№ урока | Раздел программы | Название темы урока | Количество часов | Конечный результат | Дата проведения | Примечания | Индивидуальная работа с учащимися |
по плану | фактически | | |
Способные | Слабоуспевающие |
1 | Ведение – 1 час | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | Знать: образную природу словесного искусства. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа Знать: образную природу словесного искусства. | 1 нед (сент) | | | | |
2 | Устное народное творчество-4 часа | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события. | 1 | Уметь определять национальные обычаи, традиции, видеть жизнь народа в преданиях. | | | | Ответы на вопросы | Выразительное чтение |
3 | | Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда. | 1 | Былины как героические песни Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин. | 2 нед (сент) | | | исследование художественного своеобразия былин | Выразительное чтение |
4 | | Внеклассное чтение. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. | 1 | Уметь определять своеобразие ритмико-мелодической организации былины; сравнить былину со сказкой: сюжет, система образов, герои; подчеркнуть выражение в былинах исторического сознания русского народа. | | | | | |
5 | | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Собиратели пословиц. | 1 | Знать: своеобразие пословиц Уметь: раскрывать их смысл | 3 нед (сент) | | | Объяснение пословицы | Чтение пословиц |
6 | Из древнерусской литературы – 3 часа | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. | 1 | Увидеть нравственную основу поучения, необходимость духовной преемственности поколений. | | | | Ответы на вопросы | |
7 | | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. | 1 | Увидеть нравственную основу «Повести..», утверждение семейных ценностей. | 4 нед (сент) | | | | Выразительное чтение |
8 | | Р.Р. Подготовка к письменной работе «Народная мудрость в произведениях УНТ». | 1 | Развить умение самостоятельно мыслить, размышлять, аргументировать ответ. | | | | | |
9 | Из русской литературы XVIII века. – 2 часа | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». | 1 | Знать: теорию «Трех штилей», основные факты биографии поэтов. | 1 нед (окт) | | | Доклад о биографии писателя | Выразительное чтение стихотворения |
10 | | Г. Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Философские размышления о смысле жизни. | 1 | Уметь определить смысловую нагрузку стихотворений. | | | | Чтение наизусть Пересказ статьи учебника о Державине | Выразительное чтение |
11 | Из русской литературы первой половины XIX века. –13час. | А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава». | 1 | Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст | 2 нед (окт) | | | | |
12 | | А. С. Пушкин. «Медный всадник» Выражение чувства любви к Родине. | 1 | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | | | | | |
13 | | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. | 1 | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст | 3 нед (окт) | | | Выразительное чтение | |
14 | | Р.Р. А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к дом сочинению «История России в произведениях Пушкина». | 1 | Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, характеризовать героя по поступкам. | | | | | Выразительное чтение |
15 | | А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека». | 1 | Знать: содержание понятия «образ». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | 4 нед (окт) | | | Составление таблицы | Устная характеристика героев литературного произведения. |
16 | | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. | 1 | Знать: содержание произведения. Уметь: анализировать произведение, сопоставлять эпизоды произведения и сравнивать героев. | | | | | |
17 | | М. Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта Х VI века. | 1 | Знать: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению | 2 нед (нояб) | | | | Пересказ статьи учебника о Лермонтове |
18 | | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | 1 | Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев | | | | | Индивидуальные карточки с вопросами |
19 | | М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». | 1 | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст | 3 нед (нояб) | | | | |
20 | | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. | 1 | Знать: содержание произведений, биографии поэтов. | | | | | |
21 | | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. | 1 | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | 4 нед (нояб) | | | Устный портрет героев | Развернутый ответ на вопрос |
22 | | Смысл противопоставления Остала и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. | 1 | Уметь давать характеристику герою. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героеввидеть: художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя | | | | пересказ | Выразительное чтение |
23 | | Р.Р. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | Уметь сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | 1 нед (дек) | | | | |
24 | Из русской литературы второй половины XIX века. –10час. | И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | 1 | Знать: содержание цикла; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | | | | | Характеристика и героев литературного произведения. |
25 | | Р.Р. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности. Обучение дом сочинению стихотворения в прозе. | 1 | Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения. | 2 нед (дек) | | | Характеристика и героев литературного произведения. | Характеристика и героев литературного произведения. |
26 | | Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. | 1 | Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стих-ия поэта. | | | | | |
27 | | Урок внеклассного чтения. А. Некрасов. « Размышления у парадного подъезда» Боль поэта за судьбу народа. | 1 | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа. | 3 нед (дек) | | | | Развернутый ответ на вопрос |
28 | | Урок внеклассного чтения. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. | 1 | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | | | | | |
29 | | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. | 1 | Знать: содержание сказок. Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. | 4 нед (дек) | | | Пересказ сказки | Развернутый ответ на вопрос |
30 | | Р.Р. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в произведениях С-Щедрина». | 1 | Знать: содержание сказок. Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. | | | | | Анализ текста произведения по вопросам и заданиям |
31 | | Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина». | 1 | Знать: содержание произведений. | 2 нед (янв) | | | | |
32 | | Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | 1 | Знать: автобиографическая повесть как жанр Знать: сюжет и образную систему рассказа. Уметь: давать оценку действиям героев | | | | | |
