СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно- тематическое планирование составлено по методической поурочной разработке по русскому языку Н.В. Егоровой (универсальное издание) в соответствии с ФГОС.
КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС
Учебник Т. А. Ладыженская,М.Т, Баранов, Л.А. Тростенцова Русский язык 5 класс в 2ч. М.: Просвещение, 2016.
Календарно- тематическое планирование по курсу «Русский язык» 5 класс (2019-2020уч.год)
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся. | |||
план | факт | |||||
Язык и общение | ||||||
1 | Введение. Язык и человек. Общение устное и письменное |
|
| Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения. Пишут мини-сочинение. Узнают основные особенности устной и письменной речи, анализируют устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условий общения. Рассматривают и объясняют схему. Отвечают на вопросы, анализируя пословицы и поговорки русского народа. Списывают текст, учат его наизусть и подготавливают его торжественное произношение. Приводят примеры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение. | ||
2 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. |
|
| Овладевают приёмами работы с учебной книгой; знакомятся с особенностями ознакомительного и изучающего чтения. Читают текст, анализируют его структуру, пересказывают содержание, пользуясь выделенными словами. Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога. Работают в группе. Сочиняют продолжение сказки, моделируя ситуацию диалога. | ||
3 | Р. Р. Стили речи |
|
| Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упражнений с точки зрения целей высказывания; ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов; сравнивают выражения приветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета. | ||
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ | ||||||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. |
|
| Читают текст, определяют его тему, анализируют содержание, высказывают и обосновывают своё мнение о тексте. Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Вспоминают понятие орфографического правила. Работают в группе. Читают и списывают текст, выделяя безударные гласные; определяют основную мысль текста. Знакомятся с репродукцией картины. | ||
5 | Орфограмма |
|
| Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выполняют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с понятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове. | ||
6,7 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова |
|
| Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, проставляя ударение и подбирая проверочные слова. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант. | ||
8,9 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова |
|
| Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, проставляя ударение. Запоминают словарные слова. | ||
10. | Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
|
| Учатся определять орфограммы в корнях слов; узнают алгоритм проверки; учатся применять правила; пользоваться орфографическим словарем, выбирать языковые средства для высказывания своих мыслей; объяснять языковые явления. | ||
11. | Правописание непроверяемых согласных в корне слова. |
|
| Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки написания согласных в корне. Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов. | ||
12 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. |
|
| Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Пишут диктант; выбирают заголовок, отражающий содержание. | ||
13. | Буквы и, а, у после шипящих |
|
| Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила, работают с орфографическим словарём, составляют предложения. | ||
14 | Разделительные Ъ и Ь. |
|
| Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма, пишут диктант и выделяют те случаи, когда ь не является разделительным знаком. | ||
15 | Раздельное написание предлогов с другими словами |
|
| Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими словами. Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней. | ||
16. | Проверочная работа. |
|
| Учащиеся научатся применять полученные знания и навыки на практике. | ||
17 | Р.р. Что мы знаем о тексте. |
|
| Определяют признаки текста. Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. | ||
18. | Части речи |
|
| С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи. Читают рассказ и выписывают наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признаками этой части речи. Участвуют в игре, применяя уже известные приёмы слушания. Списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, определяют главные члены в одном из предложений. | ||
18. |
Р.Р.Изложение (Скребицкий «Хитрый заяц») |
|
| Пишут изложение по тексту при помощи плана. | ||
19, 20 | Части речи. |
|
| Учащиеся научатся различать части речи по их морфологическим признакам; применять приемы получения информации; объяснять языковые явления. | ||
21 | Глагол. |
|
| Учащиеся научатся определять глагол по его морфологическим признакам, определять грамматическую форму глагола; применять правило написания ь в глаголах 2-го лица, ед.ч, нат и буд.вр; использовать приемы получения информации; объяснять языковые явления. | ||
22. |
Написание –тся- и –ться- в глаголах |
|
| Учащиеся научатся отличать формы 3-го лица ед.ч глагола от неопределенной формы с помощью вопросов; объяснять языковые явления | ||
23. | Р.Р Тема текста |
|
| Анализируют темы сочинений. Подбирают заголовок к приведённому в упражнении сочинению ученика, анализируют само сочинение. Перерабатывают сочинение и записывают исправленный вариант. | ||
