Богомолова Е.Н. МОУ «СОШ №6» г. Благодарный
Склярова Е.И. МОУ «СОШ № 16» Благодарненский р-н
Денека И.Н. МОУ «СОШ №1» г. Благодарный
Лихоманова Г.М. МОУ лицей №8 г. Будённовск
Гедиева Ф.М. МОУ «НОШ № 31» Предгорный район
г. Ставрополь, 2011 год
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во часов | № задания | Дата |
предметные | метапредметные и личностные (УУД) |
I. | Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | Знать: - признаки устной и письменной речи; - понятия «предмет», «признак», «действие»; - согласные и гласные звуки; - роль гласных в обозначении мягкости и твёрдости согласных; - правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу Уметь: - кратко характеризовать предложение, части речи; - отличать текст от набора предложений; - характеризовать звуки речи; - слышать звучащее слово; - выполнять фонетический разбор; - различать произношение и написание слов | Личностные - осознавать недостаток знаний; - учебно-познавательный интерес при формулировке заданий, правил, определений Регулятивные - ориентироваться в учебнике (структура, обозначения, иллюстративный материал); - находить и исправлять ошибки; - использовать приобретённые знания при списывании Познавательные 1. Общеучебные - уметь строить высказывание; - понимать модели, добавлять в модель недостающие значки (при фонетическом разборе); - строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии (употреблять в речи новый термин); 2. Логические - сравнивать, классифицировать слова по их назначению (предмет, признак, действие); - распознавать слова, называющие предметы по освоенным признакам. Коммуникативные - читать материал учебника для получения информации; - ставить вопросы к словам. | - работа с информационными источниками ( учебник и тетрадь на печатной основе); - игры со словами; - выборочное чтение; - устный рассказ об ушедшем лете; - списывание текста | 8 ч | | |
1. | Поговорим об ушедшем лете. | 1ч | | |
2. | О нашей речи. | 1ч | | |
3. | «Что ты знаешь о словах?» Знакомство с понятием «предмет». | 1ч | | |
4. | Повторение изученного о группах слов. | 1ч | | |
5. | Будем говорить понятно. Звуко-буквенный разбор. | 1ч | | |
6. | Совершенствование различных умений. | 1ч | | |
7. | Повторение способов обозначения твёрдости-мягкости согласных. | 1ч | | |
8. | Повторение изученных орфографических правил (написание большой буквы, сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу). | 1ч | | |
II. | Правописание ь между двумя согласными | Знать - правила написания сочетания букв чк,чн, щн; - что мягкий согласный перед мягким знаком – «опасное» место при письме; - сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нщ, ст); - правила написания ь между двумя согласными Уметь - кратко характеризовать звуки речи; - выделять в речи мягкие и твёрдые согласные; - видеть «опасные места» в словах; - различать произношение и написание слов; - соблюдать изученные нормы орфографии | Личностные - учебно-познавательный интерес к способам решения новой задачи ( тест); - накапливать опыт использования слов для повышения точности речи. Регулятивные - разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные; Познавательные 1. Общеучебные - пользоваться словарём учебника, выбирать в нём слова по заданным признакам;
2. Логические - наблюдать за использованием ь между двумя согласными, выявлять закономерность, делать умозаключение, предполагать правило письма; Коммуникативные - ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (при работе в парах); - использовать речь для регуляции своего действия | - ребусы; - тестирование; - работа со словарём; - работа в парах; - работа с информационными источниками ( учебник и тетрадь на печатной основе); | 5 ч | | |
9. | Знакомство со случаями написания буквы ь и его отсутствия в сочетаниях чк,чн, щн. | 1ч | | |
10. | Мягкий согласный перед мягким знаком – «опасное» место при письме. | 1ч | | |
11. | Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нщ, ст). | 1ч | | |
12. | Закрепление правила написания ь между двумя согласными. | 1ч | | |
13. | Контрольная работа №1 (входная) | 1ч | | |
