СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе по учебнику О. В. Кубасовой с упражнениями для "творческих минуток"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе по учебнику О. В. Кубасовой с упражнениями для "творческих минуток".

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе по учебнику О. В. Кубасовой с упражнениями для "творческих минуток"»

Календарно - тематическое планирование

к курсу «Литературное чтение» Кубасовой О.В.

1 класс



Тема,

кол-во уроков

урока

Литературные произведения,

изучаемые на уроке

Упражнения

для

«творческих минуток»


«Звенит звонок — начинается урок»

(7 уроков)

1

Л. Дьяконов «Первоклас­сникам»;

А. Барто «Стали грамотными»

А 1.«Доскажи словечко»

Он и волк, и Дед Мороз,

И смешит ребят до слёз,

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он… (артист)

2.Игра «Поймай рифму»: артист.

3.Сочини чистоговорку: арь-арь-арь…

4.Игра «Кто больше»: вспомни слова о зиме со звуком [а].

5.Как вы понимаете пословицу. Составьте предложение.

Азбука – к мудрости ступенька.



2

Г. Новицкая «Книжки»*;

Р. Сеф «Учись читать!..»

Б 1.«Доскажи словечко»

Она весну встречает –

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка.

А платьице – в полоску.

Ты узнаёшь …(берёзку)?

2.Игра «Поймай рифму»: берёза, белка.

3.Сочини чистоговорку: ба-бо-бы -…; бо-бы-ба - …

4.Игра «Кто больше»: назови названия блюд со звуком [б].

5.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложение. Бить баклуши.




3

Л. Пантелеев «Ау»

В 1.«Доскажи словечко»

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый …(воробей).

2.Игра «Поймай рифму»: воробей.

3.Игра «Кто больше»: назови имена мальчиков, которые

начинаются на В.

4.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложение. Васька слушает да ест.


4.

С. Погореловский «Ох, и непо­рядки в Мишкиной тетрадке»

Г 1.«Доскажи словечко»

На вербе с треском рвутся почки.

На речке лёд трещит в ночи.

И гнёзда вьют без проволочки

На ветках первые…(грачи)

2.Игра «Поймай рифму»: грач, гусь, гость.

3.Игра «Кто больше»: вспомни слова со звуком [г] в начале

слова.

4.Как вы понимаете пословицу. Составьте предложение.

За глупой головой и ногам плохо.



5

В. Голявкин «Болтуны»

Д 1.«Доскажи словечко»

У меня знакомых тьма,

Не могу их счесть сама,

Потому что кто пройдёт, тот и ручку мне пожмёт.

Людям рада я, поверь,

Я приветливая…(дверь)

2.Игра «Поймай рифму»: дверь, друг, дочка.

3.Игра «Кто больше»: вспомни слова со звуком [д].

4.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложение. Делу время, потехе час.

5.Сочини чистоговорку: ду-до-да - …




6

С. Маршак «Угомон»

Е 1.«Доскажи словечко»

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля…(енот).

2.Игра «Поймай рифму»: ель.

3.Игра «Кто больше»: составь слова со слогами: ЛЕ,СЕ,ЕТ.

4.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложение.

В ежовых рукавицах.

5.Сочини чистоговорку: не-не-не - …














7


В. Орлов «Оправдался»;

Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться»


Ё 1.«Доскажи словечко»

За рекой росли,

Их на праздник принесли.

На веточках – иголки.

Что же это…(ёлки).

2.Игра «Поймай рифму»: ёлка, ёрш.

3.Игра «Кто больше»: составь слова со слогами: ЛЕ,СЕ,ЕТ.

4.Игра «Буриме: пёс – принёс


«Час потехи»

(8уроков)

8

В. Смит «Час потехи»

Ж 1.«Доскажи словечко»

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын…(жираф).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе…(живот).

2.Игра «Поймай рифму»: жук, лужа.

3.Игра «Кто больше»: назови животных, в названиях которых

есть звук [ж], слова с этим звуком.

4.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложение.

Ждать у моря погоды.

5.Сочини чистоговорку: жи-жа-жи-жа - …




9

Русские народные побасёнки

З 1.«Доскажи словечко»

Наказанья срок всё длился:

Клим стоял в углу и …(злился).

Михаил залез на дуб,

Чтобы врач не вырвал…(зуб)

2.Игра «Поймай рифму»: злился, зуб.

3.Игра «Кто больше»: придумайте слова, в которых звук [з]

в начале слова.

4.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложение.

Знать назубок.

5.Сочини чистоговорку: за-за-за - …



10

Загадки

И 1.«Доскажи словечко»

Буду мастером таким,

Как наш дядя Евдоким:

Делать стулья и столы,

Красить двери и полы.

