КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Ф.И.О._______________________________________________________________________
Дата рождения_______________Домашний адрес___________________________________
Дата поступления____________Откуда поступил___________________________________
Заключение специалистов:
Невропатолога________________________________________________________________
Окулиста____________________________________________________________________
Отоларинголога_______________________________________________________________
Психолога__________________________________________________________________
Сведения о семье:
Мать/ФИО_____________________________________________________Возраст________
Образование______________ Место работы, должность_____________________________
Отец/ФИО_____________________________________________________Возраст________
Образование______________ Место работы, должность _____________________________
Речь родителей и других членов семьи____________________________________________
Наличие других детей в семье___________________________________________________
АНАМНЕЗ
Наследственные и хронические заболевания родителей______________________________
_____________________________________________________________________________
Возраст матери при рождении ребенка ______От какой беременности ребенок__________
Протекание беременности: токсикоз 1половины, 2 половины, травмы, интоксикации, заболевания_(краснуха, сахарный диабет, бр.астма, анемия, заболевания печени, почек, грипп, гипертония, гипотония)___________________________________________________
Травмы ______________________________________________________________________
Роды: досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, норма_____________________
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция __________ ________
Травмы во время родов________________________________________________________ Асфиксия: белая, синяя ___________Крик: был, нет_________
Резус-фактор(положительный, отрицательный)
Вес при рождении_________________
Перенесенные заболевания: до 1 месяца___________________________________________
до года _____________________________после года_________________________________
до 3 лет _____________________________после 3 лет________________________________
Ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре__________________________
Раннее физическое развитие
Стал держать голову______(1,5м)Ползать______(5м) Сидеть_____(6м)Ходить______(до1)
Первые зубы______(6-8м) Правша, левша, амбидекстр. Характер моторики: излишне подвижен, не координирован в движениях, двигательно беспокоен, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений_________________________
_____________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление______(2-3м) Лепет______(4-8) Первые слова________(1г.) Первая фраза_______
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине _______________________________
_____________________________________________________________________________
Использование жестов __________________Наличие двуязычия в семье________________
Обращались ли к логопеду, результат _____________________________________________
__________________________________________________________________
Строение и подвижность артикуляторного аппарата
Параметры изучения | Возраст ребенка |
5-6 лет | 6-7 лет |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Мимические движения (под счет: 5 раз а возрасте 5 и 6 лет) | Поднять брови | | | | |
Нахмурить брови | | | | |
Прищурить глаза | | | | |
Надуть-втянуть щеки | | | | |
Губы: толстые, тонкие, неполное смыкание, расщелина, шрамы | Улыбка-трубочка | | | | |
Оскал | | | | |
Вибрация – «тпру» | | | | |
Зубы: норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствуют | Качественная характеристика | | | | |
Язык: массивный, географический, маленький, девиация кончика влево-вправо, нарушение функции смыкания | Широкий удержание «лопаткой» | | | | |
Узкий удержание 5 сек «жало» | | | | |
Узкий: влево-вправо | | | | |
Широкий: вверх-вниз | | | | |
Кончиком обвести губы | | | | |