24. | Личные окончания глаголов
|
|
| Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи таблицы. Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений. Составляют предложения с глаголами. Определяют написание не с глаголами. | ||
25. | Проверочная работа. |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. | ||
26. | Имя существительное |
|
| Определяют морфологические признаки имени существительного. Определяют род, число, склонение, падеж имён существительных. Активизируют правило написания ь на конце имён существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных. | ||
27. | Проверочная работа. |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. | ||
28. | Имя прилагательное |
|
| Определяют морфологические признаки имени прилагательного. Составляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прилагательные с именами существительными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж. Устно или письменно описывают картину. Пишут диктант. | ||
29. | Р/р. Сочинение по картине А.А. Пластова « Летом» |
|
| Учащиеся научатся составлять план сочинения-описания; подбирать заголовок к сочинению; конструировать текст сочинения-описания; объяснять языковые явления. | ||
30 | Местоимение |
|
| Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведённых в упражнениях. Читают и пересказывают текст, выписывают из него местоимения. | ||
31. | Р. Р. Основная мысль текста. Сочинение по упр.118 Летние радости. |
|
| Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Пишут сочинение на заданную тему и по возможности делают к нему иллюстрации. Отвечают на контрольные вопросы и задания. | ||
32, 33 | Контрольный диктант, тест, работа над ошибками |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления. | ||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||||
34. | Синтаксис. Пунктуация. |
|
| Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознают значение знаков препинания для понимания текста. Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания. | ||
35, 36 | Словосочетание. |
|
| Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Пишут диктант. Работают с иллюстрацией — составляют словосочетания, соответствующие теме рисунка. | ||
37 | Разбор словосочетания. |
|
| Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделяют окончание и/или предлог). Выполняют разборы словосочетаний. | ||
38. | Предложение. |
|
| Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены в предложении. | ||
39. | Р. Р. Сжатое изложение по упр. 144 |
|
| Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) | ||
40. | Виды предложений по цели высказывания. |
|
| Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных предложений. Пишут диктант. Моделируют интонационную окраску различных по цели высказывания предложений. Обращаются к знаниям, полученным на уроках литературы: определяют принадлежность цитат к тем или иным произведениям А. С. Пушкина. | ||
41 | Восклицательные предложения |
|
| Распознают виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Соотносят эмоциональную окраску предложения и цель высказывания. Работают в парах.. | ||
42. | Р/р. Сочинение на тему « памятный день в школе». |
|
| Учащиеся научатся строить высказывание, конструировать текст. | ||
43. | Тест по теме « Словосочетание и предложение». |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления. | ||
44. | Главные члены предложения. Подлежащее. |
|
| Опознают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют основы в предложениях. | ||
45 | Сказуемое. |
|
| Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым. Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут мини-сочинение, используя глаголы-сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов-сказуемых. | ||
46. | Тире между подлежащим и сказуемым. |
|
| Распознают опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях навыки определения главных членов предложения | ||
47. | Нераспространенные и распространенные предложения. |
|
| Различают распространённые и нераспространённые предложения. Составляют нераспространённые предложения и распространяют их однородными членами. | ||
48. | Второстепенные члены предложения. Дополнение. |
|
| Распознают виды второстепенных членов предложения. Анализируют схему, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графически. Распространяют предложения дополнениями. Составляют схемы распространённых предложений. Пишут диктант. | ||
49, 50 | Обстоятельство. Определение. |
|
| Распознают определение в предложении, выделяют определение графически. Распространяют предложения определениями. Распознают обстоятельство в предложении, выделяют обстоятельство графически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют устный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополнения и обстоятельства. | ||
51 | Закрепление темы «Второстепенные члены предложения» |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления. | ||
52, 53 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
|
| Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, какие члены предложения являются однородными. Правильно интонируют предложения с однородными членами. Составляют предложения и связные тексты с однородными членами. Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявляют обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами. Обозначают опознавательные признаки постановки запятой в предложениях с однородными членами; составляют предложения с однородными членами, подбирают обобщающие слова. Пишут диктант. | ||
54. | Обобщающие слова при однородных членах. |
|