А пока сестре Танюшке

Сам я делая…(игрушки).

2.Игра «Поймай рифму»: игрушка, играть.

3.Игра «Кто больше»: придумайте слова, в которых звук [и]

в конце слова.

4.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложение.

Как на иголках.

5.Сочини чистоговорку: ги-ки-ги-ки-…



11

Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки...»

Й 1.«Доскажи словечко»

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется…(трамвай).

2.Игра «Поймай рифму»: трамвай, лей, бойся.

3.Игра «Кто больше»: придумайте слова, в которых звук [й]

в начале, в середине, в конце слова.

4.Как вы понимаете пословицу.

Составьте предложение.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

5.Сочини чистоговорку: ой-ой-ой-ой-…



12

В. Берестов «Искалочка»;

Русские народные считалки*;

В. Берестов «За игрой»

К 1.«Доскажи словечко»

Целый день поёт щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошёл,

А он боится…(кошки).

2.Игра «Поймай рифму»: кора, кошка, капля, кричать.

3.Игра «Кто больше»: назови предметы, находящиеся в

классе со звуком [к].

4.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложение.

Крокодиловы слёзы.

5.Сочини чистоговорку: ик-ик-ик-ик-…



13


Словесные игры:

скорого­ворки, небылицы;

С. Маршак «Я видел»


Л 1.«Доскажи словечко»

Лейся, дождь, весёлый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по …(лужам).

2.Игра «Поймай рифму»: лень, луг, лак, лён.

3.Игра «Кто больше»: назови игрушки со звуком [л].

4.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложение.

Схватывать на лету.

5.Сочини чистоговорку: оль-оль-оль-оль-…


14

С. Михалков «С нами Смех!»;

И. Жуков «Черт и торт»

М 1.«Доскажи словечко»

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой…(мыли).

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось…(мыло).

2.Игра «Поймай рифму»: массаж, молчать, мех, мышка.

3.Игра «Кто больше»: назови продукты, в названиях которых

есть звук [м].

4.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложение.

Медвежья услуга.

5.Сочини чистоговорку: му-му-му-…; мы-мы-мы-..


15

С. Маршак «Пудель»

Н 1.«Доскажи словечко»

Кто один имеет рог?

Отгадайте…(носорог).

А петух с колючим ёжиком

Режут сало острым …(ножиком).

2.Игра «Поймай рифму»: ножик, ноль, ночь, нос.

3.Игра «Кто больше»: назови слова, в названиях которых

есть звук [н].

4.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложение.

Зарубить на носу.

5.Сочини чистоговорку: но-но-но-…


«Что такое хорошо и что такое плохо»

(13 уроков)

16

Л. Толстой «Правда всего дороже»


О 1.«Доскажи словечко»

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Вот и весь я - …(осьминог).

2.Игра «Поймай рифму»: оса, олень, огурец.

3.Игра «Кто больше»: назови слова, в названиях которых

есть звук [о] в начале и в конце.

4.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложение.

Обвести вокруг пальца.

5.Сочини чистоговорку: ос-ос-ос-…




17

С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»

П 1.«Доскажи словечко»

Веселятся Коля, Лена –

Это значит…(перемена).

Вперевалку шёл со льдин

К нам на утренник…(пингвин).

2.Игра «Поймай рифму»: пень, палатка, писал.

3.Игра «Кто больше»: назови слова, в названиях которых

есть звук [п] в начале и в конце.

4.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложение.

Плясать под чужую дудку.

5. Игра «буриме»: в лесу-принесу




18

В. Орлов «Кто первый»;

Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»;

Л. Толстой «Кто прав?»

Р 1.«Доскажи словечко»

В реке большая драка:

Поссорились два … (рака)

Ей не скажешь:»Кошка, брысь»,

Потому что это… (рысь).

2.Игра «Поймай рифму»: рак, рысь, роль, рот, редиска.

3.Игра «Кто больше»: какие вещи вы купите в новую

квартиру со звуком [р].

4.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложение.

Рукой падать.

5.Сочини чистоговорку: ру-ру-ру-…; ра-ра-ра-…







19


В. Осеева «Все вместе»


С 1.«Доскажи словечко»

Он песню пел среди ветвей,

Его назвали… (соловей).

На шесте дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его… (скворец).

2.Игра «Поймай рифму»: соловей, скворец, соль, свечка.

3.Игра «Кто больше»: назови дни недели, месяцы, времена

года, в которых есть звук [с].

4.Как вы понимаете пословицу.

Составьте предложения.

Старый друг лучше новых двух.

