СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование курса история России 10 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

календарно-тематическое планирование  курса история  России  10 класс

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование курса история России 10 класс»

№ п/п

Тема урока

Кол-во ч.

Тип урока

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

д/з

дата









план

факт

1

Происхождение славян

1

Изучение нового материала

Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.

Знать периодизацию отечественной истории. Понимать как природные условия сказались на развитии страны.

Раб с табл.

П.1

2

1.09


2

Восточнославянские племена в УIII-IХ веке


1

Изучение нового материала

Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.

Знать: происхождение и расселение восточных славян, их занятия, верования, родоплеменные отношения

Уметь: показать на исторической карте расселения славян, территорию России в древности; анализировать фрагменты исторического документа, сравнивать разные точки зрения о происхождении славян

Анализ документа

П.3

2.09


3

Религия восточных славян


2

Комбинированный

Языческие верования славян

Знать: происхождение и расселение восточных славян, их занятия, верования, родоплеменные отношения

Уметь: показать на исторической карте расселения славян, территорию России в древности; анализировать фрагменты исторического документа, сравнивать разные точки зрения о происхождении славян

Анализ документа

П.4

4.09

8.09


4

Появление государства у восточных славян


1

Лекция

Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Борьба Киева и Новгорода за лидерство на Руси. Характер Древнерусского государства. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Главные итоги правления первых князей. Походы на Византию.

Знать:предпосылки возникновения государства у восточных славян, причины образования государства, образование двух политических центров Руси: Новгород и Киев, процесс объединения Олегом двух государственных центров, систему управления в Древнерусском государстве;

Составить исторический портрет: Олега, Ольги или Святослава

П.6

9.09


5

Первые русские князья


2

Комбинированный

Характер Древнерусского государства. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Главные итоги правления первых князей. Походы на Византию.

мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; реформы Ольги; походы Святослава, международные связи ДревнейРуси.Уметь: показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян, путь из варяг в греки; назвать предпосылки образования государства у восточных славян; сравнивать процесс образования государств в Европе и у славян

Раб с табл.

П.7

11.

09

15.

09


6

Правление Святослава


1

Комбинированный

Характер Древнерусского государства. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Главные итоги правления первых князей. Походы на Византию.

мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; реформы Ольги; походы Святослава, международные связи ДревнейРуси.Уметь: показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян, путь из варяг в греки; назвать предпосылки образования государства у восточных славян; сравнивать процесс образования государств в Европе и у славян

Анализ документа

§7

16

09


7

Русь во времена Владимира Святославича


1

Комбинированный

Принятие христианства

Уметь: характеризовать главные события правления князя Владимира; выявлять общие черты и различия язычества и христианства;


Сост план

§8

18

.09


8

Правление Ярослава Мудрого


2

Комбинированный

Причины выбора Русью православия. Последствия принятия христианства на Руси. Правление Ярослава Мудрого. Междоусобицы на Руси. Русская Правда. Междоусобицы на Руси.

Знать: причины и результаты принятия христианства на Руси

Уметь: характеризовать главные события правления князя Владимира; выявлять общие черты и различия язычества и христианства;


Сост хар. Ист. Деят.

§9

22.

09

23

.09


9

Зарождение феодальных отношений


2

Лекция

Складывание феодальных отношений. Феодально-зависимое население: рядовичи, закупы, холопы. Русское войско. Города. Гости.

Знать категории зависимого населения на Руси; историческое значение «Русской Правды»

Составить тезисы ответа

§9

25

.09

29

.09


10

Русское общество в ХI веке


1

Комбинированный

Складывание феодальных отношений. Феодально-зависимое население: рядовичи, закупы, холопы. Русское войско. Города. Гости

Знать категории зависимого населения на Руси; историческое значение «Русской Правды»

Уст. Опрос

§10-11

30

.09


11

Время новых усобиц


2

Комбинированный

Причины феодальных усобиц на Руси

Знать: причины и результаты

Феодальных усобиц, ориентироваться по карте

Уст. орпос

§12

2.10

6.10


12

Владимир Мономах - великий князь


1

Лекция

Складывание феодальных отношений. Феодально-зависимое население: рядовичи, закупы, холопы. Русское войско. Города. Гости.