| Учащиеся научатся обнаруживать обобщающее слово в предложении с однородными членами, отличать его от однородных члено; правильно использовать знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах; объяснять языковые явления. | ||
55. | Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления. | ||
56. | Предложения с обращениями. |
|
| Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают уместность той или иной формы обращения. Составляют предложения с обращениями. | ||
57. | Р. Р. Письмо |
|
| Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов писем, находят в письмах обращения. Пишут письмо товарищу. | ||
58. | Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения |
|
| Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуационный разбор предложений. | ||
59, 60 | Простые и сложные предложения |
|
| Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи в сложных предложениях (союзные/бессоюзные). Находят сложные предложения в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схемы сложных предложений и составляют сложные предложения по схемам. | ||
61. | Синтаксический разбор сложного предложения. |
|
| Характеризуют сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений. Пишут диктант. Составляют план сообщения на тему «Простые и сложные предложения». | ||
62. | Контрольная работа по теме «Простые и сложные предложения» |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления. | ||
63. | Прямая речь. |
|
| Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Структурно изменяют предложения с прямой речью (меняют местами слова автора и прямую речь). | ||
64. | Диалог |
|
| Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, по очереди читают реплики стихотворения с заданной интонацией и оценивают точность и выразительность произношения. Работают со схемами диалогов. Моделируют диалог, описывая происходящее на картинке. | ||
65. | Проверочная работа по темам « Простые и сложные предложения», « Прямая речь». |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления. | ||
66. | Повторение и систематизация по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» |
|
| Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант. Работают со схемами предложений. | ||
67. | Итоговый урок по теме « Синтаксис и пунктуация. Культура речи». |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления. | ||
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||||
68. | Фонетика . Гласные звуки. |
|
| Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демонстрирующую группы звуков речи в русском языке. | ||
69. | Согласные звуки |
|
| Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Осознают смыслоразличительную функцию звука. Составляют таблицу «Гласные звуки». Распознают согласные звуки, выделяют шипящие согласные. Отрабатывают правильное произношение шипящих звуков. Активизируют знания, полученные при изучении предыдущего раздела: выделяют основную мысль текста, составляют предложения с прямой речью, обозначают орфограммы. | ||
70. | Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие |
|
| Распознают гласные и согласные в сильных и слабых позициях. Анализируют правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования. Распознают твёрдые и мягкие согласные.Анализируют смысловое различие слов, отличающихся только твёрдой/ мягкой согласной. | ||
71, 72. | Р.Р. Повествование. Изложение по упр. 283 |
|
| Выделяют повествование как функционально-смысловой тип речи. Пишут изложение по повествованию. Доказывают принадлежность текста к определённому стилю. Составляют план текста. | ||
73. | Согласные звонкие и глухие |
|
| Распознают звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличительную функцию. Характеризуют согласные звуки. Объясняют знаки препинания в предложениях, орфограммы в словах. Учат стихотворение наизусть и декламируют его. | ||
74. | Графика. Алфавит |
|
| Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объясняют важность графики и каллиграфии. | ||
75. | Р. Р. Описание предмета. Сочинение. Описание предмета. |
|
| Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст-описание. Пишут сочинение, описывая предмет. | ||
76. | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака |
|
| Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Пишут диктант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте. | ||
77. | Двойная роль букв я, ю, е, е |
|
| Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного | ||
78. | Орфоэпия |
|
| Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки. | ||
79. | Фонетический разбор слова |
|
| Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устные и письменные фонетические разборы слов. | ||
80. | Повторение по теме « Фонетика.». |
|
| Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Моделируют диалог. Пишут диктант, объясняя орфограммы. Работают со схемами предложений. Составляют устное описание картины. | ||
81, 82 | Контрольная работа и ее анализ. |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления. | ||
83. | Р/р. Описание картины Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты и птица». |
|
| Учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текс сочинения –описания; словесно передавать свои эстетические впечатления. | ||
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||||
84. | Слово и его лексическое значение. |
|
| Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова. Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов. Работают с текстом — озаглавливают его, составляют план текста, анализируют содержание и структуру текста. Разгадывают кроссворд и определяют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов.