III. | Способы обозначения звука [й,]. Разделительные знаки ь и ъ («За какими буквами прячется звук [й,]?») | Знать - способы обозначения звука [й] на письме гласными буквами я, ю ,ё, е: в начале слова, после другой гласной, после ъ и ь; - роль разделительных ь и ъ на письме; - отличия в употреблении разде- лительных ъ и ь; - правила написания разделительных ъ и ь Уметь - кратко характеризовать звуки речи; - выполнять фонетический разбор; - различать произношение и написание слов; - писать слова с йотированными гласными; - работать со словарём (алфавит) | Личностные - принятие ценностей природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения; - чувство прекрасного и эстетические чувства при выполнении упражнений на основе знаний из окружающего мира. Регулятивные - читать материал учебника, проверять и уточнять вывод; - дополнять известные способы действия новым; - осуществлять и контролировать выбор нужного способа обозначения звука [й,]; - планировать действия при письме под диктовку и осуществлять их Познавательные 1. Общеучебные - анализировать позиции, от которых зависит выбор способа обозначения звука [й,], - понимать информацию, представленную в моделях, уточнять знания о способах обозначения звука [й,], - вносить дополнения в модели (схема слова). 2. Логические - классифицировать и группировать слова( ь и ъ); - анализировать текст с точки зрения наличия в нём слов с изученной орфограммой Коммуникативные - владение монологической и диалогической формами речи (при комментировании выполнения заданий); - формулировка собственного мнения и позиции | - работа в парах; - работа с информационными источниками ( учебник и тетрадь на печатной основе); - игры со словами; - выборочное чтение; - работа со словарём (алфавит) | 8 ч | | |
| | | | |
14. | Повторение известных способов обозначения звука [й ]. | 1ч | | |
15. | Знакомство с назначени- ем разделительных ъ и ь. Освоение правописания разделительных ъ и ь. | 1ч | | |
16. | Формирование умения использовать разделительный ь. | 1ч | | |
17. | Закрепление изученного о разделительных ъ и ь. Тренировка в выборе знака. | 1ч | | |
18. | Обобщение: три способа обозначения звука [й ]. | 1ч | | |
19. | Обобщение по теме «Знаем – повторим, не знаем – узнаем». | 1ч | | |
20. | Подготовка к контрольной работе. | 1ч | | |
21. | Контрольная работа №2. | 1ч | | |
IV. | Главные опасности письма. Как писать без ошибок? | Знать - понятие «орфограмма», изученные орфограммы ( безударные гласные в корне, о парных по глухости-звонкости согласных) - об одинаковом написании корней в родственных словах; Правила работы с орфографическим словарём; - приёмы, правила и памятку письма с «окошками»; - способы выбора букв: путём подстановки слов «она», «оно», «они»; - правила работы над ошибками; - написание словарных слов на темы: «Овощи», «Фрукты» Уметь - определять виды орфограмм; - подбирать проверочные слова; - без ошибок списывать текст; - составлять текст по опорным словам; - правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы; - создавать несложные монологические тексты на заданную тему (Кулинарный рецепт); - соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации ; - решать орфографические задачи освоенными способами | Личностные - самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности ( работа с памятками, правилами); - установка на здоровый образ жизни при составлении кулинарных рецептов. Регулятивные - выявлять новую информацию, термины; - осваивать способ письма с «окошками», выполнять определённый порядок действий; - осваивать способ поиска слова в словаре, действовать по алгоритму Познавательные 1. Общеучебные: - понимать, читать и воспроизводить модельную запись слов с предъявленным выбором букв на месте орфограмм; - разграничивать орфограммы на изученные и неизученные правила; - переводить звуковую модель слова в буквенную запись, действовать по указанному плану; 2. Логические - анализировать «устройство» загадок; - сравнивать тексты для выявления загадок, преобразовывать некоторые в загадки; - сравнивать звуки и буквы, позиции звуков; -устанавливать случаи письма, где возможна ошибка, - делать вывод о необходимости выбора букв; - анализировать памятку 4, сравнивать известный способ действия с новым, находить отличия. Коммуникативные - владеть монологической и диалогической формами речи ( при составлении рассказа-описания по картине); - обсуждать возможность появления ошибки, аргументировать умозаключение; - обсуждать решения в парах. | - игры со словами; - составление схем к словам; - письмо с «окошками»; - сочинение загадок; - работа с орфографическим словарём; - работа с информационными источниками (учебник и тетрадь на печатной основе); - работа в паре | 25ч | | |
22. | Новое научное слово. Знакомство с понятием «орфограмма» | 1ч | | |
23. | Орфограммма безударных и ударных гласных | 1ч | | |
24. | Орфограммы парных по глухости-звонкости согласных | 1ч | | |
25. | Непарные по глухости-звонкости согласные – не орфограммы | 1ч | | |
26. | Парные по глухости-звонкости согласные перед непарными звонкими и [ в] [в ] – не орфограммы. | 1ч | | |