«Цоканье» | | | | |
Итого баллов: | | | | | |
Качественная характеристика
Объем движений: полный, неполный_____________________________________________________________
Точность движений: сохранна, нарушена__________________________________________________________
Тонус: сохранен, повышенный, пониженный_______________________________________________________
Темп движений: нормальный, медленный, быстрый_________________________________________________
Переключаемость движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений _____________________________________________________________________________________________
Длительность (способность удерживать язык в заданном положении)__________________________________
Тремор: увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение _____________________________________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный_____________________________
Твердое небо: высокое, узкое, плоское, расщелина, сумбукозная щель_________________________________
Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация вправо-влево, нарушение функции смыкания _____________________________________________________________________________________________
Общее звучание речи
(качественная характеристика)
Параметры изучения | Возраст ребенка |
5 -6лет | 6-7 лет |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох | | | | |
Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком | | | | |
Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисритмия | | | | |
Паузация: правильная, нарушенная- деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки | | | | |
Ручная моторика (объем движений, темп, переключаемость движений, ведущая рука, амбидекстр)
Параметры изучения | Возраст ребенка |
5-6 лет | 6 -7лет |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Покажи ушки(2 – 3 пальчика) | правая | | | | |
левая | | | | |
обе | | | | |
Покажи рожки (2 – 5 пальчиков) | правая | | | | |
левая | | | | |
обе | | | | |
Сложи кольцо 1-2,3,4,5 | правая | | | | |
левая | | | | |
обе | х | | |
«Игра на рояле» | правая | | | | |
левая | | | | |
обе | | | | |
Кулак, ребро, ладонь | правая | Х | | |
левая | | |
Застежка | | | | |
Шнуровка | | | | |
Итого баллов: | | | | |
Состояние звукопроизношения (качественная характеристика)
Звуки | Возраст ребенка |
5-6 лет | 6-7лет |
Начало года | Конец года | Начало год | Конец года |
Б-М-П | | | | |
В-Ф | | | | |
Т-Д-Н | | | | |
К-Г-Х | | | | |
Й (Е-Ё-Ю-Я) | | | | |
С | | | | |
СЬ | | | | |
З | | | | |
ЗЬ | | | | |
Ц | | | | |
Ш | | | | |
Ж | | | | |
Щ | | | | |
Ч | | | | |
Л | | | | |
ЛЬ | | | | |
Р | | | | |
РЬ | | | | |
Фонематическое восприятие (повтори, покажи)
Речевой материал | Возраст ребенка |
5-6 лет | 6-7лет |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
па-ба | ба-па | | | | |
та-да | да-та | | | | |
ка-га | га-ка | | | | |
та-да-та | да-та-да | Х | | |
ка-га-ка | га-ка-га | | |
са-ша | за-жа | | |
мишка – мышка | | | | |
бочка – почка | | | | |
лук-люк | | | | |
трава – дрова | | | | |
крыса – крыша | | | | |
жар-шар | | | | |
коса – коза | | | | |
рожки-ложки | | | | |
Итого балов: | | | | |
Языковой анализ и синтез
Речевой материал | Возраст ребенка |
5 -6лет | 6-7 лет |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Какой первый звук в слове? облако, иголки, аист | | | | |
Какой звук в конце слова? пила, грибы, очки | | | | |
Какой звук в конце слова ? Кошка, автобус, дом | Х | | |
Какой звук в начале слова? танк ,коза, санки | | |
Сколько звуков в слове? кот, стул, лимон | | |
Составь слово из звуков: К,о,т; ш,у,б,а; ш,а,п,к,а. | | |
Итого баллов: | | | | |
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
(не нарушена; нарушения: парафазии (замены звуков, слогов); элизии (пропуски букв, слогов); итерации (повторение звуков, слогов); контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого); персеверации (отсроченное повторение); перестановка звуков, слогов; антиципации)
Речевой материал | Возраст ребенка |
5-6 лет | 6-7 лет |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
пуговица | | | | |
кукуруза | | | | |