| ||
85. | Способы выражения лексических значений слов. |
|
| Учащиеся научатся определять лексическое значение слова; узнают способы выражения лексических значений слов; научатся объяснять языковые явления. | ||
86. | Однозначные и многозначные слова |
|
| Различают однозначные и многозначные слова. Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых основана на многозначности слова. Определяют функциональный стиль и функционально-смысловой тип текста. Выражают своё отношение к тексту, списывают часть текста. | ||
87. | Прямое и переносное значение слов. |
|
| Различают прямое и переносное значение слова. Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении. Работают с иллюстрациями. Составляют сложные предложения со словами в переносном значении. Пишут диктант. | ||
88. | Омонимы. |
|
| Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Составляют и анализируют предложения и словосочетания с омонимами. Анализируют стихотворение, содержащее омонимы. | ||
89, 90 | Синонимы |
|
| Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами; анализируют предложения, содержащие синонимы. Подбирают синонимы к данным в упражнениях словам. | ||
91. | Р/р. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря « Февральская лазурь» |
|
| Учащиеся научатся строить устное высказывание; конструировать текст сочинения –описания; редактировать написанное; словесно передавать свои эстетические впечатления. | ||
92 | Антонимы |
|
| Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов. Пишут диктант и подбирают антонимы к словам диктанта, пользуясь словарём антонимов | ||
93. | Р. Р. Изложение по тексту К. Паустовского «Первый снег» упр.375. |
|
| Пишут изложение, попутно определяя функциональный стиль текста и объясняя знаки препинания. | ||
94. | Повторение по теме «Лексика. Культура речи». |
|
| Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к словам. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами. Готовят сообщение о словаре. | ||
95. | Проверочная работа по теме «Лексика» |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления. | ||
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||||
96. | Понятие о морфеме. Изменение и образование слов. |
|
| Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками .Осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Определяют форму слов, подбирают однокоренные слова. Пересказывают текст. Делят слова на группы (однокоренные слова/разные формы одного слова). | ||
97. | Окончание |
|
| Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в словах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу. | ||
98. | Основа слова |
|
| Выделяют основу в слове. Работают с текстами: определяют стиль, выделяют основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте, списывают текст, расставляют знаки препинания. Пишут сочинение в форме письма товарищу. | ||
99. | Р. Р. Сочинение в форме письма своему другу. |
|
| Пишут сочинение в форме письма товарищу. | ||
100. | Корень слова |
|
| Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов. | ||
101. | Р. Р. Сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе» |
|
| Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи. Анализируют текст, высказывают своё мнение о тексте и доказывают его. Рассуждая по плану, объясняют происхождение слов. Пишут сочинение-рассуждение, в котором объясняют происхождение названий дней недели. | ||
102,103 | Суффикс |
|
| Опознают суффикс как словообразующую морфему. Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом. | ||
104. | Приставка |
|
| Опознают приставку как словообразующую морфему. Обозначают приставки в словах; подбирают ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом; характеризуют морфемный состав слов. Пишут выборочное изложение по тексту упражнения | ||
105. | Р. Р. Выборочное изложение по тексту В. Пескова «Последний лист орешника» |
|
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) | ||
106. |
|
|
|
| ||
107. | Чередование звуков |
|
| Получают представление о чередовании звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными; определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). | ||
108. | Беглые гласные |
|
| Определяют случаи появления беглых гласных при чередовании. Выделяют части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередовании; записывают слова с таким чередованием. | ||
109, 110. | Варианты морфем. Морфемный разбор слова |
|
| Определяют части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделяют однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов. Выделяют основу в слове. Определяют окончание и его значение; приставку, суффикс и их значение; корень. Подбирают два-три однокоренных слова. Выполняют устный и письменный морфемный разбор слов. Пишут диктант. | ||
111. | Проверочная работа по теме « Варианты морфем» |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления. | ||
112
| Правописание гласных и согласных в приставках |
|
| Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках. Обозначают приставки в словах, анализируют разницу между произношением и написанием приставок. Подбирают слова с беглым гласным в приставках. Выбирают из орфографического словаря слова с изучаемой в параграфе орфограммой. | ||
113114 | Буквы з и с на конце приставок |
