СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование СФЕРЫ 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование СФЕРЫ 8 класс»

Календарно-тематическое планирование по географии.

8 класс ( 68 часов; 2 часа в неделю)

Программа: примерная программа основного общего образования по географии России.

Составлено по учебнику В. П. Дронова, Л.Е.Савельевой «География. Россия: природа, население, хозяйство » М.; Просвещение УМК «Сферы», 2010.

Д.П. Финаров, С.П. Семенов «Санкт- Петербург и Ленинградская область» : Учебное пособие по географии, 8-9 класс.- Спб.: Питер,2005


Составитель: Соболева Е.Б.


Введение -1 час.


Учащиеся должны уметь определять географическое положение России; показывать пограничные государства , моря омывающие Россию ; иметь представление о различных источниках географической информации и методах ее получения; определять поясное время.


№ урока

дата

Тема урока

Вид урока

Практические работы.

Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления

Текущий и итоговый контроль

Домашнее

задание

1


Что изучает физическая география России? Роль географической науки в решении практических задач. Источники географической информации .

Изучение нового материала

Работа с таблицей «Источники географических знаний, их особенности, достоинства и недостатки».

Особенности и главные черты природы России.

Особенности и структура курса. Роль и значение географических знаний в решении важнейших экономических, социальных и экологических проблем России

ФронтальныйТетр.- экзаменатор

С.4-5

Стр. 5-6


Тема 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ -8 ч.

2


Границы России.

Практикум


Характеристика географического положения России (работа на контурных картах) Фрагмент учебного фильма.

Государственная территория. Морские, сухопутные и воздушные границы России. Территориальные воды, континентальный шельф.

Практическая работа на к/к.

Стр. 8-9

3


Размеры территории. Часовые пояса.

Практикум

Практическая работа

«Определение поясного времени для разных городов России»

Часовые пояса на территории нашей страны. Поясное, декретное, летнее время.

Геогр. диктант

К/к,

Стр.10-11

4


Географическое положение

Новый материал

Практическая работа

«Сравнительная характеристика России, США, Канады»

Главные черты географического положения России и их влияние на особенности природы, экономики и населения страны. Понятие: географическое положение.

Фронтальный опрос.

Стр. 12-15

к/к с.2-3

5


Россия в мире.

Дискуссия

Работа со статистическим материалом.

Сравнение России с другими государствами по разным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу.

тест

Стр. 16-19

6


Как осваивали и изучали территорию России.

Семинар.


Представление о формировании территории страны начиная сIX века по настоящее время. Маршруты экспедиций: русские землепроходцы: Дежнев, Москвитин, Атласов, Хабаров, Поярков.

Сообщения.

Стр. 20-25

7


Районирование

Изучение нового материала

Работа со статистическим материалом.

Виды районирования

Ответы на вопросы.

Стр. 26-27

8


Административно- территориальное устройство России

Практикум


Разнообразие субъектов Федерации.

Федеративные округа.

Работа с картой.

Стр. 28-29

к/к 4-5

9


Обобщающий урок по теме.


Контрольная работа

Тетрадь – экзаменатор стр. 6-15


Тетрадь-экзаменатор.

Стр.30


Тема 2. ПРИРОДА РОССИИ -43 часа.



10



Изучение нового материала


Классификация природных ресурсов.

Природные ресурсы и условия.

Заполнение таблицы.

Стр.32-33


Рельеф и недра - 7 часов.


Учащиеся должны уметь называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям; показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых, объяснять закономерности их размещения , приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей , изменений рельефа под воздействием внешних и внутренних процессов; делать описание отдельных форм рельефа по картам .



№ урок

дата

Тема урока

Вид урока

Практические работы.

Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления

Текущий и итоговый контроль

Домашнее задание.

11


Формирование земной коры на территории России.

Изучение нового материала.

Работа с контурными картами

Особенности главных черт рельефа России: равнины, наклон к северу, горы на периферии. Характеристика тектонической карты, информация которую дает эта карта


Самостоятельная работа.

