | |
95 | Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика Блока, Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака). | 1 | | |
96 | Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза Шолохова, А.Толстого, Булгакова). | 1 | | |
97 | Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза Шолохова, А.Толстого, Булгакова). | 1 | | |
98 | Литературный процесс 50-80 годов (проза В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина и других). | 1 | | |
99 | Литературный процесс 50-80 годов (проза В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина и других). | 1 | | |
100 | Новейшая русская проза и поэзия 80-90х годов. | 1 | | |
101 | Новейшая русская проза и поэзия 80-90х годов. | 1 | | |
102 | Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению. | 1 | | |
Формы и средства контроля
Виды контроля | В год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Тестирование | 1 | | | | 1 |
Классные сочинения | 5 | 1 | 2 | 2 | |
Домашние сочинения | 1 | 1 | | | |
Классное сочинение №1
1. Героическая тема и приемы ее воплощения в «Слове о полку Игореве».
2. Образ князя Игоря и тема Русской земли в поэме «Слово о полку Игореве».
3. Роль природного мира в образной системе «Слова…».
4. «Что мне шумит?..» (Образ автора и авторская позиция в «Слове о полку Игореве».)
5. Поэтические страницы «Слова…». (Анализ одного эпизода.)
Домашнее сочинение №1
1. Темы, образы и мотивы элегической лирики К.Н.Батюшкова.
2. Особенности звучания исторической темы в поэзии К.Н.Батюшкова.
3. «Невыразимое подвластно ль выраженью?» (По лирике В.А.Жуковского.)
4. Баллады В.А.Жуковского: сюжеты, проблематика и стиль.
Классное сочинение №2
1. Традиционное и новаторское в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Почему Чацкий обречен на одиночество? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
3. Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса комедии А.С. Грибоедова.
4. «Что нового покажет мне Москва?» (Фамусовское общество в комедии «Горе от ума».)
5. «На Софью у нас слишком строго смотрят» (Ф.М.Достоевский.)
6. Чацкий и Репетилов: герой-резонер и герой-пародия.
7. Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии?
Классное сочинение №3
1. Тема дружбы и любви в пушкинской лирике.
2. «Хочу воспеть Свободу миру…» (Вольнолюбивые мотивы в лирике А.С.Пушкина.)
3. Образ «взыскательного художника» в лирике А.С.Пушкина.
4. Особенности романтического конфликта в «южных» поэмах А.С.Пушкина (на примере одной из поэм).
5. Философские решения «вечных» вопросов в поздней лирике А.С.Пушкина.
6. Тема преступления и наказания в трагедии «Борис Годунов».
7. «Бездны мрачной на краю…» (на материале «Маленьких трагедий»).
8. «Повести Белкина»: герои, проблематика, стиль.
9. Автор и его герой в романе «Евгений Онегин».
10. Образ идеальной героини в романе «Евгений Онегин».
11. Испытание дружбой и любовью (по роману «Евгений Онегин»).
12. В чем идейный смысл финала «Евгения Онегина»?
Классное сочинение №4
1. Образ поэта в лирике М.Ю.Лермонтова.
2. «И некому руку подать…» (Мотив одиночества в лермонтовской лирике.)
3. Образы и мотивы любовной лирики Лермонтова.
4. «Печально я гляжу на наше поколенье…» (По лирике М.Ю. Лермонтова.)
5. Родина и природа в поэзии Лермонтова.
6. «История души человеческой» в романе «Герой нашего времени».
7. Печорин и его окружение в романе «Герой нашего времени».
8. Тема судьбы и образ «потерянного» поколения в «Герое нашего времени».
Классное сочинение №5
1. «Герои – один пошлее другого». (Образная система поэмы Н.В. Гоголя.)
2. Тема города в поэме «Мертвые души» и комедии «Ревизор».
3. «Здесь погребен человек…» (На примере одной из «помещичьих» глав поэмы «Мертвые души».)
4. Вписывается ли Чичиков в «ландшафт» русской жизни?
5. Крестьянская Русь в поэме «Мертвые души».
6. Роль лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
7. Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой
Контрольное тестирование №1
Вариант
Часть I
Борис (не видя Катерины). Боже мой! Ведь это ее голос! Где же она?
(Оглядывается.)
Катерина (подбегает к нему и падает на шею). Увидела-таки тебя!
(Плачет на груди у него.)
Молчание.
Борис. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог.
Катерина. Ты не забыл меня?
Борис. Как забыть, что ты?
Катерина. Ах, не, не то! Ты не сердишься?
Катерина. Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.
Борис. Полно, что ты! что ты!
Катерина. Ну, как же ты? теперь-то ты как?
Борис. Еду.
Катерина. Куда едешь?
Борис. Далеко, Катя, в Сибирь.
Катерина. Возьми меня с собой отсюда!
Борис. Нельзя мне, катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.
Катерина. Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве скучно тебе будет, бедному, а там и позабудешь.
Борис. Что обо мне-то толковать! Я – вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?
Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходит за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают.
Борис. А муж-то?
Катерина. То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка его мне хуже побоев.
Борис. Тяжело тебе, Катя?
Катерина. Уж так тяжело, так тяжело, так тяжело, что умереть легче!
А. Н. Островский, «Гроза»
А1. Какой поступок Катерины последует сразу за изображенными событиями?
А2. Речь героев и действие в данной сцене сопровождается комментариями («Оглядывается», «подбегает к нему…», «Плачет на груди у него» и др.) Как называются подобные авторские комментарии?
А3. Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника?
А4. Герои пьесы А. Н. Островского обмениваются репликами между собой. Как называется подобный тип высказывания в драматическом произведении?
Часть II
Фонтан.
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной—
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён
.
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя метёт?
Как жадно к небу рвёшься ты!.
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
В1.О чём это стихотворение? Что собой символизирует фонтан? («смертной мысли водомёт»?)
В2.Назовите несколько слов из лексического ряда, передающих напряжённость работы фонтана и символизируемого им объекта.
В 3.Как называется троп, на котором построено всё стихотворениё?
В 4. Каким размером написано стихотворение?
Вариант 2
Часть I
Катерина. Ах! Умираю!
Варвара. Что ты мучаешься-то, в самом деле! Стань к сторонке да помолись: легче будет.
Катерина. ( Подходит к стене и опускается на колени, потом быстро вскакивает). Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!
Кабанова, Кабанов и Варвара окружают ее.
Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихо! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала, В первую же ночь я ушла из дома…
Кабанов. ( Растерявшись, в слезах, дергает ее за рукав) Не надо, Не надо! не говори! Что ты матушка здесь!
Кабанова. ( Строго). Ну, ну, говори, коли уж начала.
Катерина. И все-то десять ночей я гуляла… ( Рыдает)
Кабанов хочет обнять ее
Кабанова. Брось ее! С кем?
Варвара. Врет она, она сама не знает, что говорит.
Кабанова. Молчит! Вот оно что! Ну, с кем же?
Катерина. С Борисом Григорьевичем.
Удар грома
Ах! ( падает без чувств на руки мужа)
Кабанова. Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался
А1.О ком говорит Кулигин в драме А. Н. Островского «Гроза»: « Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»?
А2.В речи какого персонажа драмы А.Н. Островского «Гроза» встречаются просторечные, слова церковно-религиозного характера, выразительные средства народно-поэтического языка?
А3.Кого Н.А. Добролюбов назвал « лучом света в тёмном царстве»?
А4. Кто из героев пьесы А.Н. Островского ярко демонстрирует распад «темного царства» в пореформенные годы?
Часть II
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая.
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла.
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
В1. К какому типу лирики относится это стихотворение?
В2.Какой фонетический приём использует автор в первой строфе стихотворения?
В3. « Громокипящий кубок »-Как называется это лексическое средство выразительности?
В4. Как называется лексическое средство выразительности, заключённое в словах: «И солнце нити золотит.»
Ключи:
Вариант 1
А1 | самоубийство |
А2 | ремарка |
А3 | реплика |
А4 | диалог |
В1 | О человеческом разуме |
В2 | Клубится, пламенеет, дробится, ниспасть на землю, осужден, рвется |
В3 | Развернутая метафора |
В4 | ямб |
Вариант 2
А1 | Кабаниха |
А2 | Катерина |
А3 | Катерина |
А4 | Варвара |
В1 | Пейзажно-философская |
В2 | аллитерация |
В3 | эпитет |
В4 | метафора |