|
| Усваивают правило написания букв з и с на конце приставок. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой. Пишут диктант. | ||
115 | Буквы а-о в корне –лаг/лож |
|
| Усваивают правило написания букв а — о в корне -лаг- — -лож-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Выписывают из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой. | ||
116 | Буквы а-о в корне –раст/рос |
|
| Усваивают правило написания букв а — о в корне -раст- — -рос-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным в упражнениях словам однокоренные с чередованием согласных. Пишут диктант, обозначая корни с чередующимися гласными | ||
117 | Буквы е-о после шипящих в корне |
|
| Усваивают правило написания букв ё — о после шипящих в корне. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Составляют диктант, в котором потребуется применить правила, изученные в разделе «Словообразование». | ||
118 | Буквы и-ы после ц |
|
| Усваивают правило написания букв и — ы после ц. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. | ||
119. | Повторение темы « Морфемика. Орфография. Культура речи» |
|
| Учащиеся научатся членить слово на морфемы; применять правила написания гласных и согласных в морфемах; объяснять языковые явления. | ||
120. | Проверочная работа по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи» |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления. | ||
121. | Р.Р. Устное сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине» |
|
| Описывают картину П. Кончаловского «Сирень в корзине» устно. | ||
122,123 | Контрольная работа « Морфемика. Орфография. Культура речи». |
|
| Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Заполняют и анализируют таблицы. Готовят сообщение, описывающее словарь. Определяют стиль текста, содержащего орфограммы, изученные в разделе, озаглавливают и списывают его. | ||
124. | Заключительный урок по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи» |
|
| Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. | ||
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Имя существительное | ||||||
125 126 | Имя существительное как часть речи |
|
| Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются приведённые в текстах слова. Определяют род, склонение и падеж имён существительных. | ||
127. | Р. Р. Доказательства в рассуждении. Сочинение по упр. 484 |
|
| Определяют доказательство как структурную часть рассуждения. Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводят доказательства для раскрытия тем по выбору (упр. 484) Пишут сочинение-рассуждение | ||
128. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
|
| Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Пишут диктант, выделяя одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. | ||
|
|
|
| . | ||
129. | Имена существительные собственные и нарицательные |
|
| Распознают имена существительные собственные и нарицательные. Подбирают примеры имён существительных собственных. Записывают текст в форме диалога, выделяя собственные имена существительные. | ||
130. | Род имен существительных |
|
| Определяют род имён существительных. Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имён существительных, определение рода которых вызывает затруднения. Составляют словосочетания или предложения, в которых отчётливо выявляется род имён существительных. | ||
131. | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. |
|
| Распознают имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения или диалог. Озаглавливают и пересказывают текст, отмечают количество имён существительных в тексте. | ||
132. | Р. Р. Сжатое изложение «Перо и чернильница» |
|
| Пишут сжатое изложение «Перо и чернильница» | ||
133. | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
|
| Распознают имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения. Составляют таблицу для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение. Пишут диктант. | ||
134. | Три склонения имен существительных |
|
| Определяют тип склонения имён существительных. Склоняют имена существительные. С учётом полученных знаний составляют новую таблицу на основе данной в учебнике. | ||
135. | Падеж имен существительных |
|
| Определяют падеж имён существительных. Выделяют падежные окончания имён существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. Составляют словосочетания с именами существительными в родительном падеже. Анализируют место имён существительных в том или ином падеже в предложении. | ||
136,137,138 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. |
|
| Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений (составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам). | ||
139 | Р. Р. Изложение с изменением лица по тексту В.П. Астафьева. |
|
| Пишут изложение по тексту упражнения. | ||
140 141 | Множественное число имен существительных |
|
| Определяют морфологические признаки множественного числа имён существительных. Склоняют имена существительные во множественном числе по падежам. Работают с рисунками. Обозначают условия выбора орфограммы написания мягкого знака после шипящих на конце слова. Анализируют текст. | ||
142 | Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных |
|
