СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс»

Календарно-тематический план


№ урока

Раздел программы

Название темы урока


Количество часов

Конечный результат

Дата проведения

Примечания

Индивидуальная работа с учащимися

по плану

фактически



Способные

Слабоуспевающие

1

Ведение – 1 час

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

Знать: образную природу словесного искусства. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа Знать: образную природу словесно­го искусства.

1 нед (сент)





2

Устное народное творчество-4 часа

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события.

1

Уметь определять национальные обычаи, традиции, видеть жизнь народа в преданиях.




Ответы на вопросы

Выразительное чтение

3


Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда.

1

Былины как героические песни Знать: своеобра­зие былин как ге­роических песен эпического харак­тера. Уметь: воспри­нимать и анализи­ровать поэтику былин.

2 нед

(сент)



исследование художественного своеобразия былин


Выразительное чтение

4


Внеклассное чтение. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.

1

Уметь определять своеобразие ритмико-мелодической организации былины; сравнить былину со сказкой: сюжет, система образов, герои; подчеркнуть выражение в былинах исторического сознания русского народа.







5


Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Собиратели пословиц.

1

Знать: своеобра­зие пословиц

Уметь: раскрывать их смысл

3 нед

(сент)



Объяснение пословицы

Чтение пословиц

6

Из древнерусской литературы – 3 часа

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы.

1

Увидеть нравственную основу поучения, необходимость духовной преемственности поколений.




Ответы на вопросы


7


«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

1

Увидеть нравственную основу «Повести..», утверждение семейных ценностей.

4 нед

(сент)




Выразительное чтение

8


Р.Р. Подготовка к письменной работе «Народная мудрость в произведениях УНТ».

1

Развить умение самостоятельно мыслить, размышлять, аргументировать ответ.






9

Из русской литературы XVIII века. – 2 часа

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества госуда­рыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

1

Знать: теорию «Трех штилей», основные факты биографии поэтов.

1 нед

(окт)



Доклад о биографии писателя

Выразительное чтение стихотворения

10


Г. Р.Державин. «Река вре­мен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Философские размышления о смысле жизни.

1

Уметь определить смысловую нагрузку стихотворений.




Чтение наизусть

Пересказ статьи учебника о Державине

Выразительное чтение

11

Из русской литературы первой половины XIX века. –13час.

А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава».

1

Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

2 нед (окт)





12


А. С. Пушкин. «Медный всад­ник» Выражение чувства любви к Родине.

1

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.







13


А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источ­ник.

1

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

3 нед (окт)



Выразительное чтение


14


Р.Р. А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: Образ летописца Пимена. Зна­чение труда летописца в исто­рии культуры. Подготовка к дом сочинению «История России в произведениях Пушкина».

1

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, характеризовать героя по поступкам.





Выразительное чтение

15


А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького че­ловека».

1

Знать: содержание понятия «образ». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.


4 нед (окт)



Составление таблицы

Устная характеристика героев литературного произведения.

16


Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

1

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать произведение, сопоставлять эпизоды произведения и сравнивать героев.







17


М. Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого оприч­ника и удалого купца Калашни­кова». Картины быта Х VI века.

1

Знать: содержа­ние поэмы; нравст­венную проблема­тику поэмы; вла­деть различными видами пересказа, участвовать в диа­логе по прочитан­ному произведе­нию

2 нед (нояб)




Пересказ статьи учебника о Лермонтове

18


Нравственный поединок Ка­лашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

1

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев





Индивидуальные карточки с вопросами

19


М. Ю. Лермонтов. «Когда вол­нуется желтеющая нива...». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».

1

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

3 нед (нояб)





20


Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

1

Знать: содержание произведений, биографии поэтов.






21


Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историче­ская основа по­вести.

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товари­щей-запорожцев.


1


Знать: содержа­ние повести; нрав­ственную пробле­матику повести; владеть различны­ми видами переска­за, участвовать в

диалоге по прочи­танному произве­дению.