Поучение Владимира Мономаха

Анализ док.

§13

7.10


13

Политическая раздробленность Руси. Киевское и Чернигово- Северские княжества


2

Изучение нового материала

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики.

Знать: причины распада Древнерусского государства особенности развития Владимиро - Суздальской земли

Уметь: описывать отношения между князьями Владимиро-Суздальской земли, сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности, особенности экономического и политического развития Новгородской земли

Уметь: показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности, излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности

Устный опрос

§14

9.10

13.

10


14

Галицко- Волынское княжество и Господин Великий Новгород

Северо- Восточная Русь в ХII- начале ХIII

2

Изучение нового материала

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики.

Знать: причины распада Древнерусского государства особенности развития Владимиро - Суздальской земли

Уметь: описывать отношения между князьями Владимиро-Суздальской земли, сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности, особенности экономического и политического развития Новгородской земли

Уметь: показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности, излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности

Устный опрос

§15-16

14.

10

16.

10


15

Культура Руси 10-начала 13 в.

2

Семинар

Культура, летописи, архитектура, живопись, скульптура, фольклор, повседневная жизнь.

Характеризовать культуру Х в. – начала XII в.; называть деятелей культуры, героев произведений;

знать достижения культуры Руси данного периода.



Защ. Презент.

§17-18

20

10

21

10


16

Татаро- монгольское нашествие на Русь.



Вторжение крестоносцев. Александр Невский

2





2

Комбинированный

Битва на Калке. Поход Батыя на русские княжества. Зависимость Руси от монголов. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Александр Невский.

 Знать: образ жизни и военную организацию монголо-татар, особенности и цели монгольского государства, причины завоевательных походов, ход и результаты нашествия Батыя на Русь

Уметь: показать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар.  Знать: причины завоевательных походов крестоносцев, ход и результаты . Понимать значение осторожной политики князя Александра Невского для восстановления сил русских земель.

Составить сложный план по теме «Походы Батыя на Русь»

§19-20

23

10

27

10


28.

10

30.

10


17

Хозяйство Руси и положение различных групп общества в ХIУ-ХУ вв.


1

Комбинированный

Положение основных слоёв населения , последствия завоевательных походов

 Характеризовать положение основных слоёв населения , последствия завоевательных походов

Опрос.


§21

10

11


18

Москва- центр объединения русских земель. Дмитрий Донской



Лекция

Тверь и Москва. Первый московский князь Даниил. Возвышение Москвы при Иване Калите. Расстановка сил накануне битвы. Куликовская битва и её историческое значение

Знать: причины усиления Москвы, политику московских князей для усиления роли Москвы

Уметь: показать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы. Знать: причины победы Москвы над Тверью, значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре

Уметь: высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период

Составить политический портрет Ивана Калиты.

§22

11

11


19

Образование единого государства России. Иван III


1

Комбинированный

Свержение ордынской зависимости. Подчинение Новгорода. Марфа Борецкая. Централизация государственной власти. Судебник 1497 г. Теория «Москва третий Рим».

Выявлять причины складывания самодержавной формы государственности
в России; отношения церкви и государства, характеризовать развитие хозяйства;

анализировать статьи Судебника 1497 г.;

Составить политический портрет Ивана III

§23

13

11


20

Культура и быт ХIУ- ХvІ вв


2

Семинар

Культура народов Российского государства во второй половине XIV-XVI в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах.

Знать: историческое значение возникновения книгопечатания, влияние событий XVI века на характер русской культуры

Уметь: составлять описание памятников русской культуры, самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельны явлениям культуры

Защ. проекта

§24

17

11

18.

11


21

Правление Ивана Грозного

2

Комбинированный

Установление царской власти .Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества.