5.Сочини чистоговорку: усь-усь-усь-…; су-су-су-…


20

Е. Пермяк «Для чего руки нужны»

Т 1.«Доскажи словечко»

По небесам оравою бегут мешки дырявые,

И бывает иногда: из мешков течет вода.

Спрячемся получше от дырявой …(тучи).

2.Игра «Поймай рифму»: том, тучка, трус, трудиться.

3.Игра «Кто больше»: какие предметы есть в вашем

портфеле, в названиях которых есть звук [т].

4.Как вы понимаете пословицу.

Составьте предложения.

Терпенье и труд всё перетрут.

5.Сочини чистоговорку: ты-ты-ты-…; ать-ать-ать-…


21

Эзоп «Собрался старик

помирать...»;

Л. Толстой «Два раза не умирать»

У 1.«Доскажи словечко»

Кто шагает с сумкой книг

Утром в школу…(ученик)

Долгожданный дан звонок –

Это кончился …(урок).

2.Игра «Поймай рифму»: утка, ух, удача, урок.

3.Игра «Кто больше»: придумайте слова, в которых звук [у]

второй.

4.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложения.

Уши вянут.

5.Сочини чистоговорку: ух-ух-ух-…; уть-уть-уть-…




22

Л. Толстой «Два товарища»

Ф 1.«Доскажи словечко»

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я…(фарфор).

2.Игра «Поймай рифму»: флажок, фасоль, фонарь.

3.Игра «Кто больше»: придумайте слова, которые

начинаются с ФА.

4.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложения.

Филькина грамота.

5. Игра «буриме»: футбол – гол.




23

В. Росин «Друзья познаются в беде»

Х 1.«Доскажи словечко»

Хлоп – и конфета стреляет, как пушка!

Каждому ясно, что это…(хлопушка).

2.Игра «Поймай рифму»: храбрец, хлопушка.

3.Игра «Кто больше»: назови слова, в названиях которых

есть звук [х] в начале и в конце.

4.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложения.

Хлопать ушами.

5.Сочини чистоговорку: ха-ха-ха-…


24

С. Михалков «Ошибка»

Ц 1.«Доскажи словечко»

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это? …(цапля).

2.Игра «Поймай рифму»: цвет, цапля, огурец,.

3.Игра «Кто больше»: назови слова, в названиях которых

есть звук [ц] в начале и в конце.

4.Как вы понимаете пословицу.

Составьте предложения.

Цыплят по осени считают.

5.Сочини чистоговорку: цы-цы-цы-…; ец-ец-ец-…



25


С. Михалков «Прививка»*


Ч 1.«Доскажи словечко»

У них усы не для красы –

Они показывают время

И называются…(часы).

В каменной рубахе

Ходит…(черепаха).

2.Игра «Поймай рифму»: чайка, час, чудо.

3.Игра «Кто больше»: назови слова, в названиях которых

есть звук [ч] в начале и в конце.

4.Как вы понимаете пословицу. Составьте предложения.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

5.Сочини чистоговорку: ча-ча-ча-…; очь-очь-очь-…


26

Л. Яхнин «Силачи»

Ш 1.«Доскажи словечко»

Слышит мишка краем уха,

Как жужжит над ухом муха.

Мишка лапой муху хвать!

Мухи слыхом не слыхать!

Но понять не может мишка,

Отчего над ухом…(шишка).

2.Игра «Поймай рифму»: шар, шутка, шить.

3.Игра «Кто больше»: назови слова, в названиях которых

есть звук [ш] в начале и в конце.

4.Как вы понимаете пословицу. Составьте предложения.

Раньше начнёшь, раньше и поспеешь.

5.Сочини чистоговорку: ша-ша-ша-…; аш-аш-аш-…


27

М. Пляцковский «Добрая лошадь»

Щ 1.«Доскажи словечко»

У меня пропал носок,

Утащил его…(щенок).

Медведица рыщет,

Медвежат под ёлкой …(ищет).

2.Игра «Поймай рифму»: щенок, щепка, щи.

3.Игра «Кто больше»: назови слова, в названиях которых

есть звук [щ] в начале и в конце.

4.Сочини чистоговорку: ща-ща-ща-…; ащ-ащ-ащ-…



28


Обобщающий урок

Ъ 1.«Доскажи словечко»

Объявляется банкет!

Все объедки сдай в буфет!

Объясняю: в цирке есть

Те, кто их желает… (съесть).

2.Игра «Поймай рифму»: въезд, объявление.

3.Как вы понимаете пословицу. Составьте предложения.

Хочет рыбку съесть, да не хочет в воду лезть.

