СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карл Юльевич Давыдов как основоположник русской классической школы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виолончелисты старших классов ДШИ обязаны занать,что Карл Юльевич Давыдов является  основоположником русской классической виолончельной школы.

Просмотр содержимого документа
«Карл Юльевич Давыдов как основоположник русской классической школы»




Карл Юльевич Давыдов как основатель русской классической виолончельной школы. (1838-1889)







  • Русская классическая виолончельная школа, как и другие русские музыкально-исполнительские школы, развивалась в русле передовой музыкальной культуры страны. Истоки школы относятся к эпохе Глинки, а оформление её в стройную систему было связано с расцветом классического искусства Чайковского и композиторов «Могучей кучки», с развитием русской музыкальной жизни и её демократизации после 60-х годов, с деятельностью первых русских консерваторий.
    Виолончельная школа во главе с Давыдовым выходит в число ведущих школ мира и приобретает огромную притягательную силу для молодых музыкантов Европы и Америки, стремящихся попасть учиться в Петербурге. Имена Давыдова, Вержбиловича, Брандукова, Козолупова становятся широко известными за рубежом.
    На фоне многочисленных на концертной эстраде того времени «бездумных виртуозов» и салонных исполнителей, в репертуаре которых преобладали бессодержательные произведения, виртуознического или салонно-развлекательного плана, глубоко человечное и высокохудожественное искусство Давыдова и его последователей привлекало внимание подлинных любителей музыки, ценивших правдивость, искренность и задушевность в исполнении русских артистов.
    Трудно переоценить роль передовой русской виолончельной школы в истории мировой виолончельной культуры последних десятилетий XIX и начала XX столетий. Такие русские виолончелисты, как Давыдов, Вержбилович, Морозов, Логановский, Бзуль, Фёдоров, Кузнецов, Брандуков, Козолупов и многие другие – достойно представляют прогрессивное реалистическое направление в истории виолончельного музыкального исполнительства.
    С именем К. Ю. Давыдова связан расцвет русской классической виолончельной школы. Крупный музыкант-художник, превосходный исполнитель, талантливый композитор и один из организаторов консерваторского образования в России, Давыдов проявил себя и как выдающийся педагог-профессор первой в России Петербургской консерватории со дня её основания; он воспитал значительное количество отличных виолончелистов, деятельность которых успешно протекала в различных городах страны. Давыдову принадлежит заслуга расширения и обогащения виолончельного репертуара и устранению из концертных программ его времени многочисленных салонных и виртуознических пьес, лишённых музыкальной ценности. Взгляды К. Ю. Давыдова в области исполнительства, педагогики и музыкального образования, как и вся его многогранная деятельность, позволяет отнести его к славной плеяде русских музыкантов-просветителей XIX века, а Русская виолончельная школа надолго получила название давыдовской.

    Карл Юльевич Давыдов родился 3 марта 1838 года в прибалтийском городке Гольдингене (ныне Кулдига Латвийской ССР). Отец врач, любитель музыки (скрипач). В 1839 году семья Давыдовых поселилась в Москве. В раннем детстве начал заниматься на фортепиано, а затем на виолончели, под руководством солиста Большого театра Шмита. Существенную помощь в дальнейшем совершенствовании виолончельного мастерства Давыдову оказал часто приезжавший в Москву известный петербургский виолончелист Карл Шуберт. Успехи юного музыканта сказались столь рано, что уже в девятилетнем возрасте он выступил в Москве на одном из музыкальных вечеров, сыграв вместе с Эдуардом Конюсом и Иваном Фришманом трио Рейсигера.
    В 16-ти летнем возрасте К. Ю. Давыдов поступил на физико-математический факультет Московского университета. Занимался успешно, но любовь к музыке не ослабевает.
    Имя Давыдова становится популярным на Московской эстраде. Интересно, что сам Серве, которого в ту пору называли «Королём виолончелистов» или «Паганини виолончели», прослушав Московского виолончелиста, был восхищён его дарованием и пророчил ему артистическую славу.
    В 1858 г. Давыдов окончил университет со степенью кандидата математических наук, но он решил посвятить себя музыке. В Лейпциге учится композиции у М. Гаунтмана.
    Выступает в качестве солиста в Гевандхаузе, исполняет свой I виолончельный концерт. Выступает в Бремене, Берлине, Гамбурге и других городах Германии. Его сравнивали с первыми виртуозами того времени.
    В 1860 году Давыдов был приглашён на место первого виолончелиста в оркестр Гевандхауза и в число профессоров Лейпцигской консерватории.
    В 1862 году Давыдов вступает в число профессоров первой организуемой в России Петербургской консерватории.

    К этому времени, то есть к 60-м годам, почва для создания в России национальной виолончельной школы как единого направления была вполне подготовлена; достаточно вспомнить достижения талантливых русских виолончелистов конца XVIII и первой половины XIX столетий – выходцев из крепостной или разночинной среды Хорошевского, Волкова, Татаринова, Подобедова, а также представителей любительских кругов – Матвея Вельгорского и Николая Голицина. Но всё же трудно переоценить роль исключительного артистического и педагогического дарования К. Ю. Давыдова, его глубоко продуманной и методичной системы, основанной на естественности и художественной убедительности исполнения, его собственного исполнительского таланта в формировании прогрессивной русской виолончельной школы второй половины прошлого века.

    Созданию и развитию отечественной виолончельной школы Давыдов посвятил лучшие годы своей жизни. За время 25-ти летней деятельности в качестве профессора Петербургской консерватории Давыдов воспитал значительное число виолончелистов, работа которых в различных русских городах способствовала дальнейшему развитию виолончельного искусства в стране. Среди его учеников можно назвать А. Вержбиловича, Д. Бзуля, С. Морозова, А. Воробьёва, Н. Логановского, А. Глена, Ф. Мулерта, А. Кузнецова, И. Шмидта, Я. Розенталя, П. Фёдорова, А. Вербова, В. Гутора, Ю. Богословскую, Н. Потапова и многих других. Давыдовская школа в сравнительно короткий срок завоевала всеобщее признание. Отличительным качеством её явились яркая художественность исполнения, ясность и благородство стиля, глубокая выразительность, полное подчинение совершенного технического мастерства музыкальным задачам, отказ от внешней эффектности, высокая культура насыщенного и задушевного звука, близкого к тембру человеческого голоса. Учиться у Давыдова стремятся крупнейшие виолончелисты других стран. Давыдова называли «царём всех виолончелистов» (П. И. Чайковский), «величайшим из виолончелистов» (Ц. Кюи), «первым из мировых виолончелистов» (М. М. Ипполитов – Иванов). М. Ю. Вельгорский преподносит Давыдову, лучшему виолончелисту того времени свой ценнейший инструмент – виолончель А. Страдивари.

    Яркое художественное дарование Давыдова проявилось в его сольной и камерной концертной деятельности, которую он с успехом совмещал с работой в консерватории. В его концертах часто принимали участие выдающиеся отечественные музыканты, и среди них А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, М. А. Балакирев, Е. А. Лавровская, И. А. Мельников, А. В. Вержбилович, В. В. Тиманова, А. Н. Есипова, В. И. Сафонов, А. И. Зилотти, М. В. Терминская, М. Д. Каменская, Б. Б. Корсов и другие.

    Давыдов явился одним из первых исполнителей в России виолончельного концерта Шумана (Петербург – 2 ноября 1869 года, оркестром дирижировал М. А. Балакирев).
    С 1962 г. Давыдов играет в квартете Русского музыкального общества вместе с Г. Венявским (первая скрипка), И. Пиккель (вторая скрипка), И. Вейкман (альт). Эпизодически за пультом первой скрипки появлялись замечательные скрипачи Ф. Лауб и Й. Иоахим. После Венявского партию первой скрипки исполнял Л. С. Ауэр. Давыдов входил в квартет на протяжении четверти столетия, он был душой квартета.

    Необходимо отметить выступления Давыдова в трио в ансамбле с Н. Рубинштейном и Ф. Лаубом, А. Есиповой и Т. Венявским, Г. Бюловом и Ж.Марсиком, А. Зилотти и К. Галиржем (трио Чайковского).
    Давыдов исполняет сонаты для виолончели и фортепиано Бетховена, Мендельсона, Шопена, Рубинштейна, Брамса, Сен - Санса.

    Давыдов концертирует с большим успехом по стране и за рубежом.
    Наряду с сольной и квартетной деятельностью, Давыдов с 1862г. на протяжении двадцати лет служил в качестве солиста оркестра в Итальянской опере в Петербурге.

    Давыдова всегда привлекала дирижёрская деятельность и подобно его современникам Балакиреву и Направнику он дирижировал наизусть.
    В своём стремлении способствовать дальнейшему развитию русской оперной и симфонической культуры Давыдов придавал огромное значение воспитанию молодых отечественных инструменталистов и певцов.
    С 1876 до 1887 года Давыдов находится на почту директора Петербургской консерватории.

    «В противоположность А. Рубинштейну, желавшему, чтобы консерватории были своего рода академиями для развития преимущественно выдающихся музыкальных талантов, Давыдов полагал, что прямая задача русской консерватории – прежде всего создать обширный круг умелых и солидно подготовленных педагогов, которые могли бы своей игрой и преподаванием содействовать усилению настоящей любви к музыке и распространению правильных методов обучения ей в России» - писал один из учеников Давыдова. Современники отмечают исключительную преданность Давыдова интересам консерватории, его высокие личные качества, благородство, отзывчивость, чуткость.
    За период директорства Давыдова число учащихся первой русской консерватории взросло более чем в два раза. Большой заслугой Давыдова явилось привлечение виднейших отечественных музыкантов, в качестве педагогов консерватории.

    Прогрессивная музыкально – общественная и педагогическая деятельность Давыдова, естественно, вызывала недовольство реакционных и правительственных кругов, чинивших артисту всяческие препятствия.
    В 1887 г. Давыдов вынужден был уйти из консерватории.

    Следующий период жизни К. Ю. Давыдова в основном характеризуется его широкой концертной деятельностью в России и за границей.
    Всюду Давыдова встречают и провожают как любимого, подлинно народного артиста.

    В 1888 году издаётся первая часть виолончельной школы, в которой отражено яркое педагогическое дарование и прогрессивные методические взгляды Давыдова.

    Преждевременная смерть помешала ему закончить свой труд.
    14 февраля 1889г. Давыдов скончался, он был похоронен в Москве.


    Многогранность дарования Давыдова не позволила ему ограничиться сольно – виртуозным концертированием: он получил известность также в качестве превосходного камерного музыканта и незаурядного дирижёра. В то же время он проявил себя и как эрудированный лектор по истории музыки, и как талантливый композитор.
    До сих пор не утратили своей музыкальной ценности его симфонические, камерные, инструментальные и вокальные произведения; некоторые из них, как, например, ряд виолончельных сочинений, отдельные романсы или фортепианный квинтет, заслуживают исполнения и в наше время. Его творческий стиль характеризуется в основном реалистической направленностью с элементами романтизма. Особый интерес представляют для нас виолончельные произведения.
    Давыдов – композитор, так же как Давыдов – исполнитель, сравнительно отходит от традиции своих предшественников – виртуозов Ромберга и Серве, которые подчиняли своё творчество личному исполнительскому мастерству, нередко за счёт художественного содержания. Давыдов же ставил перед собой прежде всего художественные цели.
    Большой заслугой Давыдова явилось пополнение репертуара не только его собственными концертами и пьесами, но и рядом созданных им художественных транскрипций; среди последних – сделанные с тонким вкусом обработки пьес: Бетховена (скрипичный романс G – dur), Шуман (пьесы из «Детского альбома»), Шопен (ноктюрны, вальсы, мазурки), Монюшко («Вечер», «Прялка»), Кюи («Колыбельная») и других композиторов.

    В числе собственных произведений Давыдова для виолончели – четыре концерта, Allegro de concert (посв. Ф. Серве), «Фантазия на русские песни», свыше тридцати других пьес, «Гимн» для десяти виолончелей.

    В виолончельных произведениях Давыдова проявляется прежде всего широкая напевность, задушевная выразительность мелодической линии.
    Наряду с таким мощным средством эмоционального воздействия, как виолончельная кантилена, в его сочинениях достигает значительного развития и виртуозная техника инструмента.

    Но разнообразная виолончельная техника, как и кантилена, подчиняются художественным задачам и никогда не превращаются в самоцель в «технику ради техники», в «пение ради пения».
    Давыдов как никто другой до него глубоко познал природу виолончели и всесторонне раскрыл ее выразительные возможности. Давыдов никогда не забывал о специфических особенностях виолончели, никогда не шёл против природы своего инструмента.
    Отличными исполнителями виолончельных произведений Давыдова кроме него самого явились его ученики: А.В. Вержбилович, А.Е. Воробьёв, А.В. Кузнецов, Д.С. Бзуль, А.Э. Глен, А.Ф. Воробьёв, А.А. Брандуков, С.М. Козолупов, Л.В. Ростропович и др.
    Художественность и мастерство отличают исполнение давыдовских концертов Шафраном Д.Б. и Ф.П. Лузановым, а также пьес С.Н. Кнушевицким.

