Календарно-тематическое планирование по географии.
8 класс ( 68 часов; 2 часа в неделю)
Программа: примерная программа основного общего образования по географии России.
Составлено по учебнику В. П. Дронова, Л.Е.Савельевой «География. Россия: природа, население, хозяйство » М.; Просвещение УМК «Сферы», 2010.
Д.П. Финаров, С.П. Семенов «Санкт- Петербург и Ленинградская область» : Учебное пособие по географии, 8-9 класс.- Спб.: Питер,2005
Составитель: Соболева Е.Б.
Введение -1 час.
Учащиеся должны уметь определять географическое положение России; показывать пограничные государства , моря омывающие Россию ; иметь представление о различных источниках географической информации и методах ее получения; определять поясное время.
№ урока | дата | Тема урока | Вид урока | Практические работы. | Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления | Текущий и итоговый контроль | Домашнее задание |
1 | | Что изучает физическая география России? Роль географической науки в решении практических задач. Источники географической информации . | Изучение нового материала | Работа с таблицей «Источники географических знаний, их особенности, достоинства и недостатки». | Особенности и главные черты природы России. Особенности и структура курса. Роль и значение географических знаний в решении важнейших экономических, социальных и экологических проблем России | ФронтальныйТетр.- экзаменатор С.4-5 | Стр. 5-6 |
Тема 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ -8 ч.
2 | | Границы России. | Практикум | Характеристика географического положения России (работа на контурных картах) Фрагмент учебного фильма. | Государственная территория. Морские, сухопутные и воздушные границы России. Территориальные воды, континентальный шельф. | Практическая работа на к/к. | Стр. 8-9 |
3 | | Размеры территории. Часовые пояса. | Практикум | Практическая работа «Определение поясного времени для разных городов России» | Часовые пояса на территории нашей страны. Поясное, декретное, летнее время. | Геогр. диктант | К/к, Стр.10-11 |
4 | | Географическое положение | Новый материал | Практическая работа «Сравнительная характеристика России, США, Канады» | Главные черты географического положения России и их влияние на особенности природы, экономики и населения страны. Понятие: географическое положение. | Фронтальный опрос. | Стр. 12-15 к/к с.2-3 |
5 | | Россия в мире. | Дискуссия | Работа со статистическим материалом. | Сравнение России с другими государствами по разным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. | тест | Стр. 16-19 |
6 | | Как осваивали и изучали территорию России. | Семинар. | | Представление о формировании территории страны начиная сIX века по настоящее время. Маршруты экспедиций: русские землепроходцы: Дежнев, Москвитин, Атласов, Хабаров, Поярков. | Сообщения. | Стр. 20-25 |
7 | | Районирование | Изучение нового материала | Работа со статистическим материалом. | Виды районирования | Ответы на вопросы. | Стр. 26-27 |
8 | | Административно- территориальное устройство России | Практикум | | Разнообразие субъектов Федерации. Федеративные округа. | Работа с картой. | Стр. 28-29 к/к 4-5 |
9 | | Обобщающий урок по теме. | | Контрольная работа Тетрадь – экзаменатор стр. 6-15 | | Тетрадь-экзаменатор. | Стр.30 |
Тема 2. ПРИРОДА РОССИИ -43 часа.
10 | | | Изучение нового материала | | Классификация природных ресурсов. Природные ресурсы и условия. | Заполнение таблицы. | Стр.32-33 |
Рельеф и недра - 7 часов.
Учащиеся должны уметь называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям; показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых, объяснять закономерности их размещения , приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей , изменений рельефа под воздействием внешних и внутренних процессов; делать описание отдельных форм рельефа по картам .