4. Игра «буриме»: мгновенье – объявленье.


«Там чудеса...»

(12 уроков)

29

А. Шибаев «Сказки просят...»

Ы 1.«Доскажи словечко»

В маленькую книжку

Не поместим мишку.

Мы заменим И на Ы –

Нарисуем…(мышку).

2.Игра «Поймай рифму»: быстрый, рыбак, брысь.

3.Игра «Кто больше»: назови слова со звуком [ы] в середине.

4. Игра «Кто быстрее» - скороговорка.

Мама Милу мыла с мылом,

Мила мыло не любила.



30

Русская народная сказка

«Лиса и рак»

Ь 1.«Доскажи словечко»

Уж больно вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой.

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша…(львица).

2.Игра «Поймай рифму»: соль, дверь, букварь.

3.Как вы понимаете пословицу.

Составьте предложения.

Красна птица опереньем, а человек рукодельем.

4.Сочини чистоговорку: арь-арь-арь-…; усь-усь-усь-…

31

Русская народная сказка

«Пе­тушок и бобовое зернышко»

Э 1.«Доскажи словечко»

К дальним сёлам , городам

Кто идёт по проводам?

Светлое величество.

Это …(электричество).

2.Игра «Поймай рифму»: этаж.

3.Игра «Кто больше»: назови слова, в названиях которых

есть звук [э] в начале.

4.Сочини чистоговорку: це-це-це-…;



32


Ингушская сказка «Заяц и че­репаха»


Ю 1.«Доскажи словечко»

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пёстрой юбке танцовщица

Музыкальная …(юла).

2.Игра «Поймай рифму»: юла.

3.Игра «Кто больше»: назови слова, на букву Ю.

4.Как вы понимаете пословицу.

Составьте предложения.

Любишь кататься – люби и саночки возить.


33

Американская сказка «Вот он, вор!»

Я 1.«Доскажи словечко»

Народ толково и не зря

Расставил буквы…(букваря).

2.Игра «Поймай рифму»: январь.

3.Игра «Кто больше»: назови слова на букву Я.

4.Как вы понимаете крылатое выражение.

Составьте предложения.

Проглотить язык.

34

Армянская сказка «Заказчик и мастер»

1. Игра «Звук заблудился»

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и – айда!

По реке туда-сюда.

2.Игра «Поймай рифму»: к исправленным словам.

3.Игра «Дополни слово»: сад (садовник), дуб, дуга.

4. Составьте предложение со своим дополненным словом.

5. «Сочини загадку»: солнце.

35

Сказки А. С. Пушкина*

1. Игра «Звук заблудился»

Под берёзами, где тень,

Притаился старый день (пень)

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызёт, похрустывая, пушки (сушки).

2.Игра «Поймай рифму»: к исправленным словам.

3.Игра «Дополни слово»: точка, кол.

4. Составьте предложение со своим дополненным словом.

5. «Сочини загадку»: подсолнух.

36

Викторина «Сказки X. К. Ан­дерсена»;

X. К. Андерсен «Принцесса на горошине»

1. Игра «Звук заблудился»

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

Синеет море перед нами,

Летают майки (чайки) над волнами.

2.Игра «Поймай рифму»: к исправленным словам.

3.Игра «Дополни слово»: дача, ход.

4. Составьте предложение со своим дополненным словом.

5. «Сочини загадку»: ландыш.

37

В. Орлов «Абрикос в лесу»

1. Игра «Звук заблудился»

У вратаря большой улов,

Влетело в сетку пять волов (голов).

Тает снег, течет ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

2.Игра «Поймай рифму»: к исправленным словам.

3.Игра «Дополни слово»: ежи, ужи

4. Составьте предложение со своим дополненным словом.

5. «Сочини загадку»: мышка.

38

А. Курляндский «Первое сен­тября попугая Кеши»

1. Игра «Звук заблудился»

У вратаря большой улов,

Влетело в сетку пять волов (голов).

Тает снег, течет ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

2.Игра «Поймай рифму»: к исправленным словам.

3.Игра «Дополни слово»: зал, кошка.

4. Составьте предложение со своим дополненным словом.

5. «Сочини загадку»: котенок.

39

А. Курляндский «Первое сен­тября попугая Кеши» (продолжение)

1. Игра «Звук заблудился»

У вратаря большой улов,

Влетело в сетку пять волов (голов).

Тает снег, течет ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

2.Игра «Поймай рифму»: к исправленным словам.

3.Игра «Дополни слово»: оса, очки.

4. Составьте предложение со своим дополненным словом.

5. «Сочини загадку»: цыпленок

40

Обобщающий урок

1.Конкурс собственных загадок.