Раскрывать содержание реформ Избранной рады; определять суть опричнины, характеризовать политику опричнины
характеризовать личность Ивана Грозного, выявить предпосылки закрепощения крестьян, анализировать документы (Судебник 1497 г., Судебник 1550 г.)

знать основные направления внешней политики Ивана Грозного;



Составить политический портрет Ивана IV

§25-26

20

11

24

11


22

Россия в преддверии Смуты


1

Комбинированный

Причины и характер Смуты. Обострение социально-экономических противоречий.

Знать: Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий.

выявлять предпосылки Смуты (хозяйственный кризис, закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов, обострение отношений между группировками служилого сословия, политический кризис, духовный кризис общества);


Анализ докум.

§27

28

29

25.

11


23

Смутное время .

2

Комбинированный

Причины и характер Смуты. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Восстановление независимости страны. Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы.

Знать: Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий.

выявлять предпосылки Смуты (хозяйственный кризис, закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов, обострение отношений между группировками служилого сословия, политический кризис, духовный кризис общества);

характеризовать правление Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, Лжедмитрия II; определять последствия и историческое значение Смуты;



тест

§30

31

27

.11

1.12


24

Россия при первых Романовых.

1

Комбинированный

Царствование Михаила Романова. Царь Алексей Михайлович. Соборное Уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права.

Знать основные положения Уложения 1649 г. характеризовать народные движения XVII в. (причины, требования восставших, состав восставших, этапы, причины поражения); излагать содержание церковной реформы, реформ центрального и местного управления; определять основные направления, задачи, итоги внешней политики.




Составить политический портрет царя Алексея Михайловича.

§32

2.12


25

Священство и царство



Лекция

Церковный раскол

излагать содержание церковной реформы

опрос

§33

4.12


26

Экономическое и общественное развитие России в 17 в.

1

Лекция

Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур.

Знать определения понятий: мануфактура, всероссийский рынок, самодержавие, государственный феодализм, протекционизм, сословия;

характеризовать новые черты в развитии экономики.


опрос

§34

8.12


27

Бунташный век


2

Урок-практикум

Народные волнения

Причины, ход, последствия народных волнений

Раб с табл.

§35

9.12

11

12


28

Внешняя политика России в ХУII в.


1

Комбинированный

Войны с Польшей, Швецией. Присоединение Украины.

определять основные направления, задачи, итоги внешней политики.


Анализ документа

§36

15.

12


29

Присоединение Сибири. Нерусские народы.



1

Комбинированный

Присоединение Сибири и освоение Дальнего Востока.

Рост территории Россий1сгогогосударства

Раб с табл.

§37

16

12


30

. Правление Фёдора Алексеевича и Софьи Алексеевны


1

Комбинированный

Правление Федора Алексеевича. Восстание стрельцов 1682 г. Приход царевны Софьи к власти. Крымские походы. Приход к власти Петра.

Характеризовать правление Федора Алексеевича и Софьи, определять значение отмены местничества для развития государства.

составить тезисный план «Преобразования Федора Алексеевича».

§38

18

.12


31

Культура и быт России в 17 веке.

2


Славяно-греко-латинская академия. Первые учебники. Развитие литературных жанров. Нарышкинское барокко в архитектуре. Появление первого театра. Музыка. Живопись.

Называть достижения русской культуры XVII в, описывать быт россиян.

характеризовать достижения русской культуры XVII в.;


Опрос.

§39-40

22

12

23

12


32

Россия при Петре I.

2


Лекция

Азовские походы. Великое посольство. .

Характеризовать реформы Петра I
(по методам проведения, по социальным последствиям, по социально-политическому содержанию); определять основные направления и задачи внешней политики Петра I;

определять причинно-следственную взаимосвязь между реформами и внешнеполитическими событиями


Составить политический портрет императора Петра I.