Стр. 34-37

к/к с. 8-9

12


Рельеф

Изучение нового материала.

Работа с таблицей.

Понятия : рельеф (классификация, определения), тектоника, складчатые области , платформы ,щиты, плиты, осадочный чехол, фундамент

Беседа.

Стр. 38-39

к/к 10-11

13


Изменение рельефа в результате внутренних процессов.

Изучение нового материала.

Лекция с элементами беседы . Работа с картой. Фрагменты учебного фильма

Теория тектоники литосферных плит. Особенности строения земной коры.

Понятия: геология , геохронологическая шкала


Работа с к/к.

Стр.40-41

к/к с. 8-9

14


Изменение рельефа под воздействием внешних процессов

Изучение нового материала.

Лекция с элементами беседы . Работа с картой. Фрагменты учебного фильма

Теория тектоники литосферных плит. Особенности строения земной коры.

Понятия: геология , геохронологическая шкала


Фронт. опрос.

Стр. 42-45

15


Минеральные ресурсы и их использование.

Практикум

Практическая работа

«Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых»

Классификация минеральных ресурсов. Зависимость тектонического строения и распространения полезных ископаемых. Основные месторождения полезных ископаемых

Составление картосхемы.

Стр. 46-47

16


Земная кора и человек.

Практикум


Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий ( по выбору учителя) .

Просмотр фрагмента учебного фильма


Влияние на развитие рельефа внутренних сил и внешних.

Понятия: эндогенные и экзогенные процессы, новейшие тектонические движения., землетрясения, вулканизм, оледенение, морена, эрозионный рельеф, эоловый рельеф, дюны , обвалы, осыпи, оползни, лавины, сели.

Географ. диктант

Стр. 48-49

17


Урок обобщения по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые».


Контрольная работа

(тест)


Тетрадь- экзамен.

Стр. 16-23


Климат -11 часов.


Учащиеся должны уметь называть факторы ,влияющие на формирование климата России, определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов; давать описание климата отдельных территорий; используя карты уметь определять температуры, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т.д.; приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни.






№ урока

дата

Тема урока

Вид урока.

Практические работы.

Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления

Текущий и итоговый контроль

Домашнее задание.

18


.Географическое положение и климат.

Изучение нового материала.

Практическая работа

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды. ( или как вариант анализ климатограмм различных территорий)



Трансформация, атмосферные фронты, циклон, антициклон, синоптические карты, карты прогнозов погоды, полярный фронт, холодный фронт, теплый фронт, арктический фронт.


Самостоятельная работа.

Стр.50-51

19


Солнечное излучение и климат.

Практикум

Практическая работа

Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение ( таблица в тетради)



Солнечная радиация, суммарная радиация, радиационный баланс, циркуляция воздушных масс, Западный перенос, Сибирский антициклон (Азиатский максимум).

Самостоятельная работа.

Стр.52-53

20


Земная поверхность и климат

Практикум.

Практическая работа

Выявление закономерностей распределения основных элементов погоды ( к/к и тетрадь)


Изотерма, амплитуда, осадки, снежный покров, «полюс холода», испаряемость, коэффициент увлажнения, увлажнение- избыточное, достаточное, недостаточное

скудное.

Фронтальный опрос.

Стр. 54-55

21


Воздушные массы и их циркуляция

Исследование.

Практическая работа

Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов ( решение задач в тетради)


Теплые и холодные воздушные массы.

Самостоятельная работа.

Стр. 56-57

22


Атмосферные фронты

Практикум

Работа с картами атласа.


Индивидуальный опрос.

Стр. 58-59

23


Циклоны и антициклоны.

Практикум

Работа с картами атласа

Смена воздушных масс. Области высокого и низкого давления.

Самост. работа

Стр.60-61

24


Распределение температуры воздуха.

Практикум

Изучение схем и карт.


Фронт. опрос

Стр. 62-63

к/к с.14-15

25


Распределение осадков и увлажнения.

Практикум

Изучение схем и карт. Вычисление коэффициента увлажнения.