№ урок | дата | Тема урока | Вид урока | Практические работы. | Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления | Текущий и итоговый контроль | Домашнее задание. |
11 | | Формирование земной коры на территории России. | Изучение нового материала. | Работа с контурными картами | Особенности главных черт рельефа России: равнины, наклон к северу, горы на периферии. Характеристика тектонической карты, информация которую дает эта карта | Самостоятельная работа. | Стр. 34-37 к/к с. 8-9 |
12 | | Рельеф | Изучение нового материала. | Работа с таблицей. | Понятия : рельеф (классификация, определения), тектоника, складчатые области , платформы ,щиты, плиты, осадочный чехол, фундамент | Беседа. | Стр. 38-39 к/к 10-11 |
13 | | Изменение рельефа в результате внутренних процессов. | Изучение нового материала. | Лекция с элементами беседы . Работа с картой. Фрагменты учебного фильма | Теория тектоники литосферных плит. Особенности строения земной коры. Понятия: геология , геохронологическая шкала | Работа с к/к. | Стр.40-41 к/к с. 8-9 |
14 | | Изменение рельефа под воздействием внешних процессов | Изучение нового материала. | Лекция с элементами беседы . Работа с картой. Фрагменты учебного фильма | Теория тектоники литосферных плит. Особенности строения земной коры. Понятия: геология , геохронологическая шкала | Фронт. опрос. | Стр. 42-45 |
15 | | Минеральные ресурсы и их использование. | Практикум | Практическая работа «Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых» | Классификация минеральных ресурсов. Зависимость тектонического строения и распространения полезных ископаемых. Основные месторождения полезных ископаемых | Составление картосхемы. | Стр. 46-47 |
16 | | Земная кора и человек. | Практикум | Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий ( по выбору учителя) . Просмотр фрагмента учебного фильма | Влияние на развитие рельефа внутренних сил и внешних. Понятия: эндогенные и экзогенные процессы, новейшие тектонические движения., землетрясения, вулканизм, оледенение, морена, эрозионный рельеф, эоловый рельеф, дюны , обвалы, осыпи, оползни, лавины, сели. | Географ. диктант | Стр. 48-49 |
17 | | Урок обобщения по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые». | | Контрольная работа (тест) | | Тетрадь- экзамен. Стр. 16-23 | |
Климат -11 часов.
Учащиеся должны уметь называть факторы ,влияющие на формирование климата России, определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов; давать описание климата отдельных территорий; используя карты уметь определять температуры, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т.д.; приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни.
№ урока | дата | Тема урока | Вид урока. | Практические работы. | Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления | Текущий и итоговый контроль | Домашнее задание. |
18 | | .Географическое положение и климат. | Изучение нового материала. | Практическая работа Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды. ( или как вариант анализ климатограмм различных территорий) | Трансформация, атмосферные фронты, циклон, антициклон, синоптические карты, карты прогнозов погоды, полярный фронт, холодный фронт, теплый фронт, арктический фронт. | Самостоятельная работа. | Стр.50-51 |
19 | | Солнечное излучение и климат. | Практикум | Практическая работа Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение ( таблица в тетради) | Солнечная радиация, суммарная радиация, радиационный баланс, циркуляция воздушных масс, Западный перенос, Сибирский антициклон (Азиатский максимум). | Самостоятельная работа. | Стр.52-53 |
20 | | Земная поверхность и климат | Практикум. | Практическая работа Выявление закономерностей распределения основных элементов погоды ( к/к и тетрадь) | Изотерма, амплитуда, осадки, снежный покров, «полюс холода», испаряемость, коэффициент увлажнения, увлажнение- избыточное, достаточное, недостаточное скудное. | Фронтальный опрос. | Стр. 54-55 |
21 | | Воздушные массы и их циркуляция | Исследование. | Практическая работа Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов ( решение задач в тетради) | Теплые и холодные воздушные массы. | Самостоятельная работа. | Стр. 56-57 |
22 | | Атмосферные фронты | Практикум | Работа с картами атласа. | | Индивидуальный опрос. | Стр. 58-59 |
23 | | Циклоны и антициклоны. | Практикум | Работа с картами атласа | Смена воздушных масс. Области высокого и низкого давления. | Самост. работа | Стр.60-61 |
24 | | Распределение температуры воздуха. | Практикум | Изучение схем и карт. | | Фронт. опрос | Стр. 62-63 к/к с.14-15 |
25 | | Распределение осадков и увлажнения. | Практикум | Изучение схем и карт. Вычисление коэффициента увлажнения. | | Решение задач. | Стр.64-65 к/к с.14-15 |
26 | | Климатические пояса и области. | Практикум | Практическая работа «Составление макета климатической карты по заданным значениям» | Климатический пояс, климатическая область, арктический, субарктический, умеренный, муссонный, резко континентальный типы климата, умеренный континентальный, умеренно континентальный умеренного пояса, климатическая диаграмма. | Проверка тетрадей | Стр..66-67 к/к с.14 - 15 |
27 | | Климат и человек. | Практикум | Практическая работа « Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей» | Агроклиматические ресурсы, неблагоприятные климатические условия- засуха, суховей, пыльная буря, ураган, заморозки, морозы, гололед, град, туман. | Географ. диктант | Стр.68-69 |
28 | | Урок обобщения знаний по теме «Климат и агроклиматические ресурсы России» | Обобщающий урок по теме. | Контрольная работа (тест) | | Тетр.-экзаменатор Стр.24-35 | |
Внутренние воды и моря-7 часов.