гусеница | | | | |
самокаты | | | | |
милиционер | Х | | |
велосипед | | |
сковорода | | |
телевизор | | |
Мальчики слепили снеговика | | | | |
Водопроводчик чинит водопровод | Х | | |
На перекрестке стоит регулировщик | | |
Итого баллов: | | | | |
Состояние лексико- грамматического строя речи
Импрессивная речь
Параметры изучения | Возраст ребенка |
5-6лет | 6-7лет |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Выполнение инструкций | Закрой книгу | | | | |
Достань ручку | | | | |
Достань ручку и положи ее на тетрадь | | | | |
Понимание предложений с причинно-следственной связью | Петя ударил Васю. Кому больно? | | | | |
Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше? | Х | | |
Понимание изменения числа сущ-х в предложении | Покажи, где самолеты летят, где самолет летит | | | | |
Покажи, где ракета взлетает, где ракеты взлетают |
Понимание падежных окончаний существитель-ных | Покажи карандашом ручку | | | | |
Покажи карандаш ручкой | | | | |
Покажи дочку мамы | Х | | |
Покажи маму дочки | | |
Понимание предлогов (покажи где:) | Кот идет к дому | | | | |
Кот в доме | | | | |
Кот перед домом | | | | |
Кот вылезает из трубы | Х | | |
Кот выглядывает из-за крыльца | | |
Итого баллов: | | | | |
Экспрессивная речь
Активный словарь
Параметры изучения | Возраст ребенка |
5 -6лет | 6-7лет |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Словарь существительных | «посуда» | | | | |
«Мебель» | | | | |
«Овощи» | | | | |
«Фрукты» | | | | |
«Дикие, домашние животные» | | | | |
«Транспорт» | Х | | |
«деревья» | | |
«инструменты» | | |
«Бытовая техника» | | |
«школьные принадлежности» | | |
Называние и показ частей объектов | Части тела: а)голова, ноги, руки, грудь, живот, шея, нос, рот, глаза | | | | |
б) локоть, колено, ноготь | | | | |
в) затылок, запястье, подбородок | Х | | |
Стул: спинка, сиденье, ножка | | | | |
Чайник: донышко, носик, крышка, ручка | Х | | |
Глагольный словарь |
Назвать действие предмета (что делает?) | летит | | | | |
скачет | | | | |
стучит | | | | |
рисует | | | | |
умывается | | | | |
шьет | Х | | |
вяжет | | |
вышивает | | |
варит | | |
жарит | | |
печет | | |
Словарь признаков |
Подбор антонимов | Черный - белый | | | | |
Сладкий -кислый | | | | |
Твердый -мягкий | | | | |
Большой -маленький | | | | |
Высокий -низкий | Х | | |
Длинный -короткий | | |
Широкий -узкий | | |
Толстый -тонкий | | |
Какой по форме? | Треугольный | | | | |
Овальный | | | | |
Круглый | | | | |
Квадратный | | | | |
Прямоугольный | | | | |
Какой по цвету? | Основные цвета | | | | |
Оттенки цветов | Х | | |
Какой по вкусу? | Лимон | | | | |
Клубника | | | | |
Рябина | | | | |
Итого баллов: | | | | |
Грамматический строй речи
Обследование словообразовательных навыков
Параметры изучения | Возраст ребенка |
5-6 лет | 6-7лет |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательным значением | ключ-ключик | | | | |
Звезда-звездочка | | | | |
Пуговица-пуговичка | | | | |
С увеличитель-ным значением | дом | Х | | |
рука | | |
усы | | |
Образование Притяжатель-ных прилагатель-ных | Чей хвост? | | | | |
Чья голова? | | | | |
Чьи уши? | | | | |
Образование прилагатель-ных от существи-тельных (из чего сделано?) | Шкаф из дерева | | | | |
Машина из железа | | | | |
Чашка из фарфора | Х | | |
Шапка из шерсти | | |
Образование глаголов с помощью приставок: ехать,бе-жать, лететь | При- | | | | |
У- | | | | |
За- | | | | |
Пере- | Х | | |
Итого баллов: | | | | |
Словоизменение
Параметры изучения | Возраст ребенка |
5-6 лет | 6-7лет |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Изменение сущ-х по падежам (с. 237-247)* | И.п. | | | | |
Р.п. | | | | |
Д.п. | | | | |
В.п. | | | | |
Т.п. | | | | |
П.п. | | | | |
Изменение прилагательных по родам (249)* | Ж.р. | | | | |
М.р. | | | | |
Ср.р. | | | | |
Изменение сущ-х по числам (253-260)* | Лампа -лампы | | | | |
Стол -столы | | | | |
Яйцо -яйца | | | | |
Лоб -лбы | Х | | |
Ухо -уши | | |
Мн. число сущ-х в родительном падеже (нет чего?) | вишня | | | | |
ведра | | | | |
блюдца | | | | |
парты | Х | | |
Согласование сущ-х с числительными (1, 2, 5) с.261* | карандаш | | | | |