§41

25

12

29

12


33

Северная война и преобразования


1

Комбинированный

Причины, ход действий, результат Северной войны. Военные преобразования. Преобразования в государственной устройстве России

Характеризовать реформы Петра I
(по методам проведения, по социальным последствиям, по социально-политическому содержанию); определять основные направления и задачи внешней политики Петра I;

определять причинно-следственную взаимосвязь между реформами и внешнеполитическими событиями


Анализ документа

§42

43



34

Реформы Петра Великого


2

Комбинированный

Преобразования в государственной устройстве России

определять причинно-следственную взаимосвязь между реформами и внешнеполитическими событиями


Анализ документа

§44



35

Окончание Северной войны. Конец правления Петра Великого


2

Комбинированный

результат Северной войны.

Итоги правления Петра Великого

тест

§45



36

Россия в период дворцовых переворотов.

2

Комбинированный

Превращение дворянства в господствующее сословие. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Внешняя политика в эпоху дворцовых переворотов.


Знать, чем были вызваны дворцовые перевороты; характеризовать изменения в положении русского дворянства;

Заполнить таблицу на

§46



37

Расцвет дворянской империи.

1

Комбинированный

Уложенная комиссия. «Золотой» век русского дворянства. Восстание Е.И.Пугачева.

Давать определение понятию «просвещенный абсолютизм»; выявить причины укрепления крепостничества; характеризовать крестьянскую войну под руководством Е. Пугачева



Составить политический портрет императрицы Екатерины II

§47



38

. Внешняя политика России во второй половине ХУIII в

2

Лекция

Основные направления внешней политики России во второй половине 18 века. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Русские полководцы. Вторая русско-турецкая война. Присоединение Крыма.

Знать цели, направления, итоги внешней политики.

Давать оценку внешней политике Екатерины II;

Характеризовать полководческую деятельность Румянцева, Спиридонова, Суворова, Потемкина, Ушакова

опрос

§48-49



39

Русская церковь в ХУIII в.


1

Комбинированный

Секуляризация церковных земель

Отмена института патриаршества

опрос

§50



40

Хозяйственное развитие России в ХУIII в. Сословия и социальные группы,_другие__народы_России.


1

Комбинированный

Положение основных слоёв населения

Характеризовать Хозяйственное развитие России в ХУIII в. Сословия и социальные группы,_

Анализ документа

§51



41

От Булавина до Пугачёва

1

Урок-практикум

Причины, ход, итоги, последствия крестьянских выступлений

Знать основные понятия темы;

Практическая работа

§52



42

Культура и быт России 18 века.

2

Комбинированный

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета.


Характеризовать достижения отечественной культуры XVIII в.; знать деятелей культуры.



опрос

§53

54



43

Россия в начале 19 века.

1


Комбинированный

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в.

Знать основные понятия темы; Характеризовать основные направления внутренней и внешней политики Александра I; Оценивать деятельность Аракчеева, Сперанского, Новосильцева



тест

§55



44

Начало Отечественной войны 1812_года


2

Комбинированный

Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г

Знать основные понятия темы;

Анализ документа

§56



45

Завершение Отечественной войны 1812 года. Освободительный поход русской армии


1

Комбинированный

Венский конгресс, Священный союз Система безопасности для монархов

Знать основные понятия темы;

тест

§57

58



46

. Внутренняя политика Александра 1 после Отечественной войны. Восстание декабристов


2

Комбинированный

Военные поселения. Первые тайные общества. Южное и Северное общества. Восстание декабристов.

Излагать события 14 декабря 1825 г., знать причины движения декабристов, ход восстания, итоги и последствия.



опрос

§59



47

Россия при Николае I.

1

Комбинированный

Внутренняя политика Николая I.

Внешняя политика Николая I.

Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности».

Характеризовать попытки решения крестьянского вопроса при Николае I; определять причины, подготовку к войне, цели и планы сторон, ход военных действий, причины поражения, итоги и последствия войны

Составить политический портрет императора Николая I.

§60



48

Попытки укрепить империю

Общественная жизнь России при Николае 1


1

Комбинированный

Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности».

Знать основные понятия темы;

Пр.раб

§61

62



49

Крымская война


2

Лекция

Участие России в Крымской войне

Знать основные понятия темы;

Анализ док

§63



50

Образование и наука в первой половине ХIХ в.