Учащиеся должны уметь называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельным водным объектам; оценивать водные ресурсы, приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человека, объяснять значение каналов и водохранилищ.
№ урока | Дата | Тема урока | Вид урока. | Формы организации обучения | Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления | Текущий и итоговый контроль | Домашнее задание. |
29 | | Моря | Изучение нового материала. | Составление характеристики морей. | Воды России как составная часть гидросферы. | Составление лоций. | Стр. 70-71 |
30 | | Особенности природы морей. | Беседа. | Составление сравнительной характеристики морей из разных регионов. | Особенности природы морей, использование их в хозяйственной деятельности. | Сообщения. | Стр. 72-75 |
31 | | Разнообразие внутренних вод России. Реки | Изучение нового материала. | Практическая работа Составление сравнительной характеристики рек Европейской и Азиатской части России» | Реки- равнинные и горные, падение, уклон, расход воды, годовой сток, режим реки, половодье, паводок, ледостав, ледоход, твердый сток, наводнение. | Проверка письменных работ. | Стр. 76-79 к/к с. 16-17 |
32 | | Озера ,болота , водохранилища. | Практикум | Работа с контурными картами | Озеро; озерные котловины- тектонические, вулканические, термокарстовые, ледниковые, моренные, запрудные, лиманы; сточные и бессточные озера; болота- верховые, низинные. | Самостоятельная работа. | Стр. 80-81 к/к с. 16-17 |
33 | | Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | Практикум | Практическая работа «Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны» | Подземные воды, верховодка, артезианские бассейны, минеральные воды, термальные воды. Ледники- покровные и горные; снеговая линия, многолетняя мерзлота, подземный лед. | Фронтальный опрос. | Стр. 82-83 к/к с. 16-17 |
34 | | Водные ресурсы .Охрана вод | Практикум | Работа с различными источниками информации. | Водные ресурсы, вековые запасы, водный кадастр, водопотребители, промышленные стоки, водохранилища, каналы, оборотное водопотребление. | Практическая работа. | №14 |
35 | | Урок обобщения знаний по теме «Внутренние воды и моря» | Обобщающий урок по теме. | Контрольная работа (тест) | | | |
Растительный и животный мир- 3часа.
Учащиеся должны уметь объяснить разнообразие растительных сообществ на территории России; приводить примеры; объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных, прогнозировать последствия уничтожения болот, значение животного мира для человека, изменение ландшафтов под воздействием человека.
№ урока | дата | Тема урока | Вид урока. | Практическая работа. | Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления | Текущий и итоговый контроль | Домашнее задание. |
36 | | Растительный мир России | Изучение нового материала. | | Растительные сообщества, тундра, лес, степь, пустыня, луга, болота. | Работа с картами атласа. | Стр.88-89 |
37 | | Животный мир России . Охрана органического мира. | Изучение нового материала | Практическая работа Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. | Животный мир, ярусное распределение, хищники, травоядные, водоплавающие, копытные, грызуны, птичий базар. | Сообщения. | Стр.90-91 |
38 | | Итоговое обобщение по теме «Растительный и животный мир» | | Контрольная работа. | | Тетрадь – экзаменатор С.44-47 | |
Почвы -4 часа
Учащиеся должны уметь называть факторы почвообразования; используя карту называть типы почв и их свойства; приводить примеры рационального и
нерационального использования почвенных ресурсов, объяснять необходимость охраны почв.
