№ п/п | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | Планируемые результаты | Примечание (особые виды работ и работа с интегрированными обучающимися и т.д.) |
Предметные | УУД личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные | Материально-техническое оснащение |
1 | Введение Что изучает география | 2 | | География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления. | Осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. (Л) Формирование представления о географической науке ее роли в освоении планеты человеком. (П) | Физическая карта полушарий, атласы, контурные карты, календари погоды, интернет-ресурсы, ПК, электронное приложение к учебнику |
| Раздел I. Накопление знаний о Земле | 5 | | | | Развитие речи учащихся. Работа с источниками информации, формирование умения давать характеристику карты; читать и анализировать карту |
2 | Познание Земли в древности | 1 | | Древняя география и географы. География в Средние века. | Создавать историко-географические образы, о территориях и границах. (Л) Анализировать, обобщать и использовать географическую информацию. Овладение основами картографической грамотности (П). | Карта древних государств Европы и Востока, атлас, карта Великих географиче-ских открытий, электронное приложение к учебнику |
3 | Великие географические открытия. | 1 | | Что такое Великие географические открытия. Экспедиция Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. | Создавать историко-географические образы, о территориях и границах. (Л) Анализировать и обобщать географическую информацию Поиск информации (в интернете и других источниках) (П) Обсуждение значения географических открытий (К) | Развитие речи учащихся. Работа с источниками информации, формирование умения давать характеристику карты; читать и анализировать карту |
4 | Открытие Австралии и Антарктиды. | 1 | | Открытие и исследование Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. | Создавать историко-географические образы, о территориях и границах. (Л) Анализировать и обобщать географическую информацию. Поиск информации (в Интернете и других источниках) (П) Обсуждать значения путешествий. (К) | Карта Великих географических открытий, атласы, электронное приложение к учебнику. |
5 | Современная география. П. р. № 1. Работа с электронными картами. | 1 | | Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира. | Осознание целостности географического знания. (Л) Использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации (П) Высказывать мнения об их значении, возможности использования (К) | Космические снимки, электронные карты, атласы, электронное приложение к учебнику. |
6 | Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле» | 1 | | Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле» | Осознание целостности географического знания (Л) Анализировать и обобщать географическую информацию (П). | Карточки с тестовыми заданиями. |
| Раздел II. Земля во Вселенной | 7 | | | | Развитие речи учащихся. Работа с источниками информации; читать и анализировать карту |
7. | Земля и космос. | 1 | | Земля – часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам. | Осознание ценности географического знания. (Л) Представление в различных формах географической информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентировочных задач.(П) Участие в принятии коллективного решения. (К). Составление плана и алгоритма исследования изучаемого вопроса (Р) | Таблица «Планеты Солнечной системы», атласы, атласы, электронное приложение к учебнику |
8. | Земля – часть Солнечной системы. | 1 | | Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля – уникальная планета. Понятие Вселенная, космос. Типы Галактики. Работа с электронным приложением к учебнику | Осознание ценности географического знания. (Л) Определение и сравнение качественных и количественных показателей, географических объектов (Р) Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. (П) Составление «космического адреса» планеты Земля.(П) Вычисление площадей материков и океанов. (П) Описание уникальных особенностей Земли как планеты.(П) | Таблица «Планеты Солнечной системы», картины Солнечной системы, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику |
9. | Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | 1 | | Земля и космос. Земля и Луна. Солнечная активность и жизнь людей. Метеориты и метеоры. Кометы их особенности. Работа с электронным приложением к учебнику | Создание образа историко-географического образа. (Л) Анализ и обобщение географической информации (П) Умение ставить учебную задачу. (Р) Взаимодействие и вступление в сотрудничество со сверстниками. (К) | Картины Солнечной системы, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику |
10. | Осевое вращение Земли. | 1 | | Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. Работа с электронным приложением к учебнику | Осознание ценности и практического применения географических знаний. (Л) Овладение практическими умениями использования приборов. (Р) Моделирование географических объектов и явлений при помощи компьютерных программ (К) Анализ, обобщение и интерпретация географической информации (П) | Таблица «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси», электронное приложение к учебнику |
11. | Обращение Земли вокруг Солнца. | 1 | | Движение Земли вокруг Солнца. Времена года на Земле. Високосный год. Работа с электронным приложением к учебнику | Овладение практическими умениями использования приборов (П) Планирование процесса составления моделей географических объектов и явлений при помощи компьютерных программ (Р) Умение распределять роли в группе для решения учебной задачи. (К) Осознание ценности и практического применения географических знаний. (Л) | Атласы, электронное приложение к учебнику |