Решение задач.

Стр.64-65

к/к с.14-15

26


Климатические пояса и области.

Практикум

Практическая работа

«Составление макета климатической карты по заданным значениям»

Климатический пояс, климатическая область, арктический, субарктический, умеренный, муссонный, резко континентальный типы климата, умеренный континентальный, умеренно континентальный умеренного пояса, климатическая диаграмма.

Проверка тетрадей

Стр..66-67

к/к с.14 - 15

27


Климат и человек.

Практикум

Практическая работа

« Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей»

Агроклиматические ресурсы, неблагоприятные климатические условия- засуха, суховей, пыльная буря, ураган, заморозки, морозы, гололед, град, туман.

Географ. диктант

Стр.68-69

28


Урок обобщения знаний по теме «Климат и агроклиматические ресурсы России»

Обобщающий урок по теме.

Контрольная работа (тест)


Тетр.-экзаменатор

Стр.24-35



Внутренние воды и моря-7 часов.


Учащиеся должны уметь называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельным водным объектам; оценивать водные ресурсы, приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человека, объяснять значение каналов и водохранилищ.


№ урока

Дата

Тема урока

Вид урока.

Формы организации обучения

Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления

Текущий и итоговый контроль

Домашнее задание.

29


Моря

Изучение нового материала.

Составление характеристики морей.

Воды России как составная часть гидросферы.

Составление лоций.

Стр. 70-71

30


Особенности природы морей.

Беседа.

Составление сравнительной характеристики морей из разных регионов.

Особенности природы морей, использование их в хозяйственной деятельности.

Сообщения.

Стр. 72-75

31


Разнообразие внутренних вод России. Реки

Изучение нового материала.

Практическая работа

Составление сравнительной характеристики рек Европейской и Азиатской части России»


Реки- равнинные и горные, падение, уклон, расход воды, годовой сток, режим реки, половодье, паводок, ледостав, ледоход, твердый сток, наводнение.

Проверка письменных работ.

Стр. 76-79

к/к с. 16-17

32


Озера ,болота , водохранилища.

Практикум

Работа с контурными картами

Озеро; озерные котловины- тектонические, вулканические, термокарстовые, ледниковые, моренные, запрудные, лиманы; сточные и бессточные озера; болота- верховые, низинные.

Самостоятельная работа.

Стр. 80-81

к/к с. 16-17

33


Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

Практикум

Практическая работа

«Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны»


Подземные воды, верховодка, артезианские бассейны, минеральные воды, термальные воды. Ледники- покровные и горные; снеговая линия, многолетняя мерзлота, подземный лед.

Фронтальный опрос.

Стр. 82-83

к/к с. 16-17

34


Водные ресурсы .Охрана вод

Практикум

Работа с различными источниками информации.

Водные ресурсы, вековые запасы, водный кадастр, водопотребители, промышленные стоки, водохранилища, каналы, оборотное водопотребление.

Практическая работа.

№14

35


Урок обобщения знаний по теме

«Внутренние воды и моря»

Обобщающий урок по теме.

Контрольная работа (тест)












Растительный и животный мир- 3часа.


Учащиеся должны уметь объяснить разнообразие растительных сообществ на территории России; приводить примеры; объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных, прогнозировать последствия уничтожения болот, значение животного мира для человека, изменение ландшафтов под воздействием человека.





№ урока

дата

Тема урока

Вид урока.

Практическая работа.

Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления

Текущий и итоговый контроль

Домашнее задание.

36


Растительный мир России

Изучение нового материала.


Растительные сообщества, тундра, лес, степь, пустыня, луга, болота.

Работа с картами атласа.

Стр.88-89

37


Животный мир России . Охрана органического мира.

Изучение нового материала

Практическая работа

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Животный мир, ярусное распределение, хищники, травоядные, водоплавающие, копытные, грызуны, птичий базар.

Сообщения.

Стр.90-91

38


Итоговое обобщение по теме «Растительный и животный мир»


Контрольная работа.