№ урока | Дата | Тема урока | Вид урока. | Практические работы. | Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления | Текущий и итоговый контроль | Домашнее задание. |
39 | | Почвы и факторы их образования | Изучение нового материала. | Работа с картами атласа. | Почва, перегной (гумус), почвообразующие факторы, почвы- глинистые, суглинистые, супесчаные, песчаные; почвенные горизонты- гумусовый, вымывания, вмывания, материнская порода; структура почвы. | Фронтальный опрос. | Стр.94-97 |
40 | | Главные типы почв и закономерности их распространения | Практикум | | Широтная зональность, типы почв- арктические, тундрово- глеевые, подзолистые, дерново- подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, торфяно- болотные, почвенная карта, почвенный профиль. | | Стр. 98-99 |
41 | | Почвы и человек | Практикум. | Практическая работа Характеристика почвенных ресурсов своей местности. | Земельные ресурсы, почвенные ресурсы, пашня, эрозия, мелиорация, орошение, осушение, обводнение, известкование, агротехника, удобрения, нитраты, рекультивация. | Тестирование. | Стр.100-103 |
42 | | Урок обобщения и повторения по теме «Почвы и почвенные ресурсы» | Обобщающий урок по теме. | Контрольная работа ( тест) | | Тетр.-экзаменатор Стр 48-53 | |
Природно-хозяйственные зоны – 11 часов.
Учащиеся должны уметь показывать на картах основные природные зоны России, называть их; приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира; объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов; показывать на карте крупные ПТК России; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе. Уметь объяснять взаимосвязь хозяйственной деятельности человека с природными условиями конкретного района.
№ урока | дата | Тема урока | Вид урока. | Практические работы. | Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления | Текущий и итоговый контроль | Домашние задания. |
43 | | Природные районы и природно- хозяйственные зоны. | Изучение нового материала. | Работа с картами атласа. Просмотр видеосюжета. | ПТК- природно- территориальный комплекс, компоненты природы, ландшафт. | Тест. | Стр. 104-105 к/к с. 18-19 |
44 | | Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундра, лесотундра. | Практикум. | Работа с картами атласа. Просмотр видеосюжета. | Природная зональность, природная зона, арктическая пустыня, тундра, лесотундра. | Заполнение таблицы. | Стр.106-109 сообщения |
45 | | Население и хозяйство в Арктике и тундре. | Беседа | Работа с картами атласа. Просмотр видеосюжета. | Оленеводы, поморы… | Фронтальный опрос | Стр. 110-111 |
46 | | Лесные зоны России . | Практикум. | Работа с картами атласа. Просмотр видеосюжета. | Широтная зональность, лесные зоны, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, лесостепь. | Заполнение таблицы. | Стр.112-115 к/к с.18-19 |
47 | | Население и хозяйство лесных зон. | Беседа | Работа с картами атласа Просмотр видеосюжета. | Освоение и изменение в результате хозяйственной деятельности человека. | Географ. диктант | Стр.116-117 |
48 | | Природа лесостепей и степей. | Практикум. | Работа с картами атласа. Просмотр видеосюжета. | Широтная зональность, степи. | Работа с картой. Заполнение таблицы. | Стр.118-121 |
49 | | Население и хозяйство лесостепной и степной зон. | Беседа | Практическая работа «Характеристика особенностей размещения населения в разных природно- хозяйственных зонах» | полупустыни, пустыни, засуха, суховеи, пыльные бури, «черные» бури, солончаки, солонцы. | Географ. диктант | Стр. 122-123 |
50 | | Засушливые территории России. | Практикум. | Практическая работа «Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон» | | Работа с картами атласа. | Стр. 124-125 |
51 | | Горные области | Беседа | | | | Стр. 126-127 |
52 | | Охрана природы и особо охраняемые территории. | Практикум | Практическая работа «Определение особо охраняемых территорий своей области» | | Сообщения | Стр. 128-129 к/к с.22-23 |
53 | | Обобщение по теме «Природно-хозяйственные зоны» | | | | Тетрадь – экзаменатор Стр.54-61 | |
Тема 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ – 11 часов.