27. | Закрепление изученного. Тренировка орфографической зоркости. | 1ч | | |
28. | Введение письма с «окошками». | 1ч | | |
29. | Обучение работе с орфографическим словарём. | 1ч | | |
30- 31. | Обучение и тренировка письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм. | 2ч | | |
| |
32. | Знакомство с некоторыми способами выбора букв: путём подстановка слов «она», «оно», «они» и других. | 1ч | | |
33. | Закрепление письма с «окошками» и умения решать орфографические задачи освоенными способами. | 1ч | | |
34. | Введение памятки письма с «окошками» на месте неизвестной (сомнительной) буквы. | 1ч | | |
35. | Закрепление нового способа письма. | 1ч | | |
36. | Тренировка в письме с «окошками» по памятке №4. | 1ч | | |
37- 38. | Две орфограммы в безударных слогах [ жы] ,[шы ] | 2ч | | |
| |
39. | Тренировка в письме с «окошками» по памятке №4. | | | |
40. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1ч | | |
41. | Анализ результатов диктанта. Работа над ошибками. | 1ч | | |
42- 43. | Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов. | 2ч | | |
| |
44. | Контрольное списывание. | 1ч | | |
45. | Обучение составлению рассказа-описания по картине. Сочинение загадок. | 1ч | | |
46. | Анализ результатов. Работа над ошибками. | 1ч | | |
V. | Выражаем мысли и чувства. | Знать: - понятие «предложение», его признаки; - типы предложений по цели высказываний и эмоциональной окраске; - правила построения предложений и оформление их на письме; - правила построения вопросительных предложений и точного ответа на них; - признаки побудительных предложений со значением просьбы, совета, требования; - изученные орфограмммы; - признаки текста; - понятие «текст». Уметь: - кратко характеризовать предложения; - отличать предложение от набора слов; - работать с деформированным предложением; - владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения ( приветствие, прощание, письмо другу, благодарность и другие); - создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания; - отличать письменную речь от устной. | Личностные: - эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей (на основе составления пожеланий); - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение (при составлении предложений). Регулятивные: - анализировать построение ответов на вопрос «почему?», - понимать информацию, представленную в модели (схема предложения, иллюстрации), переводить её в словесную форму; - действовать по памятке списывания. Познавательные 1. Общеучебные: - осознавать назначение предложений, наблюдать за выделением предложений в устной речи, сравнивать со способами обозначения границ предложения в письменной речи; - наблюдать за построением предложений-пожеланий, по аналогии создавать свои; - вычленять предложения из текста. 2. Логические: - конструировать различные предложения, анализировать их, создавать свои; - подводить конкретные предложения под понятие, аргументировать решение, группировать предложения по заданным признакам; - анализировать предложения по освоенным признакам, выделять предложения указанного вида. Коммуникативные: - объяснять взаимосвязь между вопросом и ответом на основе информации учебника; - составлять различные вопросы, конструировать ответы на них и оценивать соответствие; - сотрудничать, работая в парах, использовать приобретённые умения в речевой практике. | - работа с орфографическим словарём; - работа с информационными источниками ( учебник и тетрадь на печатной основе); - работа в паре; - составление поздравлений, писем; - тестирование; - редактирование текста; - составление текста по плану и опорным словам; - игры со словами; - ребусы. | 13ч | | |
47. | Предложение: его назначение и признаки. | 1ч | | |
48. | Обучение построению предложений. | 1ч | | |
49- 50. | Деление речи на предложения, их составление и оформление. Совершенствование умения выделять предложения из потока речи. | 2ч | | |
| |
51- 52. | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 2ч | | |
| |
53. | Закрепление изученного о видах предложений. | 1ч | | |
54. | Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них. | 1ч | | |
55. | Построение ответов на вопрос «почему?». | 1ч | | |
56. | Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования. | 1ч | | |
57. | Обучение составлению пожеланий. | 1ч | | |
58. | Тренировка в письме с «окошками». Обучающий диктант. | 1ч | | |
59. | Знакомство с понятием «текст». А если одного предложения мало? | 1ч | | |