4 нед (нояб)



Устный портрет героев

Развернутый ответ на вопрос

22


Смысл противопоставления Остала и Андрия. Патриотиче­ский пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

1

Уметь давать характеристику герою. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героеввидеть: художествен­ное своеобразие повести, осо­бенности языка Н. В. Гоголя




пересказ

Выразительное чтение

23


Р.Р. Подготовка к сочинению по по­вести Н. В. Гоголя «Тарас Буль­ба»

1

Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

1 нед (дек)





24

Из русской литературы второй половины XIX века. –10час.

И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

1

Знать: содержа­ние цикла; нравст­венную проблема­тику; вла­деть различными видами пересказа, участвовать в диа­логе по прочитан­ному произведе­нию.





Характеристика и героев литературного произведения.

25


Р.Р. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности. Обучение дом сочинению стихотворения в прозе.

1

Уметь: самостоя­тельно делать вы­воды, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произ­ведения.

2 нед (дек)



Характеристика и героев литературного произведения.

Характеристика и героев литературного произведения.

26


Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Кня­гиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме.

1

Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.

Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стих-ия поэта.






27


Урок внеклассного чтения. А. Некрасов. « Размышления у парадного подъезда» Боль поэта за судьбу народа.

1

Знать: содержа­ние произведения. Уметь: опреде­лять нравственную проблематику про­изведения; владеть различными вида­ми пересказа.

3 нед (дек)




Развернутый ответ на вопрос

28


Урок внеклассного чтения. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Васи­лий Шибанов» и «Михайло Реп­нин». Правда и вымысел.

1

Уметь: воспри­нимать и анализи­ровать поэтический текст.






29


М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

1

Знать: содержа­ние сказок. Уметь: выявлять парадоксы в народ­ной жизни, отра­женные в сказках, составлять рассуж­дения о сильных и слабых сторонах народного характера.

4 нед (дек)



Пересказ сказки

Развернутый ответ на вопрос

30


Р.Р. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Ди­кий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в произведениях С-Щедрина».

1

Знать: содержа­ние сказок. Уметь: выявлять парадоксы в народ­ной жизни, отра­женные в сказках, составлять рассуж­дения о сильных и слабых сторонах народного характера.





Анализ текста произведения по вопросам и заданиям

31


Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина».

1

Знать: содержание произведений.

2 нед (янв)





32


Л. Н.Толстой. Слово о писа­теле. «Детство» (главы). Авто­биографический характер по­вести.

1

Знать: автобиографическая повесть как жанр

Знать: сюжет и образную систему рассказа. Уметь: давать оценку действиям героев






33


Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

1

Знать: содержа­ние понятия «де­таль произведе­ния». Уметь: выделять смысловые части художественного текста. Продуктивный

3 нед (янв)





34

Из русской литературы XX века. –28час.

И. А. Б у н и н. «Цифры». И. А. Б у н и н. Слово о писате­ле. «Цифры». Сложность взаи­мопонимания детей и взрос­лых.

1

Знать: содержа­ние повести; нрав­ственную пробле­матику повести; владеть различны­ми видами переска­за, участвовать в диалоге.




Пересказ эпизодов

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям

35


Р.Р. И. А. Б у н и н. «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Толстого, Бунина.

1

Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.

Уметь создавать письменное сочинение

4 нед (янв)





36


А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов.

1

Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества.

Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя,




Работа со словарем

Работа со словарем

37


Средства создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон»

1

Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст

1 нед (фев)




Развернутый ответ на вопрос

38


Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

1

Знать текст рассказа.

Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности.




Сравнительный анализ героев..

Выразительное чтение.

39


Внеклассное чтение. Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

1

Уметь применять полученные знания на практике


2 нед (фев)





40


Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой…», И.А. Бунин «Родина».

1

Уметь: воспри­нимать и анализи­ровать поэтический текст.