Учащиеся должны уметь показывать на карте крупные природные районы России; называть и показывать на карте географические объекты ( горы, равнины, реки, озера и т.д.); давать комплексную физико-географическую характеристику; уметь отбирать объекты , определяющие географический образ данной территории ; оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей ; выделять экологические проблемы природных регионов.
№ урока | дата | Тема урока | Вид урока. | Практические работы. | Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления | Текущий и итоговый контроль | Домашнее задание. |
54 | | Численность населения | Изучение нового материала. | Работа со статистическим материалом | Изменение численности населения, воспроизводство и механический прирост. Факторы, прогнозы, демографическая ситуация. | Заполнение таблицы | Стр.132-135 к/к с.24-25 |
55 | | Мужчины и женщины | Беседа | Анализ половозрастной пирамиды. | | Ответы на вопросы | Стр. 136-137 |
56 | | Молодые и старые | Практикум. | Практическая работа «Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России» | Продолжительность жизни россиян. Возрастная структура населения и разница по регионам. | Анализ карты | Стр. 138-139 |
57 | | Народы | Семинар | Работа с картой атласа. | Многонациональность. Воспитание толерантности. | Фронт. опрос | Стр. 140-141 к/к с.26-27 |
58 | | Языки | Семинар | Работа с картой атласа. | Языковые семьи, группы и их география. | Сообщения | Стр.142-143 |
59 | | Религии | Семинар | Работа с картой атласа | География основных религий. Малые народы. | Составление карты-схемы | Стр.144-145 |
60 | | Размещение населения | Диалог | Работа с картой атласа. Расчет коэффициента плотности. | Высокая, средняя и низкая плотность расселения. | Тест | Стр.146-147 к/к с.24-25 |
61 | | Города России. Урбанизация. | Изучение нового материала | Просмотр видеофильма, работа с картами атласа. | Рост городского населения и численности городов. | Сообщения, презентации | Стр.148-151 к/к с.26-27 |
62 | | Сельское население и сельские поселения | Изучение нового материала | Практическая работа «Разработка проекта «Мой населенный пункт» | Сельская местность, основные вида населенных пунктов. | Географ.диктант | Стр.152-153 |
63 | | Миграции населения | Изучение нового материала | Практическая работа «Характеристика особенностей движения Населения России» | Внешние, внутренние миграции. Основные причины. | Фронт.опрос | Стр.154-157 к/к с.26-27 |
64 | | Обобщение по теме «Население России» | | | | Тетрадь-экзаменатор С.62-71 | |
65 | | Итоговая проверочная работа. | | | | Тетрадь-экзаменатор С.72-89 | |
Остальное время – резерв, который может включать повторение или изучение регионального компонента.
Тема 4. География Ленинградской области -4часа.
Учащиеся должны уметь определять по карте особенности географического положения Санкт - Петербурга и Ленинградской области; называть и показывать основные формы рельефа ; давать характеристику климатических особенностей ; называть наиболее значительные реки и озера; основные почвенно-растительные зоны и характерных представителей растительного и животного мира, особенно подлежащих охране, приводить примеры природоохранной деятельности; давать комплексную физико-географическую характеристику природных объектов.
№ урока | дата | Тема урока | Вид урока. | Практические работы. | Основные вопросы содержания, формируемые понятия и представления | Текущий и итоговый контроль | Домашнее задание. |
66 | | Территория, границы, географическое положение Ленинградской области. | Путешест вие. Изучение нового материала. | Оформление атласа. | Пограничные районы, административное деление. | Составление картосхемы. | №1 |
67 | | Рельеф и полезные ископаемые Климатические особенности. Характеристика сезонов года | Практикум. | | Геологическая схема, полезные ископаемые. Климатическая карта, изотермы, агроклиматические ресурсы. | Работа с картами атласа. Анализ диаграмм. | №2 Подготовка презента ций. №3 |
68 | | Реки и озера Ленинградской области | Семинар. | | Крупнейшие реки, озера, болота. | Сообщения. | №4 |