VI. | Хочу сказать больше. | Знать: - основные единицы текста (тема и основная мысль); - отличие письменной речи от устной; - типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; - признаки текста. Уметь: - пользоваться памятками по составлению и редактированию текста; - соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; - определять основную мысль текста; - составлять текст по плану и опорным словам; - создавать монологические тексты в форме повествования и описания. | Личностные: - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей (на основе содержания текстов для изложений); - способность к самооценке (оценка содержания собственных текстов); - принятие ценностей природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения (на основе содержания текстов для изложений). Регулятивные: - оценивать тексты с точки зрения сформулированных требований; - исправлять «чужие» тексты, озаглавливать их с разных точек зрения; - проверять и редактировать написанное с точки зрения темы и основной мысли. Познавательные 1. Общеучебные: - осваивать термины «тема» и «главная мысль»; - наблюдать за раскрытием темы и развитием мысли в тексте; - находить предложения, отражающие тему, главную мысль; - читать текст, уточнять детали содержания, последовательность событий, проводить языковой анализ; - выявлять орфограммы, разграничивать решаемые и пока не решаемые орфографические задачи. 2. Логические: - анализировать и выявлять условие связности предложений; - сравнивать заголовки с точки зрения темы и главной мысли; - выбирать более точный заголовок, придумывать свой. Коммуникативные: - рассказывать о прочитанных книгах; - записывать свои мысли; - обсуждать высказывания персонажей; - выражать своё мнение, участвовать в общей беседе; - соблюдать правила общения. | - работа с орфографическим словарём; - работа с информационными источниками ( учебник и тетрадь на печатной основе); - работа в паре; - тестирование; - редактирование деформированного текста; - составление текста по плану и опорным словам; - игры со словами. | 12ч | | |
60. | Тема и основная мысль текста. | 1ч | | |
61. | Требования к хорошему тексту. Как делать текст хорошим. | 1ч | | |
62. | Обучение обдумыванию и редактированию текста. Знакомство с памятками. | 1ч | | |
63. | Упражнение в редактировании текста. | 1ч | | |
64- 65. | Восстановление и запись деформированного текста. | 2ч | | |
| |
66. | Обучение первым изложениям. | 1ч | | |
67. | Составление рассказов на основе прочитанного. | 1ч | | |
68. | Обобщение изученного о предложении и тексте. | 1ч | | |
69, 70, 71. | Составление рассказов на основе прочитанного. | 3ч | | |
| |
VII. | Размышляем о словах. | Знать: - термины «корень», «однокоренные слова»; - алгоритм выделения корня в слове; - изученные орфографические правила; - правила выполнения работы над ошибками; - признаки текста; - правила редактирования текста. Уметь: - определять виды предложений; - составлять предложения; - работать с деформированными предложениями; - составлять текст изложения по плану и опорным словам; - подбирать проверочные слова; - составлять рассказы на основе прочитанного; - подбирать однокоренные слова; - выделять корень в слове; - объяснять значение слова. | Личностные: - самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности ( работа с памятками, правилами); - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с новогодними традициями. Регулятивные: - наблюдать за значениями слов; - выявлять зависимость произношения и написания слов от их значений; - делать умозаключения о важности понимания значения слов; - сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике; - рассказывать о сделанных обобщениях; - анализировать и критически оценивать высказывания персонажа; - исправлять ошибку в построении слов, объяснять причину ошибки, делать вывод о необходимости изменения слов. Познавательные 1. Общеучебные: - объяснять значения слов; - выбирать слова с учётом смысла текста; - знакомиться с определением понятия «корень», выводить способ действия для нахождения корня, осваивать его; - пользоваться словарём учебника для решения орфографических задач 2. Логические: - группировать слова по опознавательным признакам, находить «лишние»; - выявлять новые сведения об окончании (на основе анализа группы слов, применение алгоритма); - сравнивать выводы с информацией в учебнике. Коммуникативные: - понимать основную мысль текста; - представлять рисуемую картину, словами рисовать её, раскрывать выраженную главную мысль; - составлять поздравления, пожелания; - вспоминать о подготовке к празднику; - слушать рассказы других, обмениваться с одноклассниками своими планами. | - составление текста по плану и опорным словам; - тестирование; - редактирование деформированного текста; - работа с орфографическим словарём; - работа с информационными источниками ( учебник и тетрадь на печатной основе); - составление поздравлений и писем; - игры со словами. | 10ч | | |
