Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету География России. Хозяйство и географические районы. м»
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по «Географии России» (Хозяйство. Географические районы) в 9 классе
2018 – 2019 учебный год
68 уроков (2 ч/н)
№ урока | Тема урока | Практическая работа | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Д/З § | Дата | |
Раздел 4. Хозяйство России – 22 урока. |
Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье. |
1. | Введение. Топливно-энергетический комплекс: роль, значение, проблемы. | | Вторичный сектор экономики. Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. | Знать состав вторичного сектора экономики Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные. | 1 | | |
2. | Нефтяная промышленность. | №1: Краткая характеристика основных нефтяных баз России. (РТ с. 4-5) | Роль нефти, газа и угля в современном хозяйстве. Место РФ в мире по их запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи. Способы добычи и транспортировки топлива, проблемы освоения основных месторождений. Топливная промышленность и окружающая среда. | Знать и показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля. Важнейшие газо- и нефтепроводы. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов. | 2 РТ з. 2,3 | | |
3. | Газовая промышленность. | | 3 | | |
4. | Угольная промышленность. | | 4 | | |
5. | Электроэнергетика | | Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема страны. | Приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов (ГЭС, ТЭЦ, АЭС, ПЭС) | 5 | | |
6. | Металлургия. География черной металлургии. | №2: Характеристика двух металлургических баз | Состав, значение, связь с другими комплексами. Классификация конструкционных материалов. Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы. | Приводить примеры конструкционных материалов. Показывать на карте металлургические базы и их крупнейшие центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз. | 6 | | |
7. | Цветная металлургия. | | География легких и тяжелых металлов. Факторы размещения предприятий. Металлургия и охрана природы. | Показывать на карте центры по выплавке цветных металлов и объяснять факторы их размещения. Определять меры по сохранению природы. | 7 | | |
8. | Химическая промышленность, ее состав и отличительные особенности. | | Состав и значение отрасли в экономике страны. Специфичность ХП. Значение химизации. | Знать специфику ХП, важнейшие центры .Приводить примеры по сохранению природы. | 8 | | |
9. | География химической промышленности. | №3. Краткая характеристика основных районов с развитой химической промышленностью. | Группировка отраслей ХП, особенности их размещения. Химические базы. ХП и экологические проблемы. | Анализировать экономическую карту, показывать основные химические базы и главные центры. Составлять характеристику баз, используя различные источники географической информации. | 9 | | |
10. | Лесная промышленность. | | Состав, место и значение ЛП в хозяйстве страны. Основные производства и факторы их размещения. Лесопромышленные комплексы и охрана природы. | Объяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы | 10 | | |
11. | Машиностроение. Его роль, значение и проблемы развития. | №4: Определение закономерностей в размещении отраслей МШ. | Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения МШ предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии. | Объяснять роль МШ в современной экономике страны. Показывать главные районы и центры наукоемкого, трудоемкого, металлоемкого МШ и объяснять факторы их размещения. | 11 | | |
12. | Пищевая промышленность. | | Состав, место и значение в хозяйстве страны. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей. Проблемы ЛгП и ПП в России. | Знать специфику отраслей ЛгП и ПП, географию размещения основных отраслей и центров | 12 | | |
13. | Легкая промышленность. | | 12 | | |
14. | Обобщение и закрепление знаний по теме. | | | | | | |
Третичный сектор экономики – сфера услуг. |
15. | Состав и значение сферы услуг. | | Состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике РФ и проблемы его развития. | Приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития. | 13 | | |
16. | Роль и значение транспорта. | | Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития. | Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Показывать важнейшие Ж/Д магистрали и узлы. | 14 | | |
17. | Сухопутный транспорт. | | Особенности водного транспорта и его значение в экономике стр.. Проблемы морского транспорта РФ. Крупнейшие порты. Преимущества и недостатки других видов транспорта. Связь и ее роль в период развития НТР. | Знать и показывать на карте океанические бассейны, крупные порты, Северный морской путь, основные судоходные речные пути, транспортные пути. | 15 | | |
18. | Водный транспорт. | | 16 | | |
19. | Авиационный и трубопроводный транспорт. Связь. | | 17 | | |
20. | Наука. | |
Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в РФ. |
Объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильем, значение для экономики РФ развития рекреационного хоз-ва. | 18 | | |
21. | Жилищное и рекреационное хозяйство. | | 19 | | |
22. | Обобщение и закрепление знаний по теме: «Третичный сектор экономики – сфера услуг» | | | | | | |
Раздел 5. География крупных регионов России - 46 уроков |
Районирование России. |
23. | Зачем районировать территорию страны? | | Районирование РФ, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона севера; их особенности и проблемы. | Объяснять значение районирования и зонирования России. Приводить примеры экономических районов, федеральных округов. | 20 | |