| Усваивают правило написания о — е после шипящих и ц. в окончаниях существительных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Записывают данный текст в форме диалога. | ||
143 | Повторение по теме «Имя существительное» |
|
| Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Списывают тексты, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падежи имён существительных. Пишут диктант из слов с непроверяемым написанием. | ||
144 | Морфологический разбор имени существительного |
|
| Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. | ||
145146 | Контрольный диктант. Тест. |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления. | ||
147 | Р. Р. Устное сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. .Подмосковье» |
|
| Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Описывают картину устно. | ||
Имя прилагательное | ||||||
148 149 150 | Имя прилагательное как часть речи |
|
| Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи. | ||
151 152 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
|
| Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.. Пишут диктант, выделяя окончания имён прилагательных. | ||
153 154 | Р. Р. Описание животного. Сочинение «Мое любимое животное» (по упр. 587) |
|
| Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Пишут сочинение-описание по упр. 587 | ||
155 156 | Прилагательные полные и краткие |
|
| Распознают полные и краткие формы имён прилагательных. Образуют краткие формы имён прилагательных; в предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными. | ||
157. | Развитие речи. Описание картины А.Н. Комарова « наводнение» |
|
| Учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения-описания; редактировать текст; словесно передавать свои эстетические впечатления. | ||
158
| Морфологический разбор прилагательного |
|
| Формируют деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | ||
159 | Повторение по теме «Имя прилагательное» |
|
| Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Списывают текст, указывают в тексте падежи имён существительных и прилагательных, обозначают орфограммы. | ||
160 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» |
|
| Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. | ||
161 162 | Контрольный диктант. Работа над ошибками. |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления; исправлять свои ошибки. | ||
Глагол | ||||||
163 | Глагол как часть речи |
|
| Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Определяют глаголы-сказуемые в предложениях, характеризуют глаголы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются глаголы-сказуемые с подлежащими. | ||
164 | Не с глаголами |
|
| Усваивают правило написания не с глаголами. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют предложения на тему «Настоящий товарищ (друг)», используя глаголы с не. Готовят рассказ о признаках глагола как части речи. Пишут диктант. | ||
165 | Р. Р. Устный рассказ на юмористическую тему. |
|
| Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ. Придумывают свой устный рассказ на юмористическую тему | ||
166 167 | Неопределенная форма глагола |
|
| Распознают неопределённую и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределённой форме. Составляют памятку, используя глаголы в неопределённой форме. Устно пересказывают текст, озаглавливают его, выписывают из текста глаголы в неопределённой форме. Готовят по плану сообщение о неопределённой форме глагола. | ||
168 | Р. Р. Устное изложение (по упр.630) |
|
| Формируют умение построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Пересказывают текст упражнения. | ||
169 170 | Правописание –ться и –тся в глаголах |
|
| Усваивают правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом -ся. Составляют предложения или связный текст на тему «Если хочешь стать футболистом». Рассуждают на тему, заданную в тексте упражнения. | ||
171 172 | Виды глагола |
|
| Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой раз- (рас-), составляют с ними словосочетания. Образуют от данных в упражнениях глаголов глаголы другого вида. Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенного видов. Составляют предложения с данными в упражнении глаголами. | ||
173 | Буквы е - и в корнях с чередованием |
|
| Усваивают правило написания букв е — и в корнях глаголов с чередованием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | ||
174 | Р. Р. Устный рассказ на тему «Как я однажды….» |
|
| Знакомятся с рассказом от первого лица. Анализируют приведённое в упражнении изложение ученика, указывают недочёты, записывают исправленный вариант текста. Готовят устный рассказ на тему «Как я однажды...». | ||
175 | Время глагола. Прошедшее время |
|
| Определяют время глагола. Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обозначают вид и время глаголов. Определяют способ образования глаголов прошедшего времени.Выделяют суффиксы в глаголах в прошедшем времени. Образовывают глаголы в прошедшем времени от неопределённой формы, составляют с ними словосочетания. Записывают примеры глаголов в прошедшем времени, которые часто произносятся неправильно. | ||
176 | Настоящее время. |
|
| Определяют форму настоящего времени глагола. Составляют связный текст на тему «Сегодня на улице...» или «Новости дня». Составляют словосочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени. | ||