72. | Разговор о значении слова («Что в слове главное?») | 1ч | | |
73. | Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова» («Собираем родственников»). | 1ч | | |
74. | Закрепление введённых понятий; наблюдение за единым написанием корней в родственных словах. | 1ч | | |
75. | Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождения корня. | | | |
76. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1ч | | |
77. | Анализ результатов контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1ч | | |
78. | Восстановление и запись деформированного текста. | 1ч | | |
79. | Общее знакомство с понятием «окончание» («Скоро Новый год!»). | 1ч | | |
80. | Составление рассказов на основе прочитанного. | 1ч | | |
81. | Обобщение изученного о предложении и тексте. Написание поздравлений к Новому году. | 1ч | | |
| | |
VIII. | Продолжаем размышлять о словах. | Знать: - термины «однокоренные слова», «корень», «словообразование», «словоизменение»; - алгоритм выделения корня в слове; - способы изменения слов по числам по «командам» вопросов; - знать изученные орфографические правила. Уметь: - находить однокоренные слова, выделять в них корень; - находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю); - изменять слова по числам и по «командам» вопросов; - объяснять значение слова; - решать орфографические задачи. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к способам решения новой задачи ( тест); - накапливать опыт использования слов для повышения точности речи. Регулятивные: - планировать содержание текста, обдумывать его по памятке «Текст»; - читать название темы и предполагать содержание дальнейшей работы. Познавательные 1. Общеучебные: - находить в тексте родственные слова и предполагать их другое название: однокоренные, проверять предположение по учебнику; - находить в тексте учебника новые сведения об изменениях слов; - осознавать смысл терминов «единственное число», «множественное число». 2. Логические: - разграничивать и группировать изменения слов и однокоренные слова; - разграничивать синонимы и однокоренные слова; - конструировать предложения, вставляя по смыслу нужные слова, замечать изменения слов; - систематизировать изученные, констатировать незнание способа действия для обозначения орфограмм в корне. Коммуникативные: - обмениваться впечатлениями о каникулах; - строить монологическое высказывание; - выражать своё мнение, участвовать в общей беседе; - соблюдать правила общения. | - работа с орфографическим словарём; - работа с информационными источниками ( учебник и тетрадь на печатной основе); - работа в паре; - тестирование; - игры со словами; - ребусы; - составление предложений. | 8ч | | |
82. | Однажды… Рассказ о зимних каникулах. | 1ч | | |
83. | Повторение изученного о словах. | 1ч | | |
84. | Изменения слов и родственные слова. Введение термина «однокоренные слова» (Вспомним и узнаем новое»). | 1ч | | |
85. | Разграничение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Знакомство с синонимами, их отличие от однокоренных слов. | 1ч | | |
86. | Изменение названий предметов по числам («Наблюдаем за изменениями слов»). | 1ч | | |
87. | Изменение названий предметов по числам («Наблюдаем за изменениями слов»). | 1ч | | |
88. | Закрепление изученного. Изменения названий признаков предметов и действий. | 1ч | | |
89. | Повторение освоенных способов выбора букв в словах; постановка новой учебной задачи («Чему учиться дальше?») | 1ч | | |
IX. | Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова. Как искать проверочные слова для корня. | Знать: - понятия «проверочное», «проверяемое» слово; - способы подбора проверочных слов; - изученные орфограммы; - понятия «этимология» слова и «лексическое значение» слова; - опознавательные признаки проверочных слов для орфограмм корня; - понятие «орфографическое правило»; - правила письма с «окошками»; - правила выполнения работы над ошибками; - понятие «непроверяемое написание»; - правописание слов с удвоенными согласными в корне слова; Уметь: - кратко характеризовать «проверочное» и «проверяемое» слово; - подбирать проверочные слова; - видеть «опасные места» в словах; - находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю); - объяснять лексическое значение слова как способ проверки; - соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; - выполнять письмо с «окошками» как способ ухода от