№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | Формы контроля | домашнее задание | Дата | Примечание |
предметные | метапредметные | личностные | План. | Факт. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1 | Наш мир, знакомый и загадочный | | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Текущий Самоконтроль | | | | |
2 | Глобус – модель земного шара | | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 7 – 11 | | | |
3 | Материки и океаны на глобусе | | Комбинированный | Работа в группах | Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 12 -14 | | | |
4 | Формы поверхности Земли | | Обобщение изученного | Коллективная, индивидуальная | Сравнивать и различать формы земной поверхности | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 15 - 18 | | | |
5 | Проверочная работа по разделу: «Изображение Земли на глобусе» | | Урок-контроль | Индивидуальная | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Текущий Самоконтроль | Хр.стр. 12 - 16 | | | |
6 | Географическая карта | | Изучение нового | Коллективная, работа в парах | Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 19 - 24 | | | |
7 | Практическая работа «Работа с физической и контурной картами России» | | Практическая работа | Работа в группах | Находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Текущий Самоконтроль | Хр.стр. 17 - 22 | | | |
8 | План местности. Практическая работа: «Элементарные приемы чтения плана местности» | | Урок-соревнование | Коллективная, работа в парах | Характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края; составлять план местности | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 28 – 30 | | | |
9 | Основные формы поверхности земли: горы, равнины, холмы, овраги | | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 31 -34 | | | |
10 | Экскурсия «Основные формы поверхности родного края» | | Экскурсия | Коллективная, работа в группах | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы» | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | | Хр.стр. 25 - 28 | | | |
11 | Стороны горизонта | | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Ориентироваться на местности с помощью компаса | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 35 - 37 | | | |
12 | Ориентирование на местности. Компас | | Обобщение изученного | Работа в группах | Ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 38 - 41 | | | |
13 | Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу» | | Практическая работа | Коллективная, работа в парах | Ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Текущий Самоконтроль | Хр.стр. 28 - 33 | | | |
14 | Проверочная работа по разделу «О чём рассказала карта» | | Урок-контроль | Индивидуальная | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 42 ответить на вопросы | | | |
15 | Тела, вещества, частицы | | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Приводить примеры веществ; сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 43 - 48 | | | |
16 | Твердые вещества, жидкости и газы | | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 49 - 52 | | | |
17 | Вода – необыкновенное вещество | | Обобщение изученного | Коллективная, работа в парах | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 53 - 55 | | | |
18 | Проверочная работа по разделу «Вещества» | | Урок-контроль | Индивидуальная | | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Текущий Самоконтроль | Хр.стр. 36 - 41 | | | |
19 | Практическая работа «Свойства воды в жидком состоянии» | | Практическая работа | Работа в группах | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 56 ответить на вопросы | | | |
20 | Термометр и его устройство. Практическая работа «Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра» | | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Измерять температуру воды с помощью градусника | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 63 - 67 | | | |
21 | Практическая работа «Свойства воды в твёрдом состоянии» | | Практическая работа | Коллективная, индивидуальная | Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 68 - 71 | | | |
22 | Практическая работа «Свойства воды в газообразном состоянии» | | Практическая работа | Работа в группах | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 72 - 74 | | | |
23 | Проверочная работа по разделу «Вода и её свойства» | | Урок-контроль | Индивидуальная | | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Текущий Самоконтроль Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 75 ответить на вопросы | | | |
24 | Круговорот воды в природе. Вода в природе и её разные состояния | | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Исследовать свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 76 – 80 | | | |
25 | Туман, облака, осадки | | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Характеризовать круговорот воды в природе | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 81 - 84 | | | |
26 | Вода как растворитель. Природные растворы и их значение | | Комбинированный | Работа в группах | Характеризовать круговорот воды в природе | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 85 - 90 | | | |
27 | Значение воды в жизни человека. Способы очистки воды | | Обобщение изученного | Коллективная, индивидуальная | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 91 - 94 | | | |
28 | Проверочная работа по разделу: «Круговорот воды в природе» | | Урок-контроль | Индивидуальная | | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 95 ответить на вопросы | | | |
29 | Атмосфера – воздушный океан Земли | | Изучение нового | Коллективная, работа в парах | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 96 - 99 | | | |
30 | Воздух – это смесь газов | | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Исследовать свойства воздуха, характеризовать эти свойства | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 100 - 102 | | | |
31 | Практическая работа «Свойства воздуха» | | Практическая работа | Работа в группах | Исследовать свойства воздуха, характеризовать эти свойства | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Текущий Самоконтроль | Хр. стр. 61 - 69 | | | |
32 | Проверочная работа по разделу «Воздух и его свойства» | | Урок-контроль | Индивидуальная | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 109 ответить на вопросы | | | |
33 | Температура воздуха. Измерение температуры воздуха с помощью термометра У.1 стр | | Изучение нового | Коллективная | Измерять температуру воздуха с помощью градусника | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 111 - 114 | | | |
34 | Ветер. Причина движения воздуха вдоль поверхности Земли | | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воздуха | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 115 - 119 | | | |
35 | Погода и причины её изменения | | Обобщение изученного | Коллективная, индивидуальная | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 120 - 122 | | | |
36 | Проверочная работа по разделу: «Движение воздуха» | | Урок-контроль | Индивидуальная | | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Текущий Самоконтроль | У.1 стр. 123 – 124 ответить на вопросы | | | |
37 | Горные породы как природные тела. Виды горных пород, их происхождение | | Изучение нового | Работа в группах | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Текущий Самоконтроль | Хр. стр. 77 - 80 | | | |
38 | Разрушение горных пород | | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Текущий Самоконтроль | Хр. стр. 80 - 85 | | | |
39 | Минералы. Практическая работа «Сравнение минералов по твердости» | | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Текущий Самоконтроль | | | | |
40 | Полезные ископаемые. Горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека | | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Текущий Самоконтроль | | | | |
41 | Практическая работа «Свойства полезных ископаемых» | | Практическая работа | Коллективная, работа в парах | Исследовать в парах свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица) | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Текущий Самоконтроль | | | | |
42 | Использование и охрана полезных ископаемых | | Обобщение изученного | Коллективная | Характеризовать свойства полезных ископаемых | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Текущий Самоконтроль | | | | |
43 | Проверочная работа по разделу: «Тайны недр Земли» | | Урок-контроль | Индивидуальная | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Текущий Самоконтроль | | | | |
44 | Почва как единство живой и неживой природы. Образование почвы | | Изучение нового | Работа в группах | Характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Текущий Самоконтроль | | | | |
45 | Почва и её состав | | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Текущий Самоконтроль | | | | |
46 | Экскурсия «Исследование почвы родного края» | | Экскурсия | Коллективная, работа в парах | Характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | | | | | |
47 | Мероприятия по охране почв в родном крае | | Обобщение изученного | Коллективная, индивидуальная | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Текущий Самоконтроль | | | | |
48 | Проверочная работа по разделу: «Почва» | | Урок-контроль | Индивидуальная | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Текущий Самоконтроль | | | | |
49 | Лес как природное сообщество и его обитатели | | Изучение нового | Коллективная, работа в парах | Характеризовать природные сообщества на примере леса | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Текущий Самоконтроль | | | | |
50 | Луг как природное сообщество и его обитатели | | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Характеризовать природные сообщества на примере луга | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Текущий Самоконтроль | | | | |
51 | Поле как природное сообщество и его обитатели | | Комбинированный | Работа в группах | Характеризовать природные сообщества на примере поля | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Текущий Самоконтроль Текущий Самоконтроль | | | | |
52 | Пресные водоемы как природное сообщество и их обитатели | | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Характеризовать природные сообщества на примере водоема | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица) | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Текущий Самоконтроль | | | | |
53 | Болото как природное сообщество и его обитатели | | Комбинированный | Работа в группах | Характеризовать природные сообщества на примере болота | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Текущий Самоконтроль | | | | |
54 | Экскурсия «Природные сообщества родного края и их обитатели» | | Экскурсия | Коллективная, работа в парах | Проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | | | | | |
55 | Проверочная работа по разделу «Природные сообщества» | | Урок-контроль | Индивидуальная | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Текущий Самоконтроль | | | | |
56 | Значение лесов. Необходимость бережного отношения к лесным богатствам | | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Текущий Самоконтроль | | | | |
57 | Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране | | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Текущий Самоконтроль | | | | |
58 | Значение болот в жизни человека и их охрана | | Комбинированный | Коллективная | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Текущий Самоконтроль Текущий Самоконтроль | | | | |
59 | Реки и озера родного края, их практические использование людьми | | Комбинированный | Работа в группах | Соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Текущий Самоконтроль | | | | |
60 | Человек – защитник природы. Охрана природных богатств | | Обобщение изученного | Коллективная, работа в парах | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Текущий Самоконтроль | | | | |
61 | Проверочная работа по разделу «Человек и природные сообщества» | | Урок-контроль | Индивидуальная | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Текущий Самоконтроль | | | | |
62 | Лента времени. Практическая работа «Определение последовательности исторических событий» | | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Текущий Самоконтроль | | | | |
63 | Наследие городов Золотого кольца России | | Обобщение изученного | Работа в группах | Описывать достопримечательности Московского Кремля | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Текущий Самоконтроль | | | | |
64 | Коллективный проект «Путешествие по Золотому кольцу России» | | Урок-проект | Коллективная, индивидуальная | Находить на карте Российской Федерации города Золотого кольца, город Санкт-Петербург; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов Золотого кольца | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Текущий Самоконтроль | | | | |
65 | Путешествие по Санкт-Петербургу | | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Текущий Самоконтроль | | | | |
66 | Путешествие по Санкт-Петербургу | | Обобщение изученного | Работа в группах | Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Текущий Самоконтроль | | | | |
67 | Экскурсия «Достопримечательности родного края» | | Экскурсия | Коллективная, индивидуальная | Находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии) | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | | | | | |
68-70 | Обобщение «Мы и окружающий мир» | | Обобщение изученного | Работа в группах | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Текущий Самоконтроль | | | | |