12. | Форма и размеры Земли. | 1 | | Как люди определяли форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты. Работа с электронным приложением к учебнику | Создание географического образа земли и её формы (Л). Самостоятельно получать информацию из различных источников, сравнивать полученную информацию. (П) Умение дискутировать, выдвигать аргументы и контраргументы. (К) Составление плана учебных действий. (Р) | Глобус, атласы, электронное приложение к учебнику |
13. | Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной». П. р.№ 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. | 1 | | | Умение организовать самостоятельную деятельность по работе над проблемой (Р) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К). Представление в различных формах географической информации. (П) Осознание себя как жителя планеты Земля.(Л) | Атласы, карточки с тестовыми заданиями, карта звездного неба, электронное приложение к учебнику |
| Раздел III. Географические модели Земли. | 10 | | | | Развитие речи учащихся. Работа с источниками информации, формирование умения давать характеристику карты; читать и анализировать карту |
14. | Ориентирование на земной поверхности. Ориентирование по местным признакам. | 1 | | Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут. Работа с электронным приложением к учебнику | Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л) Овладение практическими умениями использования приборов (П). Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. (К) Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. (Р) | Топографическая карта, компасы, атласы, электронное приложение к учебнику |
15. | Изображение земной поверхности. | 1 | | Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. Работа с электронным приложением к учебнику | Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л) Умение ставить цели и задачи под руководством учителя. (Р) Анализ, обобщение и интерпретация географической информации. (П) Осуществление сотрудничества при работе со сверстниками. (К) | Топографическая карта, компасы, атласы, электронное приложение к учебнику |
16. | Масштаб и его виды. | 1 | | Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Работа с электронным приложением к учебнику | Определение масштаба по карте (П) Осуществление сотрудничества при работе в группах по определению масштаба (К) Работа с поставленной учителем задачей (Р). Осознание практической значимости географических знаний (Л). | Топографическая карта, атласы, электронное приложение к учебнику |
17. | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. | 1 | | Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями. Работа с электронным приложением к учебнику | Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л) Анализ, интерпретация географической информации и использование ее для повседневной жизни. (П) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К). Выработка последовательности действий при решении практических задач. (Р) | Топографическая карта, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику |
18. | Планы местности и их чтение. | 1 | | План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений. Работа с электронным приложением к учебнику | Знание географических особенностей своей местности (Л) Составление задачи и выработка плана её выполнения. (Р) Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек. (П) Умение работать в группе, распределять роли (К) | Топографическая карта, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику |
19. | П. р. № 3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съёмки. | 1 | | Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки. | Знание географических особенностей своей местности. (Л) Овладение практическими умениями использования приборов глазомерной съемки (П). Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К). Составление задачи и выработка плана её выполнения. (Р) | Компас |
20. | Параллели и меридианы. | 1 | | Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах. Работа с электронным приложением к учебнику | Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л) Овладение практическими умениями работы с с различными видами карт, интерпретировать географическую информацию (П). Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К). Ставить промежуточные цели с учетом конечного результата. (Р). | Глобус, физическая карта полушарий, России, атласы, электронное приложение к учебнику |
21. | Градусная сеть. Географические координаты. П. р. № 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. | 1 | | Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке. Работа с электронным приложением к учебнику | Осознание ценности и необходимости полученных знаний в жизни. (Л) Овладение практическими определениями координат и расстояний по карте (П). Использование географических знаний для самостоятельной деятельности (Р) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К) | Глобус, физическая карта полушарий, России, атласы, электронное приложение к учебнику |
22. | Географические карты. Определение географических координат своего населенного пункта. | 1 | | Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт. Работа с электронным приложением к учебнику | Создание географического образа планеты Земля (Л) Анализ географической информации, представленной в различной форме.(П) Умение составлять план и использовать географические знания в самостоятельной деятельности (Р) Взаимодействие и сотрудничество в группе(К). | Глобус, физическая карта полушарий, России, атласы, электронное приложение к учебнику |
23. | Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли» | 1 | | Обобщение знаний по разделу «Географические модели Земли». | Осознание необходимости изучения окружающего мира и практической значимости полученных знаний. (Л) Составление учебных задач в группе и выработка алгоритма её выполнения (Р) Вступление в сотрудничество со сверстниками при решении задачи (К) Различать изученные географические объекты, сравнивать объекты на основе известных характерных свойств. (П) | Карточки с тестовыми заданиями, физическая карта полушарий, России, атласы, компасы. |
| Раздел IV. Земная кора. | 11 | | | | Развитие речи учащихся. Работа с источниками информации. |
24. | Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. | 1 | | Строение Земли. Из чего состоит земная кора. Работа с электронным приложением к учебнику | Осознание целостности природы Земли. (Л). Анализ и обобщение различную географическую информацию о строении земной коры. (П) Формулирование учебной задачи под руководством учителя (Р) Умение отстаивать свою точку зрения, вступать в диалог (К) | Таблица «Внутреннее строение Земли» и «Состав земной коры» атласы, электронное приложение к учебнику |
25. | Разнообразие горных пород. П. р. № 5. Определение горных пород и описание их свойств. | 1 | | Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Работа с электронным приложением к учебнику | Воспитание бережного отношения к природе. (Л)Анализ и обобщение географической информации в виде таблицы или схемы (П) Составление плана решения учебной задачи (Р) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К) | Коллекция минералов и горных пород, атласы, электронное приложение к учебнику |
26. | Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. | 1 | | Земная кора и ее устройство. Литосфера. Работа с электронным приложением к учебнику | Осознание целостности природы Земли. (Л). Анализ и обобщение текстовой информации. (ПР) Самостоятельно организовывать взаимодействие в малых группах. (К) | Карта «Строение земной коры» атласы, электронное приложение к учебнику |
27. | Разнообразие форм рельефа Земли. | 1 | | Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Работа с электронным приложением к учебнику | Воспитание бережного отношения к природе. (Л) Анализ и обобщение информации, представленной на физических картах (П) Разработка алгоритма определения высоты местности (Р)Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К) | Глобус, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику, карта Краснодарского края (физическая). |
28. | Движение земной коры. Землетрясения. | 1 | | Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород. Работа с электронным приложением к учебнику | Знание правил поведения при ЧС (Л) Анализ и обобщение графической и текстовой информации (П) Умение составлять план работы по изучению землетрясений (Р) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К) | Глобус, физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику |
29. | Вулканизм. | 1 | | Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм. Работа с электронным приложением к учебнику | Знание правил поведения при ЧС (Л) Поиск и выделение необходимой информации в различных источниках (П) Умение составлять план отчета по изучению вулканов. (Р) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К) | Карта «Строение земной коры», атласы, электронное приложение к учебнику, физическая карта полушарий, России, атласы. |
30. | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. | 1 | | Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека. | Осознание целостности природы Земли. (Л).Анализ географической информации и представление её в другом виде (рассказ, сказка, эссе об изменении поверхности Земли). (П) Ставить перед собой задачи и составлять план выполнения. (Р) Распределение роли в группе для решения задачи (К) | Таблица «Внешние силы природы», атласы, электронное приложение к учебнику |
31. | Главные формы рельефа суши. П. р. № 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. | 1 | | Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши. Работа с электронным приложением к учебнику | Создание географического образа территории (Л) Преобразовывать практическую задачу в познавательную (Р) Анализ географической информации (П) Организация взаимодействия со сверстниками (К) | Глобус, физическая карта полушарий, России, атласы, электронное приложение к учебнику |
32. | Рельеф дна океанов. | 1 | | Неровности океанического дна. | Создание географического образа территории (Л) Преобразование практической задачи в познавательную (Р) Анализ данных карты океанов, выполнение определенных задач по определению глубин, сравнение рельефа дна океанов. (П) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К) | Карта Мирового океана, карта «Строения земной коры», атласы, электронное приложение к учебнику |
33. | Человек и земная кора. | 1 | | Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры. | Экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе (Л) Составление плана работы с текстовой информацией. (Р) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (К) Применение метода информационного поиска (П) | Физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику |
34. | Итоговый урок по разделу: «Земная кора» | 1 | | Обобщение знаний по разделу «Земная кора». | Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л) Составление плана работы группы над решением проблемной задачи (Р) Распределение роли в группе (К) Анализ и интерпретация полученных знаний (П) | Атласы, карточки с тестовыми заданиями |
| Итого: | 34 часа | | | | |