яблоко | | | | |
тетрадь | Х | | |
Итого баллов: | | | | |
Исследование связной речи
Связная речь: однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение
Параметры изучения | Возраст ребенка |
5-6 лет | 6-7лет |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Составить предложения по картинке (с.271)* | | | | |
Составить рассказ по картинке (с.273)* | | | | |
Составить рассказ по серии картинок (с.275)* | | | | |
Пересказ: «Белочка и зайчик» Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая. А зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик – морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик – под елкой. | Х | | |
Качество пересказа | | |
Уровень необходимой помощи | | |
Итого баллов: | | | | |
Познавательные процессы
Параметры изучения | Возраст ребенка |
5-6 лет | 6-7 лет |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Счетные операции | Счет прямой и обратный | | | | |
Сосчитать сколько предметов нарисовано (225)* | | | | |
Назвать по порядку(227)* | | | | |
Сколько лап у кошки? | | | | |
Сколько лап у петуха? | | | | |
Ориентировка в пространстве | высоко | | | | |
низко | | | | |
далеко | | | | |
близко | | | | |
слева | | | | |
справа | | | | |
Слева внизу | Х | | |
Слева вверху | | |
Справа внизу | | |
Справа вверху | | |
Ориентировка во времени | Какое время года?(217)* | | | | |
В какое время суток дети идут в детский сад?(223)* | | | | |
Когда ребята идут гулять? | | | | |
Когда дети ложатся спать? | | | | |
Назвать дни недели | Х | | |
Мышление | Составление из частей целого | Из 6-8 | Из 8-10 |
| | | |
Выделение лишнего предмета | | | | |
Итого баллов: | | | | | |
* «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой
Средний балл:_________
Логопедическое заключение
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата______________ Логопед_____________________
ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ
СОДЕРЖАНИЕ:
| ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | |
1. | ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ | |
| ПРИЛОЖЕНИЕ | |
2. | КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТЕМ РЕЧИ. | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическое пособие «Карта логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи» (далее – карты) предназначены для учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Карты составлены с учетом разделов программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»: лексика, грамматика, связная речь.
В качестве основного наглядного диагностического материала рекомендован «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой.
Для сбора более полной информации по результатам обследования предложена качественная и количественная характеристика состояния речевых процессов.
В разделах карт «Анамнез», «Строение и подвижность артикуляционного аппарата», «Голосовая и дыхательные функции», «Состояние звукопроизношения» рекомендована только качественная характеристика, которая учитывает специфику органических нарушений речи. В других разделах карт дана количественная характеристика результатов исследования.
Все разделы в картах, за исключением раздела «Анамнез» оформлены графически, что позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении двух-трех лет логопедической работы и обеспечивает наблюдение за динамикой речевого развития на протяжении всего коррекционного периода.
Для оценки состояния уровня речевого нарушения детей предложена следующая система:
- 3 балла - самостоятельное выполнение тестового задания;
- 2 балла - выполнение с помощью взрослого (либо с ошибкой);
- 1 балл - тестовое задание не выполнено.
По каждому разделу карт (количественная характеристика) выводится средний балл по формуле:
Сумма баллов
Количество заданий
По итогам обследования разделов определяется уровень общего недоразвития речи по формуле:
Сумма средних баллов по разделам
Количество разделов
Критериями определения уровня общего недоразвития речи являются:
- 1 балл – ОНР 1 уровня;
- более 1 менее 2 баллов – ОНР 2 уровня;
- 2 менее 2,5 балла – ОНР 3 уровня;
-2,5 менее 3 баллов – ОНР 4 уровня.