ошибок; - различать произношение и написание слов; - писать слова с удвоенными согласными в корне слова; - писать изложения, раскрывать тему; - владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (поздравления). | Личностные: - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей (на основе содержания текстов для изложений); - способность к самооценке (оценка содержания собственных текстов); - накапливать опыт использования слов для повышения точности речи; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи ( игры со словами, иллюстрации). Регулятивные: - наблюдать за выбором букв, доказывать его правильность; - выводить способ действия для определения правильной буквы, соотносить его с моделью (схема слова); - осознавать возможность применения нескольких способов решения орфографической задачи, выбирать один из них, пользоваться взаимопроверкой слов; - осуществлять взаимо- и самоконтроль при письме; - систематизировать способы подбора проверочных слов, представлять их в таблице, сравнивать полученный вариант с вариантом учебника; - осознавать прирост своих знаний и умений. Познавательные 1. Общеучебные: - читать информацию учебника, находить ответ на заданный вопрос; - использовать новые термины ; - осознавать признаки проверяемых и проверочных слов, подводить конкретные слова под эти понятия; - проверять написанное, исправлять «чужие» ошибки, обосновывать исправления; - пользоваться приобретёнными умениями для решения различных орфографических задач; - распознавать уже решаемые орфографические задачи и ещё не решаемые; - исследовать материал, выявлять возможность разного обозначения буквами одного и того же сочетания звуков. 2. Логические: - распознавать проверочные и проверяемые слова, группировать их; - выявлять недостаточность имеющихся способов действия, на основе анализа и сравнения слов; - анализировать памятку «Как писать без ошибок?», дополнять её новыми сведениями; - осознанно действовать при письме, выполняя последовательность необходимых операций; - делать умозаключение о наличии орфограммы на месте выявленных звуковых сочетаний Коммуникативные: - аргументировать решение; - обсуждать выбор решения с одноклассниками; - участвовать в групповой и парной работе; - пересказывать другим истории происхождения слов; -создавать свои поздравления, выбирать для них слова, выражения, конструкции предложений, пожелания, грамотно оформлять тексты. | - работа с орфографическим словарём; - работа с информационными источниками ( учебник и тетрадь на печатной основе); - работа в паре; - тестирование; - игры со словами; - ребусы; - составление предложений; - написание словесных картин; - изложение с выбором заголовка. | 41ч | | |
90. | . Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова («Слова-подсказки – какие они?) | 1ч | | |
91. | Способы подбора проверочных слов для названий предметов. | 1ч | | |
92. 93. | Обучение подбору проверочных слов для названий предметов. | 2ч | | |
| |
94. | Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий предметов. | 1ч | | |
95. | Объяснение значения слова как способ проверки («От значения слова – к правильной букве»). | 1ч | | |
96. | Способы подбора проверочных слов для названий действий. | 1ч | | |
97. | Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий. | 1ч | | |
98. | Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий действий. | 1ч | | |
99. | Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов. | 1ч | | |
100. | Упражнение в подборе проверочных слов для названий признаков предметов | 1ч | | |
101. 102. | Значение слова и его написание («Снова о значении слова»). | 2ч | | |
| |
103. | Знакомство с понятием «орфографическое правило»: уточнение способа действия при выборе букв безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова | 1ч | | |
104. 105. | Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов | 2ч | | |
| |
106. | Обобщение изученного по орфографии | 1ч | | |
107. | Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач. | 1ч | | |
108 | Закрепление освоенных способов действия. Текущие проверочные работы | 1ч | | |
109 110 | Изложение с продолжением (Е. Чарушин. «Волчишка») | 2ч | | |
111 | Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с,н] и способов её решения | 1ч | | |
112 | Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [зн], [з,н,], [ств], [нц], [рц] и способов её решения (в том числе по словарю) | 1ч | | |
113 | Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и их решении | 1ч | | |
114 | Закрепление изученного | 1ч | | |
115 | Знакомство с понятием «непроверяемые» написания: обучение пользованию словарём («Когда командует словарь»). | 1ч | | |