177 | Будущее время |
|
| Определяют форму будущего времени глагола и способ её образования. Готовят устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял». Составляют предложения о том, как изменится окружающий мир через десять — двадцать лет. | ||
178 | Спряжение глаголов. |
|
| Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окончанием, составляют с ними словосочетания или предложения. | ||
179 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием закрепление |
|
| Усваивают правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Готовят устный рассказ по приведённым в учебнике картинкам, предварительно записав глаголы, которые потребуются для рассказа, обозначают спряжение глаголов. Пишут диктант с продолжением. Составляют предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени. Описывают рисунок, выделяя используемые глаголы и обозначая их спряжение. Составляют устный диалог по картинке на тему «Нарушитель». Пишут диктант. | ||
180 181 | Правописание безударных личных окончаний глаголов |
|
| Учащиеся научатся применять правило правописания личных безударных окончаний глаголов; определять спряжение приставочных глаголов; объяснять языковые явления. | ||
182 | Р/р. Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени |
|
| Учащиеся научатся выбирать речевые средства для устного изложения текста; строить речевые высказывания, используя глаголы как средство выразительности; объяснять языковые явления | ||
183 | Морфологический разбор глагола |
|
| Характеризуют глагол по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов. | ||
184 | Р. Р. Сжатое изложение «Шоколадный торт»(по упр. 688)
|
|
| Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Пишут сжатое изложение по тексту упражнения, содержащее не более ста слов. | ||
185 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2м лице единственного числа |
|
| Усваивают правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут самодиктант. | ||
186 | Употребление времен |
|
| Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устно продолжают рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Пишут по рисункам продолжение спортивного репортажа. | ||
187 | Р.Р. Письменный рассказ на основе изображенного «Не взяли на рыбалку» (по упр. 701) |
|
| Пишут письменный рассказ на основе изображенного. | ||
188 | Повторение по теме «Глагол» Тест по теме «Глагол» |
|
| Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Готовят рассказ по стихотворению. Составляют словосочетания, схемы предложений. Заполняют и анализируют таблицу. Рассматривают рисунок и составляют устный или письменный рассказ на его основе. Обозначают орфограммы. Пишут диктант. Составляют диктант из слов с непроверяемыми написаниями, данных в разделе. | ||
189 | Диктант. |
|
| Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. | ||
190 | Р/р. Сочинение рассказ по рисунку. |
|
| Учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст-повествование по рисунку; редактировать текст; словесно передавать свои эстетические впечатления. | ||
191 192 | Контрольная работа по теме «Глагол». |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления. | ||
193 194 | Контрольный диктант. Итоговый тест по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления; анализировать и исправлять ошибки. | ||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО | ||||||
195 196 | Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. |
|
| Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Готовят сообщение на тему «Изучайте русский язык»..Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначают орфограммы. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Анализируют, списывают текст. Пишут диктант | ||
197 198 | Орфограммы в окончаниях слов. Тест. |
|
| Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Подбирают примеры на изученные орфограммы, составляют таблицу, выписывают слова с орфограммами. | ||
199 | Орфограммы в окончаниях слов. |
|
| Учащиеся научатся понимать связь орфографии с морфемикой и морфологией; применять правила правописания окончаний слов; объяснять языковые явления. | ||
200 | Употребление букв Ъ и Ь |
|
| Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв ъ и ь. Заполняют таблицы. Обозначают орфограммы. Выбирают имена собственные из текста упражнения | ||
201 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью |
|
| Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Графически выделяют части текста. Учат стихотворение наизусть и записывают его по памяти. | ||
202 | Итоговый контрольный тест |
|
| Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. | ||
203 | Итоговый контрольный диктант. |
|
| Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления; анализировать и исправлять ошибки. | ||
204 | Анализ итогового теста. Работа над ошибками. |
|
| Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного п
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
владение разными видами чтения
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров
способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
владение различными видами монолога и диалога
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами
применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы