Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа
№ 23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено: на заседании МО учителей начальных классов Протокол №__6___ от «05»_06__2017г__________М.А.Гущина__ | Согласовано: ______заместитель директора школы М.В.Беличева «_23_»__08__2017г. | Рассмотрено: на заседании педагогического совета Протокол №_1____ от «28»__08___2017г. | Утверждено: приказом МБОУ «ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ» №_383_____от «01»__09____2017г. |
Календарно- тематическое планирование
по учебному предмету «Окружающий природный мир»
1 класс(вариант 2)
Составитель: Труш Татьяна Александровна,
учитель
2017 -2018
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно- тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий природный мир», 1 класс( вариант 2), разработано на основе рабочей программы по учебному курсу «Окружающий мир», утвержденной приказом МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» от 31.05. 2017 года № 257, с учётом федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Изменения, внесенные в рабочую программу
№ п/п | Название темы | По рабочей программе, час | По календарно-тематическому планированию | Обоснование изменений |
1 | Воздух и вода. Значение для человека и животных | 1 | 2 | Уплотнено за 19.02 |
2 | Растения весной. Части растений (лист, ветки). Комнатные растения. Уход | 1 | 2 | Уплотнение за 08.03 |
2 | Викторина Когда это бывает? | 1 | 2 | Уплотнение за 09.05 |
Название учебно-методического комплекта
Н.Б.Матвеева « Мир природы и человека».- И.А.Ярочкина, М.А.Попова/-64с. -М.:Просвещение,2017год, 2часть.-87 с.-
Количество учебных часов
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели (в первом классе 33 рабочие недели, соответственно 66 часов).
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
16 часов | 14 часов | 21 часов | 15 часов | 66 часов |
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые предметные результаты:
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осознавать свою неразрывную связь с природой;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
• Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
• Определить план выполнения заданий на уроках при решении примеров и задач под руководством учителя;
• Использовать в своей деятельности простейшие инструменты: линейку;
• Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
Познавательные УД:
• Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
• Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
• Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
• Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
• Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные УД:
• Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
• Оформлять свои мысли в устной речи;
• Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
• Слушать и понимать речь других;
• Участвовать в паре;
• Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
Предметные результаты
Базовый уровень:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
Минимально достижимый уровень
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Интерес к объектам живой природы.
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша;
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Виды деятельности обучения | Плано-вые сроки прохож-дения | Примечание |
1 | Золотая осень-10 часов |
Человек и природа | 1 | Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы. Беседа | 04.09 | |
2 | «Осень, в гости просим!» | 1 | Беседа, рассмотрение картин ,работать с иллюстрациями Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени | 06.09 | |
3 | Одежда и обувь человека осенью. Одень куклу на прогулку | 1 | Совместно с учителем отбирать картинки с изображением одежды и обуви | 11.09 | |
4 | Одежда и обувь человека осенью. Одень куклу на прогулку | 1 | называть предметы одежды или обуви, выбирать нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы | 13.09 | |
5 | «Что нам осень принесла?» Овощи. (Огурец) | 1 | Расширить представления о растительном мире; выделять существенные признаки. | 18.09 | |
6 | «Что нам осень принесла?» Овощи. (Огурец) | 1 | Расширить представления о растительном мире; выделять существенные признаки. | 20.09 | |
7 | «Что нам осень принесла?» Фрукты | 1 | Умение наблюдать за действиями педагога | 25.09 | |
8 | «Что нам осень принесла?» Фрукты | 1 | Умение наблюдать за действиями педагога; различать овощи и фрукты | 27.09 | |
9 | «Что нам осень принесла?» Ягоды | 1 | Умение наблюдать за действиями педагога; работа по карточкам | 02.10 | |
10 | «Что нам осень принесла?» Грибы. | 1 | Работа по иллюстрации | 04.10 | |
| Природа осенью – 10 часов |
11 | Какие бывают растения? | 1 | Показ презентации, работа по вопросам | 09.10 | |
12 | Части дерева (лист) (рисование, аппликации) | 1 | Расширение представлений о растениях; находит и показывает части растений (лист) . | 11.10 | |
13 | Явления природы: дождь, листопад. | 1 | . (Составление гербария) Рассматривает лист, раскрашивает | 16.10 | |
14 | Явления природы: дождь, листопад. | 1 | Пано из листьев | 18.10 | |
15 | А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. | 1 | Представление о птицах, их значении. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными | 23.10 | |
16 | А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. | 1 | Представление о птицах, их значении. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными Умение рассматривать иллюстрации | 25.10 | |