116. | Правописание удвоенных согласных в корне слова («Звук один, а буквы две») | 1ч | | |
117 | Закрепление изученного. Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний | 1ч | | |
118 | Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами | 1ч | | |
119 120 | Совершенствование всех приобретённых детьми умений | 2ч | | |
| |
121 122 | Обучающие проверочные работы | 2ч | | |
| |
123 - 124 | Контрольная работа | 2ч | | |
125 | Совершенствование орфографических умений | 1ч | | |
126 | Изложение «Подарок маме». | 1ч | | |
127 | Изложение с выбором заголовка («Спасён!») | 1ч | | |
128 | Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики | 1ч | | |
129 | Написание словесных картин «Вот и весна!», деловых текстов и сообщений-телеграмм о признаках весны | 1ч | | |
130. | Совершенствование речевых и орфографических умений | 1ч | | |
X. | Как устроены слова? Состав слова. | Знать: - понятия «родственные и однокоренные» слова, «приставка», «суффикс», «значение слова»; - алгоритм выделения частей слова; - значение, употребление и написание приставок; - отличие приставок и предлогов; - значение и употребление суффиксов; - способы действий при анализе состава слова; - значение частей слова; - правила написания удвоенных согласных на границе частей слов; - правила написания частей слов. Уметь: - выделять значимые части слова по алгоритму; - называть признаки частей слова; - разграничивать приставки и предлоги; - правильно употреблять в речи суффиксы; - использовать и правильно писать различные части слов; - кратко характеризовать слово по составу; - объяснять значение частей слова; - находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю); - употреблять разделительные Ь и Ъ; - правильно писать двойные согласные на границе частей слова. | Личностные: - наблюдать за выбором букв, доказывать его правильность; - выводить способ действия для определения правильной буквы, соотносить его с моделью (схема слова); - накапливать опыт использования слов для повышения точности речи; - самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности ( работа с памятками, правилами). Регулятивные: - сравнивать своё заключение со способом действия в сформулированным в учебнике; - сравнивать свои решения до знакомства с информацией и после него; - оценивать правильность действий персонажа при разборе слова по составу, выявлять погрешности; - осознавать необходимость умения разбирать слова по составу для выбора нужного разделительного знака. Познавательные 1. Общеучебные: - читать текст, выявлять новые сведения, находить в тексте объяснение значения слова; - конструировать слова из частей, наблюдать за значением и назначением частей слова; - обращаться к словарю для выяснения правильного ударения в некоторых словах; - использовать при письме умение определять состав слова, грамотно различные писать части слов; - характеризовать строение слова по представленной модели (схема слова), подбирать свои слова в соответствии с этими моделями; - выводить правило использования разделительных знаков, формулировать его с опорой на модель, сверять свой вывод с информацией в учебнике. 2. Логические: - определять состав и порядок действий для нахождения в слове окончания; - предполагать возможное строение слова, выявлять необходимый порядок действия для определения состава слова, и выполнять его применительно к тому же слову; - осваивать содержание действий и их последовательность для выполнения анализа строения слова; - анализировать слова, в которых удвоенные согласные можно объяснить строением слов. Коммуникативные: - рассуждать о необходимости знания орфографических правил и их применении; - рассказывать о своих достижениях; - наблюдать за использованием средств языка в текстах писателей, выяснять, какие части слова помогают авторам точнее передать мысль; - создавать свои словесные картины, выбирать наиболее точные слова, использовать сравнения. | - работа с орфографическим словарём; - работа с информационными источниками ( учебник и тетрадь на печатной основе); - работа в паре; - тестирование; - игры со словами; - ребусы; - составление предложений; - написание словесных картин; - изложение с выбором заголовка. | 29ч | | |
131. | Повторение изученного о строении слов («Что я знаю о словах?») | 1ч | | |
132. | Повторение изученного об изменении слов. Знакомство с термином «нулевое окончание» | 1ч | | |
133. | Введение понятий «приставка» и «суффикс» (Знакомься: другие части слов!») | 1ч | | |
134. | Значение, употребление и написание приставок («Словесный конструктор») | 1ч | | |