Тетрадь – экзаменатор

С.44-47






Почвы -4 часа

Учащиеся должны уметь называть факторы почвообразования; используя карту называть типы почв и их свойства; приводить примеры рационального и

нерационального использования почвенных ресурсов, объяснять необходимость охраны почв.



№ урока

Дата

Тема урока

Вид урока.

Практические работы.

Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления

Текущий и итоговый контроль

Домашнее задание.

39


Почвы и факторы их образования

Изучение нового материала.

Работа с картами атласа.

Почва, перегной (гумус), почвообразующие факторы, почвы- глинистые, суглинистые, супесчаные, песчаные; почвенные горизонты- гумусовый, вымывания, вмывания, материнская порода; структура почвы.


Фронтальный опрос.

Стр.94-97

40


Главные типы почв и закономерности их распространения

Практикум


Широтная зональность, типы почв- арктические, тундрово- глеевые, подзолистые, дерново- подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, торфяно- болотные, почвенная карта, почвенный профиль.


Стр. 98-99

41


Почвы и человек

Практикум.

Практическая работа

Характеристика почвенных ресурсов своей местности.

Земельные ресурсы, почвенные ресурсы, пашня, эрозия, мелиорация, орошение, осушение, обводнение, известкование, агротехника, удобрения, нитраты, рекультивация.

Тестирование.

Стр.100-103

42


Урок обобщения и повторения по теме «Почвы и почвенные ресурсы»

Обобщающий урок по теме.

Контрольная работа ( тест)


Тетр.-экзаменатор

Стр 48-53






Природно-хозяйственные зоны – 11 часов.


Учащиеся должны уметь показывать на картах основные природные зоны России, называть их; приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира; объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов; показывать на карте крупные ПТК России; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе. Уметь объяснять взаимосвязь хозяйственной деятельности человека с природными условиями конкретного района.


№ урока

дата

Тема урока

Вид урока.

Практические работы.

Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления

Текущий и итоговый контроль

Домашние задания.

43


Природные районы и природно- хозяйственные зоны.

Изучение нового материала.

Работа с картами атласа. Просмотр видеосюжета.

ПТК- природно- территориальный комплекс, компоненты природы, ландшафт.

Тест.

Стр. 104-105

к/к с. 18-19

44


Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундра, лесотундра.

Практикум.

Работа с картами атласа. Просмотр видеосюжета.

Природная зональность, природная зона, арктическая пустыня, тундра, лесотундра.

Заполнение таблицы.

Стр.106-109

сообщения

45


Население и хозяйство в Арктике и тундре.

Беседа

Работа с картами атласа. Просмотр видеосюжета.

Оленеводы, поморы…

Фронтальный

опрос

Стр. 110-111

46


Лесные зоны России .

Практикум.

Работа с картами атласа. Просмотр видеосюжета.

Широтная зональность, лесные зоны, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, лесостепь.

Заполнение таблицы.

Стр.112-115

к/к с.18-19

47


Население и хозяйство лесных зон.

Беседа

Работа с картами атласа Просмотр видеосюжета.

Освоение и изменение в результате хозяйственной деятельности человека.

Географ. диктант

Стр.116-117

48


Природа лесостепей и степей.

Практикум.

Работа с картами атласа. Просмотр видеосюжета.

Широтная зональность, степи.

Работа с картой. Заполнение таблицы.

Стр.118-121

49


Население и хозяйство лесостепной и степной зон.

Беседа

Практическая работа

«Характеристика особенностей размещения населения в разных природно- хозяйственных зонах»

полупустыни, пустыни, засуха, суховеи, пыльные бури, «черные» бури, солончаки, солонцы.

Географ. диктант

Стр. 122-123

50


Засушливые территории России.

Практикум.

Практическая работа

«Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон»


Работа с картами атласа.

Стр. 124-125

51


Горные области

Беседа




Стр. 126-127

52


Охрана природы и особо охраняемые территории.