|
Европейская Россия (Западный макрорегион) |
24. | Общая характеристика Европейской России. | | Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий и ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. | Давать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения. | 21 | | |
| |
25. | Европейский Север. Географическое положение. | | Состав района. Специфика геополитического, эколого-географического положения и его влияние на формирование района. | Давать оценку влияния географического положения района на природу, заселение и развитие хозяйства. | 22 | | |
26. | Природа Европейского Севера. | №5 Сравнение природы двух частей района. | Внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Двино-Печорская части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский север – лесной край. Моря ЕС. | Сравнивать характеристики двух частей района. Анализировать физическую карту87, показывать главные объекты. | 23 | | |
27. | Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. | | Влияние историко-географического фактора на население и его традиции, культуру и хозяйственное освоение района. Современное население, размещение, структура, демографические проблемы | Приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, их хозяйственную деятельность. | 24 | | |
28. | Хозяйство Европейского Севера. | | Влияние историко-географического фактора на население и его традиции, культуру и хозяйственное освоение района. Современное население, размещение, структура, демографические проблемы. | | 25 | | |
29. | Северо-Западный район. Географическое положение. | | Состав района. Особенности географического, экономико-географического, геополитического положения и их влияние на формирование района на разных этапах развития. | Давать оценку географического положения района для формирования и развития. | 26 | | |
30. | Природа Северо-Запада. | | Специфика природы района. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование. | Объяснять специфику природы района. | 27 | | |
31. | Население и хозяйственное освоение Северо-Запада. | | Северо-Запад – район древнего заселения. Качество жизни населения. | Роль городов в размещении населения и формирования культуры | 28 | | |
32. | Хозяйство Северо-Запада. | | Историко-географические этапы в развитии хозяйства района. Современная специализация, ведущие отрасли хозяйства и их главные центры. Место и роль района в хозяйстве страны. Экономические, социальные и экологические проблемы. СЭЗ «Янтарь». | Приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на экономической карте. | 29 | | |
33. | Географические особенности С.-Петербурга. | | Санкт-Петербург – северная столица РФ:. С-П агломерация. | Составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления. | | | |
34. | Центральная Россия. Географическое положение. | | Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в различное время. Столичное положение. Изменение геополитического положения р-на после распада СССР. | Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района. | 30 | | |
35. | Природа Центральной России. | | Особенности природы и природные ресурсы ЦР, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. ЦР – ядро формирования русского народа. Качество жизни насел., демографические проблемы. | Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы. | 31 | | |
36. | Население и хозяйственное освоение Центральной России. | | 32 | | |
37. | Московская столичная агломерация. | | Москва – столица Российской Федерации, представитель России на мировой арене. Москва – крупнейший транспортный узел РФ. | Сравнительная характеристика Москвы и Санкт-Петербурга. | | | |
38. | Хозяйство Центральной России. | №6 Географический маршрут по достопримечательным местам Центральной России | | Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы ее представления. | 33 | | |
Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. Проблемы и перспективы развития хозяйства. | | |
39. | Европейский Юг. Географическое положение. | | Состав района. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историко-географические этапы развития района. Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. | Объяснять уникальность района, достоинства и сложность географического положения района, роль ЕЮ в геополитических интересах России. Устанавливать связи между отдельными компонентами природы. Выявлять условия для рекреационного хозяйства на СК, пользоваться различными источниками информации. | 34 | | |
40. | Природа Европейского Юга. | №7 Характеристика природы разных частей Северного Кавказа | 35 | | |
41. | Население и хозяйственное освоение Европейского Юга. | | Численность населения. Основные проблемы естественного прироста. Самый многонациональный район. Структура населения, традиции, культура, промыслы коренных народов. Казачество. Проблемы, связанные с национальным государственным устройством, межнациональные проблемы. Качество жизни населения. | Объяснять причины многочисленности и многонациональности населения района. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и ее влияние на формирование культуры народов. | 36 | | |
42. | Хозяйство Европейского Юга. | | Европейский Юг – здравница и житница страны. Важнейшие отрасли хозяйства и их главные центры. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Экологические проблемы | Объяснять специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда. Приводить примеры основных экономических, экологических и социальных проблем района, объяснять их причины. | 37 | | |
43. | Поволжье. Географическое положение. | | Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы и природные зоны.
| Знать: состав района, этапы и факторы формирования района. Уметь: составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определять по картам природные ресурсы района. | 38
| | |
44. | Природа Поволжья. | | 39 | | |
45. | Население и хозяйственное освоение Поволжья. | | Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни. | Знать: историю заселения района, особенности размещения населения. Уметь: показывать по карте крупные города. | 40 | | |
46. | Хозяйство Поволжья. | | География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Внутренние природно-хозяйственные различия. | Знать: географию важнейших отраслей хозяйства и их различие. Уметь: определять по картам основные с/х районы и сравнивать их. | 41 | | |
47. | Урал. Географическое положение. | | Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района. | Знать: состав района, особенности географического положения, этапы формирования. Уметь: определять ГП района. | 42 | | |
48. | Природа Урала. | | Специфика природы Урала: рельеф, климат, природные зоны и природные ресурсы. | Знать: специфику природы Урала. Уметь: называть и показывать формы рельефа, объяснять различия в природе Урала. | 43 | | |
49. | Население и хозяйственное освоение Урала. | | Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни. | Знать: территориальную структуру агломераций, особенности размещения. Уметь: объяснять этническую пестроту и проблемы населения | 44 | | |
50. | Хозяйство Урала. | Практическая работа №8. Комплексная характеристика Урала по плану | Комплексная характеристика Урала по плану | Знать: географию важнейших отраслей хозяйства. Уметь: объяснять проблемы развития хозяйства региона. | 45 | | |
51. | Обобщение и закрепление знаний по теме: «Европейская Россия» | | | | | | |
Азиатская Россия (Восточный макрорегион) |
52. | Азиатская Россия. Географическое положение. | | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения | . Знать: особенности ГП Азиатской России. Уметь: показывать по карте районы Азиатской России. | 46 Практ. Раб. №9 | | |
53. | Западная Сибирь. Географическое положение. | | Состав района. Особенности ГП. Этапы формирования района. | Знать: состав района, факторы формирования района. Уметь: определять по картам ЭГП Западной Сибири. | 47 | | |
54. | Природа Западной Сибири. | | Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные ресурсы. | Знать: своеобразие природы западной Сибири. Уметь: показывать и отличать на картах природные ресурсы Западной Сибири. | 48 | | |
55. | Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. | | Системность, естественный прирост, миграции. Национальный состав, культура. | Знать: особенности размещения населения. Уметь: показывать по карте крупные города. | 49 | | |
56. | Хозяйство Западной Сибири. | Практическая работа №10.Характеристика специфики хоз-ва главной топливной базы Западной Сибири по плану. | География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации | Знать: отрасли специализации района. Прогнозировать: развитие хозяйства в будущем | 50 | | |
57. | Восточная Сибирь. Географическое положение. | | Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования района. | Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать особенности ГП района. Прогнозировать: развитие хозяйства в будущем. | 51 | | |
58. | Природа Восточной Сибири. | | Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы. | Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами и работать с к/к. | 52 | | |
59. | Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири. | | Специфика расселения, численность, естественный прирост, миграции. Традиции и культура. | Знать: влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Уметь: определять по картам особенности размещения населения. | 53 | | |
60. | Хозяйство Восточной Сибири. | | География важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации. Географические аспекты основных экономических проблем региона. | Знать: специфику размещения отраслей хозяйства района. Уметь: давать оценку природным ресурсам края. | 54 | | |
61. | Дальний Восток. Географическое положение. | | Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения района. Основные факторы формирования района | Знать: состав района и уникальность ЭГП. Уметь: прогнозировать развитие экономики района. | 55 | | |
62. | Природа Дальнего Востока. | | Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, ПЗ и природные ресурсы.
| Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать природные ресурсы и обозначать их на к/к. | 56 | | |
63. | Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. | | Численность, естественный прирост, миграции. Традиции и культура. | Знать: этапы заселения района, традиции и культуру народов. Уметь: объяснять неравномерное размещение населения. | 57 | | |
64. | Хозяйство Дальнего Востока. | Практическая работа №11 Оценка специфики географического положения региона | Роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства. | Знать: отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства. Уметь: объяснять основные проблемы района и пути их решения. | 58 | | |
65. | Обобщение и закрепление знаний по теме: «Азиатская Россия» | | | | | | |
66. | Россия в мировой экономике. Россия и Ближнее зарубежье. | | Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. | Знать: место РФ в мире по уровню экономического развития, главных внешнеэкономических партнеров страны. Уметь: приводить примеры сотрудничества России со странами СНГ, называть и показывать страны СНГ. | конспект | | |
67, 68 | Резерв | | | | | | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целями изучения географии в основной школе являются:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 238 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования.
В том числе:
в VI классе — 34 часа, из расчета 1-го учебного часа в неделю;
в VII, VIII и IX классах —из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Предметными результатами освоения
выпускниками основной школы программы по географии являются:
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
умение работать с разными источниками географической информации;
умение выделять, описывать, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
картографическая грамотность;
владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать последствия;
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
“Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2”
(с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск»
Утверждаю: | Согласовано: | Рассмотрено: |
Директор ___________ Семенов А.К. | Зам. директора по УВР: Заболоцкая М.Я | на заседании МО |
Протокол № 1 | Протокол № 1 | Протокол № 1 от “03”сентября 2018г. |
от “03”сентября 2018г. | от “03”сентября 2018г. | Председатель МО Аммосова О.Е. |
Календарно-тематическое планирование
по предмету География России. Хозяйство и географические районы. 9класс
на 2018 /2019 учебный год
Составлено учителем
Копыриной Лены Иннокентьевны