Выразительное чтение

Анализ стихотворения (тема, ЛГ, мотив, интонация)

41


М. Горький «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

1

Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, Уметь: самостоя­тельно делать вы­воды об активности авторской позиции

3 нед (фев)



Характеристика и героев литературного произведения

Характеристика и героев литературного произведения

42


М. Горький «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка, Цыганок, Алеша Пешков.

1

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.





Инд. Задание

43


Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство»

1

уметь отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст

4 нед (фев)



Пересказ эпизода

Развернутый ответ на вопрос

44


Урок внеклассного чтения. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

1

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления






45


В. В. Маяковский. «Необычайное приклю­чение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Юмор автора.

1

Знать проблемы художника и времени. Развитие этой темы у Маяковского


1 нед (март)



Поиск перестроенных фразеологизмов

Поиск новых слов

46


Урок внеклассного чтения. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления






47


Л. Н. А н д ре е в. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нрав­ственности человека.

1

Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст

2 нед (март)




Развернутый ответ на вопрос

48


А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и вра­ги главного героя.

1

Знать: содержа­ние повести; нрав­ственную пробле­матику повести; владеть различны­ми видами переска­за, участвовать в диалоге.




Выразительное чтение

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям


49


Урок внеклассного чтения. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.

1

Уметь: самостоя­тельно делать вы­воды, строить рас­суждения

3 нед (март)





50


Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произвед писателей ХХ века)

1

Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.

Уметь создавать письменное сочинение






51


Б.Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме…» Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

1

Уметь: воспри­нимать и анализи­ровать поэтический текст.

4 нед (март)



Анализ стихотворения (тема, ЛГ, мотив, интонация)

Выразительное чтение

52


Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

1

3 н а т ь: об образ­ной яркости.

Уметь: находить средства речевой выразительности






53


Внеклассное чтение.

Интервью с поэтом-участником ВОв. Интервью как жанр публицистики.

1







54


Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа.

1

Знать: содержа­ние произведения.

1 нед (апр)




Анализ текста произведения по вопросам и заданиям


55


Е. И. Н о с о в. «Кукла». Нравст­венные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение анализу эпического произведения.

1

Уметь: самостоя­тельно делать вы­воды, строить рас­суждения.






56


Урок внеклассного чтения. Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

1

Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов.

2 нед (апр)



Устная характеристика героев и их поступков

Развернутый ответ на вопрос

57


Урок внеклассного чтения. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Руб­цов)

1

Уметь: воспри­нимать и анализи­ровать поэтический текст.






58


А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют си­ние...», «Июль — макушка ле­та...», «На дне моей жизни...».Развитие понятия о лирическом герое.

1

Уметь: воспри­нимать и анализи­ровать поэтический текст.

3 нед (апр)



Выразительное чтение

Анализ стихотворения (тема, ЛГ, мотив, интонация)

59


Урок внеклассного чтения. Д. С.Лихачев. «Земля родная» (главы) как ду­ховное напутствие молодежи.

1

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному





Развернутый ответ на вопрос

60


М. М. Зощенко. Слово о пи­сателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

1

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному

4 нед (апр)





61


Урок внеклассного чтения. Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Рус­ское поле»

1

Уметь: воспри­нимать и анализи­ровать поэтический текст.




Анализ стихотворения (тема, ЛГ, мотив, интонация)

Выразительное чтение

62

Из литературы народов России – 1 час

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля… », «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни.

1

Уметь: воспри­нимать и анализи­ровать поэтический текст.

1 нед (мая)





63

Из зарубежной литературы – 6 часов

Р. Бернс «Честная бедность», представления о справедливости и честности.

1

Знать тексты произведений, уметь пересказывать отд.эпизоды, жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.







64



Дж.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой…», прославление подвига во имя свободы Родины.


1

2 нед (мая)





65


Японские хокку. Особенности жанра.

1

3 нед (мая)





66


Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри «Дары волхвов»

1





Развернутый ответ на вопрос

67


Урок внеклассного чтения. Р. Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о победе добра.

1


4 нед (мая)





68


Тест.

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и эадание на лето.

1