Практикум

Практическая работа

«Определение особо охраняемых территорий своей области»


Сообщения

Стр. 128-129

к/к с.22-23

53


Обобщение по теме «Природно-хозяйственные зоны»




Тетрадь – экзаменатор

Стр.54-61


Тема 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ – 11 часов.



Учащиеся должны уметь показывать на карте крупные природные районы России; называть и показывать на карте географические объекты ( горы, равнины, реки, озера и т.д.); давать комплексную физико-географическую характеристику; уметь отбирать объекты , определяющие географический образ данной территории ; оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей ; выделять экологические проблемы природных регионов.


№ урока

дата

Тема урока

Вид урока.

Практические работы.

Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления

Текущий и итоговый контроль

Домашнее задание.

54


Численность населения

Изучение нового материала.

Работа со статистическим материалом

Изменение численности населения, воспроизводство и механический прирост. Факторы, прогнозы, демографическая ситуация.

Заполнение таблицы

Стр.132-135

к/к

с.24-25

55


Мужчины и женщины

Беседа

Анализ половозрастной пирамиды.


Ответы на вопросы

Стр. 136-137

56


Молодые и старые

Практикум.

Практическая работа

«Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России»

Продолжительность жизни россиян.

Возрастная структура населения и разница по регионам.

Анализ карты

Стр. 138-139

57


Народы

Семинар

Работа с картой атласа.

Многонациональность. Воспитание толерантности.

Фронт. опрос

Стр. 140-141

к/к с.26-27

58


Языки

Семинар

Работа с картой атласа.

Языковые семьи, группы и их география.

Сообщения

Стр.142-143

59


Религии

Семинар

Работа с картой атласа

География основных религий. Малые народы.

Составление карты-схемы

Стр.144-145

60


Размещение населения

Диалог

Работа с картой атласа.

Расчет коэффициента плотности.

Высокая, средняя и низкая плотность расселения.

Тест

Стр.146-147

к/к с.24-25

61


Города России.

Урбанизация.

Изучение нового материала

Просмотр видеофильма, работа с картами атласа.

Рост городского населения и численности городов.

Сообщения, презентации

Стр.148-151

к/к с.26-27

62


Сельское население и сельские поселения

Изучение нового материала

Практическая работа

«Разработка проекта «Мой населенный пункт»

Сельская местность, основные вида населенных пунктов.

Географ.диктант

Стр.152-153

63


Миграции населения

Изучение нового материала

Практическая работа

«Характеристика особенностей движения

Населения России»

Внешние, внутренние миграции. Основные причины.

Фронт.опрос

Стр.154-157

к/к с.26-27

64


Обобщение по теме «Население России»




Тетрадь-экзаменатор

С.62-71


65


Итоговая проверочная работа.




Тетрадь-экзаменатор

С.72-89



Остальное время – резерв, который может включать повторение или изучение регионального компонента.


Тема 4. География Ленинградской области -4часа.


Учащиеся должны уметь определять по карте особенности географического положения Санкт - Петербурга и Ленинградской области; называть и показывать основные формы рельефа ; давать характеристику климатических особенностей ; называть наиболее значительные реки и озера; основные почвенно-растительные зоны и характерных представителей растительного и животного мира, особенно подлежащих охране, приводить примеры природоохранной деятельности; давать комплексную физико-географическую характеристику природных объектов.



№ урока

дата

Тема урока

Вид урока.

Практические работы.

Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления

Текущий и итоговый контроль

Домашнее задание.

66


Территория, границы, географическое положение Ленинградской области.

Путешест

вие. Изучение нового материала.

Оформление атласа.

Пограничные районы, административное деление.

Составление картосхемы.

№1

67


Рельеф и полезные ископаемые

Климатические особенности. Характеристика сезонов года

Практикум.



Геологическая схема, полезные ископаемые.

Климатическая карта, изотермы, агроклиматические ресурсы.

Работа с картами атласа.

Анализ диаграмм.

№2

Подготовка презента

ций. №3

68


Реки и озера Ленинградской области

Семинар.


Крупнейшие реки, озера, болота.

Сообщения.

№4