    Исполнительские принципы Давыдова формировались на основе русского реалистического музыкального искусства, его художественных идеалов и прогрессивных демократических устремлений.
    Отзывы современников Давыдова свидетельствуют об исключительной силе убеждения, свойственной его исполнению. «Кто хотя бы раз слышал его игру, пение его виолончели, тот запоминал это дивное исполнение навсегда!» - восклицает один из его учеников. Характеризуя игру своего учителя, он пишет, что в исполнении Давыдова : «Каждая мелодическая фраза выступала необыкновенно тонко и поэтично, глубоко искренне и задушевно. Каждая фраза, даже самой незначительной пьесы, исполненная им, ярко запечатлевалась в воображении слушателя и будила в нём убеждение, что…исполненная по-другому, она потеряет существенное, главное, без чего в ней не может быть ни жизни, ни красоты».
    Давыдов-исполнитель умел своей вдохновенной интерпретацией «вложить душу» в произведение, правдиво раскрыть его художественное содержание.
    Широко используя выразительное рубато, Давыдов никогда не переходил художественных границ и ярко выявлял свое личное отношение к исполняемой музыке, не искажая его содержания.
    Чайковский называл игру Давыдова «мастерской, исполненной высокой художественности и поэзии». Серов отмечал «громадную виртуозность». Кюи писал о Давыдове как о музыканте-виртуозе, «величайшем из виолончелистов».
    Обладая безупречной виолончельной виртуозной техникой, Давыдов никогда не видел в своём техническом мастерстве самоцели, всегда подчинял его художественно-выразительным задачам. Давыдов внёс неоценимый вклад в развитие, не только отечественной, но и мировой музыкально-исполнительской культуры.

    Значительный интерес сохранили вплоть до нашего времени прогрессивные педагогические и методические взгляды Давыдова, которые отражены в его виолончельной «Школе». Основным достоинством «Школы», способствующим её широкому применению в советской педагогической практике, является характерное для Давыдова-педагога прогрессивное стремление к единству художественного и технического развития учащегося.
    Давыдов стремился к тому, чтобы красиво, сочно и выразительно звучали и кантиленные эпизоды, и пассажные, и штриховые. Давыдов глубоко понимал не только выразительное значение интонации, но и её акустические основы. В «Школе» Давыдова четко дифференцированы узкое и широкое расположения пальцев на грифе.
    В виолончельную методику под названием «Шарнира Давыдова» вошёл приём, позволяющий расширить объём позиции в ставке, не меняя позиции (то есть не сдвигая большого пальца).
    В противоположность Ромбергу, часто применявшему аппликатурный приём «позиционного параллелизма», Давыдов предпочитал так называемый «линейный» принцип аппликатуры, дающий возможность шире использовать верхние струны.
    Давыдов требует навыка в «распределении» смычка и «овладения» различными комбинациями легато и деташе, как основных штрихов. Он применяет самые разнообразные штрихи, которые использует соответственно их выразительным возможностям.
    Мелодические и педагогические принципы Давыдова объединены одной задачей – воспитание музыканта-художника. Он строил свою систему преподавания на глубоко продуманном индивидуальном подходе к учащемуся, не навязывая ему своего понимания, чутко и незаметно направлял молодого музыканта по верному пути.
    «Как профессор он был великолепен», - говорит о Давыдове в своих воспоминаниях А.И. Брюллова, - «Все, кто у нас во второй половине XIX века играли на виолончели, обязаны его педагогическому таланту, его умению обучать не только технике, но и зарождать в ученике любовь к искусству».

    Свои замечания, исправления и советы Давыдов делал всегда спокойно, подчас с юмором, в то же время подзадоривающе к прилежной работе, всегда очень мягко, доброжелательно, с дружеской улыбкой. Почти никогда он не сердился на ученика, не выходил из себя. Всегда ровный, спокойный, он тем не менее, умел заставить ученика хорошо работать.


    Осваивая давыдовское наследие, отбирая из него всё наиболее ценное и отвечающее требованиям советского исполнительства и педагогики, Советская виолончельная школа в лице лучших её представителей идёт по пути дальнейшего прогресса виолончельного искусства, в развитие которого неоценимый вклад внесла в своё время русская классическая виолончельная школа во главе с К.Ю. Давыдовым.