СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков по светской этике. Учебный курс ОРКСЭ. 4 класс, "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, примерной  программой по «Основам религиозных культур и светской этики. Основы светской этики » начального общего образования,  авторской программой  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» автор составитель А. И. Шемшурина .

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков по светской этике. Учебный курс ОРКСЭ. 4 класс, "Школа России"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елизовская средняя школа № 9»



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ ЕСШ №9

_____________/Кукоба О. П./


от «____»________2020 г.



«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора МБОУ ЕСШ №9

_____________/Грачева Л.А./


«____»__________2020 г.


Программа рассмотрена

на заседании школьного методического объединения

Протокол № ­____

от «____»__________2020 г.

Руководитель ШМО __________ /Малинина И.В./








Календарно-тематическое

планирование уроков

по светской этике

4 класс











Учитель: Мартьянова Татьяна Петровна




2020-2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, примерной программой по «Основам религиозных культур и светской этики. Основы светской этики » начального общего образования, авторской программой «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» автор составитель А. И. Шемшурина (М.: Просвещение 2015 г.) к учебнику А. И. Шемшурина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» для 4 класса.

При изучении учебного предмета «Основы светской этики» используется учебник для 4 класса А. И. Шемшуриной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». - М.: Просвещение, 2018.

Количество часов на год по программе –34, количество часов в неделю – 1.

Содержание учебного предмета

«Основы светской этики»

Этика-наука о нравственной жизни человека (1ч)

Этика общения (4ч)

Этикет (4ч)

Этика человеческих отношений (4ч)

Этика отношений в коллективе (4ч)

Простые нравственные истины (4ч)

Душа обязана трудится (4ч)

Посеешь поступок-пожнешь характер (4ч)

Судьба и Родина едины (4ч)

Обобщающий урок. Слово, обращённое к тебе (1ч)

Всего по программе – 34 часа








Требования к планируемым результатам изучения программы.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.



Список литературы

1.А.И.Шемшурина Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.. Учебник для 4 класс. – М.: Просвещение, 2018.

2.Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.

3. Остер Г. Вредные советы. М., 1998

4. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.

5.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема урока

Виды учебной деятельности

Примечания

план

факт

1



Этика-наука о нравственной жизни человека

Рассказывать о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Понимать значение понятий «этика», «мораль». Устанавливать взаимосвязь и взаимовлияние этики и нравственности. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы


Этика общения- 4 часа

2



Добрым жить на белом свете веселей

Вести учебный, социокультурный диалог. Определять понятия добра и зла. Сопоставлять проявления добра и зла. Аргументировать свою точку зрения. Применять полученные знания в жизни. Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла.


3



Правила общения для всех


Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основные характеристики общения. Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности. Аргументировать свою позицию.


4



От добрых правил -добрые слова и поступки

Различать проявления добра и зла. Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих. Осознавать с позиции нравственности свои поступки. Характеризовать примеры добрых правил. Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков.


5



Каждый интересен

Определять особенности индивидуального проявления окружающих. Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. С пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов.


Этикет- 4 часа

6



Премудрости этикета

Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно соблюдать правила этикета. Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета. С пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить с ними своё поведение. Обосновывать свою точку зрения.


7



Красота этикета

Обозначать сущность понятия «этикет». Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета. Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл.


8



Простые школьные и домашние правила этикета

Знать основные правила этикета. Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень. Осознанно комментировать текст учебника.


9



Чистый ручеек нашей речи

Осознавать значение понятия «речь». Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка». Характеризовать образную выразительность слова. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства.


Этика человеческих отношений-4 часа

10



В развитии добрых чувств- творение души

Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа». Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия. Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность». Соотносить понятия «душа», «духовность»


11



Природа- волшебные двери к добру и доверию

Определять смысловое значение понятия «справедливость». Иллюстрировать примеры значимость природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей. Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания.


12



Чувство Родины

Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина». Осознанно определять, что значит быть патриотом. Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий


13



Жизнь протекает среди людей

Понимать значение понятия «человечности». Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека. Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом


и опытом людей, в определении изучаемых понятий. Осознанно комментировать текст учебника.


Этика отношений в коллективе-4 часа

14



Чтобы быть коллективом

Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое коллектив?» Анализировать особенности коллектива. Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность». Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов.


15



Коллектив начинается с меня

Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение». Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе. Уметь вырабатывать правила для себя и для других.

Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе.


16



Мой класс -мои друзья

Умение понять состояние другого человека. Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека. Осознавать значение семьи для человека, общества и государства.

Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид.


17



Ежели душевны вы и к этике не глухи…

Осознавать значение золотого правила этики. Размышлять о причинах появления этики и его применении. Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Аргументировать свою точку зрения.




Простые нравственные истины- 4 часа

18



Жизнь священна

Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь». Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека. Аргументировать свою точку зрения.

Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.


19



Человек рожден для добра

Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть». Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст- рассуждение на тему добра и бескорыстия.


20



Милосердие-закон жизни

Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие».

Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения.

Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести.


21



Жить во благо себе и другим

Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё.

Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности. Осознанно следовать правилам тактичного поведения. Применять усвоенные знания в общении.


Душа обязана трудиться- 4 часа

22



Следовать нравственной установке

Устанавливать связь между намерением и поступком. Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка». Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия». Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст- рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни»


23



Достойно жить среди людей

Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность». Анализировать свои поступки, чувства, помыслы. Осознавать необходимость соблюдения норм этикета. Совершенствовать умения в области коммуникации.Аргументировать свои рассуждения.


24



Уметь понять и простить

Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение. Составлять небольшой текст- рассуждение на заданную тему. Контролировать свои поступки и высказывания.

Соотносить своё поведение с опытом поколений.


25



Простая этика поступков

Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор. Совершенствовать умения в области общения. Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики поступков.

Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими.


Посеешь поступок -пожнешь характер-4 часа

26



Общение и источники преодоления обид

Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия. Отвечать на учебные вопросы. Систематизировать и обобщать полученные знания. Делать выводы.

Адекватно использовать полученные знания в практике общения.


27



Ростки нравственного опыта поведения

Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать полученные знания.

Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии. Соотносить морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения. Аргументировать свои рассуждения.


28



Доброте сопутствует терпение

Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». Соотносить свои представления с опытом поведения других людей. Анализировать своё поведение и высказывания. Обобщать полученные знания


29



Действия с приставкой «со»

Систематизировать и обобщать этические знания. Анализировать и сопоставлять факты поведения человека. Находить аналогии. Рассуждать на морально-этические темы. Соотносить морально- нравственные проблемы с личным опытом.


Судьба и Родина едины-5 часов

30



С чего начинается Родина

Соотносить понятия «Родина», «Отечество». Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии. Вырабатывать умение, рассуждать на морально-этические темы и делать выводы. Осмысливать морально-нравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения.


31



В тебе рождается патриот и гражданин

Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность».

Выделять главное в тексте учебника. Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его.


32



Человек-чело века

Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия. Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит быть защитником Отечества.


33



Слово, обращенное к себе

Обобщать знания, полученные при изучении курса. Применять на практике полученные знания.

Уметь планировать свою работу, подводить её итоги, представлять результаты. Аргументировать свою позицию.


34



Обобщающий урок. Слово, обращённое к тебе.

Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать своё мнение.