135. | Разграничение приставок и предлогов | 1ч | | |
136. | Значение, употребление и написание суффиксов | 1ч | | |
137. | Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слов | 1ч | | |
138. | Знакомство со способом действия при анализе состава слова («Как узнать строение слова?») | 1ч | | |
139. | Совершенствование умения анализировать состав слов. Знакомство с культурой переноса слов | 1ч | | |
140. | Упражнение в разборе слов по составу. Наблюдения за значениями частей слов | 1ч | | |
141. | Расширение знаний о написании удвоенных согласных: двойные согласные на границе частей слов («Новое об известных опасностях письма») | 1ч | | |
142. | Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов | 1ч | | |
143. | Обучение выбору разделительного знака («ь или ъ?») | 1ч | | |
144. | Закрепление способа действия при выборе разделительного знака | 1ч | | |
145. | Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений | 1ч | | |
146. | Повторяем, готовимся к диктанту | 1ч | | |
147. | Упражнение в решении орфографических задач | 1ч | | |
148. | Тренировочные проверочные работы. | 1ч | | |
149. | Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений | 1ч | | |
150. | Контрольная работа | 1ч | | |
151. | Работа над ошибками диктанта и контрольных заданий. | 1ч | | |
152. | Обобщение и систематизация изученного по орфографии («Теперь я знаю и умею») | 1ч | | |
153- 154. | Упражнение в применении приобретённых знаний | 2ч | | |
155. | Знакомство с понятиями «правильно» и «точно»; обучение выбору более точного слова («Как сказать лучше?») | 1ч | | |
156. | Написание словесных картин | 1ч | | |
157. | Продолжение работы над правильностью и точностью речи. | 1ч | | |
158 - 159. | О значении, строении и происхождении слов («Я размышляю о словах своего языка») | 2ч | | |
XI. | Перелистаем учебник. | Знать: - значимые части слова; - признаки изученных частей речи; - типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; - понятия «значение слова», «родственные слова», «корень, приставка, суффикс»; - изученные орфограммы и пунктограммы; - единообразное написание корней в родственных словах. Уметь: - характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение, текст; - различать произношение и написание слов; - работать со словарями; - подбирать проверочные слова путём рассмотрения значения слова; - соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; - находить способы проверки написания слова. | Личностные: - накапливать опыт использования слов для повышения точности речи; - самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности ( работа с памятками, правилами). Регулятивные: - оценивать отдельные материалы учебника как интересные или неинтересные, важные или неважные, трудные или лёгкие; - на основе словарей учебника готовить вопросы викторины, участвовать в её проведении; - обнаруживать, исправлять допущенные ошибки, объяснять их причины, планировать работу по их устранению (совместно с учителем). Познавательные 1. Общеучебные: - рассматривать оглавление учебника, выделять основные главы, вспоминать их содержание; - читать текст, озаглавливать его с точки зрения темы, наблюдать за построением текста, развитием мысли от предложения к предложению; - письменно пересказывать текст, передавая содержание и грамотно оформляя запись; - применять весь комплекс орфографических и пунктуационных умений. 2. Логические: - анализировать строение и объяснять значение слова «оглавление», находить в учебнике эту часть книги, выявлять её назначение; Коммуникативные: - формулировать на основе страниц учебника вопросы к одноклассникам, проверять их ответы; - отвечать на вопросы других; - участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения. | - работа с орфографическим словарём; - работа с информационными источниками ( учебник и тетрадь на печатной основе); - работа в паре; - тестирование; - игры со словами; - ребусы; - составление предложений; - написание словесных картин; - изложение с выбором заголовка. | 11ч | | |
160 – 161 – 162. | Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника; возврат к отдельным страницам и заданиям. | 3ч | | |
163. | Написание поздравлений к окончанию учебного года. | 1ч | | |
164. | Итоговая комплексная контрольная работа за 2 класс. | 1ч | | |
165. | Анализ результатов итоговой контрольной работы. | 1ч | | |
166- 167. | Закрепление введённых понятий: наблюдение за единым написанием корней в родственных словах. | 2ч | | |
168- 169. | Обобщение по теме «Перелистаем учебник. Повторение». | 2ч | | |
170. | Викторины, игры в слова и со словами. | 1ч | | |