2

Семинар

Образование и наука в первой половине ХIХ в.


Характеризовать достижения отечественной культуры XIX в.; знать деятелей культуры

Под.к сем зан

§64



51

«Золотой век русской культуры»


2

Семинар

Литература. Архитектура и скульптура. Театр и драматургия. Изобразительное искусство. Развитие образования, науки и техники.

Характеризовать достижения отечественной культуры XIX в.; знать деятелей культуры

Под.к сем зан

§65

66



52

Русская православная церковь в первой половине ХIХв


1

Комбинированный

Русская православная церковь в первой половине ХIХв

Знать основные понятия темы;

опрос

§67



53

Накануне_отмены_крепостного_права


2

Комбинированный

Подготовка реформы

Знать основные понятия темы;

опрос

§68



54

Отмена крепостного права в России

Основные положения реформы 19 февраля 1861 года


2

Комбинированный

Основные положения реформы 19 февраля 1861 года


Знать основные понятия темы;

опрос

§69

70



55

Россия в эпоху реформ Александра II.

2

Комбинированный

Александр II. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.


Знать содержание либеральных реформ Александра II;


тест

§71



56

Внешняя политика России в 60- 70-х гг. ХIХ в.

1


Комбинированный

Основные задачи Внешней политики России в 60- 70-х гг. ХIХ в

Знать основные понятия темы;

опрос

§72



57

Русско- турецкая война 1877-1878 гг

1

Комбинированный

Причины Русско- турецкой войны 1877-1878 гг

Знать основные понятия темы;

опрос

§73



57

Промышленность и транспорт в пореформенной России

Сельское хозяйство после отмены крепостного права


1

Комбинированный

Последствия Реформ

Знать основные понятия темы;

опрос

§74

75



57

Общественное__движение_в_60-_70-х__гг._ХIХ_в.


2

Комбинированный

Студенческие кружки

Знать основные понятия темы;

опрос

§76



60

Внутреннее положение России после Русско- турецкой войны 1877- 1878 гг

1

Комбинированный

Итоги и последствия Русско- турецкой войны 1877-1878 гг

Знать основные понятия темы;

опрос

§77



61

Россия в конце ХIХ в

1

Комбинированный

Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия.

Знать основные понятия темы;

опрос

§78



62

Повторение


1

Повторение


Знать основные понятия темы;

тест




63

Промышленный подъём 90-х гг. достижения и просчёты.


1

Комбинированный

Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.


Знать основные понятия темы;

опрос

§79



64

Власть и оппозиция в России сер.-конца 19 века.

2

Комбинированный

Славянофилы и западники. Зарождение революционно-демократического движения. Теоретики народничества. Народнические организации второй половины 19 века. «Хождение в народ».

Выявлять особенности западничества, славянофильства и революционно-демократического течений в общественно-политической жизни России.

опрос

§79



65

Россия_в_первые_годы

_правления_Николая II

1

Комбинированный

Характеристика правления Николая II

Знать основные понятия темы;

опрос

§80



66

Образование_и_наука_второй_половины ХIХ в


2

Комбинированный

Литература. Архитектура и скульптура. Театр и драматургия. Изобразительное искусство. Развитие образования, науки и техники.

Литература. Архитектура и скульптура. Театр и драматургия. Изобразительное искусство. Развитие образования, науки и техники.

опрос

§81



67

Архитектура . Скульптура

2

Комбинированный

Литература. Архитектура и скульптура. Театр и драматургия. Изобразительное искусство. Развитие образования, науки и техники.


опрос

§82



68

Живопись

Театр, музыка

Книгоиздательское дело


2

Комбинированный

Литература. Архитектура и скульптура. Театр и драматургия. Изобразительное искусство. Развитие образования, науки и техники.

Литература. Архитектура и скульптура. Театр и драматургия. Изобразительное искусство. Развитие образования, науки и техники.

опрос

§83




Русская православная церковь во второй половине ХIХ в

1

Комбинированный

Русская православная церковь во второй половине ХIХ в

Знать основные понятия темы;

опрос

§84




Резерв времени

1