Логопедическое заключение по итогам обследования оформляется с учетом использования клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций по Р.Е.Левиной (например):
ОНР (1,2 ур.), моторная алалия
ОНР (2,3,4 ур.), дизартрия или стертая форма дизартрии
ОНР (3,4 ур.), ринолалия
Использование карт логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи позволяют обеспечить:
качественный анализ результатов обследования (учет допускаемых ошибок, степень самостоятельности, особенности выполнения заданий и т.д.);
интерпретацию полученных данных в количественной форме;
подбор заданий в соответствии с возрастной нормой;
построение индивидуального речевого профиля, который позволяет наглядно уточнить структуру речевого нарушения и составить план коррекционной работы;
отслеживание динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия (начало - конец учебного года);
компактность заполнения;
возможность специалистам МБДОУ осуществить анализ динамики устранения речевого нарушения и наметить пути корректировки коррекционно-педагогического воздействия.
1. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
При изучении анамнеза в первую очередь обращается внимание на выявление неврологических и психопатологических синдромов в раннем анамнезе - перинатальной энцефалопатии, минимальной мозговой дисфункции, задержки моторного развития, а также хронических соматических заболеваний: сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей и т.д. Анализ особенностей речевого развития направлен не только на выявление сроков появления речи, но и дисгармонии ее развития.
При обследовании строения, подвижности артикуляторного аппарата следует отметить помимо количественной характеристики строения наличие качества объема движений, точности, темпа, переключаемости. Это же касается и оценки состояния ручной моторики.
Следующие разделы карты содержат задания для обследования
состояния звукопроизношения, фонематических процессов,
воспроизведения звуко-слоговой структуры слов.
При обследовании состояния звукопроизношения необходимо обратить внимание на принципиальный методологический характер - разрыв в изучении фонетической и смысловой сторон речи.
Поэтому только с помощью тщательного сопоставления проявлений, характеризующих строение и функцию артикуляционного аппарата, уровень фонематического восприятия и качественные особенности дефектов звукопроизношения, можно установить конкретную патологию и найти адекватные коррекционные приемы.
При изучении импрессивной речи дается не так много тестовых заданий. Трудно обследовать раздельно экспрессивную и импрессивную речь ребенка. Это обусловлено тем, что при изучении экспрессивной речи отмечаются одновременно понимание и употребление грамматических форм, объем и характеристика активного и пассивного словаря, степень осведомленности ребенка. Проводя обследование, логопед должен учитывать, что в зависимости от того, какие стороны речи окажутся наиболее нарушенными, дефект речи ребенка будет квалифицироваться по-разному и направления коррекционной работы будут также различными.
Большое внимание уделяется изучению состояния связной речи, ее правильному лексико-грамматическому оформлению, а также умению устанавливать причинно-следственные связи. С этой целью предлагается использовать прием составления предложения по предлагаемой ребенку картинке. Прежде всего, выявляется умение ребенка построить простое нераспространенное предложение; затем - умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3-4 слов, т.е. с определением. Дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов). С помощью этого же приема выявляется умение детей строить предложения с однородными членами.
Далее дается задание с усложнением: составление рассказа по серии сюжетных картинок. Здесь необходимо правильно воспринять картинки и вычленить типовую ситуацию, построить и проверить гипотезу о смысле серии. Далее нужно построить программу высказывания, найти нужные синтаксические и лексические средства и реализовать высказывание.
Пересказ текста «Белочка и зайчик». Это задание требует восприятия и удержания слухоречевой информации, выделения смысла текста и его воспроизведения, оно провоцирует множественные лексические, грамматические ошибки.
В карте отводится соответствующее место для исследования уровня умственного развития ребенка и проведения анализа нарушений его познавательной деятельности.
12