17 | Занятия и труд людей осенью | 1 | Представления о труде людей в зависимости от времени года; развитие мышления и воображения при использовании имитационных действий | 08.11 | |
18 | Обобщающий урок «В гости к осени» | 1 | Понимать учебную задачу; выполнить учебную задачу, действия с опорой на картинный план с помощью педагога Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость | 13.11 | |
19 | Лес. Правила поведения в лесу. | 1 | Представление о лесе; о правилах поведения в лесу Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем | 15.11 | |
20 | В мире животных | 1 | Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций | 20.11 | |
| Зимушка-зима – 10 часов |
21 | Сравнение зверей и птиц | 1 | Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе | 22.11 | |
22 | Здравствуй, зимушка-зима! | 1 | замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями | 27.11 | |
23 | Здравствуй, зимушка-зима! | 1 | замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями | 29.11 | |
24 | Одежда и обувь человека зимой | 1 | Представления о зимней одежде, ее назначении | 04.12 | |
25 | Зимние явления природы (снег, метель, лед) | 1 | наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; | 06.12 | |
26 | Зимние забавы | 1 | умение узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах; | 11.12 | |
27 | Зимние забавы | 1 | умение узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах; имитировать действия людей | 13.12 | |
28 | Что делают растения зимой? Елка | 1 | Уточнить представления о растениях; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (лист-иголка). | 18.12 | |
29-30 | Новый год. Изготовление украшений на елку. | 1 1 | Изготовление украшений на елку Знания о праздниках и традициях | 20.12 25.12 | |
| Природа и человек – 12 часов |
31 32 | Животные и птицы зимой Дикие животные. Заяц, волк. | 1 1 | Представление о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков(работа по иллюстрациям) | 10.01 15.01 | |
33 | Дикие животные. Заяц, волк. | 1 | узнавать изученных животных по иллюстрациям в книге | 17.01 | |
34 | Домашние животные. Кошка и собака. Уход. | 1 | Презентация, беседа Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности безопасного поведения с ними | 22.01 | |
35 36 | Обобщающий урок «Зима» Что бывает зимой? | 1 1 | Экскурсия в зимнюю сказку, прогулка на улицу | 24.01 29.01 | |
37 | Природа и рукотворный мир | 1 | Мультзанятие(обучающее) | 31.01 | |
38 | Из чего что сделано? Дерево | 1 | Беседа с детьми, рассматривание картинок, знакомство с предметами из дерева | 05.02 | |
39 | Из чего что сделано? Ткань | 1 | Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций | 07.02 | |
40 | Из чего что сделано? Резина | 1 | мультзанятие | 12.02 | |
41-42 | Воздух и вода. Значение для человека и животных | 2 | Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций | 14.02 | Уплотнено за 19.02 |
Весна, пришла! – 12 часов |
43 | Явления природы: солнце, ветер | 1 | наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; изображать имитационно | 26.02 | |
44 | Оживает все кругом! | 1 | замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями | 28.02 | |
45 | Одежда и обувь весной | 1 | замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем | 05.03 | |
46 | Растения весной. Части растений (лист, ветки). Комнатные растения. Уход | 1 | распознавать комнатные растения. Работа по карточкам. | 07.03 | |
47 | Растения весной. Части растений (лист, ветки). Комнатные растения. Уход | 2 | распознавать комнатные растения. Практически научиться правильно за ними ухаживать. Экскурсия в кабинет №214 | 12.03 | Уплотнение за 08.03 |
48 | Жизнь птиц весной | 1 | Представления о птицах, их образе жизни и повадках весной | 14.03 | |
49 | Жизнь птиц весной | 1 | Экскурсия на улицу, школьный парк | 19.03 | |
50 | Животные весной | 1 | Представления о животных, их образе жизни и повадках весной | 21.03 | |
51 | В гости к Мухе-Цокотухе | 1 | Представления о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами. | 02.04 | |
52 | В гости к Мухе-Цокотухе | 1 | Чтение сказки «Муха-цокотуха» К.И.Чуковский | 04.04 | |
53 54 | Труд людей весной В саду и в огороде | 1 1 | Рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия; последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога | 09.04 11.04 | |
| Повторение – 12 часов |
55 | Обобщающий урок «Весна пришла!» | 1 | Рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия | 16.04 | |
56 | Части суток. День-ночь | 1 | Игра «День –ночь» | 18.04 | |
57 58 | Закрепление по теме «Животные» | 1 1 | Презентация ,беседа | 23.04 25.04 | |
59 | Закрепление по теме «Птицы» | 1 | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана | 07.05. | |
60-61 | Закрепление по теме «Растения» | 1 1 | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана | 14.05 16.05 | |
62 63 | Закрепление по теме Явления природы Закрепление по теме Явления природы | 1 | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана | 21.05 | |
-64 | Закрепление по теме Явления природы | 1 | Работа с карточками, рисунок «Времена года» | 23.05 | |
65 66 | Скоро лето! Когда это бывает? | 2 | Викторина | 25.05 | Уплотнение за 09.05 |
| Всего - 66 часов |
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Окружающий природный мир» в 1(вариант2) классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью, с множественными нарушениями развития (ТМНР) требуется специально организованное обучение.
(вариант 2); оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.