33 | | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир | 1 | Знать: содержание понятия «деталь произведения». Уметь: выделять смысловые части художественного текста. Продуктивный | 3 нед (янв) | | | | |
34 | Из русской литературы XX века. –28час. | И. А. Б у н и н. «Цифры». И. А. Б у н и н. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | 1 | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. | | | | Пересказ эпизодов | Анализ текста произведения по вопросам и заданиям |
35 | | Р.Р. И. А. Б у н и н. «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Толстого, Бунина. | 1 | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение | 4 нед (янв) | | | | |
36 | | А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. | 1 | Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, | | | | Работа со словарем | Работа со словарем |
37 | | Средства создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон» | 1 | Уметь сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст | 1 нед (фев) | | | | Развернутый ответ на вопрос |
38 | | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | 1 | Знать текст рассказа. Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности. | | | | Сравнительный анализ героев.. | Выразительное чтение. |
39 | | Внеклассное чтение. Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | 1 | Уметь применять полученные знания на практике | 2 нед (фев) | | | | |
40 | | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой…», И.А. Бунин «Родина». | 1 | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | | | | Выразительное чтение | Анализ стихотворения (тема, ЛГ, мотив, интонация) |
41 | | М. Горький «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». | 1 | Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции | 3 нед (фев) | | | Характеристика и героев литературного произведения | Характеристика и героев литературного произведения |
42 | | М. Горький «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка, Цыганок, Алеша Пешков. | 1 | Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. | | | | | Инд. Задание |
43 | | Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» | 1 | уметь отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст | 4 нед (фев) | | | Пересказ эпизода | Развернутый ответ на вопрос |
44 | | Урок внеклассного чтения. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». | 1 | Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления | | | | | |
45 | | В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Юмор автора. | 1 | Знать проблемы художника и времени. Развитие этой темы у Маяковского | 1 нед (март) | | | Поиск перестроенных фразеологизмов | Поиск новых слов |
46 | | Урок внеклассного чтения. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | 1 | Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления | | | | | |
47 | | Л. Н. А н д ре е в. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | 1 | Уметь сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст | 2 нед (март) | | | | Развернутый ответ на вопрос |
48 | | А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. | 1 | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. | | | | Выразительное чтение | Анализ текста произведения по вопросам и заданиям |
49 | | Урок внеклассного чтения. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. | 1 | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения | 3 нед (март) | | | | |
50 | | Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произвед писателей ХХ века) | 1 | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение | | | | | |
51 | | Б.Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме…» Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. | 1 | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | 4 нед (март) | | | Анализ стихотворения (тема, ЛГ, мотив, интонация) | Выразительное чтение |
52 | | Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения. | 1 | 3 н а т ь: об образной яркости. Уметь: находить средства речевой выразительности | | | | | |
53 | | Внеклассное чтение. Интервью с поэтом-участником ВОв. Интервью как жанр публицистики. | 1 | | | | | | |
54 | | Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа. | 1 | Знать: содержание произведения. | 1 нед (апр) | | | | Анализ текста произведения по вопросам и заданиям |
55 | | Е. И. Н о с о в. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение анализу эпического произведения. | 1 | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения. | | | | | |
56 | | Урок внеклассного чтения. Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | 1 | Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов. | 2 нед (апр) | | | Устная характеристика героев и их поступков | Развернутый ответ на вопрос |
57 | | Урок внеклассного чтения. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов) | 1 | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | | | | | |
58 | | А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».Развитие понятия о лирическом герое. | 1 | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | 3 нед (апр) | | | Выразительное чтение | Анализ стихотворения (тема, ЛГ, мотив, интонация) |
59 | | Урок внеклассного чтения. Д. С.Лихачев. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. | 1 | Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному | | | | | Развернутый ответ на вопрос |
60 | | М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя | 1 | Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному | 4 нед (апр) | | | | |
61 | | Урок внеклассного чтения. Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле» | 1 | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | | | | Анализ стихотворения (тема, ЛГ, мотив, интонация) | Выразительное чтение |
62 | Из литературы народов России – 1 час | Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля… », «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. | 1 | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | 1 нед (мая) | | | | |
63 | Из зарубежной литературы – 6 часов | Р. Бернс «Честная бедность», представления о справедливости и честности. | 1 | Знать тексты произведений, уметь пересказывать отд.эпизоды, жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов. | | | | | |
64 | | Дж.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой…», прославление подвига во имя свободы Родины. | 1 | 2 нед (мая) | | | | |
65 | | Японские хокку. Особенности жанра. | 1 | 3 нед (мая) | | | | |
66 | | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри «Дары волхвов» | 1 | | | | | Развернутый ответ на вопрос |
67 | | Урок внеклассного чтения. Р. Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о победе добра. | 1 | | 4 нед (мая) | | | | |
68 | | Тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и эадание на лето. | 1 | | | | | | |